МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА
В данном учебно-методическом пособии предлагаются различные виды вокально-хоровых упражнений, направленных на формирование и развитие правильного звука, расширение диапазона звучания детского голоса, формирование правильной певческой дикции, устойчивой чистой интонации, ансмаблевого звучания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБУ ДО ЦТРиГО детей «На Васильевском»
г. Санкт-Петербург
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА
Составитель: Назарова Н.В.
(педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ЦТРиГО детей «На Васильевском»)
г.Санкт-Петербург
2022
Содержание:
1.Введение
2. Основная часть - упражнения на уроке хора
2.1 Разминочные упражнения
2.2 Упражнения на расширение диапазона и дикцию
2.3 Упражнения на освоение разных видов техник
3.Заключение
4.Список литературы
1.Введение
Это методическое пособие предназначено для преподавателей хорового пения в различных учебных заведениях академической направленности. Приведенные в пособие упражнения предназначены для работы с детскими хорами.
В настоящее время существует множество методик преподавания вокала. В данной работе, изучив различные статьи педагогов, в которых были приведены множество упражнений для развития голоса, дикции, дыхания, опробировав множество методов и различных методик, автор выбирал упражнения, подходящие для решения различных проблем с вокальной техникой.
Составление сборника упражнений для младшего хора из различных методик преподавания, их классификация по принципу преодоления различных вокальных трудностей и явилось целью создания данного методического пособия.
2.Основная часть - упражнения на уроке хора.
Занятие хора должно начинаться с упражнений, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Певцу необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам.
Первые упражнения-распевки на занятии хора носят разминочный характер. В этих упражнениях дети должны разминаться на «серединке» своего певческого диапазона, чтобы не травмировать свой голосовой аппарат. Мы делаем упражнения на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания. Следим за правильным формированием звука, разминаем язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы.
Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие певческой дикции. Упражнения касаются выравнивания качества звучания диапазона, на активизацию и правильность дикции.
Третья часть упражнений на занятии хора направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, протяжное пение, цепное дыхание.
Часто педагогами используются распевки в движении: соединение пения и движения. Очень важная часть урока вокала, направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на налаживание координации, которая помогает пению.
Также в некоторых методиках используются упражнения на развитие актерского мастерства: выражение идеи с помощью звука, интонации, жеста, мимики, образа.
Распевка занимает большую часть урока хора на начальном уровне обучения (20-30 минут). В дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных приемов, время на распевку сокращается до 15 минут. Остальное время отдается работе над репертуаром.
2.1 Разминочные упражнения
В разминку входят такие вокальные упражнения :
1) Упражнения для развития певческого дыхания
2) Упражнения для развития подвижности языка, губ
3) Гимнастика для мышц шеи, гортани, нижней челюсти
4) Упражнения для развития мимики
Вокальные упражнения этой части направлены на разогрев голосового аппарата, озвучивание резонаторов, работу над качеством фонационного выдоха, над верной атакой и фокусировкой звука.
Для данных целей наиболее подходят упражнения В.Емельянова.
а)Упражнение направленное на естественную фонацию
Штром-бас с последующим «вываливанием» звука с открытым ртом и расслабленным языком. На 2-3 звука в примарной зоне
б)Упражнение на озвучивание грудных резонаторов
Резонирование губами на звук «тпру» на 2-3 звука в примарной зоне
в)На поднятие небной занавески
«тпры-ы-ы» с широко открытым ртом (возможно подставить к рту сжатый кулак для ощущения «большого» пространства во рту) выполняется на примарных тонах
г)Упражнение на озвучивание головных резонаторов
«Тпру» выполняется плотно прижатыми губами скольжением на квинту и обратно. Начинать упражнение следует от фа 1октавы и продолжать по полутонам вверх до предела «свистковым» приемом
Следующие упражнения направлены на установку правильного звукообразования
а)Настройка на звукообразование в фальцетном режиме:
Упражнение должно выполняться с мягкой атакой звука или же добавить перед гласной звук Й. Делается на гласных «о», «у»
Для поднятия небной занавески можно применить прием: «удивление»
б)Упражнение, направленное на головное резонирование:
Упражнение выполняется при плотном равномерном выдохе, а так же имеет значение точное попадание на звук без «подъезда» и аккуратная атака звука.
