«Карл Черни. Этюды и жизнь»

Сергеенкова Инна Сергеевна

Данный материал развивает и повышает интерес обучающихся разного возраста к музыке и исполнительству через рассказ о жизни и творчестве австрийского композитора, педагога и  пианиста Карла Черни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_cherni_tekst.docx102.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Сафоновская детская школа искусств»

__________________________________________________________________

215500, Смоленская область, г. Сафоново, ул. Строителей, д.3, тел.4-22-44, тел/факс 4-23-56

Классный час

«Карл Черни. Этюды и жизнь»

Преподаватели:

Сергеенкова Инна Сергеевна

Егорова Светлана Васильевна

        г. Сафоново 2022 г.        

Классный час  на тему:

«Карл Черни. Этюды и жизнь»      

 18.02.2022г.

Организаторы: преподаватели Сергеенкова Инна Сергеевна, Егорова Светлана Васильевна

Аудитория: учащиеся музыкально-исполнительских отделений ДШИ, преподаватели ДШИ.

Цель: развитие и повышение интереса обучающихся разного возраста к музыке и исполнительству через рассказ о жизни и творчестве австрийского композитора, педагога и  пианиста Карла Черни.

Задачи:

  • обогащение  духовного  мира детей музыкальными впечатлениями;
  • повышение уровня знаний обучающихся;
  • расширение багажа музыкальных впечатлений;
  • формирование интереса к данному виду внеклассной работы у обучающихся..
  • воспитывать музыкальный вкус;  
  • повышать мотивацию обучающихся к занятиям на музыкальном инструменте.

Методика проведения классного часа: лекция с демонстрацией фото-видео-материалов, в классном часе принимают участие обучающиеся преп. Сергеенковой Инны Сергеевны, Егоровой Светланы Васильевны с концертными номерами.

Ожидаемый результат:

Повышение заинтересованности к игре на инструменте, к обучению. Расширение музыкального и художественного кругозора.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация,  фото и видео материалы.

                                       ХОД  КЛАССНОГО ЧАСА

        Ведущий  всех приветствует, объявляет тему, перечисляет цели и задачи мероприятия. Зрители прослушивают материалы лекции, знакомятся с презентацией, просматривают видео – материалы.

СЛАЙД №1. Карл Черни (Czerný, Karl) (1791–1857), австрийский композитор чешского происхождения, гениальный педагог, пианист. Относится к числу лучших преподавателей фортепианной игры XIX в. Знаменит созданием большого количества музыкальных этюдов и методических трудов по обучению игре на фортепиано.

СЛАЙД №2. «Мы по достоинству ещё не оценили ЧЕРНИ» - писал венгерский композитор Йоганн Брамс в 19 веке. Эта мысль, высказанная более 100 лет назад, справедлива и в настоящее время. Весьма ограниченны сведения о творческих устремлениях и методических принципах одного из виднейших педагогов – музыкантов первой половины 19 века. Не полностью известны и фортепианные сочинения Черни, в том числе сборники его полезнейших инструктивных этюдов и упражнений и других произведений. Многие произведения композитора остались рукописными. Они хранятся в Вене в стенах архива «Общества друзей музыки».

     СЛАЙД №3. Родился Карл Черни в семье музыканта в 1791 г. Его отец Венцель Черни, чех по национальности, был педагогом игры на клавире (клавир – клавишный инструмент, предшественник фортепиано).  Дед Карла был скрипачом. Отец играл также на гобое, на органе, и был   настройщиком фортепиано. Семья переехала в Вену из Чехии и Карл не говорил по-немецки до десяти лет.

СЛАЙД №4. Отец стал для мальчика первым учителем, и был требовательным и умелым наставником. Основой занятий были клавирные сочинения Баха. Уже в 7 лет Карл владел весьма обширным репертуаром из произведений Моцарта, Гайдна, Клементи, свободно импровизировал, умел играть с листа различные произведения и даже партитуры.      

СЛАЙД №5. В 9-летнем возрасте Карл начал давать концерты.  Его дарование было настолько незаурядно и ярко, что Бетховен, услышав его выступление, сам предложил заниматься с мальчиком 1 раз в неделю. Он очень высоко отзывался о таланте и успехах ученика, а впоследствии именно ему доверил обучение своего племянника.

