Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Арпеджио»

Мочалов Георгий Владиславович

Актуальность данной программы состоит в том, что обучение детей игре на гитаре в системе дополнительного образования создает условия для массового приобщения молодежи к музыкально-исполнительскому искусству, что способствует разностороннему развитию личности. К числу наиболее распространённых музыкальных инструментов XXI века можно отнести классическую шестиструнную гитару, признанную сегодня во всем мире и нашедшую весьма заметное место среди музыкальных инструментов, имеющих обширный сольный концертный репертуар. В нашей стране в течение последних двух столетий гитара – один из самых популярных и любимых инструментов. Об этом свидетельствуют переполненные залы во время выступлений отечественных зарубежных исполнителей-гитаристов, равно как и большой интерес молодежи к обучению игре на гитаре в музыкальных образовательных учреждениях, в том числе и в учреждениях дополнительного образования детей.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования Беловского городского округа

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П.

 города Белово»

Утверждаю

Директор МБУДО

ДТДиМ города Белово

                                                                            ____________ Н.Б.Данилкина

Приказ ____ от _______    г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Арпеджио»

Срок реализации: 1 год

Адресат: 13-17 лет

Рассмотрена на заседании                       Принята

методического совета                             Педагогическим советом

Протокол № __  от ______2022г.           Протокол № __  от _____2022 г.             г.

                                                                 Разработчик:

                                                                 Мочалов Георгий Владиславович

                                                                 педагог дополнительного образования

                                                  г. Белово, 2022

1. Комплекс основных характеристик.

1.1. Пояснительная записка

     

      Дополнительная общеразвивающая программа «Арпеджио» (далее «Программа») по обучению игре на гитаре имеет художественную направленность. Данная программа разработана на основе авторских работ композиторов и педагогов А.М. Иванова-Крамского,  П.В. Агафошина, Э.С. Пухоля, Ю.А.Тимонина . 

    Дополнительная        общеобразовательная        общеразвивающая программа «Арпеджио» разработана в соответствии с нормативными документами:

- Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.;  

- Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмом Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

- Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 №740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»

- Уставом Учреждения.

         Актуальность данной программы состоит в том, что обучение детей игре на гитаре в системе дополнительного образования создает условия для массового приобщения молодежи к музыкально-исполнительскому искусству, что способствует разностороннему развитию личности. К числу наиболее распространённых музыкальных инструментов XXI века можно отнести классическую шестиструнную гитару, признанную сегодня во всем мире и нашедшую весьма заметное место среди музыкальных инструментов, имеющих обширный сольный концертный репертуар. В нашей стране в течение последних двух столетий гитара – один из самых популярных и любимых инструментов. Об этом свидетельствуют переполненные залы во время выступлений отечественных зарубежных исполнителей-гитаристов, равно как и большой интерес молодежи к обучению игре на гитаре в музыкальных образовательных учреждениях, в том числе и в учреждениях дополнительного образования детей.  

    Новизна программы заключается в том, что в процессе обучения основам игры на гитаре педагог выстраивает репертуар в соответствии с личными музыкальными вкусами учащегося, стараясь, чтобы учащийся играл то, что ему нравится, а не навязанное извне.    

     Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что учитывается индивидуальный опыт, психологические особенности и возрастные характеристики участников программы. Ко всем учащимся осуществляется индивидуальный подход и обеспечиваются условия для выбора учащимися программы актуальной для их уровня самореализации. Благодаря комплексности программы и ее содержания занятий,  она дополняет основные образовательные курсы по теории музыки, основам нотной системы и табулатуры, техническими особенностями преодоления трудностей в процессе работы над музыкальными произведениями и, благодаря интегрированности   разделов, широкий спектр задач позволяют приобретать теоретические знания в области музыкального искусства и находить их практическое применение.

Адресат. Программа рассчитана на один год обучения для учащихся – 13 -17 лет.

Форма обучения – очная.

Уровень освоения содержания -  ознакомительный уровень.

Режим занятий. Программа предусматривает проведение групповых занятий: два часа, по 45 минут с 10 минутным перерывом, два раза в неделю.

Основная форма организации обучения – учебное занятие.

Объем Программы. Общий  объем учебных часов - 144 . Из них теории - 20 часов, практики –124 часа.

                         Методы, формы и педагогические приемы организации

                                             образовательной деятельности

        Реализация программы основана на системно - деятельностном подходе, предусматривает использование различных форм организации работы: индивидуальные и дифференцированно - групповые.

 Принципы обучения:

1) эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности – основное условие развития детского творчества;

2) учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий успешного обучения;

3) последовательность        освоения        учебного        материала        от простого         к сложному, от учебных заданий к творческим решениям;

4) удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей.

 Методы обучения:

1) репродуктивный (воспроизводящий);

2) иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

3) проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми);

4) эвристический (проблема ставится самими учащимися, ими же предлагаются пути решения).

 Формы занятий: репетиционные занятия, видео занятия, лекции-беседы, творческие концерты.            

                                       

                                  1.2.  Цель и задачи программы

Цель программы: развитие музыкальных и эстетических способностей учащихся через овладения искусством исполнения на гитаре классических, современных эстрадных и авторских произведений.

Задачи:

обучающие:

- научить основам музыкальной грамоты;

- научить основам игре на гитаре в разных стилях с использованием различных приёмов;

- способствовать развитию умений петь под собственный музыкальный аккомпанемент;

- углублять умения учащихся обобщать, сравнивать и делать выводы.

Развивающие:

- развивать музыкальный вкус, слух,  чувства гармонии, ритма и такта;

- развивать технику исполнения правой и левой руки  классических произведений, по аккордам популярных зарубежных и отечественный песен, игры с нот и на память.

Воспитательные:

-  развивать  коммуникативность, самостоятельность, инициативность  и решительность при принятии ответственных решений;

- формировать  нравственно-этические представления учащихся;  

- формировать уверенность в своих способностях;

- формировать способности учащихся организовывать свои действия и умения руководствуясь системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов.

                                           

                                      Содержание программы    

                                                Учебный план                                      

                        Ознакомительный уровень - 144 часа.

Цель программы: овладения искусством исполнения на гитаре по нотной системе и по табулатурам  аккордов и арпеджио, песен российских и зарубежных авторов, классических простых и сложных музыкальных произведений.  

