Развитие музыкального слуха у детей средствами информационно-коммуникационных технологий
Анализ информационно-коммуникационных технологий для работы с детьми в условиях дистанционного обучения, примеры их использования. Мотивация учащихся к дистанционному обучению
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Гребенщикова Ю.Е., педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»,
музыкально-хоровая студия «Галактика»
Тема: «Развитие музыкального слуха у детей средствами информационно-коммуникационных технологий»
На сегодняшний день существует немалое количество информационно-коммуникационных технологий для работы с детьми в условиях дистанционного обучения: обучающие системы, информационные и электронные ресурсы, содержащие визуальную и аудиоинформацию, различные виды платформ и многое другое. И перед педагогом дополнительного образования стоит вопрос, как преломить предложенные ресурсы в работе с хоровым коллективом, чтобы сохранить состав учащихся, поддержать приобретенные их знания и умения, научить детей первого года обучения основным вокально-хоровым навыкам.
После анализа технических возможностей дистанционного обучения стало понятно, что, используя их, невозможно работать над такими задачами, как хоровой строй, гармонический, динамический и тембровый ансамбль, потому что это групповые формы работы, направленные на активную слуховую работу. Поэтому было решено применять индивидуальный подход к каждому ребенку.
Опираясь на образовательную программу, мы выделили ряд задач, над которыми можно работать в дистанционных условиях:
- повышение мотивации к занятиям;
- обучение теоретическим основам;
- знакомство с нотной грамотой;
- развитие слуховых представлений;
- развитие звуко-высотного слуха, вокальных данных, музыкального кругозора;
- разучивание репертуара.
Работа ведётся с тремя коллективами разного возраста: младший хор (6-8 лет), средний хор (9-11 лет), группа старшего хора (12-14 лет).
Но подробно хотелось бы остановиться на работе с детьми 1-ого года обучения, где нам удалось добиться положительных результатов в развитии музыкального слуха в рамках дистанционного обучения.
В первую очередь передо нами встала необходимость найти подходящие платформы для дистанционной работы. Понимая, как детям важно живое общение с педагогом и сверстниками, стали использовать конференции Zoom. Данная платформа помогает с психологическим настроем - она позволяет детям и педагогу встречаться, общаться и даже совместно исполнять музыкальные произведения - петь. А ещё было отмечено, что занятия в Zoom помогли детям научиться выдержке и терпению (умение слушать друг друга, дожидаться своей очереди исполнения), а также помогли преодолеть застенчивость (робкие дети стали смелее петь индивидуально).
План типового занятия в Zoom:
- артикуляционные и вокальные упражнения;
- слуховые упражнения;
- повторение репертуара или разбор нового произведения;
- индивидуальная проверка домашнего задания.
Вторая платформа, которая является основой нашей дистанционной работы с детьми, это Google-класс. Там размещаются видео- и аудио- материалы, можно получить обратную связь (видео-, аудиозаписи детей), а также есть возможность вести электронный журнал и отчетность.
Итак, дети 1-го года обучения, не имеющие хоровых навыков и вокальной подготовки вынуждены были заниматься дистанционно практически с самого начала. Первые занятия показали, что мы не можем воздействовать на слух детей, интонацию, вокальное исполнение, певческую дисциплину в целом.
Занятия в Zoom сильно ограничены во времени, особенно это неудобно с младшими школьниками. Поэтому в дистанционной работе была использована целая система видео-тренажеров.
Для того, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно в домашних условиях повторять материал занятий, отрабатывать навыки, разучивать и повторять произведения - записываются короткие видео-занятия и видео-тренажёры. Для этого используются следующие программы:
- презентация PowerPoint;
- нотный редактор MuseScore;
- видео-захват экрана;
- простейший видеоредактор Microsoft, а также VSDC free Video Editor;
- программа для записи голоса Bendlab.