        СЛАЙД №6. Встреча юного Карла с Бетховеном состоялась в 1800 г (Карлу Черни было 9 лет, он выступал в сольном концерте, играя концерт До мажор Моцарта). Бетховен нашёл, что мальчик талантлив и согласился с ним заниматься и рекомендовал на следующий урок принести тетрадь полифоний Баха.

СЛАЙД №7. По воспоминаниям современников, Бетховен был смелым, самобытным и терпеливым педагогом. Когда ученик допускал ошибки в тексте произведения, Бетховен редко делал замечания, указывая на них лишь после того, как ученик доиграет пьесу до конца. Но если же пианисту не удавалось воплотить характер произведения, то учитель «выходил из себя», т.е. он ставил главной задачей -  воспитание музыканта - художника, что и является одной из целей искусства. Первые уроки с Карлом Черни Бетховен посвятил изучению гамм во всех тональностях. Именно на гаммах Бетховен учил правильному положению пальцев, движениям руки. Впоследствии эти положения нашли продолжение в педагогической деятельности Карла Черни. Занятия с Бетховеном длились 3 года. «Ещё и сегодня каждое мгновенье живо в памяти» - писал Черни много лет спустя.

          В рекомендательном письме, данном Бетховеном Карлу в 1805 году композитор утверждает, что «для своего четырнадцатилетнего возраста он достиг в игре на фортепиано совершенно исключительных, превосходящих ожидания успехов и что как в этом отношении, так и принимая во внимание его поразительную память, он достоин всевозможной поддержки…».  

          Черни оставался под опекой Людвига ван Бетховена до 1804 года. Музыкальная память позволяла Черни играть наизусть все сочинения Бетховена без исключения. В течение двух лет он исполнял   произведения великого композитора во дворце князя Лихновского.                                                  

       СЛАЙД №8.  В этот же период Карл учился у И. Гуммеля и М. Клементи, хотя отношения с Бетховеном поддерживал на протяжении всей своей жизни.  

          Интересы Черни уже в юношеские годы не ограничивались исключительно музыкой. Самостоятельно он изучил семь иностранных языков, занимался древней историей, литературой, поэзией. Он был разносторонне образованным человеком.

         СЛАЙД №9. В 1805 году Черни предпринял первую концертную поездку по странам Европы. В. Мэйер так охарактеризовал исполнительский почерк концертанта: "Редко можно было услышать такую чистоту, элегантность и изящество в исполнении. Интерпретация Черни сонат Моцарта отличалась самобытностью и новизной трактовки, эти произведения, давно знакомые музыкантам, прочтены своеобразно и оригинально". После недолгих гастролей из-за политических событий в Европе Черни возвращается в Вену.

    Для первого исполнения нескольких своих фортепианных концертов Бетховен выбрал именно Черни.  

       СЛАЙД №10. Кроме активной концертной деятельности как исполнителя, Черни с юности начал заниматься преподаванием. Слава пришла к Черни рано: ему едва минуло 14 лет, когда он стал авторитетным педагогом, учиться у которого считали за честь пианисты разных национальностей – случай беспримерный в музыкальной истории.    Среди выдающихся музыкантов, прославившихся в раннем возрасте, как например Моцарт, нет ни одного, кто бы завоевал в 14 лет известность как педагог.

           СЛАЙД №11. Не случайно, что именно к Черни привёл Бетховен своего племянника в 1816 г., а через три года Адам Лист привел к нему своего сына Ференца – будущего великого пианиста. По совету Карла Черни, в процессе своего обучения Лист должен был не только изучать фуги Баха, но и транспонировать их (т.е. свободно исполнять в разных тональностях). К своим воспитанникам Черни старался подходить строго индивидуально, считая «чем крупнее дарование, тем важнее его направлять».

         Карл никогда не был уверен в своих способностях в качестве исполнителя и решил отказаться от публичных выступлений. С 1815 года Черни прекратил фортепианное исполнительство и сосредоточился на педагогике и композиции.

         В Вене жили и творили гении, здесь искали признания все виртуозы мира. Надо было обладать незаурядными данными, чтобы завоевать  уважение музыкантов в городе. Но Карл стал педагогом, учиться у которого считали за честь пианисты разных национальностей.

        Как педагог Черни не имел себе равных! Опираясь на метод преподавания Бетховена и Клементи, он давал до двенадцати уроков в день в домах венской знати. Среди знаменитых виртуозов первой половины 19 века трудно найти пианиста, который не прошел бы школу Черни.

