Рабочая программа по учебному предмету "Постановка голоса"
Рабочая программа по учебному предмету "Постановка голоса" дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства "Хоровее пение" 8-9 лет ообучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 71.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №7» г. Курска
Рабочая программа по учебному предмету
«Постановка голоса»
дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области
музыкального искусства
«Хоровое пение»
8 (9)-летнее обучение
Курск 2020 г.
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета; Методы обучения;
- Описание материально — технических условий реализации учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета Требования по годам обучения.
З. Требования к уровню подготовки обучающихся
- Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание; Критерии оценки.
- Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
6. Списки нотной и методической литературы.
Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Постановка голоса» раэработана на основе и с учетом федеральных государственных требований дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Хоровое исполнительство один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. в дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Хоровое пение» учебный предмет «Постановка голоса является предметом вариативной части.
Учебный предмет «Постановка голоса» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыкрв в области пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно нравственное развитите ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.
2.Срок реализации учебного предмета «Постановка голоса»
Срок реализации учебного предмета «Постановка голоса» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет и шести месяцев до девяти лет, с 7 по 8 класс составляет один час в неделю. Срок освоения программы для детей, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства может быть увеличен на один год.
3.06ъем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Постановка голоса»:
Срок обучения\класс | 7-8-класс | 9 класс |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 132 | 66 |
Количество часов на аудиторные занятия | 66 | 33 |
Количество часов внеаудиторную (самостоятельную) работу | 66 | 33 |
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Форма проведения учебных аудиторных занятии индивидуальная, продолжительность урока — 40 минут.
5.Цель и задачи учебного предмета «Постановка голоса».
Цель: развитие музыкально творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области вокального исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачи:
- Развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству; Развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, артистизма;
- Формирование умений и навыков вокального исполнительства;
- Обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
- Приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- Формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
6.06основание структуры учебного предмета «Постановка голоса»
Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
- Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- Распределение учебного материала по годам обучения;
- Описание дидактических единиц учебного предмета;
- Требования к уровню подготовки обучающихся; Формы и методы контроля, система оценок;
- Методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета»
7.методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- Словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
- Наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- Практический (воспризводящие и творческиеупражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
- Прослушивание записей выдающихся вокалистов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
- Применеие индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях вокального исполнительства.
8.0писание материально — технических условий реализации учебного предмета
«Постановка голоса»
Для реализации программы учебного предмета «Постановка голоса» должны быть созданы следующие материально — технические условия, которые включают в себя: класс (не менее б кв. метров) для индивидуальных занятий с наличием инструмента (фортепиано), а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки). Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам.
Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Постановка голоса», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия.
Распределение по годам обучения
Класс | 1 | 4 | 5 | б | 7 | 8 | 9 | ||
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 33 | 33 | 33 | ||||||
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 1 | 1 | 1 | ||||||
Общее количество часов на аудиторные занятия | 66 | 33 | |||||||
99 | |||||||||
Количество часов на самостоятельную работу ( в неделю) | 1 | 1 | 1 | ||||||
количество часов самостоятельную работу (по годам) | 33 | 33 | 33 | ||||||
Общее количество часов внеаудиторную (самостоятельную работу) | 66 | 33 | |||||||
99 | |||||||||
Максимальное количество часов занятий в неделю | 2 | 2 | 2 | ||||||
Общее максимальное количество часов (по годам) | 66 | 66 | 66 | ||||||
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 132 | 66 | |||||||
198 |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету вариативной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на вариативную часть федеральными государственными требованиями.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- Выполнение домашнего задания;
- Подготовка к концертным выступлениям;
- Посещение учреждений культуры ( филармоний, театров, концертных залов); Участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно — просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Требования по годам обучения
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
За учебный год по предмету «Постановка голоса» должно быть пройдено примерно 5-6 произведений.
Основные принципы подбора репертуара:
- Художественная ценность произведения.
- Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей. З. Решение учебных задач.
- Классическая музыка (русская и зарубежная ) в сочетании с произведениями современных композиторов и народными песнями различных жанров.
- Создание художественного образа произведения, выявление идейноэмоционального смысла.
б. Доступность: а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по техничкским навыкам.
7. Разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию; в) по темпу, нюансировке; г) по сложности.
7 класс
Объем теоретических знаний, практических умений и навыков.
- Работа над укреплением вокально-технических навыков;
- Расширение диапазона и выравнивание звучности голоса на всем его протяжении;
- Работа над дикцией, артикуляцией, пением на опоре, развитием тембра голоса; Работа над подвижностью голоса, звукообразованием, умелым использованием динамических опенков;
- Работа над художественным словом и фразировкой.
В течение учебного года учащийся должен разучить и исполнить 1-2 вокализа и 3-4 произведения, различных по характеру и содержанию.
Текущий и промежуточный контроль
На зачетном уроке в конце учебного года учащийся должен исполнить 2 произведения.
