Формирование певческой дикции в детском хоре
Методическая разработка открытого урока по предмету «Хор «Радуга»
В этой разработке автор предлагает методы работы над певческой дикцией на примере скороговорок, упражнений и вокальных произведений.
Цель: Установка правильных принципов певческой дикции и их использование на уроке у учащихся в хоре.
Задачи:
1. Работа над четким произношением в упражнениях и скороговорках
2. Развитие моторики, координация через музыкально-слуховые представления.
3. Правильное певческое произнесение согласных.
4. Понятие редукции.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока
Тема урока: «Формирование певческой дикции в детском хоре»
по предмету «Хор «Радуга»
Автор: Назарова Н.В.
ГБУ ДО ЦТРиГО «На Васильевском»
Методическая разработка открытого урока по предмету «Хор «Радуга»
Цель: Установка правильных принципов певческой дикции и их использование на уроке у учащихся в хоре.
Задачи:
1. Работа над четким произношением в упражнениях и скороговорках
2. Развитие моторики, координация через музыкально-слуховые представления.
3. Правильное певческое произнесение согласных.
4. Понятие редукции.
Ход урока
Этапы урока:
1. Приветствие
2. Распевание (подготовка артикуляционного аппарата)
3. Упражнения
4. Скороговорки
5. Работа над произведениями
6. Подведение итогов (домашнее задание)
Последовательность предлагаемых заданий:
1.Приветствие
Урок начинается с приветствия. Для этого педагог дает тон в до мажоре и пропевает по Т53 сверху вниз (здравствуйте все), затем ребята отвечают (здравствуйте-здравствуйте-здравствуйте) Т53-Т6-Т53(сверху вниз)
2. Распевание (подготовка артикуляционного аппарата)
1) Пение в унисон(все вместе как один) закрытым ртом, на одной ноте «ре1» на звук «м», (по полутонам) до звука «до2».
2) Пение на одном звуке ми-ме-ма-мо-му постепенно поднимаясь вверх по полутонам, упражнения исполняемые на легато, мягкие губы не совсем плотно сомкнуты. Согласная «м» активизирует работу губ.
«Да-де-ди-до-ду», упражнения способствуют развитию артикуляционного аппарата поют на слоги «зи-зи-зи», «ле-ле-ле» исполняются в быстром темпе, помогают вырабатывать четкую дикцию.
Пение упражнений на слоги «тря-ля-ля», далее ведется работа над выравниванием гласных и согласных с применением гаммы (поступенное движение вверх и вниз). Гаммы подразделяются на три вида: стакатто, легатто, моркатто (штрихи) педагог объясняет, что есть такая сказка Буратино. В ней главные персонажи: Мальвина, Буратино, Карабас-Барабас. Мальвина - поем на легато-плавно, протяжно, Буратино - стакатто, как и сам герой, отрывисто, Карабас-Барабас - подчеркивая каждый звук-ходит он тяжелым важным шагом.
3.Упражнения.
Пение на гласные и согласные.
Поём на одной ноте в унисон «На одной ноте я пою», следим, чтобы все гласные формировались одинаково округлённо. Поём от «до1» до «ми2».
«Топот копыт» - задача чёткого произнесения окончания слова на атаке дыхания и одновременно.
«Самолёт построим сами» - формируем навык произнесения шипящих согласных сухо и коротко. Поём от «до1» до «ми2».
4.Скороговорки. Кроме отдельных упражнений большую пользу для развития артикуляционного аппарата приносят скороговорки в частности такие:
«Как на горке на пригорке, жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…….и т.д.»
«Барашеньки-крутороженьки по горам ходят по лесам бродят в скрипочку играют Ваню потешают» (пропеть на одной ноте).
«Робин-Бобин барабек скушал сорок человек и корову и быка и смешного мясника»-пропевается с удвоением ступеней.
«Бык тупогуб тупогубенький бычок - поступенное движение вверх и обратно.