     СЛАЙД №12. Самым известным учеником Черни был Ференц Лист, который начал заниматься с ним в возрасте девяти лет. Черни был его единственным учителем. В изданной прижизненной биографии Листа, значение Черни как его наставника принижается. Однако в личном экземпляре этой книги великий композитор  красным карандашом делал на полях пометки, отмечающие его положительное влияние. Лист посвятил своему учителю «Двадцать четыре этюда для фортепиано» и «Этюды высшего исполнительского мастерства» с указанием «в знак благодарности, уважения и дружбы».

                                                                       

         СЛАЙД №13. И. Ф. Стравинский в интервью 1926 года говорил, что Черни «… обладал колоссальным темпераментом и, возможно, сделал больше для обучения пианистов, чем любой педагог не только его времени, но и по сей день».  «Я всегда ценил в Черни не только замечательного педагога, но и подлинного музыканта», - писал Стравинский в своей книге.

СЛАЙД №14. Посмотрите, сколько знаменитых и выдающихся людей являются носителями педагогических и методических принципов К. Черни! Или как ещё точнее написал С. Мальцев: «мы все выросли из Черни, и все несём в себе его пианистический ген». И это только начало схемы, которую можно продолжать до сих пор! Это своего рода «генеалогическое» древо всех современных пианистов.

Возможно не всем ясно, в какой степени русская фортепианная школа выросла из школы Черни и наследует его живую традицию. На схеме отображены важнейшие фигуры русской фортепианной школы, а стрелками указаны отношения «учитель — ученик» (стрелками пунктиром — влияние).

Как явствует из схемы, ближе всего к Черни находится школа А. Есиповой — Ф. Лешетицкого; А. Гольденвейзера и Л. Николаева отделяет от Черни всего два посредника по двум линиям у каждого; Г. Нейгауза — три посредника по единственной линии.

Конечно, никакая схема не может отобразить всего богатства реальных связей в нашем пианизме. Не попавших в схему С. Рахманинова отделяют от Черни два посредника: А. Зилоти Ф. Лист; А. Скрябина — тоже два: В. Сафонов Ф. Лешетицкий; их — и А. Зилоти — детский учитель Н. Зверев хотя и не был прямым учеником В. Сафонова и Н. Рубинштейна, но испытал их большое пианистическое влияние. 

Напомню к тому же, что в Петербургской консерватории с момента её основания работал Ф. Лешетицкий, а в Московской консерватории — А. Доор и К. Клиндворт, имевшие множество студентов, и т.д. и т.д. Как явствует из изложенного, к Черни восходят, за небольшим исключением, все важнейшие фигуры русского пианизма.

СЛАЙД №15. Преподавательская деятельность стимулировала сочинение этюдов, сонат и других произведений педагогического репертуара. Карл Черни создал свыше 1000 опусов. Состав некоторых из них превышает 50 номеров. А созданный композитором op. 261 включает 125 этюдов. В рамках опуса 139 он написал «100 прогрессивных этюдов без октав». Опус 849 — это 30 новых технических этюдов, опус 533 включает 6 октавных этюдов, опус 777 — 24 упражнения.

Карл Черни создал также произведения в других жанрах, среди которых мессы, симфонии, сонаты, трио, квартеты, рондо, сочинения в четыре и шесть рук. Помимо собственных сочинений, Карл создал собственные редакции сонат Скарлатти и «Хорошо темперированного клавира» Баха, переложил для фортепиано симфонии Бетховена, сочинил фортепианный вариант его оперы «Леонора».

СЛАЙД №16,17. Астрономическое число этюдов и упражнений написано Карлом Черни. Это объясняется количеством проблем при овладении фортепианной техникой. Часто поводом для сочинения этюдов служил какой - либо пианистический недостаток ученика.

      Основу системы воспитания пианистических навыков составляют у Черни пассажные фигурации, прежде всего гаммообразные. Как считал Черни, гаммы развивают лёгкость, беглость пальцев, основные правила аппликатуры и если ежедневно играть гаммы отчетливо, упругими пальцами, то можно стать блестящим пианистом, как указывал Черни.

     СЛАЙД №18. Этюд (в переводе с французского «изучение») – это инструментальная пьеса, как правило, небольшого объема, основанная на частом применении какого-нибудь трудного приема исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя на инструменте. Жанр этюда известен с XVIII века.