Для точного попадания на ноту можно предложить визуализацию: «капля, падающая сверху».
2.2Упражнения на расширение диапазона и дикцию
В этой части упражнений необходимо уделять большое внимание формированию звука, певческому дыханию и атаке звука. Так же в этой части отрабатываются дикционные трудности, четкость и краткость произнесения согласных звуков.
а)Упражнение на развитие головное резонирование и выравнивание гласных при смене высоты тона.
При открытии рта на звук «йа» необходимо следить за поднятием небной занавески, так называемого «зевка», а так же за округлостью гласной «и», избавляться от «уплощения» этой гласной.
б)Упражнение, направленное на сглаживание регистров.
Выполняя упражнения на сглаживание регистров, следует особое внимание уделить ровности звука, избегать скачков гортани и сохранять высокую позицию звука в головных резонаторах. Поём , двигаясь поступенно на 2-3 тона вверх и вниз на звуке «и».Звук формируется округло с мягкой аккуратной атакой звука
в)Упражнение на сглаживание регистров и выравнивание гласных.
В данном упражнении следует обратить внимание не только на округлое формирование всех гласных и точную атаку, но и на снятие второго звука с помощью дыхательного толчка, избегая акцентирования слабой доли. Поём нисходящую гамму от V ступени до I, слиговывая по 2 ноты. Меняем гласные «а», «о», «у».
г)Упражнение на единообразный уклад ротовой полости при формировании гласных.
Следует четко формировать гласную губами, не меняя уклада внутри, не опуская небную занавеску. Так же немаловажную роль в этом упражнении играет плотный поток выдыхаемого воздуха и правильное распределение дыхания. Мелодия может быть различной : на одном звуке, на двух, в гаммообразном движении.
У--- О---А---Э—И или А—Э—И—О—У--
Для начинающих вокалистов рекомендуется подставлять сонорную согласную М, с требованием произносить её быстро, не закрывая рта. Также обращать особое внимание на равномерный выдох без толчков.
д)Упражнения, формирующие звукообразование в грудном режиме.
III – II – I – поём в низком регистре на расслабленной челюсти, чередуя звуки А-Э-И или А-О-У
При исполнении этого упражнения многие педагоги рекомендуют «погудеть», «опереть на грудь». Особое внимание следует обратить на постановку корпуса при пении, чтобы вокалист не опускал голову при пении.
е)Упражнения на развитие дыхания, дикции, артикуляции.
Данное упражнение следует выполнять, используя различные слоги: ди…., зи…, ви…. Поём по гамме стаккатто, затем легато.
Исполняется упражнение, уделяя особое внимание проблеме верного формирования гласных, четкой артикуляции и активному произношению слога на стаккато.
2.3 Упражнения на освоение разных видов техник.
Следующий раздел посвящен упражнениям, развивающим вокальную технику – подвижность голоса. Для этого используются упражнения с использованием широких скачков, техники стаккато, арпеджирование и т.п.
а)Пение интервалов
Это упражнение требует точного попадания на различные звуки, расположенные друг относительно друга на различных расстояниях (интервалах) в быстром темпе.
Начинать это упражнение также следует с примарного тона, постепенно поднимая или опуская тональность по полутонам вверх или вниз. Петь его нужно на различных гласных: "а", "о", "и", "у", начиная с медленного и постепенно повышая темп.
В основе упражнения также лежит мажорная гамма (с возвратом к нижнему основному звуку на восходящем движении или к верхнему - на нисходящем движении). Поётся упражнение в двух вариантах: на легато (слитно) и на стаккато (отрывисто).