Работая над скороговорками следует добиваться одновременного произношения. Слог «ра» не выстреливая, произносить твердыми губами при активной работе языка. Близко к губам. Вокальная позиция удерживается до конца.
5.Работа над произведениями.
«Старый добрый клавесин» муз. Й.Гайдна, сл. В.Синявского
Сама по себе лиричная песня требует душевного, проникновенного исполнения, каждое слово текста следует предельно выразительно донести до слушателя.
Работа над песней строится в следующем порядке:
а) «Старый добрый клавесин, дедушка рояля…» - обилие шипящих согласных «с», «ш». Нужно выработать навык произносить их сухо, неразмазанно, присоединяя к следующей согласной.
б) Кульминация каждой фразы приходится на длинную ноту открытой фонемы «а», «е». Необходимо сформировать навык округления букв «а» и «е».
в) Согласные в этом произведении требуют повышенную активность произношения.
г) Прибирать окончания, петь легче, стремление к верху, а не к низу, сохраняя при этом позицию, «Эхо чтобы пело» - допеть в высоком регистре на активном дыхании, но очень мягкое окончание.
Виды работы:
-Исполнить произведение в характере
-Идет работа над анализом текста
-Добиться от хора хорошей техники произношения слов отталкиваясь от того что дикция-это средство выразительности.
-Найти более важные по смыслу слова текста совпадающие с кульминациями музыкальных фраз.
-Спеть один куплет закрытым ртом на «м» при этом запомнить состояние маски и спеть в этой же позиции только уже с текстом.
Работа над вторым знакомым ребятам произведением
«Комарочек» РНП в обр. Н.Абрамского (весело, подвижно, напевно).
а) открытый «белый звук» устраняется при пении гласных «о» «у» опираясь на главные слова «Жил на свете комарочек» - сам слог «ко-ма» петь как «ко-мо» а окончания прибирать(за счет нюансов диминуэндо) следить за гласными в песне-протягивать, окончания легче.
б) Окончание «к» - синхронно, ритмизированно, на дыхании.
Виды работы на уроке:
-Спеть произведение в характере
-Проанализировать текст
-Найти сложные слова в тексте
-Главные слова выделить и в пении
-Разделиться и петь по одному человеку по две строчки, а припев все вместе.
6. Подведение итогов (домашнее задание)
Повторяем пройденное на уроке.
Как произносить шипящие согласные «ш», «с»?
Как произносить согласные на конце слова?
Как изменять открытые гласные при пении?
Домашнее задание: проговорить дома скороговорки:«Как на горке», «Барашеньки», «Робин Гуд», «Бык-тупогуб».
Список литературы:
1.Багадуров В «Вокальное воспитание детей». М.,Музыка, 1952
2.Блинова М.П. «Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения». М.,Л., Просвещения, 1964
3.Венгрус Л.А. «Пение и фундамент музыкальности» .Великий Новгород.2000
4.Венгрус Л.А «Начальное интенсивное хоровое пение». С-П.,Музыка,2000
5.Емельянов В.В. «Фонопедический метод формирование певческого голосообразования: «Методические рекомендации для учителей музыки» Новосибирск.Наука.Сиб.отделение.1991
6.Емельянов В.В «Развитие голоса.Координация и тренаж» СПб.Лань. 1997
7.Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей». М-Л.Сов.композитор.1967
8.Огородное Д.Е. «Музыкально-певчсеское воспитание детей в общеобразовательное школе».Киев.Музычна.Украина.1988
9.Огороднов Д.Е. «Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим сробой» Свердловск.1981
10.Попов В.С. «О развитии певческого голоса младших школьников» В сб. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.16.М.,Музыка.1985
11.Струве Г.А. «Школьный хор».М.Музыка.1981
12.Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению».М.Прометей.1992
13.Тавлина В.К. «Вокально-хоровая работа» В сб. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.15.М.,Музыка.1982.