      Этюды охватывают практически все серьезные проблемы техники и интерпретации, с которыми сталкиваются пианисты на всех уровнях.

        Сложно найти в мире пианиста, который в своей жизни не сыграл хотя бы одного его произведения. Музыканты любят исполнять его этюды из-за очевидной пользы, а также мелодичности и художественности большинства сочинений. Сборники этюдов, построенные на фундаментальном педагогическом принципе «от простого – к сложному», находят применение в репертуаре многих современных музыкантов, от первых лет обучения на инструменте до уровня зрелых исполнителей.

МОЖНО ПОИГРАТЬ ЭТЮДЫ.

        СЛАЙД №19. Большой заслугой Черни является создание фундаментальной энциклопедии «Обзор всей музыкальной истории», где представлены сведения о крупных композиторах всех времён и народов. Он пробовал себя и в литературе: написал две драмы и несколько стихотворений.

     

         Карл Черни внес большой вклад в искусство фортепианной игры не только как педагог, но и как автор большого количества методических трудов. Самая значительная в этой области его работа «Полная теоретико-практическая фортепианная школа от первоначальных шагов до высшего совершенствования…», в которой композитор систематизировал достижения различных школ и рассмотрел все в прогрессивном, современном аспекте. Он изложил основные положения, соблюдая которые, музыкант сможет достичь вершин фортепианной игры. Исследователи считают, что именно Черни заложил основы современного пианизма. Кроме того, К. Черни был гениальным методистом. Его наработки актуальны в наше время и будут актуальны всегда.

Некоторые из литературно-методических сочинений Карла Черни переведены на русский язык:

   СЛАЙД №20.  - В 1842 г. был издан русский перевод книги «Письма Карла Черни, или Руководство к изучению игры на фортепиано».

   -  В 1849 г. вышло «Полное теоретико-практическое учение о композиции» (Vollständige theoretisch-praktische Kompositionslehre).

    -  В 1851 году был опубликован «Очерк истории музыки» (Umriss der ganzen Musik-Geschichte).

   - Ему принадлежит труд «Большая фортепианная школа» (Grosse Pianoforte-Schule, ор. 500), где имеется развернутое дополнение, посвященное вопросам исполнения новых и старых фортепианных сочинений. Работа была написана около 1846 года.

   - Также его перу принадлежит труд «Юный пианист».

   - К учебной литературе следует отнести и книгу «Практические упражнения для пальцев».

 СЛАЙД №21.  -  Книгу «Ежедневные упражнения».

   - Также композитор выпустил труд «Школа левой руки».

 СЛАЙД №22. В жизни Карл был человеком скорее  рассудительным и  уравновешенным, нежели порывистым и эмоциональным. Он не жаждал ни славы, ни денег. Добротность сделанного - вот, что, прежде всего, подкупало в его творчестве. Последние два десятилетия своей деятельности Черни посвятил исключительно композиции, аранжировке и занятиям с талантливыми учениками.

        Музыка была единственной радостью Черни, делом всей его жизни. Всё свое время и все интересы, можно сказать, всю жизнь Карл посвятил музыке. Он не был женат, выезжал за границу лишь три раза, работал до конца жизни.    

   СЛАЙД №23.  Умер великий музыкант 15 июля 1857 года в возрасте 66 лет. Его могила находится на Центральном кладбище Вены. Беспрецедентная работоспособность принесла ему материальный достаток. Незадолго до смерти он завещал большую часть своего состояния различным благотворительным учреждениям Вены.

   СЛАЙД №24. В отличие от своих выдающихся современников, Черни не принадлежал к числу гениев, которыми был так богат музыкальный небосклон 19-го века. На сохранившемся портрете Черни предстаёт скромным, волевым человеком, обликом, напоминающим школьного учителя. В жизни Черни был рассудительным, уравновешенным человеком. Он не жаждал ни славы, ни денег. Астрономическое количество его сочинений были «внутренней потребностью души».

    Творчество Черни продолжает оставаться непочатой кладовой пианистических навыков, является поистине незаменимой ступенью на пути к овладению фортепианным мастерством.

https://rcmuzyka.com/karl-cherni-k-230-letiyu-so-dnya-rozhdeniya/    там есть ВИДЕО