Методические рекомендации «Музыкально-дидактические игры на занятиях подготовительной группы детского хора»

Мироненкова Надежда Михайловна

Работа посвящена вопросам музыкального воспитания детей дошкольного возраста и содержит ряд музыкально-дидактических игр с детьми 6-7 лет, которые позволяют в доступной форме развивать у детей музыкальный слух, память, чувство ритма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p._28._metod.rekomendatsii_2.docx20.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ДД(ю)Т Московского района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации

 «Музыкально-дидактические игры на занятиях подготовительной группы детского хора»

Педагог дополнительного образования

Мироненкова Н.М.

г. Санкт-Петербург

2022

Проблема интереса, увлеченности детей учебным процессом является одной из главных проблем не только в области музыкального обучения, но и во всей педагогике,. Умелое решение этой проблемы важно для успешного проведения занятий по любому предмету у детей любого возраста, но, по словам Д.Б.Кабалевского, особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сносных результатов, сколько бы ни отдавали этому сил и времени.

В процессе занятий ребенок должен быть «мыслителем-исследователем», что предполагает его непосредственное участие в раскрытии нового материала, получении выводов и обобщений, которые становятся для ребенка содержательными только тогда, когда опираются на его жизненный опыт, каким является, например, игра.

Игра может служить различным целям: только лишь развлечь (хотя и это допустимо на первых порах обучения), дать небольшой отдых, увлечь чем-либо – тогда она становится важным элементом урока.

Одним из важнейших средств развития самостоятельной деятельности на занятиях, особенно в обучении дошкольников, являются музыкально-дидактические игры. Применение музыкально-дидактических игр на занятиях дает возможность провести их более содержательно. Часто такие игры проводятся как отдельный вид деятельности, имеют обучающий характер.

Педагогу следует помнить, что музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформлены. Многие пособия легко приготовить своими руками, достаточно лишь проявить желание и заинтересованность. Большую помощь в работе педагога может оказать фланелеграф: лист фанеры или картона, обтянутый фланелью, лучше однотонной, на которую наносятся (натягиваются или наклеиваются) нити – нотные линейки. Часть фланелеграфа желательно оставить свободной от нотных линеек, чтобы его можно было использовать для показа картинок, ритмических карточек и т.п. Ноты, ритмические фигурки, которые будут выкладываться на фланелеграфе, также следует наклеить на фланель или  бархатистую бумагу и вырезать. В классе должен быть целый набор уже готовых овалов-нот, ритмических фигур, картинок, ритмоформул, трафаретов и т.д., которые будут использоваться почти на каждом уроке в разных упражнениях и играх.

Для изготовления наглядных пособий необходимо привлекать и самих детей, а также их родителей. Игры, в изготовлении которых дети сами принимали участие, становятся особо любимыми. Например, ребята сами могут вырезать и раскрасить ноты-кружки или подготовить ритмические карточки. И, таким образом, в папке у каждого ребенка появится целый набор пособий, с помощью которых педагог сможет фронтально опросить весь класс за один урок. Той же игрой может послужить и соревнование на лучшее пособие. Например, самая аккуратная и красивая карточка будет использоваться на главном классном фланелеграфе.

В качестве примера работы на фланелеграфе с карточками и нотами можно привести следующую игру:

«Найди карточку» (по работе над звуковысотностью)

Игровой материал:    фланелеграф, карточки-трафареты с изображением звукового соотношения двух, заем трех звуков.

Ход игры:              педагог (а затем учащийся) играет на инструментепоочередно два, затем три звука, одинаковые или разные по высоте. Дети выбирают соответствующий звучанию трафарет и показывают его или выставляют на фланелеграфе. Игру можно усложнить выкладыванием звуков-кружков на фланелеграфе, не пользуясь трафаретами.

Игры на развитие чувства ритма:

«Музыкальный телеграф»

Игровой материал:   ритмические карточки-трафареты.

Ход игры:        несколько детей становятся в один ряд друг за другом и кладут руки на плечи впередистоящего (необходимо объяснить детям, что во время игры они будут телеграфными столбами, а их руки – проводами, по которым будет передаваться сигнал). Ребенок-ведущий ладошкой слегка ударяет по плечу впередистоящего, отбивая определенную ритмоформулу, которая по цепочке, как по проводам, должна перейти к первому участнику игры. Он, в свою очередь, получив сигнал, ищет карточку с изображение этой ритмоформулы. Чтобы расшифровать «телеграмму», детям предлагается определить, ритм какой из попевок зафиксирован на карточке.        

«Удержи в памяти»

Игровой материал:           ритмические карточки-трафареты

Ход игры:                 учитель быстро показывает одну за другой карточки

        с изображением несложной ритмогруппы. Детидолжны запомнить, а затем воспроизвести ее. Игра проводится в живом темпе.

«Определи по ритму»

Игровой материал:         карточки-трафареты с записью ритмического рисунка знакомых детям попевок и упражнений.

Ход игры:                   ведущий показывает ту или иную карточку и просит детей          определить знакомое упражнение или попевку и исполнить ее.

«Запиши ритм»

Игровой материал:                 карточки-длительности

Ход игры:        игра проводится аналогично предыдущей,                     усложняясь лишь тем, что детям предлагается уже не готовая карточка-трафарет, а набор длительностей нот, с помощью которых нужно самостоятельно выполнить рисунок знакомой попевки.

«Ритмический хор»

Игровой материал:                 ритмические карточки-трафареты

Ход игры:         класс делится на несколько групп, каждой из которой предлагается своя ритмическая карточка. После отхлопывания каждой группой своего ритмического рисунка, звучит одновременно весь ритмический хор.

Каждый заинтересованный преподаватель может самостоятельно придумать много других аналогичных игр. Задача педагога – сделать так, чтобы каждый урок приносил с собой светлые, яркие переживания для всех детей, и чтобы они, уходя с урока, ощущали одухотворенность и желали продолжить занятия.

Список использованной литературы

1. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989 – 270 с.

2. Вопросы методики музыкального воспитания детей, сборник статей. М.: Музыка, 1975 – 128 с.

3. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы.//Музыкальное воспитание в СССР, Вып.1. - М.: Советский композитор, 1978 – с. 58-93.

4. Метлов Н.А. Музыка – детям. - М.: Просвещение, 1985 – 144 с.