Классный час для учащихся ДШИ "Как подготовиться к публичному выступлению"

Нагайцева Наталья Алексеевна

Выступление на сцене часто становится серьезным испытанием для начинающего исполнителя. Как преодолеть волнение и сопутствующие ему явления, ведущие к ошибкам и срывам? Об этом идет речь на классном часе для учащихся по специальности "Фортепиано".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_nagaytseva_n.a._9.02.2022.docx16.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Как подготовиться к публичному выступлению»

Классный час для учащихся класса (фортепиано)

Нагайцева Н.А., преподаватель фортепиано

МБОУДО «ДШИ № 1 имени А.Г. Рубинштейна» Города Томска

Цель мероприятия: привитие умений и знаний, необходимых для успешного выступления на сцене.

Задачи:

  • развитие осознанного стремления стать уверенным в себе исполнителем;
  • приобретение учащимися навыков подготовки к выступлению;
  • воспитание самостоятельности, трудолюбия, ответственности;
  • снятие «зажимов», различных комплексов, возникающих во время публичного выступления;
  • воспитание желания глубже изучать музыкальное искусство.

Ожидаемый результат: повышение профессионального уровня учащихся.

Одной из самых актуальных проблем музыкантов-исполнителей является волнение на сцене во время выступления. Лишние переживания мешают раскрытию всех граней одаренности пианиста, сковывают его творческую фантазию, проявление индивидуальности.

Конечно, при игре перед аудиторией неизбежно возникает волнение, но это должен быть творческий подъем, а не панический страх. У некоторых юных музыкантов появляется тряска рук, снижение внимания, частичное или полное исчезновение самоконтроля.

С появлением сценического опыта эти симптомы чаще всего исчезают. Очень важна предварительная тщательная подготовка к выступлению, знание текста произведения на все «150 %». При этом должен быть не просто выучены ноты, а заранее продуман динамический план, выполнение требований стиля, ритма, темпа, а также создан и прочувствован художественный образ произведения.

Программа должна быть заранее «обыграна» на публике несколько раз, произведен анализ своего выступления. После репетиции необходимо выявить сильные и слабые стороны исполнения, наметить план исправления ошибок и недочетов.

Каковы же основные причины боязни и волнения на сцене? Это страх забыть текст, недостаточная подготовка, неумение себя настроить на выступление. Для выявления «слабых мест» программы существуют действенные приемы:

  1. С повязкой на глазах сосредоточенно проиграть программу в среднем темпе, следя за ровностью дыхания.
  2. Играть на фоне отвлекающих факторов: хождения по сцене, шума, кашля, хлопанья двери и так далее.
  3. Немного покружиться до ощущения легкого головокружения или сделать 30 приседаний, а затем сесть и сыграть, стараясь максимально собраться.
  4. Работая над произведениями в медленном темпе, исправить найденные ошибки.

Для успешного выступления важна концентрация внимания. Важна быстрота и  ясность мышления, точные игровые движения. Необходимо научиться «прятать» ошибки, не останавливаться во время игры. Это умение приходит в процессе постоянных ежедневных занятий. Даже если произошла ошибка, нужно уметь держаться до конца и не снижать качество исполнения.

За несколько дней до экзамена или концерта рекомендуется представить себе место выступления и проигрывать программу перед воображаемой публикой. Хорошо помогает настроиться следующий прием: войти в роль знаменитого музыканта-исполнителя и представить, что это именно он блестяще играет на сцене.

Перед выступлением нужно экономить силы и настраиваться отдать энергию на сцене, поддерживать веру в себя, оптимизм, бодрость и мужество. Желаю вам всем удачных выступлений!

А сейчас небольшой концерт. Перед тем как сыграть, каждый пианист расскажет, волнуется ли он и как справляется с переживаниями перед выступлением.

  1. Соболевская Н. С. Слонимский «Под дождем мы поем».
  2. Созоров С. С. Майкопар «В садике».
  3. Тетенева М. И. Кореневская «Дождик».
  4. Хомин С. Русская народная песня «Светит месяц».
  5. Дмитриев Я. И.С. Бах Инвенция Am 2-хг.