Изучение народного праздника "Жаворонки"

Байских Надежда Александровна

Предмет (дисциплина): Народное ансамблевое пение

Возраст обучающихся:5-7 лет

Продолжительность занятия: 45 минут

Тема занятия: Изучение народного праздника «Жаворонки»

Тип занятия: Изучение нового материала

Вид занятия: Урок-Путешествие

Форма занятия: групповое занятие

Цель занятия: Ознакомление детей с обрядовыми традициями праздника «Жаворонки»

Задачи: 

  1. Образовательные:
  • Создать представление об обрядовых традициях праздника «Жаворонки»
  • Содействовать формированию навыка речепения на примере фольклора весеннего цикла
  1. Воспитательные: 
  • Стимулировать интерес к народному фольклору
  • Воспитать уважительное отношение к культуре своего народа

3. Развивающие:

  • Способствовать развитию наблюдательности
  • Развить музыкальную память

Методы обучения: Словесный, практико-ориентированный, обьяснительно-иллюстративный

Активные и интерактивные формы обучения: Ролевая игра

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН РЕПЕТИЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

Предмет (дисциплина): Народное ансамблевое пение 

Возраст обучающихся:5-7 лет

Продолжительность занятия: 45 минут

Тема занятия: Изучение народного праздника «Жаворонки»

Тип занятия: Изучение нового материала

Вид занятия: Урок-Путешествие

Форма занятия: групповое занятие

Цель занятия: Ознакомление детей с обрядовыми традициями праздника «Жаворонки»

Задачи:  

  1. Образовательные:
  • Создать представление об обрядовых традициях праздника «Жаворонки»
  • Содействовать формированию навыка речепения на примере фольклора весеннего цикла
  1. Воспитательные:  
  • Стимулировать интерес к народному фольклору
  • Воспитать уважительное отношение к культуре своего народа

3. Развивающие:

  • Способствовать развитию наблюдательности
  • Развить музыкальную память

Методы обучения: Словесный, практико-ориентированный, обьяснительно-иллюстративный

Активные и интерактивные формы обучения: Ролевая игра

Необходимое оборудование: учебная аудитория, фортепиано, куклы-перчатки, свистулька.

Образовательные ресурсы:

1. Детский фольклорный праздник [Текст]: учеб.-метод. пособие / сост. Л. В. Фибих, Н. В. Курбатова. – Кемерово: Департамент образования Администрации КО, Обл. ИУУ, 2017. – 79 с.

2. Сорокин П.А. Формирование репертуара детского фольклорного коллектива: Учебно-методическое пособие / Ред. Богуславская Л.А. – М.: ФГБУК «Государственный Российский до народного творчества», 2012 – 76 с.

3. Кузьмина Г. Е., Чиркова Т. М. Синтез деятельности на занятиях фольклорным ансамблем в процессе обучения детей дошкольного возраста в детской школе искусств. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5065

Структура репетиционного занятия

N/N

Этап занятия

Цель этапа

Продолжительность

  1. 1.

Организационный

Подготовка обучающихся к работе на уроке, эмоциональный настрой на работу.

1-2 мин.

  1. 2.

Подготовительный

Подготовка голосового аппарата к работе на уроке

    8-10  мин.

  1. 3.

Основной

Изучение нового материала

     20-25 мин.

  1. 4.

Контрольно-рефлексивный

Закрепление новых знаний, полученных в ходе урока

  3-5 мин.

  1. 5.

Итоговый

Подведение результатов урока

   2-3 мин.

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Цель этапа

Время, мин

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Методы обучения

Прогнозируемый

результат образовательной

деятельности

Организационный

Организация рабочего пространства на уроке

1-2 мин.

Приветствует, организует внимание обучающихся, объявляет тему урока

Приветствуют педагога

Словесный

Внутренняя мотивация на деятельность

Подготовительный (распевание)

Подготовка голосового аппарата к вокальной работе

8-10 мин.

Проводит дыхательную гимнастику

(упр.1.Листочки

Упр.2 Собачка) артикуляционную разминку

(упр. Динь дон)

распевание голосового аппарата с использованием вокальных упражнений (1упр.Балалайка)

(2.упр. Весна, весна ясная)

(3.упр..Ярче солнышко сияй)

Выполняют упражнения на активизацию дыхательного,

артикуляционного и вокального аппарата.

Практико-ориентированный метод

Подготовка психофизического и голосового аппарата к работе

Создание эмоционально положительной атмосферы на уроке

Основной этап (изучение нового материала, отработка навыков)

Дать понятие и расширять представления детей о

Празднике весеннего цикла «Сороки»

20-25 мин.

Знакомит с

праздником «Сороки».

Разучивает:

Закличку «Жаворонок-дуда.

 Веснянку

«Весна красна»

Слушают рассказ о празднике, учат заклички, веснянки.

Обьяснительно-иллюстративный и практико-ориентированный метод.

Ознакомление детей с праздником «Жаворонки»

Разучивание предлагаемого музыкального фольклора весеннего цикла

Контрольно-рефлексивный этап

(контроль результатов и домашнее задание)

Выявление качества усвоения нового материала.

