Стилистическое своеобразие и особенности исполнения клавирных сонат Й.Гайдна

Шарова Елена Юрьевна
Клавирные сонаты,демонстрирующие постоянную длительную эволюцию авторского стиля, Й.Гайдн сочинял на проияжении всей своей жизни. Клавирное творчество композитора широко представлено в школьной практике. Множеству ичполнителей великих творений автора: от учеников музыкальных школ до концертирующих музыкантов, приходится решатт не мало различныхвопросов, касающихся и стиля, и особенностей образного содержания музыки автора, а также и вопросов интерпретации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osob.ispolneniya_klavir.sonat_gaydna.docx23.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

,,Стилистическое своеобразие и особенности исполнения клавирных сочинений Й.Гайдна учащимися ДШИ,,

,,Веселый папаша Й.Гайдн? О нет, всеобъемлющий гений…,,

Л.Гаккель

        Й.Гайдн - один из основоположников венской классической школы. С его именем связано развитие жанров симфонии, квартета, классической сонаты. Среди сочинений композитора для клавира: концерты, сонаты, вариационные циклы, фантазии, каприччио, танцевальные и детские пьесы, клавирные трио, камерные сонаты. Клавирные сонаты, демонстрирующие постоянную длительную эволюцию авторского стиля и составляющие основу жанровой структуры,  Гайдн сочинял на протяжении всей своей жизни.  В школьной практике учащихся ДШИ широко представлено клавирное творчество венского классика. Невозможно вообразить музыкально-педагогический репертуар учащихся без сонат, дивертисментов, менуэтов, вариаций, концерта ре мажор Йозефа Гайдна, любимого всеми композитора. К сочинениям Гайдна постоянно обращается множество исполнителей: от учеников ДМШ и студентов консерваторий, до концертирующих музыкантов и преподавателей различных учебных заведений. Исполнителям великих творений композитора приходится решать не мало различных вопросов, касающихся и стиля, и особенностей образного содержания музыки автора, а также вопросов интерпретации и  исполнительской технологии.

        Первые сонаты (N1-N9, написанные до 1766г.), названные ,,партитами или дивертисментами,, еще достаточно скромны по размерам, регистрово ограничены 1-2 октавами, но уже в них прослеживается процесс создания из маленькой партиты подлинно классического по своей драматургии сонатного цикла. Уже самые первые сонатные образцы не оставляют впечатления незрелости. Яркая образность, изобретательность тематического развития, богатство фантазии композитора, множество оригинальных решений, логически ясная драматургия, внутренняя законченность отличают каждое произведение. Уже в первых образцах сонатной формы композитор не следует какому-то одному принципу, а проявляет свои типичные устойчивые стилевые черты - обилие мыслей, разнонаправленность устремлений, интенсивность мотивного развития, детальная работа над формой, двигательная энергия ритма, преобладание мажорных красок, яркие характеристики тем, заданные с самого начала произведения, порой ,,театральная,, образность, своеобразная жанровость цикла. Первые клавирные  сонаты были написаны для клавесина. Гайдн писал для клавира в то время, когда один вид клавишных инструментов сменял собой другой, когда уходил в прошлое клавесин, а на смену ему приходили разновидности молоточкового фортепиано. С годами интерес композитора к новому молоточковому семейству клавишных и его  открывшимся новым возможностям только усиливался. В связи с этим непрерывно менялись эстетические вкусы. Новые воззрения признавали высшим судьей музыкального искусства и музыкальной красоты не сухие догматы и теоретические правила, а музыкальные чувства, основанные на живом человеческом чувстве. Гайдну были близки эстетические взгляды, согласно которым музыка призвана ,,овладевать сердцами, возбуждать или успокаивать страсти,, По словам выдающегося интерпретатора музыки Гайдна Ванды Ландовской: ээ«Гайдн - сам огонь. Он знал, как пробудить страсть!».      

       Новую эстетику композитор подчерпнул у К.Ф.Э.Баха в его клавирных сочинениях. И гармоническая смелость, и ритмическая свобода, и приемы тематического  варьирования, и орнаментика, и новые фактурные приемы– все это Гайдн  по своим же словам ,,понял и прилежно изучал,, у К.Ф.Э.Баха, благодаря которому композитор смог обрести собственный путь в искусстве.  Гайдн сформировался как личность и как художник в окружении народно-бытовой музыки Вены. Под воздействием венской песенности, в которой причудливо смешались самые различные национальные культуры, сформировалось его мировоззрение и характер: благодушие, простодушие, чистосердечие, жизнерадостность, довольство миром таким, каков он есть, наивная вера, здоровый деревенский юмор.  Главное в его музыке - мягкий свет, ясность контуров, легкость конструкций, наивные чувства, неприхотливый юмор. Гайдн неистощимо находчив в изобретении различного рода звуковых иллюзий: неожиданные повороты, лукавые отводы в  сторону, забавные концовки, суровые нарастания, приводящие к игровой и шаловливой теме, шуточные выступления инструментов под маской серьезности. Гайдн любит созорничать посредством динамических антитез или капризных смен мотивов. «Никто не в состоянии делать все: балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и все одинаково хорошо, как это умеет делать Гайдн» - писал о нем его современник В.А.Моцарт. Стилистическое своеобразие клавирной музыки Й.Гайдна достаточно мало изучено, и проанализировать со стилистической стороны легкую, светлую музыку композитора иногда труднее, чем, например, насыщенную драматизмом и философскими идеями музыку Л.Бетховена.