Задачи:

обучающие:

- научить  учащихся  нотной системе и табулатуре;

- изучить с учащимися строение инструмента, настройку гитары по камертону и по гитарному тюнеру;

- научить учащихся буквенному обозначению аккордов и разной технике ритма (боя) для игры по аккордам отечественных  и зарубежных песен;

 - научить учащихся всем видам арпеджио;

- научить учащихся основным техническим приемам игры на гитаре и исполнительскому мастерству;

- формировать знания по истории классической и рок-музыки;

развивающие:

- развивать слух, чувства гармонии, ритма и такта;

- развивать музыкальную память и аналитическое мышление;

- развивать технику правильного  исполнения приемов правой и левой руки и быстрого переставления аккордов;

- развивать технику игры  простых и сложных одноголосных мелодий, песен и классических гитарных произведений.

воспитательные:

- формировать  нравственно-этические представления учащихся;  

- формировать уверенность в своих способностях на занятиях по обучению игре на гитаре;

- формировать способности учащихся организовывать свои действия и умения руководствуясь системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля

Раздел 1. Нотная система. Табулатура. Арпеджио. Простые одноголосные  мелодии  

24

8

16

1.1.

Введение. Техника безопасности.  Аппликатура правой и левой руки. Устройство и настройка гитары. Звукоряд.  РНП «Во саду ли, в огороде».

2

2

Стартовая диагностика

1.2.

Нотная и табулатурная  система. Простые одноголосные мелодии русских народных песен (РНП) «Во поле березка стояла»,  «Ехал казак за Дунай», «С днем рождения», «Калинка».

6

2

4

Контрольный устный опрос

Наблюдение

1.3.

Простые одноголосные мелодии РНП ««Елочка» , «Чижик пыжик», «В лесу родилась елочка» и т.д»  

6

6

Наблюдение

1.4

Упражнения на ломаное и последовательное арпеджио на открытых струнах. Правильная аппликатура правой  руки.  

6

6

Наблюдение

1.5.

Видеозанятие  «От классики до рока»

4

4

Контрольный устный опрос

Раздел 2.  Аккорды. Песни и мелодии по аккордам  

24

6

18

2.1.

Буквенное обозначение аккордов. Мажорные и минорные аккорды. Аккордовая последовательность. Квадраты аккордов.Упражнение на аккорды  1-3. Разные ритмы  для правой руки (бой).

4

2

2

Контрольный устный опрос

Самоанализ.

2.2

Компьютерная программа аккордов «Robo Guru GuitarTools . РНП на аккорды «Во саду ли в огороде», аккорды «Во поле березка стояла».

4

2

2

Контрольный устный опрос

Выполнение контрольных упражнений.

2.3.

Аккорды на Баррэ. Структура и правильное расположение пальцев левой руки. Упражнение на аккорды с баррэ с 1 по 15.  Песни «Батарейка» гр. Жуки, «Юность» гр. Dabro

4

4

Наблюдение

2.4.

Песни и мелодии по аккордам «Конь», «Там за туманами» группы «Любэ».

6

6

Наблюдение

Самоанализ

2.5.

Песни и произведения на аккорды из подобранного  материала учащихся.

4

4

Наблюдение

2.6.

Видеозанятие «Рок музыка в обработке симфоничеого оркестра»

2

2

Контрольный устный опрос

Раздел 3. Мелодия с басом. РНП и классика

44

44

3.1

Соединение мелодии и баса РНП «Во саду ли, в огороде».

4

4

Наблюдение

3.2

С басом «Во поле березка стояла»

4

4

Наблюдение

3.3

С басом РНП «Как на Неве реке».

4

4

Наблюдение

3.4

С басом «Экосез» Джулиани

4

4

3.5

С басом РНП «Ехал казак за Дунай»

4

4

Наблюдение

3.6

С басом «Сурок» Л.В. Бетховен

4

4

Наблюдение

3.7

С басом «Старинная французская песня» П.И.Чайковский

4

4

Наблюдение.

Контрольное прослушивание

3.8

С басом испанский танец «Испанское каприччио» .

4

4

Наблюдение

3.9

С басом «Дом восходящего солнца» группа «The Animals»

6

6

Наблюдение

3.10

С басом «Канцона» Ф. Де Милано

6

6

Самоанализ

Раздел 4. Гитарные партии из песен рок-групп. Техника исполнения игры квартами

12

6

6

4.1

Техника исполнения гитарных партий из песен рок-групп. Игра квартами “TNT”-AC/DC,”Into the fire” -Deep Purple, “Nazareth”-Nazareth., NAZARETH – Hair of the dog

4

2

2

Наблюдение

4.2

 Техника исполнения. Игра квартами «The zoo” –Scorpions, “Money” –Pink Floyd, “Another one bites the dust’ – Queen . BEATLES –“The day Tripper”,LED ZEPPELIN – Black Dog, Moby Dick

4

4

Наблюдение.

Контрольное прослушивание.

4.3.

Видеозанятие  «Современная  молодежная  рок-музыка»

4

4

Наблюдение.

Контрольный устный опрос

Раздел 5. Произведения в  классической обработке  и в стиле  «Fingerstyle -фингерстайл»

40

40

5.1

РНП «То не ветер ветку клонит»

6

Наблюдение

5.2

Романс «Письмо к матери»

4

Наблюдение

5.3

Л.В. Бетховен «Ода к радости»

6

Наблюдение

5.4

Л.В. Бетховен «К Элизе»

6

Наблюдение

5.5

РНП «Ой, мороз, мороз»

4

Самоанализ

5.6

Группа“Imagine Dragons”- “Believer”

6

Наблюдение

5.7

Группа «Queen» - «Bogemian Rapsody-Богемская рапсодия»

6

Контрольное прослушивание

5.8.

Итоговое занятие. Концерт для родителей учащихся «Наша музыка для вас»

2

Итоговая диагностика

ВСЕГО

144

20

124

                                                    Планируемые результаты

Предметные УУД

По окончании первого года обучения учащиеся приобретут:

  знания:            

- по нотной системе и табулатуре;

- по строению инструмента, настройке гитары по камертону и по гитарному тюнеру;

- по буквенному обозначение аккордов;

- по разной технике ритма (боя);

- по всем видам арпеджио;

- игры простых и сложных одноголосных мелодий и мелодии с басом :

- по основным техническим приемам игры на гитаре и исполнительскому мастерству;

- по технике игры сложных произведений в классической обработке для гитары и в стиле  «Fingerstyle -фингерстайл»;

- по истории классической и рок-музыки;

- по направлениям в современной молодежной музыки.

