Рабочая программа по учебному предмету "Постановка голоса"

Титова Ирина Валентиновна

Рабочая программа по учебному предмету "Постановка голоса" дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства "Хоровее пение" 8-9 лет ообучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа71.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                         дополнительного образования

      «Детская школа искусств №7» г. Курска

 

             Рабочая программа по учебному предмету

                              «Постановка голоса»

                дополнительной предпрофессиональной

             общеобразовательной программы в области

                            музыкального искусства

                                 «Хоровое пение»

                              8 (9)-летнее обучение

                      Курск 2020 г.

Структура программы учебного предмета

1. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;  Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;  Методы обучения;
  • Описание материально — технических условий реализации учебного предмета.

2. Содержание учебного предмета  Требования по годам обучения.

З. Требования к уровню подготовки обучающихся

  1. Формы и методы контроля, система оценок  Аттестация: цели, виды, форма, содержание;  Критерии оценки.
  2. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

6. Списки нотной и методической литературы.

Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Постановка голоса» раэработана на основе и с учетом федеральных государственных требований дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение».

Хоровое исполнительство один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. в дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Хоровое пение» учебный предмет «Постановка голоса является предметом вариативной части.

Учебный предмет «Постановка голоса» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыкрв в области пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно нравственное развитите ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.

2.Срок реализации учебного предмета «Постановка голоса»

Срок реализации учебного предмета «Постановка голоса» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет и шести месяцев до девяти лет, с 7 по 8 класс составляет один час в неделю. Срок освоения программы для детей, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства может быть увеличен на один год.

3.06ъем учебного        времени,        предусмотренный        учебным        планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Постановка голоса»:

Срок обучения\класс

7-8-класс

9 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

132

66

Количество часов на аудиторные занятия

66

33

Количество        часов        внеаудиторную

(самостоятельную) работу

66

33

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий.

Форма        проведения        учебных        аудиторных        занятии                индивидуальная, продолжительность урока — 40 минут.

5.Цель и задачи учебного предмета «Постановка голоса».

Цель: развитие музыкально творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области вокального исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:

  • Развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;  Развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, артистизма;
  • Формирование умений и навыков вокального исполнительства;
  • Обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
  • Приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
  • Формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

6.06основание структуры учебного предмета «Постановка голоса»

Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:

  • Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • Распределение учебного материала по годам обучения;
  • Описание дидактических единиц учебного предмета;
  • Требования к уровню подготовки обучающихся;  Формы и методы контроля, система оценок;
  • Методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы

«Содержание учебного предмета»

7.методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • Словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
  • Наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
  • Практический (воспризводящие и творческиеупражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
  • Прослушивание записей выдающихся вокалистов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
  • Применеие индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях вокального исполнительства.

8.0писание материально — технических условий реализации учебного предмета

«Постановка голоса»

Для реализации программы учебного предмета «Постановка голоса» должны быть созданы следующие материально — технические условия, которые включают в себя: класс (не менее б кв. метров) для индивидуальных занятий с наличием инструмента (фортепиано), а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки). Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам.

Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Постановка голоса», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия.

Распределение по годам обучения

Класс

1

4

5

б

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия

66

33

99

Количество часов на самостоятельную работу ( в неделю)

1

1

1

количество        часов самостоятельную работу (по годам)

33

33

33

Общее количество часов внеаудиторную (самостоятельную работу)

66

33

99

Максимальное количество часов занятий в неделю

2

2

2

Общее максимальное количество часов (по годам)

66

66

66

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

132

66

198

Аудиторная нагрузка по учебному предмету вариативной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на вариативную часть федеральными государственными требованиями.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

  • Выполнение домашнего задания;
  • Подготовка к концертным выступлениям;
  • Посещение учреждений культуры ( филармоний, театров, концертных залов);  Участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно — просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Требования по годам обучения

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

За учебный год по предмету «Постановка голоса» должно быть пройдено примерно 5-6 произведений.

Основные принципы подбора репертуара:

  1. Художественная ценность произведения.
  2. Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей. З. Решение учебных задач.
  1. Классическая музыка (русская и зарубежная ) в сочетании с произведениями современных композиторов и народными песнями различных жанров.
  2. Создание художественного образа произведения, выявление идейноэмоционального смысла.

б. Доступность: а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по техничкским навыкам.

7. Разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию; в) по темпу, нюансировке; г) по сложности.

7 класс

Объем теоретических знаний, практических умений и навыков.

  • Работа над укреплением вокально-технических навыков;
  • Расширение диапазона и выравнивание звучности голоса на всем его протяжении;
  • Работа над дикцией, артикуляцией, пением на опоре, развитием тембра голоса;  Работа над подвижностью голоса, звукообразованием, умелым использованием динамических опенков;
  • Работа над художественным словом и фразировкой.

В течение учебного года учащийся должен разучить и исполнить 1-2 вокализа и 3-4 произведения, различных по характеру и содержанию.

Текущий и промежуточный контроль

На зачетном уроке в конце учебного года учащийся должен исполнить 2 произведения.