Примерный репертуарный список:
- Н. Римский — Корсаков «Заиграйте,мои гусельки»
- ЭГриг «Лесная песня»
З. Ф.Абт Сборник вокализов
- Г.Зейдлер Вокализы
- А.Варламов «Взволнуют море непогоды»
б. П.Чайковский «Мой садик»
- И. Бах «Осень»
- В.Моцарт «Детские игры», «Приход весны»
- А.Гречанинов «Подснежник»
- Я.Дубравин «Я рисую», «До свидания, птицы»
- А.Ермолов «Осенний блюз», «Здравствуй, утро»
- Е Крылатов «Дом на колесах», «Прикосновение»
- С.Крупа-Шушарина «Июль», «Музыка природы»
- Л.Марченко «Менуэт», «Рассвет»
- Русские народные песни в обр.М.Балакирева
- Русские народные песни в обр. Н.Римского - Корсакова
8 класс
Объем теоретических знаний, практических умений и навыков.
работа над укреплением вокально-технических навыков; расширение диапазона и выравнивание звучности голоса на всем его протяжении; работа над дикцией, артикуляцией, пением на опоре; работа над подвижностью голоса, развитие умения петь на пиано и филировать звук; развивать умение самостоятельно изучать музыкальное произведение.
В течение учебного года учащийся должен разучить и исполнить 1-2 вокализа и 3-4 произведения различного характера и содержания по плану программы.
Текущий и промежуточный контроль
На зачетном уроке в конце учебного года учащийся должен исполнить 2 произведения.
Примерный репертуарный список:
- Ф.Абт. Сборник вокализов
- А.Аренский «Спи, дитя мое, усни»
З. И.Брамс «Колыбельная»
4. В.Моцарт «Колыбельная», «Приход весны» 5. Л.Бетховен «Сурок», «Волшебный цветок»
б. М.ГЛИНКа «не щебечи, соловейко»
- П.Чайковский «Весенняя песня», «Весна»
- Я.Дубравин «Вальс Офелии»
- Народные песни в обр. А.Гурилева
- Русские народные песни в обр. М.Балакирева
- Ю.Милютин «Лирическая песенка»
- Г.Зейдлер «Вокализы»
- Я.Френкель «Настя»
- Ц.Кюи «Зима», «Осень»
- З.Левина «Незабудка», «Мы в гости идем»
- А.Петров «Дождик», «Меня мама учит музыке»
9 класс
Объем теоретических знаний, практических умений и навыков.
- Продолжение работы над укреплением вокально-технических навыков;
- Расширениедиапазона и выравнивание звучности голоса на всем его протяжении; Работа над дикцией, артикуляцией, художественным словом;
- Развивать умение самостоятельно распеваться и прорабатывать вокальные произведения;
- Работа над художественным образом произведения и донесением его до слушателя.
В течение учебного года учащийся должен разучить и исполнить 4-6 произведений различного характера и содержания по плану программы.
Примерный репертуарный список:
- Ф.Абт «Сборник вокализов»
- Г.Зейдлер «Вокализы»
З. Л.Бетховен «Сурок», «Край родной»
4. А.Гурилев «Сарафанчик», «Матушка-голубушка» 5. А.Варламов «Ангел»
б. Ф.Шуберт «Форель», «Куда?» 7. С.Танеев «Пусть отзвучит»
- А.Иполлитов — Иванов «Утро»
- Р Шуман «небывалая страна»
- ЭГ риг «Заход солнца»
- А.Ермолов «Музыкальные страницы», «Волшебный мир искусства»
- В.Кладницкий «Весеннее упоение»
- Э.Колмановский «Ты говоришь мне о любви»
- Русские народные песни в обр. В.Волкова «Тонкая рябина», «Пряха»
- Русские народные песни «Отдавали молоду», «На горе-то калина», «Катенька веселая»
16. О.Фельдман «Взрослые дочери»
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Постановка голоса» являются следующие знания. Умения и навыки:
- Наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, вокальному исполнительству;
- Знание начальных основ вокального искусства, знание профессиональной терминологии;
- Умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
- Сформированные практические навыки исполнения авторских, народных и классических произведений отечественной и зарубежной музыки; Знание устройства и принципов работы голосового аппарата;
- Обладаниее диапазоном в рамках принятой классификации;
Владение вокально-хоровым дыханием;
- Наличие навыков чтения с листа.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости — текущая и промежуточная. Методы текущего конроля:
- оценка за работу в классе;
- контрольный урок в конце каждой четверти.
Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий и их посещаемости.
Формой промежуточной аттестации может быть зачет в виде академического концерта.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- Оценка годовой работы ученика;
- Оценка на зачете (академическом концерте);
- Другие выступления ученика в течение учебного года.
- Критерии оценок.