     умения:

- слушать в своей игре ошибки и недоработки;

- использовать  чувства гармонии, ритма и такта;

- по самостоятельной настройке гитары по камертону или по гитарному тюнеру;

- запоминать нотный текст;

- правильно играть все виды арпеджио;

- правильно играть все виды ритма (боя);

- играть произведения наизусть, по памяти;  

- владеть техникой  правильного  исполнения  правой и левой рук;

- применять  технику быстрого  переставления аккордов;

- использовать технику игры  простых и сложных одноголосных мелодий;

- правильно применять  технику игры мелодии с басом.

- правильно играть гитарные партии из песен рок-групп и упражнения квартами;

- владеть техникой  исполнения в стиле  «Fingerstyle -фингерстайл»;

-

Личностные УУД:  

-  развивать положительное  отношение учащегося  к себе и к другим учащимся объединения, а также к  самому процессу обучения и его результатам;

- формировать опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере;

- развивать ценностную ориентацию учащихся для повышения уровня социальной зрелости; 

- развивать   нравственно-этическую ориентацию учащихся;

- формировать уверенность в своих способностях.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

- развивать самостоятельность, решительность и инициативность при принятии ответственных решений;

- формировать способности учащихся организовывать свои действия и умения руководствуясь системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов.  

Познавательные:

- содействовать познавательным процессам учащихся;

- формировать умение обобщать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные:

- способствовать проявлению коммуникативных и организаторских склонностей учащихся;

- создавать атмосферу доброжелательности в коллективе;

  • приобретение навыков учебного сотрудничества со сверстниками.

Формы  аттестации учащихся  :  

Оценочные материалы, формирующие систему оценивания

1.Методики диагностики уровня развития личностных УУД

                          Тест «Социальная зрелость» (13-17 лет)     

I. Нравится ли вам учиться?

  1.  Нравится
  2.  Скорее нравится, чем не нравится
  3.  Затрудняюсь ответить
  4.  Скорее не нравится, чем нравится  
  5.  Не нравится
  1. Ниже представлен ряд суждений. Выберите те из них, которые наиболее соответствуют вашему мнению.
  1.  Учиться необходимо, чтобы не осложнять отношения с родителями
  2.  Хорошее образование позволяет получить престижную работу
  3.  В процессе обучения развиваются интеллектуальные способности человека
  4.  Продолжают образование те, у кого нет желания работать
  5.  Хорошее образование позволяет достичь высокого социального положения
  6.  Образование дает человеку возможность реализовать свой творческий потенциал
  7.  Затрудняюсь ответить
  1. Ниже представлен ряд суждений. Выберите те из них, которые наиболее соответствуют вашему мнению.

Для меня наиболее предпочтительна профессия, которая позволяла бы:

 Работать в хороших условиях; чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций

  1.  Достичь высокого общественного положения, получить признание окружающих
  2.  В наибольшей степени проявить творческую инициативу, самостоятельность
  3.  Сохранить достаточно энергии и времени для разнообразного досуга, увлечений, общения с друзьями
  4.  Получать заработную плату. Обеспечивающую высокий уровень благосостояния
  5.  Максимально раскрыть свои способности и склонности
  6.  Затрудняюсь ответить  
  1. Определились ли вы с выбором своего дальнейшего жизненного пути (выбор профессии, продолжение образования, создание семей и т.п.)?
  1. Да
  2. Скорее да, чем нет
  3. Затрудняюсь ответить
  4. Скорее нет, чем да
  5. Нет
  1. Самостоятельно ли вы приняли решение о выборе своего дальнейшего жизненного пути (выбор профессии, продолжение обучения и т.п.)?
  1. Да
  2. Скорее да, чем нет
  3. Затрудняюсь ответить
  4. Скорее нет, чем да
  5. Нет
  1. Как вы считаете, сможете ли вы реализовать свои ближайшие жизненные планы, учитывая ваши способности и возможности?
  1. Да
  2. Скорее да, чем нет
  3. Затрудняюсь ответить
  4. Скорее нет, чем да
  5. Нет
  1. Определились ли вы с выбором профессии?
  1. Да
  2. Скорее да, чем нет
  3. Затрудняюсь ответить
  4. Скорее нет, чем да
  5. Нет
  1. Если «Да», то почему вы выбрали именно эту профессию?
  1.  Выбрал данную профессию по настоянию родителей
  2.  Эта профессия престижна и уважаема в обществе
  3.  Выбранная профессия – мое призвание
  4.  Выбрал профессию за компанию с друзьями
  5.  С этой профессией у меня не будет проблем при трудоустройстве
  6.  Выбранная профессия отвечает моим способностям и склонностям
  7. Эта профессия не требует длительного и сложного обучения
  8.  Эта профессия обеспечит мне высокий заработок  
  9.  Мне нравится эта профессия
  10.  Затрудняюсь ответить
  1. Что, по вашему мнению, побуждает вас учиться?
  1.  Учусь, так как это мой долг перед обществом
  2.  Хочу иметь авторитет у родителей
  3.  Люблю думать, рассуждать, находить новые способы выполнения заданий
  4.  Не хочу, чтобы меня ругали учителя, родители
  5.  Хочу быть лучшим учеником в классе  
  6.  Хочу быть образованным, культурным человеком
  7.  Стремлюсь выполнять все требования учителей
  8.  Хочу получать одобрение со стороны родителей
  9.  Понимаю, что знания мне нужны для дальнейшей учебы и работы
  10.  Не хочу иметь низкий авторитет в классе из-за плохой учебы
  11.  Хочу получать хорошие оценки
  12.  Люблю узнавать новое
  13.  Затрудняюсь ответить                         
  1. Как вы считаете, от чего, главным образом, будет зависеть ваш успех в жизни
  1.  От помощи родственников, друзей, знакомых
  2.  От моих физический данных, состояния здоровья, внешности
  3.  От моей личной инициативы, энергии, предприимчивости
  4.  От удачного стечения обстоятельств
  5.  От умения показать себя с лучшей стороны, подать себя
  6.  От моих интеллектуальных способностей, качества жизни
  7.  Затрудняюсь ответить
  1. Как вы считаете, готовы ли вы к самостоятельной «взрослой» жизни
  1.  Да
  2.  Скорее да, чем нет
  3.  Затрудняюсь ответить
  4.  Скорее нет, чем да
  5.  Нет

Диагностика уровня развития нравственно-этической ориентации учащихся. Модифицированная методика  Лейчуг Л.И.