Примерный репертуарный список:

  1. Н. Римский — Корсаков «Заиграйте,мои гусельки»
  2. ЭГриг «Лесная песня»

З. Ф.Абт Сборник вокализов

  1. Г.Зейдлер Вокализы
  2. А.Варламов «Взволнуют море непогоды»

б. П.Чайковский «Мой садик»

  1. И. Бах «Осень»
  2. В.Моцарт «Детские игры», «Приход весны»
  3. А.Гречанинов «Подснежник»
  4. Я.Дубравин «Я рисую», «До свидания, птицы»
  5. А.Ермолов «Осенний блюз», «Здравствуй, утро»
  6. Е Крылатов «Дом на колесах», «Прикосновение»
  7. С.Крупа-Шушарина «Июль», «Музыка природы»
  8. Л.Марченко «Менуэт», «Рассвет»
  9. Русские народные песни в обр.М.Балакирева
  10. Русские народные песни в обр. Н.Римского - Корсакова

8 класс

Объем теоретических знаний, практических умений и навыков.

 работа над укреплением вокально-технических навыков;  расширение диапазона и выравнивание звучности голоса на всем его протяжении;  работа над дикцией, артикуляцией, пением на опоре;  работа над подвижностью голоса, развитие умения петь на пиано и филировать звук;  развивать умение самостоятельно изучать музыкальное произведение.

В течение учебного года учащийся должен разучить и исполнить 1-2 вокализа и 3-4 произведения различного характера и содержания по плану программы.

Текущий и промежуточный контроль

На зачетном уроке в конце учебного года учащийся должен исполнить 2 произведения.

Примерный репертуарный список:

  1. Ф.Абт. Сборник вокализов
  2. А.Аренский «Спи, дитя мое, усни»

З. И.Брамс «Колыбельная»

4. В.Моцарт «Колыбельная», «Приход весны» 5. Л.Бетховен «Сурок», «Волшебный цветок»

б. М.ГЛИНКа «не щебечи, соловейко»

  1. П.Чайковский «Весенняя песня», «Весна»
  2. Я.Дубравин «Вальс Офелии»
  3. Народные песни в обр. А.Гурилева
  4. Русские народные песни в обр. М.Балакирева
  5. Ю.Милютин «Лирическая песенка»
  6. Г.Зейдлер «Вокализы»
  7. Я.Френкель «Настя»
  8. Ц.Кюи «Зима», «Осень»
  9. З.Левина «Незабудка», «Мы в гости идем»
  10. А.Петров «Дождик», «Меня мама учит музыке»

9 класс

Объем теоретических знаний, практических умений и навыков.

  • Продолжение работы над укреплением вокально-технических навыков;
  • Расширениедиапазона и выравнивание звучности голоса на всем его протяжении;  Работа над дикцией, артикуляцией, художественным словом;
  • Развивать умение самостоятельно распеваться и прорабатывать вокальные произведения;
  • Работа над художественным образом произведения и донесением его до слушателя.

В течение учебного года учащийся должен разучить и исполнить 4-6 произведений различного характера и содержания по плану программы.

Примерный репертуарный список:

  1. Ф.Абт «Сборник вокализов»
  2. Г.Зейдлер «Вокализы»

З. Л.Бетховен «Сурок», «Край родной»

4. А.Гурилев «Сарафанчик», «Матушка-голубушка» 5. А.Варламов «Ангел»

б. Ф.Шуберт «Форель», «Куда?» 7. С.Танеев «Пусть отзвучит»

  1. А.Иполлитов — Иванов «Утро»
  2. Р Шуман «небывалая страна»
  3. ЭГ риг «Заход солнца»
  4. А.Ермолов «Музыкальные страницы», «Волшебный мир искусства»
  5. В.Кладницкий «Весеннее упоение»
  6. Э.Колмановский «Ты говоришь мне о любви»
  7. Русские народные песни в обр. В.Волкова «Тонкая рябина», «Пряха»
  8. Русские народные песни «Отдавали молоду», «На горе-то калина», «Катенька веселая»

16. О.Фельдман «Взрослые дочери»

Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Постановка голоса» являются следующие знания. Умения и навыки:

  • Наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, вокальному исполнительству;
  • Знание начальных основ вокального искусства, знание профессиональной терминологии;
  • Умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
  • Сформированные практические навыки исполнения авторских, народных и классических произведений отечественной и зарубежной музыки;  Знание устройства и принципов работы голосового аппарата;
  • Обладаниее диапазоном в рамках принятой классификации;

Владение вокально-хоровым дыханием;

  • Наличие навыков чтения с листа.

Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости — текущая и промежуточная. Методы текущего конроля:

  • оценка за работу в классе;
  • контрольный урок в конце каждой четверти.

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий и их посещаемости.

Формой промежуточной аттестации может быть зачет в виде академического концерта.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • Оценка годовой работы ученика;
  • Оценка на зачете (академическом концерте);
  • Другие выступления ученика в течение учебного года.
  1. Критерии оценок.

