Открытый урок преподавателя Рыльцевой Т.А. Тема: «Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в эмоционально-коммуникативном развитии детей с диагнозом аутизм.»

Рыльцева Татьяна Анатольевна

             Ученик Кондренко Андрей 10 лет.

Диагноз аутизм Андрею поставили в 2,5 года. Для детей с таким диагнозом  характерны трудности с концентрацией внимания. До сих пор Андрею сложно смотреть в глаза при общении (удерживать взгляд). Всю информацию он воспринимает больше визуально, чем со слов. На  занятиях ему лучше один раз показать, чем много раз объяснять на словах.  Трудность работы с  этим ребенком заключается ещё и с дополнительными особенностями развития его организма. С рождения из-за повреждения шеи (при родах) были слабые руки и плохая мелкая моторика. До сих пор Андрею сложно пользоваться  кистями рук. До 5 лет Андрей практически не разговаривал, в 5 лет начал говорить некоторые слова, но на вдохе и тихим голосом. С 4 лет занимается с логопедом по методике Новиковой -Иванцовой, вызывали звуки посредством пения и прохлопывания ритма.

   Андрей занимается  в моём классе первый год.  Несмотря на все трудности, он очень старательно выполняет все задания. У Андрея очень хорошая память и прекрасный музыкальный слух. Проводим огромную работу над  звукоизвлечением, прикосновением к клавиатуре, постановкой рук, развиваем образное мышление, боремся с проявлением агрессии и неумением взаимодействовать с окружающей средой и с новыми людьми. За этот учебный год мы прошли большой музыкальный материал, изучили основы музыкальной грамоты, много пели, развивали ритмические навыки, играли в ансамбле, учились слушать  и  анализировать своё исполнение.

 

Аутизм как отклонение в нормальном развитии ребенка представляет собой одну из самых сложных и загадочных проблем современности. В настоящее время  распространенность расстройств аутистического спектра возрастает и составляет  один на восемьдесят человек детского населения. До последнего времени это обстоятельство привлекало к себе внимание в основном  специалистов медиков, но эта проблема уже давно вышла за рамки узкой специализации  и  приобрела  социально-философское значение.  Поэтому современный мир идет в направлении интеграции различных методов коррекции. Главное в каждом методе – до какой степени он охватывает комплекс проблем детей аутистов: отставание в развитии языка; отсутствие потребности в общении; проявление агрессивного поведения; неумение взаимодействовать с окружающей средой и т.д.

    Учитывая разностороннее влияние музыки на развитие личности, в наше время разрабатываются и апробируются  различные коррекционные программы с использованием музыкальных средств.  Музыкальная деятельность, нацеленная на  коррекцию отклонений в развитии детей аутистов средствами музыки, в состоянии улучшить нарушенные и сформировать  недостающие функции в разных сферах (эмоциональной, поведенческой, когнитивной).  Музыка, как одна из форм невербальной коммуникации, это  мощный  и доступный стимул для коррекционной работы с ребенком аутистом.  Преимущество музыки это возможность доступным языком рассмотреть природу чувств, передать состояние  простых и сложных эмоций. Поэтому в последнее время отмечается всплеск интереса к музыке как к средству коррекционного воздействия на детей данной категории. Музыка стимулирует способность  понимать и узнавать  эмоции , а в последствии решать проблему узнавания тех же эмоций в словесной информации. Методика проведения музыкальных коррекционных занятий включает в себя различные приёмы: прослушивание музыки, пение, обучение теоретическим понятиям, навык игры на музыкальном инструменте. Коррекционные музыкальные занятия дают возможность ребенку – аутисту вернуться в начальную стадию развития  и приобрести опыт получения спонтанной радости, он испытывает те же ощущения, которые испытывает младенец в исследовании различных звуков ( ведь ребенок – аутист часто пропускает эти этапы развития).  Музыкальный занятия – это вид творчества, позволяющий исследовать всю гамму чувств, слушая музыку ребенок заряжается эмоциями и чувствами, получает возможность общения с другими людьми, а прикосновение к музыкальному инструменту это прикосновение в источнику тепла и комфорта, который помогает развиваться и общаться и предполагает непосредственное участие, умение слушать своё исполнение,   развитие смелости, уверенности в себе, максимальное развитие внутреннего потенциала.

   Уникальность музыки как средства формирования мотивации заключается в механизме  восприятия ее человеком на подсознательном уровне.  Минуя сознательное, она проникает в глубокие слои психики и оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка, развивая эмоционально-чувственную сферу, которая лежит в основе формирования мотивов поведения и развития ребенка.  Для ребенка-аутиста, не только «оторванного от жизни», но и находящимся в конфликте с самим собой, средствами касания, извлечения из тела различных звуков мы выражаем ощущение собственного тела и пробуждаем интерес к окружающему миру.

            Программа выступления Кондренко Андрея:

 

 

  1. Французская народная песня-игра «Большой олень»

              Переложение  В. Игнатьева

 

 

  1. Музыка Б. Савельева,   слова  А. Хайта

         «Песня кота Леопольда»

 

 

  1. Музыка О. Хромовой, слова В. Левина

                «Глупая лошадь»

 

  1.  Слова и музыка   С. Степанова

           «Тигренок – котенок»

 

  1.  « Детский рок»     музыкальная игра

            (неизвестный автор)

 

  1. Слова и музыка А. Чешегоровой

                «МАМА»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_prepodavatelya_ryltsevoy_t.docx18.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый  урок  преподавателя Рыльцевой Т.А.