«Выявление уровня нравственно-этической ориентации учащихся». (13 -17лет)

Инструкция для выполнения заданий: внимательно прочтите предложения. Выберите одно наиболее подходящее для вас высказывание в каждой категории, обведите его кружком.

Предложенные высказывания

количество

баллов

1. Отношение к истории своего народа

1.

Бережно отношусь к традициям и истории своего народа

2.

Интересуюсь традициями и историей своего народа

3.

Не интересуюсь традициями и историей своего народа

2. Отношение к старшим людям

1.

Уважаю старших;  осуждаю грубость, направленную в сторону старшего человека

2.

Уважаю старших, но на неуважительное отношение к ним не обращаю никакого внимания

3.

Могу грубо ответить при общении со старшими

3. Соблюдение правил культуры поведения

1.

Соблюдаю правила культуры поведения, требую этого от других

2.

Достаточно культурен, но иногда допускаю нетактичность при общении со сверстниками

3.

Не знаю и не соблюдаю нормы и правила поведения

4. Отношение к культуре, искусству, творчеству

1.

Посещаю культурные центры, активно участвую в различных мероприятиях

2.

Посещаю культурные центры, но не участвую в различных мероприятиях

3.

Не посещаю культурные центры, не участвую в различных мероприятиях

5. Отношение к сверстникам

1.

Дружелюбно отношусь к сверстникам, имею много друзей

2.

Стараюсь быть дружелюбным, но друзей у меня нет

3.

Не уважаю своих сверстников

 Методики диагностики уровня развития регулятивных УУД

Диагностика способности учащихся организовывать свои действия и умения руководствуясь системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов.

                                     Тест на самостоятельность (13-17 лет)

1. Как ты просыпаешься по утрам?

а) просыпаюсь рано, чтобы не опоздать в школу. Мне не нужны для этого ни звон будильника, ни уговоры родителей;

 б) стараюсь с вечера завести будильник, чтобы не проспать, или прошу маму разбудить меня в нужное время;

 в) будильник не завожу – все равно не слышу, как он звенит. Маме по утрам приходится стаскивать с меня одеяло, чтобы я, наконец, оторвал голову от подушки.

2. Кто готовит тебе завтрак?

а) готовлю его себе сам, я умею и люблю это делать;

б) чаще готовит мама, но я и сам могу в случае необходимости что-нибудь приготовить – не отправляться же в школу голодным;

в) утром я способен (способна) разве что размешать ложечкой сахар в чашке чая. Так что если мама не приготовит завтрак, отправлюсь в школу голодным и несчастным.

 3. Когда ты собираешь необходимые тебе для занятий учебники и тетрадки?

а) только вечером, иначе обязательно что-нибудь да забуду;

б) получается по-разному, а потому иногда, придя на занятия, не могу найти то, что мне необходимо: то дневник дома оставлю, то учебник;

в) да я его и не собираю – у меня всего-то пара тетрадей и сразу по всем предметам. А носить учебники в школу вообще незачем – только тяжесть лишняя .

4. Кто наводит порядок в твоей комнате?

а) конечно, я сам (сама). Только в этом случае могу быть полностью уверен (уверена), что каждая вещь находится на своем месте, и я запросто ее отыщу;

б) вообще-то я не против наведения порядка в своей комнате. Но когда за меня это делает кто-нибудь другой, не возражаю;

в) навести порядок в комнате мне самому просто не под силу. Да и таких, кто готов рискнуть это сделать, тоже немного.

5. Кто решает, что тебе надеть завтра в школу?

а) только я сам (сама). Не хватало еще, чтобы кто-то распоряжался моим гардеробом;

б) не вижу ничего страшного в том, чтобы посоветоваться с родителями. Но окончательный выбор остается за мной;

 в) зачем решать заранее? Проснулся утром, выглянул в окно, а потом залез в шкаф и достал оттуда то, в чем не будет холодно .

6.Определяет, с кем ему дружить?

а) только я сам

б) по совету родителей

в) по совету друзей

7.Ходит в магазин за покупками?

а) постоянно хожу, когда попросят родители

б) хожу, когда есть время

 в) не хожу

8.Определяет время возвращения домой после школьного вечера и после дискотеки?

а) не задерживаюсь, всегда вовремя

б) когда как, но стараюсь предупредить родителей

в) всегда прихожу когда захочу  

   

   Методики диагностики уровня развития познавательных УУД

      Диагностика умения учащихся обобщать, сравнивать и делать выводы.  

Тест  на мышление " Исключи слова" (13-17 лет).

Тест предназначен для исследования аналитико-синтетической деятельности сферы мышления у детей и подростков, их умения выделять и строить обобщения понятий.

Убрать одно слово в каждом перечне и объяснить  почему оно лишнее.  "Время - 5 минут, предлагается 10, 15 , 20 заданий

1.дряхлый, старый изношенный, маленький, ветхий

2.мелый храбрый, отважный, злой, решительный

3.Василий, Фёдор, Семен, Иванов, Порфирий

4.молоко, сливки, сыр, сало, сметана

 5.скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо

6.глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий

7.лист, почка, кора, дерево, сук

8.дом, сарай, изба, хижина, здание

9.берёза, сосна, дерево, дуб, ель

10. ненавидеть, презирать, негодовать, возмущать, наказывать

11. темный, светлый, голубой, ясный, тусклый

12.гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога

13.неудача, крах, провал, поражение, волнение,

14. молоток, гвоздь, клещи, топор, долото

15. минута, секунда, час, вечер, сутки

16. компьютер, ноутбук, моноблок, неттоп, диктофон

17. Лада, Фольксваген, Ниссан, Грузовик, Мерседес

18. бег, прыжки в длину, плавание, спортивная ходьба, прыжки в высоту

19.смартфон, смарт –часы, смартбраслет, виртуальные очки, сотовый телефон

20. Apple, Samsung, Huawei ,Gorenie,Alcatel

           Методики диагностики уровня развития коммуникативных УУД

 Диагностика умения действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Тест на выявление «Коммуникативных и организаторских склонностей»  

КОС-2 ( 13-17 лет)

       Данный тест предназначен для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.).

Тест содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет».

Время выполнения методики 10-15 мин.

При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей.

Вопросы:

1. Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?

2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

6. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллективы)?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно умеренным и спокойным, когда приходится говорить что- либо большой группе людей?

