Современные подходы в использовании цифровых технологий на занятиях детского хора
В данной статье автор рассматривает современные подходы к организации учебного процесса при работе с детским хором, в частности - использование актуальных цифровых инструментов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Назарова Н.В.
Педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦТРиГО детей «На Васильевском» Василеостровского района Санкт-Петербурга
Современные подходы в использовании цифровых технологий на занятиях детского хора
В современной педагогике широко распространено применение цифровых технологий при работе с детскими хоровыми коллективами.
Часто в практике педагогов используется оборудование для аудиовизуального сопровождения, что позволяет активно использовать индивидуально-групповую форму занятий. Это использование видео- и аудио-материалов, их воспроизведение через компьютер, проектор и звуковые колонки.
Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение детей, широкое использование получают такие технологии, как музыкально-компьютерные. Они обладают высоким образовательным потенциалом и становятся источником творчества как преподавателя, так и ребёнка.
Существует несколько основных тенденций применения музыкально-компьютерных технологий. Например, музыкальный компьютер может выступать основным элементом образовательного процесса как база новой образовательной среды.
В частности, при работе с детским хором широкое использование находит синтезатор. В чём его отличие от цифрового пианино?
Как правило, цифровое пианино обладает узким функционалом и, по сути, заменяет классическое фортепиано. Его клавиши соответствуют всем стандартным размерам, обязательно присутствуют педали, звучание призвано имитировать, в первую очередь, фортепианный тембр.
Синтезатор же – это полноценный музыкальный компьютер. Кроме богатой коллекции тембров звучания он позволяет записывать, сохранять и передавать на цифровых носителях музыкальные композиции. При работе с детским хором синтезатор даёт возможность разнообразить образовательный процесс, познакомить детей с разнообразными звучаниями. А также создать уникальное музыкальное сопровождение хоровых композиций при минимуме ресурсов.
Использование синтезатора особенно актуально при подготовке авторских аранжировок. Благодаря возможности выбора стиля, музыкального инструмента, регулирования темпа и возможности записи работа концертмейстера облегчается.
Незаменим синтезатор и при выступлениях хорового коллектива за пределами учебного класса, поскольку инструмент мобилен и к его настройкам ученики аудиально привыкли. Также при выступлениях на больших и открытых площадках крайне сложно корректно отстроить звучание аккомпанемента. В случае с использованием синтезатора эта проблема решается достаточно быстро.
Часто хоровой коллектив сталкивается с «акустической ловушкой». Это ситуация, когда на концертной площадке вокальная акустика – плохая, нет хорошего инструмента для аккомпанемента, а звукорежиссёр не может выстроить нужный баланс звука между хором и музыкальным сопровождением. Всё это диктует необходимость иметь как вариант исполнения в сопровождении синтезатора или исполнения под минус (заранее записанное музыкальное сопровождение).
Отдельный вопрос – использование микрофонов при выступлении хора. К сожалению, не все концертные площадки обладают хорошей акустикой и поэтому хормейстеры предпочитают использовать микрофоны для выступления своего коллектива. Но и здесь бывают сложности. Часто случается так, что микрофоны настроены неправильно и улавливают отдельные голоса из хора, а не общее звучание коллектива. То есть вместо улучшения качества и громкости звучания коллектива происходит ухудшение. Это решается грамотным подбором и настройкой звуковой аппаратуры.
Цифровые технологии дают возможности для активизации развития музыкального слуха и мышления. На занятиях оптимизируются все виды слухового анализа, активизируется визуальное восприятие. Таким образом, у учащихся происходит эмоциональное воздействие через разные органы чувств, что способствует более яркому и глубокому восприятию информации.
При помощи цифровых технологий на занятиях музыки учащиеся получают базовые навыки в области композиции, аранжировки, что мотивирует их к самостоятельному поиску нового звучания и новых музыкальных форм. Это делает учебное занятие интерактивным и открывает возможности для поиска педагогом разных видов деятельности, при смене которых учащиеся дольше сохраняют внимание и концентрацию.
Технологии позволяют в новых формах изучать принципы формообразования, исследовать тембры, темпы, а также развивать музыкально-художественный кругозор.
Можно сделать вывод, что применение новых технологий при работе с детским хоровым коллективом делает разнообразнее и обучение детей, и педагогический труд самого педагога, а также улучшает качество подготовки и проведения выступлений.
Список литературы:
1.Сборник материалов международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование –2002». СПб, 2002.
2. Горбунова И. Б., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе: Учебное пособие СПб., 2003.
3. Белов Г. Г. Композитор и компьютер: некоторые практические и педагогические аспекты //Материалы международной научной сессии, посвященной 140-летию Консерватории, «Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862–2002». СПб, 2002.