По итогам исполнения программы на контрольном уроке, зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; создание художественного образа, соответствующего замыслу композитора.

4 («хорошо»)

Программа соответствует году обучения, грамоьное исполнение с наличием мелких технических недочетов, неполное донесение образа исполняемого произведения.

(«удовлетворительно»)

программа не соответствует году году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен.

2 («неудовлетворительно»)

Незнание наизусть нотного текста, слабое владение вокальными навыками, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний , умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального хорового искусства.

Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам.

Программа учебного предмета «Постановка голоса» основана на следующих педагогических принципах:

  • Соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития учащихся;
  • Комплексность решения задач обучения и воспитания;
  • Постоянство требований и систематическое повторение действий;
  • Уважение личности каждого ученика;
  • Единство развития коллективной формы творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;
  • Художественная ценность исполняемых произведений;  Создание художественного образа произведения;
  • Доступность используемого музыкального материала: по содержанию, по голосовым возможностям, по техническим навыкам;
  • Разнообразие: по стилю, по содержанию, по сложности.

При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах.

В 8 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса. В это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые в дальнейшем получают свое развитие. В этот период детям свойственна малая подвижность гортани. Укрепление нервной системы постепенно ведет к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций.

К 9 годам практически полностью оформляется голосовая мышца, можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов.

Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено.

Что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр голоса. В это время закладываются необходимые профессиональные НаВЬЖИ пения — точное интонирование, элементы вокальной техники и т.д.

У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения силы голоса.

Уместно использование умеренных динамических опенков.

У учащихся старшей возрастной группы развивается грудное звучание, индивидуальный тембр, расширяется диапазон.

11-12 лет — предмутационный период, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Регулярные занятия в этот период способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пения даже в во время мутации.

13-14 лет — мутационный период, связанный с резким изменением гортани. Приближение мутации возможно определить по ряду признаков, предшествующих этому периоду. Перед мутацией голос ребенка обычно улучшается, увеличивается его сила и звучность. Но через некоторое время пение начинает даваться с трудом, особенно на верхних звуках диапазона, утрачивается ровность звучания, звонкость, напевность и т.д.

В организме подростков происходят значительные физиологические изменения, сложнейшие процессы затрагивают и голосовой аппарат. Голосовые складки увеличиваются в длину, рост гортани опережает развтите резонаторных полостей, при этом надгортанник часто остается детским.

Эти явления нередко сопровождаются нарушениемкоординации в работе органов дыхания и гортани. Бурный рост гортани является наиболее опасным моментом в работе с обучающимися. Время занятий необходимо ограничить, а в случае появления болезненных ощущений прервать на некоторый срок, но полное прекращение пения во время мутации может привести к потере налаженной координации в работе органов голосообразования.

При проведении занятий желательно прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей с выступлениями лучших вокалистов, что значительно расширит музыкальный кругозор учащихся. Особое внимание следует уделять прослушиванию и просмотру собственных выступлений с последующим разбором.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы. Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции, методическую целесообразность и индивидуальные способности ученика.

Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе хорового пения является домашняя работа. Учащийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. Выполнение обучающимися домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться нотным материалом в соответствии с программными требованиями по данному предмету.

Список нотной и методической литературы.

  1. Абт Ф.»Школа пения, избранные упражнения для голоса и фортепиано»,        Москва,19б0г.
  2. Акимова С. «Воспоминания певицы», Л. 1978г. З. Баранова Т. «Песни для детей», 2002г.
  1. Бобыкина Т. «Московский хор молодежи и студентов», Совет композиторов, Москва,1979г.
  2. Боровик Л.Г. «Научные основы постановки голоса», Челябинск,1998г.

б. Вопросы музыкальной педагогики. 5 выпуск, составитель Натансон В.А., Рощина Л.В. Москва. «Музыка»1984г.

7, ГонтаренкоН.Б. «Секреты вокального мастерства».2008г.

  1. Дмитриев АЛ.»Основы вокальной методики»
  2. Зуев А.С., Глебова МГ. «Певческий голос».Пермь,1998г.
  3. Иванов А. «Об искусстве пения», М. 1963г.
  4. Иванлв А. «О вокальном образе», М. 1968г.
  5. Коровицин В. «Романсы, песни для детей», 2007г.
  6. Кудряшов А, «Настольная книга музыкального руководителя»,200бг.
  7. Луканин В.»Обучение и воспитание молодого певца».Л.1987г.
  8. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению»
  9. Морозов В. «Тайны вокальной речи»2002г.
  10. Осеннева М.С. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом»
  11. Петров А. «Б веселых песен для детей для голоса с фортепиано», М. Музыка, 1978г.
  12. Соколов В. «Работа с хором», Москва,Музыка 1983г.
  13. Стулова Г.П. «Работа с
  14. Тевлина БГ. «Работа с хором», М. «Профиздат»,1972г.
  15. КрасотинаЕ.А. «Практикум управления хором». Всероссийское хоровое общество,

м.1979г.