36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

 Методики диагностики уровня   предметных  УУД

Диагностика теоретических знаний учащихся

 Вопросы для тестирования знаний учащихся по программе «Арпеджио»

                                            Первый год обучения  (13-17  лет)

Тест по теории    «Нотная система. Табулатура. Аппликатура. Арпеджио»

 1. Нотная система.

Сверху над нотами цифрами обозначаются:

– номер струны;

- номер лада;

- номер пальца левой руки;

- номер пальца правой руки.

Под нотой цифрами обозначается:

– номер струны;

- номер лада, который совпадает с номером пальца левой руки;

- номер пальца правой руки;

- номер линий нотного стана.

2.Табулатура.

- табулатура – это шесть струн гитары, где первая струна сверху и шестая снизу;

- цифрами обозначают номер лада;

- цифрами обозначают номер пальцев левой руки;

- табулатура – это шесть струн гитары, где первая струна снизу, а шестая сверху.

3.Аппликатура.

Пальцы правой руки:

- обозначаются латинскими буквами: i –указательный, m –cредний, а-безымянный, р –большой;

- обозначения пальцев ставят над нотой сверху и большой палец (р) рядом с нотой;

- обозначения пальцев ставят под нотой снизу;

- обозначения пальцев ставят в начале нотного стана.

Пальцы левой руки:

- обозначаются цифрами: 1-указательный; 2-средний; 3-безымянный; 4-мизинец

- обозначения пальцев ставят под нотой, который может совпадать с номером лада;

- обозначения пальцев ставят сверху над нотой;

- обозначаются цифрами 5,6,7,8 .

4.Арпеджио.

- арпеджио бывают ломаными и последовательными и играются на всех струнах;

-  арпеджио играют «боем», сразу по всем струнам;

- арпеджио иногда называют игрой «перебором»;

- арпеджио играют на одной струне.

                     Карта наблюдения практической деятельности учащихся  

                                           

ФИО

Чувство ритма

Балл

Музыкальный слух

Балл

Музыкальная память

Балл

Итого

Вопросы для тестирования знаний учащихся

по программе «Арпеджио»

Тест по теории

«Аккорды. Мелодия с басом. Гитарные партии из песен рок-групп»

Аккорды.

- аккордом называется, сочетание трёх и более музыкальных звуков разной высоты, взятых одновременно;

- аккорды обозначаются и пишутся по- русски: Ля-мажор или Ля-минор.

- аккорды на гитаре обозначаются латинскими буквами, например, буквой A (ля мажор) или Am,  (ля минор)  

- аккорд состоит из одного или двух звуков.

- аккорд на «баррэ» – это когда указательный палец левой руки зажимает одновременно все или несколько струн на грифе гитары;

- аккорды  в произведениях пишутся буквенными или схематичными обозначениями над нотным станом, например Gm (соль –минор);

- аккорд играется на одной струне;

- аккорд на «баррэ» играется в 1 позиции с открытыми струнами.

Мелодия с басом.

- одновременная игра басовой струны (4,5 или 6) и первой, второй или третьей, называется мелодией с басом;

- при игре с мелодии с басом большой палец правой руки (p) и указательный, средний или безымянный  правой руки (i,m,a) движутся навстречу друг другу ( «по щепку» );

- при  игре с басом, басовые струны играются пальцами (i,m,a);

- при игре с басом можно играть любыми пальцами правой руки;

- можно ли, соблюдая написанную над нотами аппликатуру, без ошибок и в заданном темпе сыграть  мелодию с басом;

-  звукоизвлечение большим пальцем правой руки по басовым струнам должно быть снизу вверх;

-  при игре  мелодии с басом можно играть одним пальцем правой руки;

- играть мелодию с басом можно аккордами.

Гитарные партии из песен рок-групп:

- в гитарных партиях (треках) две струны играют в терцию;

- в гитарных партиях (треках) известных песен рок-групп две соседние струны, зажатые на одном ладу, звучат в кварту;

- игра в гитарных партиях двух струн можно играть любыми пальцами правой руки;

- игра медиатром по двум струнам должна быть только вверх;

- медиатром по струнам можно играть и вниз и вверх.

                    Карта наблюдения практической деятельности учащихся

ФИО

Игра произведений с арпеджио

Балл

Простые аккорды 1 позиции

Балл

Техника исполнения мелодий с басом в классической обработке

Балл

Итого

Вопросы для тестирования знаний учащихся

по программе «Арпеджио»

Тест  по теории музыки

«Аккордовая последовательность. Квадратура аккордов».

Аккордовая последовательность:

- можно ли считать основными для простой аккордовой  последовательности I, VI, VII и I ступени ( Например С,А,B,C );

- являются ли основными для простой аккордовой  последовательности I (тоника),IV (субдоминанта), V(доминанта) и I (тоника) ступени (Например С,F,G,C ) ;

- верны ли эти аккорды последовательности в тональности  соль-мажор D,B,A7,D;

- верны ли эти  аккордовые последовательности в тональности  ре-мажор D,G,A7,D ;

- правильная это последовательность аккордов Am — Dm — E7 — Am;

- правильная это последовательность аккордов:G — B — D7 — G;

- верны ли аккорды в тональности  (cоль минор) Gm — Dm — A7 — Dm;

- Em — Am — B7 — Em – верна ли последовательность;

Квадратура аккордов:

- квадрат - это законченная функционально-гармоническая структура определенного масштаба (семитакт, десятитакт, тринадцатитакт;

 - Квадрат - это законченная функционально-гармоническая структура определенного масштаба (восьмитакт, двенадцатитакт, шестнадцатитакт и т. д ;

- Правильно ли обозначен восьмитактовый квадрат в тональности до-мажор | C | C | F | C | G | F | C | G |;

-  Am | Dm| F# | C# | Am | Dm | E7 | Am | - можно ли сыграть правильно данный восьмитактовый квадрат;

- можно ли сыграть правильно этот 16-ти тактовый квадрат A D E7 A | A D E 7A | A D E7 A | A D E7 A |A D E7 A | A D E7 A | A D E7 A | A D E7 A;

- | Am | Dm | G | C | F | Dm | E7 | Am | - верен ли восьмитактовый квадрат ;

-  32-х тактный квадрат E | E | A | E | B7 | A | E | B7 | E | E | A | E | B7 | A | E | B7| E | E | A | E | B7 | A | E | B7 | E | E | A | E | B7 | A | E | B7| E | E | A | E | B7 | A | E | B7 | E | E | A | E | B7 | A | E | B7| E | E | A | E | B7 | A | E | B7 | E | E | A | E | B7 | A | E | B7|;

