Приобщение дошкольников к культурным ценностям и традициям русского народа посредством знакомства с многообразием музыкальных жанров русского фольклора

Статья об обобщении опыта работы музыкального руководителя Брума Т.А. по теме "Приобщение дошкольников к культурным ценностям и традициям русского народа посредством знакомства с многообразием музыкальных жанров русского фольклора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к культурным ценностям и традициям русского народа посредством знакомства с многообразием музыкальных жанров русского фольклора

Автор: музыкальный руководитель Брума Татьяна Александровна

МБУ д/с №162 «Олимпия», г.о. Тольятти

Многовековую проверку на эффективность и гуманизм в воспитании подрастающего поколения прошел самый древний источник народной педагогики - Фольклор. Главные педагогические принципы учтены в народной мудрости: возрастные особенности, познание мира от легкого к более сложному, основные законы детской логики и восприятия. Педагогический потенциал фольклора неисчерпаем. Особая роль отводится музыкальному наследию нашего народа, в котором отражается богатейший мир мыслей, чувств и переживаний человека.  Это и устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Каждая фольклорная форма, будь то загадка, пословица, прибаутка, считалка, закличка, сказка или небылица - изумительный образец творчества, благодатный материал для подражания. Что дает большие возможности для знакомства дошкольников с богатым творческим наследием народов. Народные образцы способствуют развитию творческого потенциала, формируют образную детскую речь, расширяют кругозор детей. Народно-музыкальное творчество является прекрасной основой для образования и воспитания.

На базе нашего детского сада совместно с педагогами мной были созданы условия для приобщения детей к истории и культуре своего народа. Работа в данном направлении началась с организации фольклорной среды, основой частью которой является музей под открытым небом «Русское подворье», где совместно с родителями были собраны предметы русского быта, куклы в костюмах народов Поволжья. В музыкальном зале размещен иллюстративный и мультимедийный материал, содержащий информацию о народе России, его быте, праздниках и развлечениях, музыкальных инструментах.

На своих музыкальных и интегрированных занятиях приобщая воспитанников к фольклору, я использую «живые» образцы музыкального наследия нашего народа, взятые из личных фольклорных экспедиций, а также из сборников ведущих фольклористов Науменко Г., Терентьева Л.М., Бикметова Н.В. Таким образом, дети слышат настоящее звучание песен, записанных в Самарской области, знакомятся с диалектными особенностями звучания, преобладающими жанрами в нашем регионе. Звучание произведения в моём «живом» исполнении или в аудиозаписи всегда находит эмоциональный отклик  у воспитанников.

Для каждой возрастной группы я использую разные методы и приёмы, способствующие приобщению детей к фольклору.

Так, например, для детей младшего дошкольного возраста, у которых основным видами деятельности являются: слушание – восприятие, музыкальные, словесные игры и пение и в основном подпевание, подражание взрослым,  в своей  работе с детьми я применяю показ репродукций картин, игрушек, изображений народных инструментов, цветных карточек (прием цвет-настроение), что значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. Подбираю не сложный песенный материал, в котором  простой мелодический и ритмический строй позволяет каждому ребенку легко его разучить, усвоить и проявить свое индивидуальное творчество. Это песни малых фольклорных форм: потешки «Петушок», «Наши уточки»,  пестушка «Заинька».  При их исполнении закладываются музыкально–ритмические движения, где ритмические приговорки сопровождаются движениями ребенка, сначала с помощью взрослого, а далее – самостоятельно. Важно в этом возрасте приобщать детей к игре на народных инструментах. В данный возрастной период использую свистульки, погремушки, ложки, колокольчики. Для каждого ребенка это путь включения его в общее действо, в процессе которого закладывается основы развития чувства ритма. Поэтому, такие инструменты используются и в плясовых песнях.

С воспитанниками среднего дошкольного возраста подбираю практический и музыкальный материал в соответствии с возрастными особенностями и народным календарем. С помощью показа приемов исполнения, вариантов творческих импровизаций дети знакомятся с образцами песен, в которых начинают применять различные способы действий – движения руками, элементарные элементы танцевальных движений, необходимых для исполнительской и творческой деятельности. Использую такие песни как: «Комарочек», «На зеленом, на лугу», «Заинька, выходи», «Сорока» и т.д. Это облегчает детям усвоение музыкальных знаний, помогает закрепить их на собственном опыте.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я включаю в образовательную деятельность более обширный этнографический и музыкальный материал. Он направлен на глубокое освоение народных певческих, игровых, танцевальных  традиций. Разучивая народные песни, добавляю новые жанры – шуточные, хороводные. Исполняя такие произведения, дети учатся исполнять хороводы и импровизировать танцевальные движения. У детей во время воспроизведения таких песен развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению, формируется умение передавать услышанный образ. Наблюдая за детьми, я вижу как тот или другой ребенок находит интересные движения. Такие «находки» я предлагаю повторить совместно с детьми и принять участие в свободном движении под народную музыку, что помогает создать тёплую атмосферу сотворчества детей и взрослого.

Музыкально-дидактические игры помогают мне закреплять образы восприятия образцов народного фольклора. Выполняя задания, дети в игровой форме хорошо усваивают сложные музыкальные понятия и представления о традициях, быте своего народа.

Большой интерес у детей вызывает игра на музыкальных шумовых и ритмических инструментах. Использование в шумовом оркестре предметов старинного быта – рубель, стиральная доска, ухват, расчески, ложки, подкова, с которыми воспитанники знакомятся во время проведения тематических экскурсий в музее «Русское подворье» помогает мне дополнить фольклорный музыкальный образ яркой эмоциональной окраской и поддерживать непроизвольное внимание детей.    

Сведения о народном календаре углубляются путем проведения таких традиционных праздников как «Осенины», «Колядки», «Масленица», «Праздник Берёзки», «Троица». Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой, а ведь многие народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Народные игры, как жанр устного народного творчества являются национальным богатством.

Мной создана картотека музыкально-подвижных народных игр, в которую вошли игры, записанные в фольклорных экспедициях. Сюда вошли такие игры: «Зайка-разгребайка», «Шла баба по бору», «Пряничная доска». В этих играх дети учатся не только передавать в движении художественный образ, такие игры решают целый комплекс задач: развивают чувство ритма, тренирует выносливость и ловкость, концентрирует внимание, улучшает ориентировку в пространстве, координацию движений, способствует раскрепощению в социальном общении со сверстниками. Дети учатся справляться с неудачами, т.к. не всегда с первого раза получается выполнять движения без ошибок.  Они более легко проживают неудачные моменты игры, преодолевая боязнь ошибиться ….. И конечно, происходит приобщение к народным традициям.

В результате моей работы  была собрана большая коллекция этнографических образцов детского музыкального фольклора. Мне удалось адаптировать  эти материалы и составить авторскую методическую разработку «Теремок», в которой представлен нотный материал для музыкальной сказки «Теремок» , а так же прибаутки, потешки, шуточные и плясовые народные песни. Тексты взяты из устного народного творчества, автором музыки являюсь я.    

Именно использование музыкального фольклора помогает моим воспитанникам развиваться творчески в захватывающей игровой форме с незабываемыми переживаниями и эмоциями.

Таким образом, весь годовой цикл занятий, праздников, развлечений через музыкально-фольклорную деятельность строится на основе народного календаря с изучением обрядов, традиций фольклорных устных и музыкальных произведений.

Литература:

1. Фольклор – музыка – театр: Програм.-метод. пособие / Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Метод. пособие / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001.

3. Меличева, М.В. Культура здоровья дошкольников в круговороте праздников года – СПб: Агенство Образовательного сотрудничества, 2007.