Методическая разработка открытого занятия «Основные направления в работе над произведениями Л.В. Бетховена «К Элизе « и «Ода радости» в детском ансамбле гитаристов «Лира»

Мочалов Георгий Владиславович

Систематизация знаний об истории создания  произведений Л. В. Бетховена «К Элизе», «Ода к радости» и навыков их синхронного исполнения в детском ансамбле гитаристов «Лира» 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного

Образования  «Дворец творчества детей и молодежи  им.

Добробабиной А. П.  города  Белово»

Методическая  разработка открытого занятия

«Основные направления в работе над произведениями Л.В. Бетховена «К Элизе « и «Ода  радости» в  детском ансамбле гитаристов «Лира»

Составитель : педагог д/о Мочалов Г.В.

- 2022 -

Открытое занятие   в детском объединении «Детский ансамбль гитаристов «Лира»

Место проведения:  МБУДО ДТДиМ им. Добробабиной А.П.  Кабинет №410

Возраст воспитанников: 13 – 16 лет

Год обучения – 1-й, 2 -й год обучения

 Педагог дополнительного образования: Мочалов Георгий Владиславович

Тема: «Основные направления в работе над произведениями Л.В. Бетховена «К Элизе « и «Ода радости» в  детском ансамбле гитаристов «Лира»

Цель: Систематизация знаний об истории создания  произведений Л. В. Бетховена «К Элизе», «Ода к радости» и навыков их синхронного исполнения в детском ансамбле гитаристов «Лира» .

Задачи:

Обучающие:

Формировать навыки синхронной игры в ансамбле, уметь слушать друг друга и при игре своей партии следовать заданному ритму и темпу.

Развивающие:

Развивать внимание, мышление, а также ритмический, мелодический и гармонический слух.

Воспитательная:

    Развитие коммуникативной культуры поведения и общение на занятиях в детском ансамбле гитаристов «Лира».  Воспитывать интерес к творчеству Л.В. Бетховена и к классической музыке.

Тип занятия: комплексное занятие, включающие в себя новую тему, повторение и закрепление пройденного материала, а также закрепление первичных знаний и навыков.

Методы обучения:

- методы активизации логического мышления;

-методы практического освоения музыкальной информации;

-методы развития творческих способностей.

   Для успешной активизации познавательной и творческой деятельности учащихся в качестве основной цели достижения результата обучения, целесообразны различные формы использования ИКТ: программа нотного редактора «Guitar Pro 6» , тематическая видеопрезентация об истории создания произведений «К Элизе» и «Ода  радости»; демонстрация видеофрагментов выступлений ансамблей гитаристов, играющих произведения Л.В. Бетховена с  последующей дискуссией.

План учебного занятия.

    Организационный момент.     Сообщение темы и содержания занятия.

1. Л. В. Бетховен « К Элизе», «Ода радости». История создания произведений.

2. Игра ансамблем произведений Бетховена. Темп и ритм.

3. Синхронность в ансамбле при игре произведений Л. В. Бетховена « К Элизе», «Ода радости» .

4. Анализ, обобщение и подведение итогов занятия.

Ход занятия.

    Организационный момент: приветствие, подготовка к занятию, настройка гитар.

    Сообщение темы и содержания занятия:

Слово педагога.

- Сегодня я вам расскажу о тех произведениях, которые вы разучиваете для игры в ансамбле. Это Бетховенская «Ода крадости» и «К Элизе». Мы с вами будем играть только первые части этих произведений, поскольку они попроще для исполнения ансамблем гитаристов из учащихся, не только 2 и третьего года обучения, но и первого .  История этих произведений очень интересная. Примечательно, что фортепианную миниатюру «К Элизе» можно по праву назвать самым известным произведением Бетховена. Первоначально композитор озаглавил ее как Багатель № 25 ля минор, само название "Für Elise" было лишь подзаголовком. Чем же обусловлена такая популярность? Прежде всего это связано с широким использованием пьесы при обучении игре на фортепиано. Она входит в обязательную программу в музыкальных школах. Кроме того, красивое, звучное и в то же время не сложное произведение не могло остаться незамеченным и сразу же полюбилось публикой.

Опубликована пьеса была в 1867 году, только спустя 40 лет после смерти самого Бетховена исследователем его творчества. Принято считать, что создано произведение было в 1810 году. Именно в этот период времени был создан другой его шедевр – Увертюра «Эгмонт», наброски которой и были написаны на этом же листе бумаги, что и багатель.

   Известно, что произведение «К Элизе» , обнаружил музыковед Людвиг Ноль, который занимался изучением биографии маэстро. На листочке виднелась загадочная надпись - посвящение некой  Элизе  от Л.В. Бетховена. Но кто эта таинственная незнакомка и какую роль она играла в жизни гения? Может быть это та самая далекая возлюбленная или очередная новая пассия влюбчивого великого симфониста?