- правильно ли записан 12-ти тактный квадрат Bm | Bm| Em | Bm | G| F#7 | C | Bm

     

          Карта наблюдения практической деятельности учащихся

ФИО

Сложные аккорды с баррэ

Балл

Техника исполнения

гитарного ритма («Боя»)

Балл

Игра произведений в V-VII позициях

Балл

Итого

                                               1.3.   Содержание программы

                        Первый год обучения  (ознакомительный уровень)  

                 Раздел 1. Нотная система. Табулатура. Арпеджио. Простые одноголосные  мелодии . (24 часа)

   1.1. Тема:   Введение. Техника безопасности.  Аппликатура правой и левой руки.Устройство и настройка гитары . Звукоряд.  РНП «Во саду ли, в огороде». ( 2 часа)

   Теория - 2 часа. Знакомство с планом занятий и репертуаром учащихся первого года обучения. Инструктаж по технике безопасности. Устройство гитары. Правильная посадка. Аппликатура правой и девой руки. Постановка рук при игре на классической гитаре. Звукоряд из основных звуков в ключе соль.  Разбор и правильная игра по  нотам и табулатурам, по обозначенной схеме  русской народной песни (РНП) «Во саду ли, в огороде». Просмотр видеоматериала  по теме.

1.2. Тема:  Нотная и табулатурная  система. Простые одноголосные мелодии русских народных песен (РНП) «Во поле березка стояла»,  «Ехал казак за Дунай», «С днем рождения», «Калинка».(6 часов)

     Теория 2 часа. Знакомство с нотной системой и табулатурой. Длительность нот. Затакт. Такт. Размер. Лига. Ритм и темп. Правильная игра с нот по обозначенной схеме.

   Практика 4 часа. Простые одноголосные мелодии русских народных песен (РНП) Разбор и игра песен  на 3-х струнах «Во поле березка стояла»,  «Ехал казак за Дунай», «Калинка. Разбор известной песни по табулатурам на 4- х струнах «С днем рождения» . Нотный текст. Игра на память. Аппликатура в песнях .

1.3. Тема: Простые одноголосные мелодии РНП ««Елочка», «Чижик пыжик», «В лесу родилась елочка» и др»  ( 6 часов)

    Практика - 6 часов. Разбор русских народных песен по табулатурам  на 3 х струнах  «Елочка», «Чижик пыжик», «В лесу родилась елочка». Нотный текст и аппликатура в песне. Игра на память. Просмотр видеоматериала по теме.

1.4. Тема: Видеозанятие  «От классики до рока».   (4 часа)

Теория 4 часа. История музыки. Основные направления и стили в музыке. Народная и духовная музыка. Классическая арабская, индийская и европейская музыка. Латиноамериканская музыка. Блюз, ритм энд блэз, джаз, кантри. Ска, рокстеди, регги.  Шансон, романс, авторская песня.  Электронная музыка. Рэп (Хип-хоп). Поп музыка. Рок музыка. История возникновения рок музыки. Основные направления рок - музыки (из 64). Хард-рок. Хэви-металл. Арт-рок. Металл. Панк-рок. Фольк-рок. Просмотр видеоматериала по теме.  

     

                       Раздел 2 .  Раздел 2.  Аккорды. Песни и мелодии по аккордам.  (24 часа)

2.1. Тема:  Буквенное обозначение аккордов. Мажорные и минорные аккорды. Аккордовая последовательность. Квадраты аккордов.Упражнения на аккорды  c 1 по  3. Разные ритмы  для правой руки (бой). (8 часов).

     Теория -2 час. Буквенное обозначение аккордов. Мажорные и минорные аккорды.

Буквенное обозначение аккордов и их схематичное отображение. Простые мажорные и минорные аккорды в 1 позиции. Аккордовая последовательность. Квадраты аккордов.

   Практика -2 часа. Упражнения на аккорды  с 1 по 3.  Аппликатура правой и левой руки при исполнении аккордов. Разные ритмы  для правой руки (бой) . Просмотр видеоматериала по теме.

2.2. Тема: Компьютерная программа аккордов «Robo Guru GuitarTools 1.4». РНП на аккорды «Во саду ли в огороде», «Во поле березка стяла» (6 часов).

   Теория-2 часа. Функциональные возможности компьютерной программы аккордов «Robo Guru GuitarTools 1.4». Схемы всех аккордов по грифу гитары. Тюнер настройки. Автоматический метроном  и его применение.

  Практика – 4 часа. Разбор по аккордам РНП «Во саду ли в огороде» и «Во поле березка стояла». Техника быстрого переставления  аккордов. Техника ритма (боя) правой руки.  Игра под фонограммы в разных темпах. Просмотр видеоматериала по теме. 

2.3. Аккорды на Баррэ. Структура и правильное расположение пальцев левой руки. Упражнение на аккорды с баррэ с 1 по 15.  Песни «Батарейка» гр. Жуки, «Юность» гр. Dabro (4 часа).

       Теория – 2 час. Самоанализ. Аккорды на Баррэ. Структура и правильное расположение пальцев левой руки. Давление на струны и расположение большого пальца левой руки. Проверка звучания всех нот аккордов с баррэ.  

    Практика 2 часа . 15 упражнений на аккорды с баррэ. Проверка звучания всех нот аккордов с баррэ. Техника исполнения разного ритма  (боя) в упражнениях. Разбор песни  группы «Жуки» «Батарейка» и «Юность» гр. «DABRO». Просмотр видеоматериала по теме.

2.4. Песни и мелодии по аккордам «Конь», «Там за туманами» группы «Любэ».  (6 часов).

      Практика -6 часа. Разбор мелодии и аккордов  песни «Конь» и «Там за туманами» группы «Любэ». Работа над ритмом и быстрым переставлением аккордов. Игра под фонограммы разными темпами  мелодии и аккомпанемента (аккордов). Просмотр видеоматериала по теме.

2.5.  Песни и произведения на аккорды из подобранного  материала учащихся. (4 часа)

   Практика - 4 часа. Разбор мелодий   и аккордов  из песен подобранного репертуара учащихся. Быстрое переставление аккордов под фонограмму песен. Техника исполнения правой и левой руки, игра медиатором.

2.6. Видеозанятие «Рок музыка в обработке симфонического оркестра» (2 часа).

