Открытый урок преподавателя Рыльцевой Т.А. Тема: «Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в эмоционально-коммуникативном развитии детей с диагнозом аутизм.»
Ученик Кондренко Андрей 10 лет.
Диагноз аутизм Андрею поставили в 2,5 года. Для детей с таким диагнозом характерны трудности с концентрацией внимания. До сих пор Андрею сложно смотреть в глаза при общении (удерживать взгляд). Всю информацию он воспринимает больше визуально, чем со слов. На занятиях ему лучше один раз показать, чем много раз объяснять на словах. Трудность работы с этим ребенком заключается ещё и с дополнительными особенностями развития его организма. С рождения из-за повреждения шеи (при родах) были слабые руки и плохая мелкая моторика. До сих пор Андрею сложно пользоваться кистями рук. До 5 лет Андрей практически не разговаривал, в 5 лет начал говорить некоторые слова, но на вдохе и тихим голосом. С 4 лет занимается с логопедом по методике Новиковой -Иванцовой, вызывали звуки посредством пения и прохлопывания ритма.
Андрей занимается в моём классе первый год. Несмотря на все трудности, он очень старательно выполняет все задания. У Андрея очень хорошая память и прекрасный музыкальный слух. Проводим огромную работу над звукоизвлечением, прикосновением к клавиатуре, постановкой рук, развиваем образное мышление, боремся с проявлением агрессии и неумением взаимодействовать с окружающей средой и с новыми людьми. За этот учебный год мы прошли большой музыкальный материал, изучили основы музыкальной грамоты, много пели, развивали ритмические навыки, играли в ансамбле, учились слушать и анализировать своё исполнение.
Аутизм как отклонение в нормальном развитии ребенка представляет собой одну из самых сложных и загадочных проблем современности. В настоящее время распространенность расстройств аутистического спектра возрастает и составляет один на восемьдесят человек детского населения. До последнего времени это обстоятельство привлекало к себе внимание в основном специалистов медиков, но эта проблема уже давно вышла за рамки узкой специализации и приобрела социально-философское значение. Поэтому современный мир идет в направлении интеграции различных методов коррекции. Главное в каждом методе – до какой степени он охватывает комплекс проблем детей аутистов: отставание в развитии языка; отсутствие потребности в общении; проявление агрессивного поведения; неумение взаимодействовать с окружающей средой и т.д.
Учитывая разностороннее влияние музыки на развитие личности, в наше время разрабатываются и апробируются различные коррекционные программы с использованием музыкальных средств. Музыкальная деятельность, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей аутистов средствами музыки, в состоянии улучшить нарушенные и сформировать недостающие функции в разных сферах (эмоциональной, поведенческой, когнитивной). Музыка, как одна из форм невербальной коммуникации, это мощный и доступный стимул для коррекционной работы с ребенком аутистом. Преимущество музыки это возможность доступным языком рассмотреть природу чувств, передать состояние простых и сложных эмоций. Поэтому в последнее время отмечается всплеск интереса к музыке как к средству коррекционного воздействия на детей данной категории. Музыка стимулирует способность понимать и узнавать эмоции , а в последствии решать проблему узнавания тех же эмоций в словесной информации. Методика проведения музыкальных коррекционных занятий включает в себя различные приёмы: прослушивание музыки, пение, обучение теоретическим понятиям, навык игры на музыкальном инструменте. Коррекционные музыкальные занятия дают возможность ребенку – аутисту вернуться в начальную стадию развития и приобрести опыт получения спонтанной радости, он испытывает те же ощущения, которые испытывает младенец в исследовании различных звуков ( ведь ребенок – аутист часто пропускает эти этапы развития). Музыкальный занятия – это вид творчества, позволяющий исследовать всю гамму чувств, слушая музыку ребенок заряжается эмоциями и чувствами, получает возможность общения с другими людьми, а прикосновение к музыкальному инструменту это прикосновение в источнику тепла и комфорта, который помогает развиваться и общаться и предполагает непосредственное участие, умение слушать своё исполнение, развитие смелости, уверенности в себе, максимальное развитие внутреннего потенциала.
Уникальность музыки как средства формирования мотивации заключается в механизме восприятия ее человеком на подсознательном уровне. Минуя сознательное, она проникает в глубокие слои психики и оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка, развивая эмоционально-чувственную сферу, которая лежит в основе формирования мотивов поведения и развития ребенка. Для ребенка-аутиста, не только «оторванного от жизни», но и находящимся в конфликте с самим собой, средствами касания, извлечения из тела различных звуков мы выражаем ощущение собственного тела и пробуждаем интерес к окружающему миру.
Программа выступления Кондренко Андрея:
- Французская народная песня-игра «Большой олень»
Переложение В. Игнатьева
- Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта
«Песня кота Леопольда»
- Музыка О. Хромовой, слова В. Левина
«Глупая лошадь»
- Слова и музыка С. Степанова
«Тигренок – котенок»
- « Детский рок» музыкальная игра
(неизвестный автор)
- Слова и музыка А. Чешегоровой
«МАМА»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок преподавателя Рыльцевой Т.А.