Первый тип видеозаписей для хора - это видеозанятие, записанное в виде блока вокальных упражнений или разбора произведения. Это мое обращение к детям, где я пою, останавливаясь и повторяя те фрагменты, в которых могут возникнуть затруднения у ребят в понимании и исполнении. Я пропеваю отдельные фразы медленно и в темпе, а капелла и с сопровождением, всё время, призывая детей петь вместе со мной.
Второй тип видеозаписей для хора - это видеотренажёры, они направленны на:
- знакомство с теоретическими понятиями (ноты, ритм, ступени);
- тренировку координации слуха и голоса на простейших попевках, упражнениях (по принципу «слышу – повторяю»);
- тренировку слуховых представлений (устный диктант);
- пение учебно-тренировочного материала для наработки слуховых и вокальных представлений и навыков;
- разучивание произведений.
Приёмы развития слуха, которые я использовала в данной форме работы:
- слуховое сосредоточение и вслушивание в показ педагога с целью последующего анализа услышанного и подстраивания высоты своего голоса к голосу педагога, рояля;
- моделирование высоты звука движениями руки (сначала элементарно восходящая мелодия, нисходящая, затем ручные знаки по системе Струве);
- устные диктанты;
- беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание (активизирует не только артикуляционный аппарат, но и помогает восприятию звукового эталона).
Я стремилась к тому, чтобы все материалы были визуализированы, предельно понятны и доступны для детей. Принцип видеотренажёров: «слушаю - повторяю - осознаю - повторяю - исправляю/ закрепляю».
Все это хорошо способствует развитию музыкального слуха у ребят младшего школьного возраста.
Итогом занятий с использованием видеотренажёров является контроль и коррекция ошибок. Для этого я просматриваю видео или прослушиваю аудиозаписи, которые делают дети с помощью родителей или самостоятельно, и размещают в Google-классе. Я анализирую, делаю пометки, на что нужно обратить внимание и прошу провести работу над ошибками, и конечно всегда хвалю за проделанную работу. В Zoom мы еще раз разбираем ошибки, индивидуально с каждым работаем над ними, что является еще и хорошим закреплением материала.
После трех месяцев дистанционной работы мне удалось достичь следующих результатов:
- мы изучили все ноты;
- научились пользоваться ручными знаками;
- разучили 10-12 учебно-тренировочных произведений и 3 концертных произведения.
Благодаря этому у младших хористов:
- активизировался музыкальный слух;
- повысилось качество интонирования;
- выработалась вокальная манера артикуляции;
- выработалась певческая дисциплина;
- повысилась мотивация к занятиям.
Несколько слов о мотивации к занятиям. Мы с моими хористами записываем клипы на разучиваемое произведение. Каждый ребенок, с помощью родителей снимает свое пение на видео. Далее эти видео обрабатываются и соединяются в виртуальный хор.
Необходимо отметить пользу таких записей. Главное условие для учащихся – спеть интонационно чисто и эмоционально выразительно. Для этого они детально работают с фонограммой, записывают несколько вариантов видео, прослушивают свои записи, анализируют, выбирая лучший на их взгляд вариант.
Эта работа развивает творческую фантазию, приучает детей к ответственному отношению к своему исполнению, помогает работать с застенчивостью некоторых учащихся. Кроме того, работа с одним наушником очень обостряет слух и внимание.
Таким образом в условиях дистанционной работы мне удается поднять не только вокально-слуховую сторону нашего исполнения, но и художественно выразительную, что крайне важно в хоровом исполнительстве.
В очном режиме занятий я планирую использовать некоторые дистанционные приемы работы:
- репетиции дома с помощью тренажеров, для поддержания навыков детей, которые вынуждены много пропускать хоровые занятия (по болезни, отъезду);
- запись учащимися своего голоса, для анализа, более сосредоточенной работы над интонацией, для закрепления вокально-слуховых навыков.
В заключении выступления делаю вывод: в дистанционном режиме работы хор (в традиционном смысле этого слова) очень трудно сохранить, но вокально-слуховые навыки развить и сохранить возможно. А уже при очной встрече хора использовать эти навыки для дальнейшей хоровой работы.