По итогам исполнения программы на контрольном уроке, зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:
Оценка | Критерии оценивания выступления | |||
5 («отлично») | предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; создание художественного образа, соответствующего замыслу композитора. | |||
4 («хорошо») | Программа соответствует году обучения, грамоьное исполнение с наличием мелких технических недочетов, неполное донесение образа исполняемого произведения. | |||
(«удовлетворительно») | программа не соответствует году году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен. | |||
2 («неудовлетворительно») | Незнание наизусть нотного текста, слабое владение вокальными навыками, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу. |
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний , умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального хорового искусства.
Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам.
Программа учебного предмета «Постановка голоса» основана на следующих педагогических принципах:
- Соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития учащихся;
- Комплексность решения задач обучения и воспитания;
- Постоянство требований и систематическое повторение действий;
- Уважение личности каждого ученика;
- Единство развития коллективной формы творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;
- Художественная ценность исполняемых произведений; Создание художественного образа произведения;
- Доступность используемого музыкального материала: по содержанию, по голосовым возможностям, по техническим навыкам;
- Разнообразие: по стилю, по содержанию, по сложности.
При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах.
В 8 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса. В это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые в дальнейшем получают свое развитие. В этот период детям свойственна малая подвижность гортани. Укрепление нервной системы постепенно ведет к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций.
К 9 годам практически полностью оформляется голосовая мышца, можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов.
Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено.
Что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр голоса. В это время закладываются необходимые профессиональные НаВЬЖИ пения — точное интонирование, элементы вокальной техники и т.д.
У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения силы голоса.
Уместно использование умеренных динамических опенков.
У учащихся старшей возрастной группы развивается грудное звучание, индивидуальный тембр, расширяется диапазон.
11-12 лет — предмутационный период, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Регулярные занятия в этот период способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пения даже в во время мутации.
13-14 лет — мутационный период, связанный с резким изменением гортани. Приближение мутации возможно определить по ряду признаков, предшествующих этому периоду. Перед мутацией голос ребенка обычно улучшается, увеличивается его сила и звучность. Но через некоторое время пение начинает даваться с трудом, особенно на верхних звуках диапазона, утрачивается ровность звучания, звонкость, напевность и т.д.
В организме подростков происходят значительные физиологические изменения, сложнейшие процессы затрагивают и голосовой аппарат. Голосовые складки увеличиваются в длину, рост гортани опережает развтите резонаторных полостей, при этом надгортанник часто остается детским.
Эти явления нередко сопровождаются нарушениемкоординации в работе органов дыхания и гортани. Бурный рост гортани является наиболее опасным моментом в работе с обучающимися. Время занятий необходимо ограничить, а в случае появления болезненных ощущений прервать на некоторый срок, но полное прекращение пения во время мутации может привести к потере налаженной координации в работе органов голосообразования.
При проведении занятий желательно прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей с выступлениями лучших вокалистов, что значительно расширит музыкальный кругозор учащихся. Особое внимание следует уделять прослушиванию и просмотру собственных выступлений с последующим разбором.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы. Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции, методическую целесообразность и индивидуальные способности ученика.
Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе хорового пения является домашняя работа. Учащийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. Выполнение обучающимися домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться нотным материалом в соответствии с программными требованиями по данному предмету.
Список нотной и методической литературы.
- Абт Ф.»Школа пения, избранные упражнения для голоса и фортепиано», Москва,19б0г.
- Акимова С. «Воспоминания певицы», Л. 1978г. З. Баранова Т. «Песни для детей», 2002г.
- Бобыкина Т. «Московский хор молодежи и студентов», Совет композиторов, Москва,1979г.
- Боровик Л.Г. «Научные основы постановки голоса», Челябинск,1998г.
б. Вопросы музыкальной педагогики. 5 выпуск, составитель Натансон В.А., Рощина Л.В. Москва. «Музыка»1984г.
7, ГонтаренкоН.Б. «Секреты вокального мастерства».2008г.
- Дмитриев АЛ.»Основы вокальной методики»
- Зуев А.С., Глебова МГ. «Певческий голос».Пермь,1998г.
- Иванов А. «Об искусстве пения», М. 1963г.
- Иванлв А. «О вокальном образе», М. 1968г.
- Коровицин В. «Романсы, песни для детей», 2007г.
- Кудряшов А, «Настольная книга музыкального руководителя»,200бг.
- Луканин В.»Обучение и воспитание молодого певца».Л.1987г.
- Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению»
- Морозов В. «Тайны вокальной речи»2002г.
- Осеннева М.С. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом»
- Петров А. «Б веселых песен для детей для голоса с фортепиано», М. Музыка, 1978г.
- Соколов В. «Работа с хором», Москва,Музыка 1983г.
- Стулова Г.П. «Работа с
- Тевлина БГ. «Работа с хором», М. «Профиздат»,1972г.
- КрасотинаЕ.А. «Практикум управления хором». Всероссийское хоровое общество,
м.1979г.