Тема: «Музыкальное воспитание как средство коррекции
отклонений в эмоционально-коммуникативном
развитии детей с диагнозом аутизм.»
Ученик Кондренко Андрей 10 лет.
Диагноз аутизм Андрею поставили в 2,5 года. Для детей с таким диагнозом характерны трудности с концентрацией внимания. До сих пор Андрею сложно смотреть в глаза при общении (удерживать взгляд). Всю информацию он воспринимает больше визуально, чем со слов. На занятиях ему лучше один раз показать, чем много раз объяснять на словах. Трудность работы с этим ребенком заключается ещё и с дополнительными особенностями развития его организма. С рождения из-за повреждения шеи (при родах) были слабые руки и плохая мелкая моторика. До сих пор Андрею сложно пользоваться кистями рук. До 5 лет Андрей практически не разговаривал, в 5 лет начал говорить некоторые слова, но на вдохе и тихим голосом. С 4 лет занимается с логопедом по методике Новиковой -Иванцовой, вызывали звуки посредством пения и прохлопывания ритма.
Андрей занимается в моём классе первый год. Несмотря на все трудности, он очень старательно выполняет все задания. У Андрея очень хорошая память и прекрасный музыкальный слух. Проводим огромную работу над звукоизвлечением, прикосновением к клавиатуре, постановкой рук, развиваем образное мышление, боремся с проявлением агрессии и неумением взаимодействовать с окружающей средой и с новыми людьми. За этот учебный год мы прошли большой музыкальный материал, изучили основы музыкальной грамоты, много пели, развивали ритмические навыки, играли в ансамбле, учились слушать и анализировать своё исполнение.
Аутизм как отклонение в нормальном развитии ребенка представляет собой одну из самых сложных и загадочных проблем современности. В настоящее время распространенность расстройств аутистического спектра возрастает и составляет один на восемьдесят человек детского населения. До последнего времени это обстоятельство привлекало к себе внимание в основном специалистов медиков, но эта проблема уже давно вышла за рамки узкой специализации и приобрела социально-философское значение. Поэтому современный мир идет в направлении интеграции различных методов коррекции. Главное в каждом методе – до какой степени он охватывает комплекс проблем детей аутистов: отставание в развитии языка; отсутствие потребности в общении; проявление агрессивного поведения; неумение взаимодействовать с окружающей средой и т.д.
Учитывая разностороннее влияние музыки на развитие личности, в наше время разрабатываются и апробируются различные коррекционные программы с использованием музыкальных средств. Музыкальная деятельность, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей аутистов средствами музыки, в состоянии улучшить нарушенные и сформировать недостающие функции в разных сферах (эмоциональной, поведенческой, когнитивной). Музыка, как одна из форм невербальной коммуникации, это мощный и доступный стимул для коррекционной работы с ребенком аутистом. Преимущество музыки это возможность доступным языком рассмотреть природу чувств, передать состояние простых и сложных эмоций. Поэтому в последнее время отмечается всплеск интереса к музыке как к средству коррекционного воздействия на детей данной категории. Музыка стимулирует способность понимать и узнавать эмоции , а в последствии решать проблему узнавания тех же эмоций в словесной информации. Методика проведения музыкальных коррекционных занятий включает в себя различные приёмы: прослушивание музыки, пение, обучение теоретическим понятиям, навык игры на музыкальном инструменте. Коррекционные музыкальные занятия дают возможность ребенку – аутисту вернуться в начальную стадию развития и приобрести опыт получения спонтанной радости, он испытывает те же ощущения, которые испытывает младенец в исследовании различных звуков ( ведь ребенок – аутист часто пропускает эти этапы развития). Музыкальный занятия – это вид творчества, позволяющий исследовать всю гамму чувств, слушая музыку ребенок заряжается эмоциями и чувствами, получает возможность общения с другими людьми, а прикосновение к музыкальному инструменту это прикосновение в источнику тепла и комфорта, который помогает развиваться и общаться и предполагает непосредственное участие, умение слушать своё исполнение, развитие смелости, уверенности в себе, максимальное развитие внутреннего потенциала.
Уникальность музыки как средства формирования мотивации заключается в механизме восприятия ее человеком на подсознательном уровне. Минуя сознательное, она проникает в глубокие слои психики и оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка, развивая эмоционально-чувственную сферу, которая лежит в основе формирования мотивов поведения и развития ребенка. Для ребенка-аутиста, не только «оторванного от жизни», но и находящимся в конфликте с самим собой, средствами касания, извлечения из тела различных звуков мы выражаем ощущение собственного тела и пробуждаем интерес к окружающему миру.
Программа выступления Кондренко Андрея:
- Французская народная песня-игра «Большой олень»
Переложение В. Игнатьева
- Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта
«Песня кота Леопольда»
- Музыка О. Хромовой, слова В. Левина
«Глупая лошадь»
- Слова и музыка С. Степанова
«Тигренок – котенок»
- « Детский рок» музыкальная игра
(неизвестный автор)
- Слова и музыка А. Чешегоровой
«МАМА»
