"Музыкально-эстетическое воспитание учащихся в классе гитары"

Прудникова Елена Николаевна

              Музыкально-эстетическое воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный

               на  воспитание музыкальной культуры ребенка, развитие его музыкальных способностей.....

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. Г Струве»

Методический доклад на тему:

«Музыкально-эстетическое воспитание учащихся в классе гитары»

Выполнила:

Пудникова  Елена Николаевна,

преподаватель по классу гитары

г. Железногорск

2022г.

«Музыкально-эстетическое воспитание учащихся в классе гитары»

Музыкально-эстетическое воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры ребенка, развитие его музыкальных способностей с целью становления творческой личности.

    Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных  средств  эстетического воспитания ребенка. Ребенок переживает музыку,  как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой - это возможность получения положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства. И поэтому одной из важных задач современной  школы искусств является музыкально-эстетическое воспитание учащихся, позволяющее музыке выполнять эстетическую, познавательную и воспитательную роли в формировании личности, воздействовать на духовный мир учащихся, их нравственность, эмоциональное развитие.

В нашей стране традиционно одним из наиболее популярных музыкальных

инструментов является классическая гитара. Многие учащиеся поступают в учреждения дополнительного образования, желая освоить данный музыкальный инструмент. Однако, процесс приспособления (адаптации) к гитаре довольно сложен и зачастую ученики бросают занятия на первом же этапе, не сумев преодолеть трудности практического музицирования. И поэтому наша задача сделать всё возможное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с самого раннего возраста приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что “музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека” (1983).

На сегодняшний момент существуют разные системы обучения игре на гитаре. Следует добавить, что подходят далеко не все существующие гитарные школы и методики: это зависит, как правило, от сложности музыкального материала, который служит технической базой для исполнителя, а также от объѐма времени, необходимого в среднем для затраты на преодоления каждого обучающего этапа.  

Поэтому в своей практике я применяю следующие методические принципы:

  • Принцип деятельности. На уроке учащийся  постоянно находится в процессе открытия новых знаний. Я предлагаю  методический материал, который откроет много нового и интересного для ребенка:  это различные игры, творческие задания, упражнения.

  • Принцип вариативности. На своих уроках я предлагаю музыкальный и иллюстративный материал. Этот принцип дает нам, преподавателям, свободу выбора менять или включать свой музыкальный материал.

  • Принцип креативности. Преподаватель должен все время поощрять и стимулировать  творческую активность учащихся , создавать ситуации, в которых каждый ребенок становится артистом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

  • Принцип непрерывности. Важно, чтобы процесс эстетического развития не заканчивался на занятиях по музыке, а продолжался на других занятиях и в общеобразовательной школе. Например, на уроках литературы и изобразительного искусства  должны быть музыкальные иллюстрации, которые объединяли бы художественный образ в единое целое.

  •  Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребенку! Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы на занятиях.

Предполагается, что новые или адаптировать уже существующие приёмы и подходы к музыкально-эстетическому воспитанию учащихся в целях его совершенствования, будет более успешным при следующих педагогических условиях:

если будет достигнут творческий диалог между преподавателем и учеником;

если будет использоваться сбалансированное сочетание общепедагогических, специальных и инновационных методов обучения и воспитания;

если на занятиях будет сформирован и поддержан благоприятный эмоциональный климат;

если будет присутствовать материально-техническая база, которая необходима для реализации особых видов учебной деятельности.

Из моего опыта работы, занятия музыкой способствуют  развитию интеллектуальных способностей детей. Учащиеся, которые занимаются музыкой,  лучше усваивают материал и успевают по всем предметам в общеобразовательной школе. Объясняется это тем, что процесс обучения музыке оказывает воздействие на формирование не только музыкального восприятия и мышления, но и восприятия и мышления вообще. У детей, занимающихся музыкой, все психические процессы развиваются интенсивнее и глубже – восприятие, внимание, память, воображение, воля, мышление. Развитие творческих способностей является важной стороной эстетического воспитания. Обучение игре на гитаре – активное средство развития этих способностей.

В своей педагогической деятельности я стараюсь заложить основы  многогранности, оптимизировать творческие способности ребенка, развить фантазию и воображение, артистичность и интеллект, то есть сформировать универсальные способности, важные для любой сферы деятельности, которые не пройдут бесследно для последующего развития ребенка в обществе, его общего духовного становления. В этом и заключается основная цель музыкально-эстетического воспитания.

Список литературы:

  1. Куракин С.И. Некоторые психологические аспекты музыкально-эстетического воспитания / С.И. Куракин // Единый всероссийский научный вестник. – 2016 – №2, часть 1 – С. 68-73 (0,3 п.л.).
  2. Матвеева Р. А. Обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания. // Музыкальный руководитель. – 2009. - № 2 – 2 с.
  3. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
  4. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
  5. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=563231