3-5 мин.

Узнаёт у обучающихся, что они запомнили из урока.

Рассказывают, что запомнили про праздник «Жаворонки»

Словесный

Выявление качества освоенного материала.

Итоговый этап

Оценка успешности достижения цели урока, подведение общих итогов.

2-3 мин.

Анализирует результаты усвоения учебного материала. Подводит итог занятия.

Обсуждает с обучающимися было ли им интересно на уроке.

Слушают преподавателя, обсуждают с

ним урок.

Делятся своими впечатлениями.

Словесный

Общее подведение итога занятия

Ход репетиционного занятия

Этап занятия

                Содержание этапа

Предполагаемый результат

Организационный

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! А какое сейчас у нас время года?

Дети: Весна

Педагог: Правильно. сегодня я вам и расскажу сказку про весну - красну, да солнце ясное! Итак, слушайте внимательно!

Внутренняя мотивация на деятельность

Подготовительный

Ходила весна по свету: распускались почки на деревьях, появлялись первые листочки – оживала природа. Давайте, вместе, покажем, как листочки, на деревьях колышутся.

                Дыхательная гимнастика:

Упражнение № 1: Листочки

Руки подняты вверх, делается движение кистями в стороны, подражая колыханию листочков на дереве. При движении в одну сторону делается короткий вдох, при движении в другую выдох.

Упражнение направлено на активизацию дыхательного аппарата, короткий активный вдох и выдох.

Устала весна от своего труда, присела на пенек и уснула. Замерла природа. Испугались звери лесные, что весна уснула. Стали думать, как ее разбудить.

Сказочница: Приходила, собачка жучка. А как у нас собачка дышит, давайте покажем.

Упражнение № 2: Собачка.

Рот открыт, немного высунут язык наружу. Делаются короткие вдохи и выдохи ртом, постепенно убыстряя темп.

Упражнение направлено на активизацию вокальной диафрагмы, на развитие мышечной памяти, на правильное распределение вдоха-выдоха.

Взяла Жучка колокольчик, звенит, звенит.  

Педагог: Давайте поможем Жучке, разбудить весну.

Артикуляционное упражнение: 

Динь, динь, динь, динь,

дон, дон, дон.

Упражнение направлено на подвижность артикуляционного аппарата, активизация звонких согласных (д-н).

Будили мы с Жучкой весну, а она всё спит.

Педагог: Прискакал, зайка и стал играть на балалайке. Поможем зайке разбудить весну? Дети: Да.

Распевочный материал:

№ 1. Балалайка, балалайка по бренчи-ка, по играй-ка.

Педагог: Приходил, лесной кот, песенку – потешку стал мурлыкать.

№ 2. Весна, весна ясная

         Приди весна красная!

 Педагог: Проходила, тем временем девочка Дуняша. Идёт поёт песенку.

№ 3. Ярче, солнышко, сияй,

          Землю нашу согревай.

Подготовка психофизического и голосового аппарата к работе

Создание

эмоционально положительной атмосферы на уроке

Основной

Дуняша: «Ой, как-то холодновато стало, да и солнышко, куда-то ушло».   Призадумалась Дуняша. А навстречу ей кот.

«Котенька, коток, что случилось, куда солнышко ушло, почему тут так холодно?»

«У нас беда, весна заснула, уж как мы её будили, будили, да только она не просыпается».

Призадумалась Дуняша. А я знаю, кто можно разбудить весну. Это её вестник- жаворонок. На весеннее равноденствие 22 марта, - приходится праздник Жаворонки. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Они приносят с собой весну. Но, конечно, одним из главных событий – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков.

К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны.

Дуняша: Вот и нам нужно позвать жаворонка, а он разбудит весну. Ну, что ребята поможем зверятам, а то к нам весна так и не придёт.

 Дети: да.

Закличка Жаворонок Дуда

Ознакомление детей с праздником «Жаворонки»

Разучивание предлагаемого музыкального фольклора весеннего цикла

Контрольно-рефлексивный

Ребята, давайте теперь поиграем. Разделимся на команды. Одна будет спрашивать Весну:

Весна красна,

На чем пришла?

А другая будет отвечать.

На кнутике, на хомутике.

Молодцы! А теперь, давайте поменяемся.

Педагог: Ну, что ж ребята Весну мы пробудили. Но, она может без нас снова заснуть. Теперь, скажите мне, что же мы будим тогда с вами делать?

Дети: Позовём, жаворонка, а он разбудит весну.

Педагог: Правильно, а как называется праздник, когда Жаворонки прилетают и весну приносят?

Дети: Сороки

Педагог: Молодцы! А как мы позовём жаворонка, что бы он прилетел к нам?

Дети: Жаворонок дуда,

           Прилети к нам сюда!

Педагог: Правильно! Запомните, ребята эти волшебные слова, чтобы весна никогда больше не засыпала.

Выявление качества освоенного материала

Итоговый

Педагог: А, нашей сказочке конец, а кто слушал молодец! Как понравилась вам сказка?

Дети:(отвечают)

Спасибо вам ребята, в следующий раз у нас будет с вами новая сказка!

До свидания!

Общее подведение итога занятия