Особенности исполнения штриха стаккато на кларнете в различных темпах

Особенности исполнения штриха стаккато на кларнете в различных темпах

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Преподаватель по классу кларнета и саксофона А.Г. Малиновский

Особенности исполнения штриха стаккато на кларнете в различных темпах

Цель данной работы – рассказать об отличиях исполнения штриха стаккато на кларнете в зависимости от темпа и о путях освоения специфическими приемами исполнения данного штриха.

Статья не претендует на исчерпывающее описание всех вопросов, касающихся штриха стаккато.

Умелое исполнение штрихов вместе с другими средствами выразительности помогают раскрыть характер произведения, создать тонкий и точный художественный образ.

Штрих стаккато в исполнении талантливого кларнетиста может создать яркое впечатление у слушателей. Вместе с тем затруднения при исполнении стаккато могут испортить выступление артиста.

Как известно, штрих стаккато является довольно сложным при игре на кларнете. Особенно трудно дается этот штрих начинающим кларнетистам. Дело в том, что штрих стаккато является сложным по своей природе и требует очень тщательного овладения отдельными элементами приема, такими как атака и окончание звука. Также требуется точная координация работы дыхания, языка и пальцев. Роль преподавателя в этом вопросе чрезвычайно высока и ответственна. Преподаватель должен четко объяснить ученику весь комплекс задач и поэтапно контролировать правильное выполнение упражнений для достижения хорошего результата.

При исполнении штриха стаккато необходимо хорошо представлять составляющие элементы звука данного штриха. Звук складывается из трех моментов:

  1. Атака.
  2. Стационарная часть.
  3. Окончание.

Атака звука

Атака звука должна быть абсолютно четкой и уверенной, так чтобы начало звука было определенным, ясным и точным по своей высоте и не сопровождалось бы призвуками и подъездами. Следует избегать типичной ошибки – отталкивания или удара языка по трости. Это приводит к возникновению призвуков в звуке, особенно в верхнем регистре. Язык следует отдергивать от трости без удара. Движение языка должно быть быстрым и легким.

Стационарная часть звука

Стационарная часть звука – это основная часть. Нужно, чтобы эта часть звука была полноценной, с ясно ощутимыми высотой и характерным тембром кларнета. При исполнении штриха стаккато в быстром темпе не должны быть слышны только щелчки определенной высоты – в любом темпе звук кларнета не должен исчезать.

Окончание звука

Стаккато предусматривает такое исполнение, при котором звуки отчетливо разделяются паузами. Чем острее стаккато, тем больше паузы между звуками.

Для исполнения ряда коротких звуков нужно научиться своевременно останавливать звуки, чтобы между ними образовывались паузы. Остановить звук на кларнете можно двумя способами:

  1. Приостанавливается выдох.
  2. Прикосновением языка к трости.

Способ окончания звука определяется характером исполняемого фрагмента произведения. В медленных эпизодах используется преимущественно первый способ. В быстрых темпах – второй способ.

Играть быстрым и легким стаккато в течение продолжительного времени на кларнете удается далеко не всем, так как довольно скоро устает язык. Однако подобная трудность встречается довольно часто в оркестровой и сольной литературе. Часто кларнетисты для облегчения связывают первые два звука в каждой метро-ритмической фигуре. Но такой прием не всегда возможен - если нота повторяется или если в ансамбле другой инструмент играет стаккато.

В очень быстрых темпах кларнетисты не могут исполнять стаккато выдерживая паузу между нотами, штрих стаккато фактически исполняется без пауз.

В переложениях для кларнета часто можно встретить штрих стаккато, который механически перенесен с оригинального произведения, и при этом в быстром темпе вызывает затруднения при исполнении. В таких случаях следует учитывать специфику звучания в оригинале, и заменить штрих, если, конечно, это не приведет к искажению характера произведения. Часто штрих стаккато в быстром темпе в исполнении скрипачей или пианистов также не звучит как штрих стаккато.

Надо понимать, что всегда существует определенный предел скорости у любого кларнетиста при исполнения штриха стаккато.

Необходимо регулярно упражняться в овладении этим штрихом. Существует множество упражнений и этюдов для овладения необходимыми навыками.

Штрихи, как и динамические оттенки, интонация звука – составляющие выразительного исполнения. Очень важно, чтобы учащиеся знали, что штрихи можно играть по-разному. И знали это не только теоретически, но и практически.

Поскольку в музыке штрихи чрезвычайно разнообразны и изменчивы, поскольку их тончайшие нюансы сложно поддаются объяснению, постольку в работе с учеником главное внимание надо сосредоточить на слуховом восприятии штрихов.

Изучение записей выдающихся мастеров, не только кларнетистов, но и музыкантов других специальностей, поможет учащимся разобраться в выразительных качествах штрихов, одинаковых по обозначению, но, в зависимости от характера музыкальных образов, различных в исполнении.

Слушать записи лучше с нотным текстом изучаемого произведения. В этом случае учащийся может услышать и понять, как немногочисленные обозначения штрихов в нотах разнообразно воплощаются в реальном звучании. Опора на слуховое восприятие и отсутствие догматического подхода к толкованию нотных знаков – важнейшее условие при изучении штрихов.

 Литература

И.П. Мозговенко. О выразительности штрихов кларнетиста. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1964