С момента обнаружения , многие исследователи вели неустанные работы над произведением. Так, в 2009 году Лука Кьянторе, который занимался этой работой восемь лет заявил, что эта версия не имеет ничего общего с композитором. Безусловная, тема и сами ноты принадлежат перу маэстро, в этом нет сомнений. Лука Кьянторе заявил, что того самого листочка с таинственным посвящением никогда не было. Немного раньше, в 1923 г. еще один исследователь Макс Унгер выдвинул версию, что оказывается произведение было адресовано подопечной маэстро Терезе Малфатти фон Роренбах цу Децца, в которую он был влюблен. Лювиг Ноль ошибочно интерпретировал надпись на рукописи, не разобравшись в почерке. В подтверждении этого указывалось то, что именно у нее долго время были эти ноты.

Все эти версии опровергла канадская исследовательница Рита Стеблин, которая изучив имеющийся материал, пришла к выводу, что речь идет об ученице той самой Терезе Малфатт – Элизе Баренсфельд. Она обладала удивительными вокальными данными и начала рано давать концерты, а Бетховен, чтобы угодить Терезе посвятил этой ученице пьесу.

        А теперь я хотел бы рассказать об истории создания «Оды к радости» Людвига Ван Бетховена. В 1785 году появилось произведение Шиллера «Ода к радости», призывающее людей к объединению и сплочению. Оно являлось отражением революционного времени, когда люди желали создать новое общество и сделать жизнь лучше. Сочинение несло не только общекультурную, но и социальную значимость. ( Видеофрагмент  библейского сюжета Ф. Шиллера)

https://www.youtube.com/watch?v=kl_nyUk1bFs – Фридрих Шиллер "Ода к Радости". Библейский сюжет;

      В последствие именно это произведение привлекло внимание Людвига Ван Бетховена. С того самого времени, как он в первый раз прочел оду, творец задался задачей создания по-настоящему грандиозного произведения. Первые эскизы датируются 1809 годом. Спустя восемь лет композитор решил написать скерцо для симфонии. Работа над созданием шла медленно, Людвиг постоянно откладывал ее в сторону. Процесс сочинения ускорил поступивший заказ от Лондонского симфонического общества. Тогда композитор был горячо любим в Англии, и даже планировал постепенно перебраться в страну туманного Альбиона. Но материальное положение не позволило ему осуществить собственные намерения. Он остался проживать в Германии. Еще в июле 1823 года Бетховен хотел создать два отдельных произведения - Девятую симфонию и произведение для хора «Ода к радости».

Но в процессе сочинения композитор понял, что необходимо объединить музыкальный материал. Синтез инструментальной и хоровой музыки в симфонической практике – это необычайная редкость для современности Бетховена. К счастью, риск был оправдан. Премьера, состоявшаяся 7 мая 1824 года в одном из фешенебельных театров Вены, прошла с оглушительным успехом. Зал рукоплескал, гул аплодисментов был нескончаемым. Жаль, что автор уже ничего не слышал. Несколько минут после того, как отзвучали последние аккорды, Бетховен не поворачивался к залу. По легенде, к нему подошла одна из хористок и показала, чтобы он повернулся к зрителям. Автор увидел, какое впечатление произвела симфония на людей. Благодарная публика кидала в воздух шляпы, некоторые плакали от счастья. Мечта Бетховена сбылась, музыка сумела объединить людей, сплотить их.

(Демонстрация видео фрагментов выступлений  игры на разных инструментах «К Элизе» и вступлении симфоническим оркестром симфонии № 9, и части «Ода  радости») .

https://www.youtube.com/watch?v=ivsb4qcrIUI - Грандиозное исполнение 10000 солистами, хором и оркестром Великой 9-ой симфонии;

https://www.youtube.com/watch?v=OST1IyNnJYY – «Ода  радости" (Бетховен-Шиллер) - Николай Диденко и Детский хор России;

https://www.youtube.com/watch?v=zTYyfjOhPlA – «К Элизе» - Фабио Лима

https://www.youtube.com/watch?v=pH0dOTCQTBo - «К Элизе» Виктор Зинчук

2. Во второй части нашего занятия, мы будем играть и «Оду радости» и «К Элизе».  

 Я всегда вам говорил, что  основные средства музыкальной выразительности в ансамбле  это - ритм и темп , динамические оттенки и синхронность. Как вы знаете, игра  в ансамбле предусматривает не только умение играть совместно каждый свою партию, но и чувствовать все произведение, которое играете. Потому что, если каждый из вас,  играет правильно свою  партию , то вы создаете новое произведение, с общим творческим подходом музицирования .  

- Среди компонентов, объединяющих всех музыкантов в единый ансамбль - это метро-ритм. Каждый должен ощущать сильную и слабую долю в такте, с одной стороны, и ритмическую определенность «внутри такта», с другой стороны, вот тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Единство и синхронность звучания в каждом такте является первым среди других важных условий. Ритмическая стабильность делает игру более уверенной, более надежной в техническом отношении.

