Особенности работы концертмейстера хореографического отделения в подготовительных классах (возраст детей 4-6 лет)

Максименко Елена Валерьевна

В статье рассматривается специфика работы концертмейстера в классах хореографии с детьми дошкольного возраста (4-6 лет).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Максименко Е.В.

МАУДО «Школа искусств» г. Сыктывкар,

Концертмейстер

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССАХ (ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ)

Аннотация. В статье рассматривается специфика работы концертмейстера в классах хореографии с детьми 4-6 лет.

Ключевые слова: концертмейстер; хореография; дошкольное обучение.

Невозможно представить обучение детей хореографии без музыкального сопровождения. Искусство танца неотделимо от музыки. С самых первых занятий хореографы учат детей слушать ее, чувствовать, двигаться вместе с ней. Музыка помогает раскрыть и передать характер танца, помогает выполнять движения синхронно и точно.

Давайте вспомним – кто такой концертмейстер и в чем заключается суть этой профессии? Концертмейстер – «мастер концерта», пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах. То есть это профессиональный музыкант, в задачу которого входит не только помощь в разучивании партии солиста и выступление в концертах, но главная его цель – создание ансамбля! «Ансамбль» – (франц. ensemble – вместе) – взаимная согласованность и гармоничная пропорциональность частей между собой и по отношению к целому. И не так важно, кому аккомпанирует концертмейстер – скрипачу, балерине или хору, – важно передать красоту, духовное наполнение и художественную ценность исполняемого произведения! Концертмейстер должен подстраиваться и направлять, помогать и воспринимать, вести за собой и следовать за каждым движением или вдохом партнера. Он должен мысленно делать все то, что делает солист, чтобы лучше помочь ему. И быть всегда готовым подхватить, если что-то пошло не так.

В классе хореографии концертмейстер всегда работает в паре с хореографом. Он полноправный участник творческого процесса. Хореограф строит план занятия в соответствии с методическими, образовательными и творческими задачами, а концертмейстер должен подобрать соответствующее музыкальное оформление, не противоречащее задачам педагога. Для этого ему необходимо иметь ясное представление обо всех движениях классического танца, знать терминологию и уметь запоминать большие фрагменты комбинаций. Также нужно понимать, что на уроке классического танца музыка подчиняется движению, а не наоборот.

Какие знания и умения необходимы музыканту для работы в хореографическом классе? Ну, во-первых, конечно, чтение с листа – умение качественно исполнить новый музыкальный материал. Во-вторых, не обойтись без умения импровизировать и сочинять. Очень часто музыкальный фрагмент не подходит идеально под движение, он слишком длинный или слишком короткий. В хореографии важна «квадратность», поэтому нужно уметь, ориентируясь в тональности, при необходимости досочинить несколько тактов или, наоборот, сыграть кадансовый оборот раньше. Также бывает необходимо сместить музыкальный акцент или выделить слабую долю. Когда все дети по очереди делают упражнения «в диагонали», один и тот же музыкальный фрагмент быстро надоедает, и, чтобы избежать однообразия, концертмейстер должен уметь сварьировать мелодию на данную гармонию, или наоборот, сохранив мелодию, немного изменить гармоническое основу, чтобы освежить звучание. Иногда хореографы объединяют несколько упражнений в одно, в этом случае можно взять музыкальный фрагмент, и, корректируя темп, фактуру аккомпанемента, штрихи, – подстраивать музыку под характер упражнения. Или взять разные музыкальные фрагменты и объединить их единой тональностью или логическими модуляциями.

Работа концертмейстера в классах дошкольного возраста имеет свои особенности:

  1. Подбор музыки с учетом возраста детей. То есть это должна быть достаточно простая по гармонии музыка, легко запоминающаяся, ритмичная, в большинстве случаев мажорная. Очень хорошо подходят польки, марши, детские песенки, музыка из фильмов для детей или мультфильмов. Прекрасно подойдет народная музыка – рожденная в народе и проверенная временем.
  2. Нужно более четко (по сравнению со старшими кассами) выделять сильные доли, играть очень ритмично. Энергичное исполнение музыкального сопровождения поможет держать внимание детей, не позволит расслабиться во время упражнения. Периодическая смена музыкального репертуара позволит увеличить слуховой и музыкальный «багаж» детей, расширить их кругозор, поможет избежать однообразия занятий.
  3. В хореографии концертмейстер своими навыками помогает хореографу в таком важном вопросе как дисциплина на уроке. Дети очень восприимчивы к музыкальному оформлению занятия. Когда организационный момент имеет художественное решение, это оказывает большое влияние и на дисциплину, и на атмосферу занятия танцами.
  4. Так как занятия с детьми дошкольного возраста часто проходят в игровой форме и с частой сменой вида деятельности, то концертмейстер должен уметь быстро, «на ходу» ориентироваться в ситуации и подбирать подходящее музыкальное оформление для очередного упражнения или музыкальной игры. Часто бывает необходимо сочинить музыку или песенку на небольшое стихотворение. Большим успехом пользуются у детей упражнения, придуманные на короткие стихи, например, Агнии Барто, или народные потешки.
  5. Ответственность за воспитание чувства ритма тоже несет концертмейстер, особенно если по учебной программе отдельные занятия музыкой не предусмотрены. На это периодически придется выделять какую-то часть занятия. Хорошо помогает игра «Повтори ритмический рисунок» в разных вариантах: 1) концертмейстер хлопает, ребенок повторяет; 2) концертмейстер играет на фортепиано, ребенок хлопает; 3) концертмейстер хлопает ритм, ребенок топает или наоборот; 4) дети играют сами, придумывая по очереди друг другу ритмический рисунок. Начинать нужно, конечно, с более простых ритмических рисунков, постепенно усложняя.

В завершение можно сказать, что роль концертмейстера на занятиях хореографии с детьми дошкольного возраста невозможно переоценить. От концертмейстера так же, как от хореографа зависит общая атмосфера на занятиях, насколько занятия будут успешными и плодотворными, каких результатов достигнут дети к концу учебного года и будут ли они с радостью бежать в класс заниматься.

Библиографический список

  1. Безуглая, Г.А. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром: учебное пособие / Г. А. Безуглая.– СПб.: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2005. – 215 с.
  2. Ревская, Н. Е. Классический танец: Музыка на уроке. Экзерсис. Методика музыкального оформления урока классического танца / Н. Е. Ревская.– СПб.: Композитор, 2005. – 64 с.
  3. Ярмолович, Л. И. Принципы музыкального оформления урока классического танца / Л. И. Ярмолович; Под ред. В. М. Богданова-Березовского.– 2-е изд.– Л.: Музыка, 1968. – 144 с.