    Теория - 2 часа. Знакомство учащихся с исполнителями рок-музыки в классической обработке  известных композиций групп «Deep Purple», «Nazareth», «Metallica», «AC/DC» и др. в аранжировке для симфонических оркестров , среди них, “Trans Siberian Orchestra”, Vanessa Mae, “Cinematic Pop Orchestra and Choir”. “Classical pop group Aston”,”2 Cellos”,”Prime  Orchestra”, “London Simphonny Orchestra” и др. Просмотр видеоматериала по теме.

                 Раздел 3. Мелодия с басом. РНП и классика. (44 часа).

3.1. Тема: Соединение мелодии и баса РНП «Во саду ли, в огороде (4 часа)

       Практика 4 часа. Правильная игра правой и левой рукой при соединении мелодии и баса в РНП «Во саду ли, в огороде». Работа над темпом и аппликатурой.  Игра с нот и на память.

3.2. Тема: С басом «Во поле березка стояла» (4 часа)

       Практика - 4 часа. Правильная игра правой и левой рукой при соединении мелодии и баса в РНП «Во поле березка стояла». Работа над темпом и аппликатурой.  Игра с нот и на память.

3.3. Тема: С басом РНП «Как на Неве реке» (4 часа).

       Практика- 4 часа. Правильная игра правой и левой рукой при соединении мелодии и баса в РНП «Как на Неве-реке». Работа над темпом и аппликатурой.  Игра с нот и на память.

3.4. Тема: С басом  «Экосез» Джулиани» (4 часа).      

 Практика-4 часа. Правильная игра правой и левой рукой при соединении мелодии и баса в Д. Джулиани «Экосез». Работа над темпом и аппликатурой.  Игра с нот и на память.

3.5. Тема: С басом РНП «Ехал казак за Дунай» (4 часа) .

   Практика- 4 часа. Правильная игра правой и левой рукой при соединении мелодии и баса в РНП «Ехал казак за Дунай». Работа над темпом и аппликатурой.  Игра с нот и на память.

3.6. Тема: С басом «Сурок» Л.В. Бетховен (4 часа)

      Практика- 4 часа. Правильная игра правой и левой рукой при соединении мелодии и баса в произведении Л.В. Бетховена «Сурок». Работа над темпом и аппликатурой.  Игра с нот и на память.

3.7. Тема: С басом «Старинная французская песня» П.И.Чайковский ( 4часа).

     Практика- 4 часа. Правильная игра правой и левой рукой при соединении мелодии и баса в произведении П.И. Чайковского «Старинная французская песня». Работа над темпом и аппликатурой.  Игра с нот и на память. Просмотр видеоматериала по теме.

3.8.  Тема: С басом испанский танец «Испанское каприччио ( 4часа)

     Практика -4 часа. Правильная игра правой и левой рукой при соединении мелодии и баса в произведении испанский танец «Испанское каприччио». Работа над темпом и аппликатурой.  Игра с нот и на память. Просмотр видеоматериала по теме.

3.9. Тема:  С басом «Дом восходящего солнца» группа «The Animals» (6 часов).

    Практика - 6 часов. Правильная игра правой и левой рукой при соединении мелодии и баса в песне на арпеджио и аккорды группы  «The Animals» - House Of the Rising Sun .  Дом восходящего солнца». Работа над темпом и аппликатурой.  Игра с нот и на память. Просмотр видеоматериала по теме.

3.10. С басом «Канцона» Ф. Де Милано (6 часов)

        Практика - 6 часов. Правильная игра правой и левой рукой при соединении мелодии и баса в произведении XVI века Федерико Де Милано «Канцона». Работа над 1 и 2 частью. Работа над темпом и аппликатурой.  Игра с нот и на память.

                           Раздел 4. Гитарные партии из песен рок-групп. Техника исполнения игры квартами. (12 часов)

4.1. Техника исполнения гитарных партий из песен рок-групп. Игра квартами “TNT”-AC/DC,”Into the fire” -Deep Purple, “Nazareth”-Nazareth, Hair of the dog  (4 часа)

Теория -2 часа. Знакомство учащихся с техникой игры квартами гитарных партий из песен рок-групп. Просмотр видеоматериала по теме.

     Практика -2 часа. Игра квартами гитарных партий из песен рок-групп “TNT”-AC/DC,”Into the fire” -Deep Purple, “Nazareth”-Nazareth,  Hair of the dog  . Игра медиатором и пальцами правой руки. Просмотр видеоматериала по теме.

4.2. Техника исполнения. Игра квартами «The zoo” –Scorpions, “Money” –Pink Floyd, “Another one bites the dust’ – Queen . BEATLES –“The day Tripper”,LED ZEPPELIN – Black Dog, Moby Dick (4 часа)

    Практика - 4 часа. Работа над техникой исполнения  игрой квартами гитарных партий из песен рок-групп «The zoo” –Scorpions, “Money” –Pink Floyd, “Another one bites the dust’ – Queen. BEATLES –“The day Tripper”, LED ZEPPELIN – «Black Dog, Moby Dick»; NAZARETH – «Hair of the dog». Игра медиатором и пальцами правой руки. Просмотр видеоматериала по теме.

 4.3. Видеозанятие  «Современная  молодежная  рок-музыка» (4часа)

Теория - 4 часа. Знакомство с современными российскими ( Slava Marlow, Клава Кока, Хаски, Niletto, DAbro и др. )  и зарубежными (BTS, Silk Sonic Бруно Марс и Anderson .Paak, Polo G, Джастин Бибер и др. ) исполнителями популярной музыки. Просмотр видеоматериала по теме.

                             Раздел 5. Произведения в  классической обработке  и в      

                                           стиле  «Fingerstyle -фингерстайл» (40 часов)

5.1. РНП «То не ветер ветку клонит» (6 часов).

    Практика - 4 часа. Разбор и игра с нот и на память РНП «То не ветер ветку клонит». Темп , ритм и нюансы. Игра под минусовые фонограммы. Просмотр видеоматериала по теме.  

5.2. Романс «Письмо к матери» (4 часа)

Практика - 4 часа. Разбор , игра с нот и на память романса на стихи Сергея Есенина «Письмо к матери» («Не жалею, не зову, не плачу) Темп, ритм и нюансы. Игра под минусовые фонограммы.  Просмотр видеоматериала по теме.