       В тесной связи с инструментальными предпочтениями композитора находятся другие стилистические особенности интерпретации его произведений: динамика, артикуляция, орнаментика, темп. Фортепиано времен Гайдна имело светлый, ясный верхний регистр, который давал возможность играть певуче и разнообразно по краскам, и нижний регистр, обладающий достаточной звуковой полнотой, которая заметно отличалась от ,,вязкого,, звучания современных роялей. Изящная галантная музыка Гайдна прежде всего требует осторожного обращения с динамикой, тонкой нюансировки. Поэтому,  исполняя клавирные сочинения  автора не нужно преувеличивать силу звука, форсировать forte. При переходах от одного оттенка к другому за образец следует брать не контраст звучностей мануалов клавесина, а  приемы чередования звучности всего оркестра и реплик отдельных  оркестровых групп. Важно, чтобы динамические оттенки соответствовали смыслу произведения, согласно его особенностям и закономерностям и не превышали дозволенной меры. В отличии от В.А.Моцарта Гайдн почти не использовал обозначений f и p на одной ноте и не использовал ,,эхо-динамику,, при повторении отдельных фраз. Гайдн был противником всяких преувеличений, в том числе и динамических. Звучность не должна быть резкой, грубой и идти в ущерб благородству и простоте выражения. Вся выразительность заключается в тончайших модуляциях динамики, которые композитор не выписывал, поэтому от исполнителей требуются достаточные знания стиля и умения, а также вкус.

       Особого внимания в сонатах Гайдна требует артикуляция – искусство использовать все многообразие приемов legato и staccato. Звук при исполнении не должен быть излишне глубоким, даже певучее легато не требует излишней сочности. Пассажи и орнаменты должны исполняться легким прозрачным звуком, иногда тончайшим leggiero; все сосредоточено в кончиках пальцев, звук ясный, четкий. В мелких лигах все звуки подчинены первому. Длинные лиги на такт или более связывают все звуки, при этом первый звук не требует дополнительной атаки, а последний-укорачивается и играется тише и легче. Обозначения клинышек над нотами требуют детальной расшифровки. У Гайдна, как и у его предшественников, это - не акцентированное стаккато, а указание на то, что нота акустически очень короткая и тихая ( без акцента), в отличии от ноты, над которой стоит точка. Если над нотой не стоит клинышек или точка, то это обозначает только то, что звук не должен укорачиваться, а должен быть точно выдержан.

       При определении темпа сочинений перед исполнителем возникают определенные трудности. Такие темпы как Andante и Adagio не представляли собой в эпоху Гайдна излишне медленное движение, которое они приобрели в 19 веке. Эти темпы исполняются живее, чем аналогичные у Л.Бетховена. Важно понимать, что из-за быстрых темпов не должны страдать ясность, ритмическая четкость музыки, характер и качество орнаментики. Первостепенное значение имеет ритмически точная игра и устойчивость темпа. Сдвиг темпа в пределах одного эпизода исключен. Быстрота не должна подменяться спешкой. Плох тот темп, в котором нельзя выявить те или иные артикуляционные тонкости, которые в свою очередь помогают расшифровать нужный характер произведения. В Менуэтах Й.Гайдна, темп менее спокойный, чем в Менуэтах В.А.Моцарта, а также встречается три ритмических удара в такте, а не один на сильную долю. В сонатах встречается темп Largetto, более быстрый, чем Largo и Adagio. В финалах сонат достаточно часто встречается очень быстрый темп Presto. Невозможно исполнить выразительно, живо, одухотворенно  медленные части сонат без tempo rubatо, но его применение должно быть в очень минимальных количествах, искусно, чутко.

         Орнаментика в сонатах Й.Гайдна не подчиняется строгой схеме, а вытекает из конкретных особенностей каждого эпизода, его характера, темпа. Мелизмы могут иметь различное толкование. Форшлаги могут быть короткими или длинными, ударными или безударными. Трели могут начинаться как с основного звука, так и со вспомогательного, чаще всего играются с нахшлагом. Часто вместо знака мордент, встречается перечеркнутый знак группетто ( в восходящих последованиях, в начале фразы над длинной нотой) и наоборот, вместо группетто Гайдн применяет знак форшлага из трех мелких нот. В целом для композитора характерна взаимодополняемость мелизмов, которая дает возможность исполнителю самому решать, какое из украшений выбрать.