б)Упражнения для выработки певческого вибрато.
Одна из сложных в освоении характеристика для певческих голосов, вибрато, вырабатывается при помощи следующего упражнения.
Суть его такова: исполняется восходящий отрезок мажорной гаммы из 5-ти первых ступеней. Пятая ступень повторяется пять раз, после чего следует нисходящая гамма, возвращающая нас к начальному звуку.
Для выработки вибрато необходимой частоты упражнение нужно выполнять в строго определённом темпе. Необходимо чтобы данное упражнение выполнялось на опоре дыхания. Брюшной пресс должен быть всё время упруго напряжён.
в)Упражнение на развитие диафрагмы и опоры дыхания.
Упражнение заключается в исполнении восходяще-нисходящей мажорной гаммы, каждый звук которой повторяется 6 раз на стаккато. Кроме выработки навыков отрывистого пения, тренировки диафрагмы и постановки опоры дыхания данное упражнение также может быть использовано в качестве развития певческого вибрато, если его регулярно пропевать в определённом темпе.
г)Упражнение на развитие верхнего регистра и умения петь через порог.
Начинается упражнение с исполнения ноты нижнего регистра, расположенной вблизи переходных нот на достаточно громком звуке. Дальше идёт плавное скольжение звука на октаву вверх. Где-то на этом скольжении срабатывает «переход», и вокалист начинает петь звуки верхним регистром голоса (фальцетом). Этот «переход» не должен смущать, главное - постараться спеть конечный звук так же громко и, по возможности так же насыщенно, как и первый звук. Затем исполняется первая нота, и звук опускается на ступень вниз (нисходящая мажорная гамма). Где-то в середине упражнения «перехода» в другой регистр уже нет. Здесь начинается тренировка умения «скользить» по нотам через октаву.
д)Упражнение, развивающее подвижность голоса
Поём на стаккатто на различные слоги Т35, в более усложнённом варианте – развёрнутое тоническое трезвучие вверх и вниз, секвенцируя по полутонам.
е)Упражнение для развития подвижности голоса
Упражнение исполняется с названием нот или сочетанием слогов «ми-мэ-ма-мо-му». В зависимости от поставленной задачи.
Например:
3.Заключение
Упражнения на уроках не только могут способствовать развитию вокальных навыков, устранению вокальных трудностей, но и развивает в учащихся умение обдуманно пользоваться своим голосом.
Данное пособие содержит основные виды вокальных упражнений, может послужить помощью для хормейстеров, педагогов-вокалистов в подборе упражнений для учащихся с учетом их возможностей и трудностей.
4.Список литературы
- Апраксина О. «Методика развития детского голоса» М.,1983
- Багадуров В. «Вокальное воспитание детей» М., 1980.
- В.Ф. Иванников Методика поточного пения, Москва, 2005 год
- Варламов А.Е. «Полная школа пения» Санкт – Петербург, издательство «Планета музыки», 2008г.
- Вербов А.М. «Техника постановки голоса» Музгиз. 1961г
- Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж.СПб.1996.
- Емельянов В.В. Развитие голоса . Спб., 1997
- Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка 1977
- Малахов. Современные дыхательные методики._ Донецк.2003
- Назаренко И. «Искусство пения» М., 1963. 2-изд. М., 1966
- Постановка голоса. Система практических упражнений: Методические рекомендации/ Составитель Л.В. Назарова; Под ред. Л.П. Шестеркиной. -- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.- 27 с.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению, Москва, изд. «Прометей» МПГУ им. В.И.Ленина, 1992год
- Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой- Москва.ФИС,2000
- http://www.uroki-vocala.com.ua
- http://orpheusmusic.ru
- http://academy-vocal.front.ru
- http://www.knyazhinskaya.ru
- http://www.knyazhinskaya.ru