 Тема: «Музыкальное воспитание как средство коррекции

              отклонений в эмоционально-коммуникативном

              развитии детей  с  диагнозом аутизм.»

             Ученик Кондренко Андрей 10 лет.

Диагноз аутизм Андрею поставили в 2,5 года. Для детей с таким диагнозом  характерны трудности с концентрацией внимания. До сих пор Андрею сложно смотреть в глаза при общении (удерживать взгляд). Всю информацию он воспринимает больше визуально, чем со слов. На  занятиях ему лучше один раз показать, чем много раз объяснять на словах.  Трудность работы с  этим ребенком заключается ещё и с дополнительными особенностями развития его организма. С рождения из-за повреждения шеи (при родах) были слабые руки и плохая мелкая моторика. До сих пор Андрею сложно пользоваться  кистями рук. До 5 лет Андрей практически не разговаривал, в 5 лет начал говорить некоторые слова, но на вдохе и тихим голосом. С 4 лет занимается с логопедом по методике Новиковой -Иванцовой, вызывали звуки посредством пения и прохлопывания ритма.

   Андрей занимается  в моём классе первый год.  Несмотря на все трудности, он очень старательно выполняет все задания. У Андрея очень хорошая память и прекрасный музыкальный слух. Проводим огромную работу над  звукоизвлечением, прикосновением к клавиатуре, постановкой рук, развиваем образное мышление, боремся с проявлением агрессии и неумением взаимодействовать с окружающей средой и с новыми людьми. За этот учебный год мы прошли большой музыкальный материал, изучили основы музыкальной грамоты, много пели, развивали ритмические навыки, играли в ансамбле, учились слушать  и  анализировать своё исполнение.

Аутизм как отклонение в нормальном развитии ребенка представляет собой одну из самых сложных и загадочных проблем современности. В настоящее время  распространенность расстройств аутистического спектра возрастает и составляет  один на восемьдесят человек детского населения. До последнего времени это обстоятельство привлекало к себе внимание в основном  специалистов медиков, но эта проблема уже давно вышла за рамки узкой специализации  и  приобрела  социально-философское значение.  Поэтому современный мир идет в направлении интеграции различных методов коррекции. Главное в каждом методе – до какой степени он охватывает комплекс проблем детей аутистов: отставание в развитии языка; отсутствие потребности в общении; проявление агрессивного поведения; неумение взаимодействовать с окружающей средой и т.д.

    Учитывая разностороннее влияние музыки на развитие личности, в наше время разрабатываются и апробируются  различные коррекционные программы с использованием музыкальных средств.  Музыкальная деятельность, нацеленная на  коррекцию отклонений в развитии детей аутистов средствами музыки, в состоянии улучшить нарушенные и сформировать  недостающие функции в разных сферах (эмоциональной, поведенческой, когнитивной).  Музыка, как одна из форм невербальной коммуникации, это  мощный  и доступный стимул для коррекционной работы с ребенком аутистом.  Преимущество музыки это возможность доступным языком рассмотреть природу чувств, передать состояние  простых и сложных эмоций. Поэтому в последнее время отмечается всплеск интереса к музыке как к средству коррекционного воздействия на детей данной категории. Музыка стимулирует способность  понимать и узнавать  эмоции , а в последствии решать проблему узнавания тех же эмоций в словесной информации. Методика проведения музыкальных коррекционных занятий включает в себя различные приёмы: прослушивание музыки, пение, обучение теоретическим понятиям, навык игры на музыкальном инструменте. Коррекционные музыкальные занятия дают возможность ребенку – аутисту вернуться в начальную стадию развития  и приобрести опыт получения спонтанной радости, он испытывает те же ощущения, которые испытывает младенец в исследовании различных звуков ( ведь ребенок – аутист часто пропускает эти этапы развития).  Музыкальный занятия – это вид творчества, позволяющий исследовать всю гамму чувств, слушая музыку ребенок заряжается эмоциями и чувствами, получает возможность общения с другими людьми, а прикосновение к музыкальному инструменту это прикосновение в источнику тепла и комфорта, который помогает развиваться и общаться и предполагает непосредственное участие, умение слушать своё исполнение,   развитие смелости, уверенности в себе, максимальное развитие внутреннего потенциала.

   Уникальность музыки как средства формирования мотивации заключается в механизме  восприятия ее человеком на подсознательном уровне.  Минуя сознательное, она проникает в глубокие слои психики и оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка, развивая эмоционально-чувственную сферу, которая лежит в основе формирования мотивов поведения и развития ребенка.  Для ребенка-аутиста, не только «оторванного от жизни», но и находящимся в конфликте с самим собой, средствами касания, извлечения из тела различных звуков мы выражаем ощущение собственного тела и пробуждаем интерес к окружающему миру.

            Программа выступления Кондренко Андрея:

  1. Французская народная песня-игра «Большой олень»

              Переложение  В. Игнатьева

  1. Музыка Б. Савельева,   слова  А. Хайта

         «Песня кота Леопольда»

  1. Музыка О. Хромовой, слова В. Левина

                «Глупая лошадь»

  1.  Слова и музыка   С. Степанова

           «Тигренок – котенок»

  1.  « Детский рок»     музыкальная игра

            (неизвестный автор)

  1. Слова и музыка А. Чешегоровой

                «МАМА»