5.3. Л.В. Бетховен «Ода к радости» (6 часов)

Практика - 4 часа. Разбор, игра с нот и на память произведения из девятой симфонии Л. В. Бетховена «Ода к радости» Темп, ритм и нюансы. Игра под минусовые фонограммы.  Просмотр видеоматериала по теме

5.4. Л.В. Бетховен «К Элизе» (6 часов )

Практика - 4 часа. Разбор, игра с нот и на память первой части произведения Л. В. Бетховена «К Элизе» Темп, ритм и нюансы. Игра под минусовые фонограммы.  Просмотр видеоматериала по теме.

5.5. РНП «Ой, мороз, мороз» (4 часа)

    Практика - 4 часа. Разбор и игра с нот и на память РНП в темпе вальса «Ой, мороз, мороз». Темп, ритм и нюансы. Игра под минусовые фонограммы. Просмотр видеоматериала по теме.  

5.6. Группа“Imagine Dragons”- “Believer” (4 часа)

Практика - 4 часа. Разбор, игра с нот и на память песни из репертуара группы “Imagine Dragons”- “Believer” Темп, ритм и нюансы. Игра под минусовые фонограммы.  Просмотр видеоматериала по теме.

5.7. Группа «Queen» - «Bogemian Rapsody-Богемская рапсодия» (6 часов)

Практика - 6 часов. Разбор, игра с нот и на память 1 части композиции из репертуара группы «Queen» - «Bogemian Rapsody» ( «Богемская рапсодия» - «Мама») Темп, ритм и нюансы. Игра под минусовые фонограммы.  Просмотр видеоматериала по теме.

5.8. Итоговое занятие. Концерт для родителей учащихся «Наша музыка для вас»

Практика  - 2 часа. Выступление  учащихся  с сольными и оркестровыми номерами на концерте перед родителями. Подведение итогового мониторинга.

                         

1.4.Планируемые результаты

    Мониторинг освоения общеобразовательной  общеразвивающей программы «Арпеджио» осуществляется путем проведения стартового и итогового мониторинга с помощью специально подобранных и модифицированных методик (приложение 1).                

                           

                            Способы определения результативности

Тип УУД

Вид результатов

Методика

Максим

 балл

Балл

 по УУД

%

Личностные УУД

Личностные результаты

Тест «Социальная зрелость»

 (13-17 лет)

Тест «Выявление уровня нравственно-этической ориентации учащихся»

Метапредметные УУД

Регулятивные результаты

Тест на самостоятельность

(13-17 лет)

Познавательные результаты

Тест «Исключи слова»

 (13-17 лет)

Коммуникативные результаты

Тест «КОС 2»

(13-17 лет)

Предметные УУД

Теоретические знания

Тесты:

1. «Нотная система. Табулатура. Аппликатура.Арпеджио» (12-14 лет)

2. «Аккорды. Мелодия с басом. Гитарные партии из песен рок-групп» (12-14  лет.

3.«Аккордовая последовательность. Квадратура аккордов» (14-16 лет)

Практические результаты

Карта наблюдения практической деятельности:

1.«Чувство ритма. Музыкальный слух. Музыкальная память» 2. «Игра произведений с арпеджио.Простые аккорды I позиции.Техника исполнения мелодии с басом классических произведений.

3.«Сложные аккорды с баррэ. Техника исполнения

гитарного ритма («Боя»).

Игра произведений в V-VII позициях»

2.        Комплекс организационно-педагогических условий.

Условия реализации программы.

Методическое обеспечение программы

  Для успешного усвоения программы используются:

- занятия в кабинете: теоретические и практические;

- прослушивание музыкальных записей;

- просмотр видео материалов;

- посещение концертов.

   Для полноценного проведения занятий предусмотрено следующее оборудование:

1.​ Помещение с рабочими столами.

2.​ Достаточное количество инструментов.

3.​  Учебная и методическая литература.

4.​ Музыкальный центр.

5.​ Компьютер.

Сведения о квалификации педагогических работников,  реализующих образовательную программу.

      Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Арпеджио» реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование и/или:

- среднее профессиональное образование,

- дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика"  в области, соответствующей направленности образовательной программы.

Педагог, реализующий данную программу, повышает свой профессиональный уровень через систему повышения квалификации и самообразования.

На занятиях используются следующие педагогические методы:

- формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, диспут;

- организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

- стимулирования поведения и деятельности: поощрение (ведение рейтинговой таблицы, конкурсы по разным номинациям).

               Имеют место различные типы и формы занятий:

- изучение нового материала;

- формирование новых умений и навыков;

- практические занятия (применение умений и навыков);

- творческие отчеты и концерты;

Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет сохранить активность учащихся, их интерес к занятиям в течение всего периода обучения.

Методическое обеспечение

           Наличие методических и учебных пособий (видеофильмы и DVD-фильмы) по всем темам программы в полном объѐме.

Формы контроля

- открытые занятия, тестирование по темам, творческие задания, опросы устные,  наблюдения педагога, творческие отчеты, самотестирование, конкурсы.

3. Список литературы

                              Список литературы для педагога

1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре  - М.: Композитор, 1993. – 56 с.

2. Ариевич С. Практическое руководство игры на гитаре. - М.: Молодая гвардия, 1993. – 130 с.

3. Бранд В. Основы техники гитариста эстрадного ансамбля - М.: Советский композитор,1979. – 230 с.

4. Браславский Д. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально- инструментальных ансамблей - М.: Сова, 1993. – 118 с.

5. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации - М.: Советский композитор,1979. – 98 с.

6. Галоян Э. Ритмические этюды и вариации для гитары в ансамбле - М.: Советский композитор, 1972. – 107 с.

7. Зинкевич В. Курс игры на гитаре - М.: Молодая гвардия, 1997. – 120 с.

8. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - Ростов-на –Дону: Феникс, 2002. – 310 с.

9. Саульский Ю. Аранжировка: эстрадная специализация - М.: Молодая гвардия, 1997. – 230 с.

10. Копен, В. Рождение джаза / В.Копен. - М.: Эксмо,1994. – 340 с.

11. Купинский К. Школа игры на соло гитаре - М.: Советский композитор,1984. – 372 с.

12. Тимонин Ю. Игры на шестиструнной гитаре  - М.: Арт-сервис, 2012. – 283 с.

13. Сольфеджио. Одноголосье. – М.: Музыка. – 1984.– 156 с.

Список  литературы  для  учащихся

  1.  Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре - М. : Советский композитор, 1997. – 230 с.

2. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота - М.: Музыка, 2002. – 202 с.

3. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре– М.: Советский композитор 1984. – 98 с.