Задание для учащихся:

- Укрепляя ритмическую основу всего ансамбля,  отработаем наиболее трудные места в произведении Л.В. Бетховена    «Ода радости». Сначала проиграем под плюсовые фонограммы в разных темпах. Как вы понимаете, мелодия идет на первых 2х струнах и акцент здесь на каждую долю такта при размере четыре четверти, а  аккомпанемент на 3 открытой струне, вы должны играть пальцем  i –указательным пальцем правой руки. И вообще, здесь исполнение чисто в классической пальцовке правой руки – i m a, как в арпеджио. Соблюдая эту правильную аппликатуру, вы сможете играть и в быстром темпе. Давайте попробуем поиграть без фонограммы.

( Учащиеся играют «Оду радости», работая с преподавателем над темпом и ритмом)

 А теперь более сложное произведение, это «К Элизе» Л.В. Бетховена. Здесь размер три восьмых, и играется она в быстром темпе, но мы  с вами  будем пока ее играть медленно, что бы арпеджио получилось у всех ровным. Акцент здесь на первую долю такта, он выделяется басом на  пятой и шестой струне.

 ( Учащиеся играют «К Элизе», работая с преподавателем над темпом и ритмом)

3. Синхронность  ансамблевого звучания при игре произведений «Ода радости» и «К Элизе». 

    -    Под синхронностью ансамблевого звучания следует понимать точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта, предельную точность при исполнении мельчайших длительностей всеми участниками ансамбля. При рассмотрении проблемы синхронного исполнения любого произведения необходимо отметить три важных фактора - начало, середина и конец, т.е. как начать произведение вместе, как играть дальше вместе и как закончить произведение вместе. Очень важно никому не сбиться при игре, не отстать, и не убежать вперед. Это самое главное , чтобы не нарушить синхронность исполнения .    В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функции дирижера. он обязан иногда показывать вступления, снятия, замедления. Сигнал к вступлению - небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх (ауфтакт) и затем – четкого, довольно резкого (раз) движения вниз. Можно и простучать тихо один такт темпа по верхней деке гитары.

-   Давайте сыграем в медленном темпе  «Ода радости» и «К Элизе»  Л.В. Бетховена, друг друга слушаем, не ускоряемся и не отстаем, надо добиться такого звучания, чтобы по звуку была, как бы одна гитара, а не 8. Я вам буду включать разный темп метронома, или стучать громко карандашом по столу.    

(Работа над  синхронностью звучания.  Игра ансамблем произведения «Ода радости» и «К Элизе» Л.В. Бетховена .)

https://cloud.mail.ru/public/3brH/1D22h7D2k - «Ода к радости» - Квартет гитаристов «Лира»;

https://www.youtube.com/watch?v=uPFxB8JHNzg – "Оde to joy” – Квартет гитаристов «Лира»;

https://cloud.mail.ru/public/Hhn9/B2EPxDASR - «К Элизе» Трио гитаристов «Лира»;

https://www.youtube.com/watch?v=6ILAtEaVp18 – «Ода радости» - Дуэт с укулеле «Лира»;

 https://www.youtube.com/watch?v=4hpza4NWWvM&t=1369s -"Наша музыка для вас" - Отчетный концерт юных гитаристов перед родителями в  детских объединениях "Арпеджио" и "Лира" во Дворце Творчества 14 мая 2021 года.

5. Анализ, обобщение и подведение итогов занятия.

     Сегодня вы очередной раз сегодня получили удовлетворение от совместно выполненной работы, почувствовали радость от игры и общего порыва, взаимной поддержки, и можно считать, что занятие наше дало принципиально важный результат в достижении ваших музыкальных качеств.

Совместная игра имеет свои специфические сложности, так называемую «ансамблевую технику»:

-        синхронность метроритма;

-        единство исполнительского почерка каждого из ансамблистов при сохранении самых существенных черт их индивидуальности.

В соответствии со значением слова «вместе»  – «одновременно, разом, нераздельно, сообща, заодно с кем-то» – технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь:

-        синхронное звучание обеих партий (единство темпа и ритма партнеров);

-        уравновешенность в силе звучания партий (единство динамики);

-        согласованность штрихов всех партий (единство приемов, фразировки).

    Я надеюсь , что в будущем вы почувствуете большую разницу при игре классических произведений  и современных пьес или песен в обработке фингерстайл. В вашем репертуаре уже есть и «Серенада» Франца Шуберта, и «Канцона» Франческо Де Милано и Бетховенский «Сурок» и «Старинная французская песня» Чайковского. Поэтому классика всегда особо выделяется в гитарном исполнении, прежде всего камерным звучанием гитары.

Список литературы

1. Бранд, В. Основы техники гитариста эстрадного ансамбля / В.Бранд. - М.: Советский композитор,1979. – 230 с.

2. Галоян, Э. Ритмические этюды и вариации для гитары в ансамбле / Э. Галоян. - М.: Советский композитор, 1972. – 107 с.

3. Зинкевич, В. Курс игры на гитаре / В. Зинкевич. - М.: Молодая гвардия, 1997. – 120 с.

4. Иванов-Крамской, А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - Ростов-на –Дону: Феникс, 2002. – 310 с.

5.   Н . Ризоль. Очерки о работе в ансамбле. – 1986. – Москва.

6.  Раабен Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке. М.: Музгиз, 1961.