Методические рекомендации «О развитии навыка написания музыкального диктанта в младших классах»

Веснина Ольга Викторовна

В методеческих рекомендациях коротко описаны основные моменты, которые нужно учитывать при обучении написания мелодических диктантах на уроке «Сольфеджио».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации97.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации «О развитии навыка написания мелодического диктанта в младших классах» Веснина О.В. преподаватель МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ №1»

Слайд 2

Цель - изучить и обобщить существующий опыт методистов и музыкантов – теоретиков, изложить собственные мысли о развития навыка написания одноголосных диктантов в младших классов. Задачи дать общее представление о музыкальном диктанте и мелодическом в частности; ознакомиться с методами написания мелодического диктанта; изучить формы работы над диктантом, подходы к организации процесса записи мелодического диктанта у младших школьников; выявить наиболее значимые способы для быстрого и правильного перевода слуховых представлений в графическую запись; представить собственный опыт воспитания навыка непосредственного перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления.

Слайд 3

Важно обучение сольфеджио начинать с подготовительной группы; следует систематизировать работу над развитием навыка написания диктантов и неукоснительно ей следовать, совершенствуя ее с каждым годом; в течение всего года сохранять психологически комфортную обстановку в классе; обучающихся следует вести по индивидуальному маршруту; настраивать обучающихся на систематическую домашнюю подготовку.

Слайд 4

Музыкальный диктант. Цель - воспитать у обучающихся навыки перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления и воспроизводить их в виде нотной записи. Задачи использовать диктант как средство закрепления и освоения знаний и навыков, полученных на занятиях по сольфеджио; устанавливать связи между анализом, осознанием и записью музыки на основе полученных ранее теоретических знаний; способствовать развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти. Важно научить, показать как писать диктант.

Слайд 5

Разновидности мелодического диктанта устный диктант; диктант по памяти; диктант с предварительным анализом; графический диктант; диктант с ошибками; регистровый диктант; эскизный диктант; подбор знакомых мелодий с последующей записью; запись знакомых мелодий по памяти без подбора на инструменте или самодиктант ; запись одной из нескольких мелодий, заранее выученных наизусть нотами; запись мелодии песни, предварительно выученной с текстом;

Слайд 6

Разновидности мелодического диктанта зрительный диктант ( фотодиктант ); диктант с настройкой в произвольной тональности; диктант без определения тональности; диктант показательный; диктант с досочинением ; диктант с вариантами; диктант «с ошибками»; диктант с пропусками; разрезной диктант; тембровый диктант; диктант с аккомпанементом; дидактический диктант.

Слайд 7

Методические указания при написании мелодического диктанта Важнейшее условие - правильный выбор музыкального материала. Подготовительные формы работы над диктантом Развитие определенных слуховых навыков. Последовательное приобщение к музыкальной речи. Соблюдении определенных условий: свободно владеть нотной записью; мгновенно записывать ноты вразброс под диктовку преподавателя; безошибочно «читать» используемый на уроке учебник; владеть элементарными навыками пения; уметь пропевать выученные небольшие мелодии нотами и с текстом, отстукивая метрические доли;

Слайд 8

Соблюдении определенных условий: прекрасно знать клавиатуру; подбирать и играть на фортепиано короткие (4-8 тактов) песни-попевки от разных звуков; знать длительности; выкладывать на карточках после одного прослушивания простейшие ритмические формулы; уметь записать на одной ноте ритмический рисунок стихотворной фразы или двухтактового мелодического оборота; расставлять тактовые черточки и сильные доли; находить и отстукивать доли в незнакомых пьесах, исполняемых преподавателем; различать на слух направление движения мелодии вверх и вниз, повтор звуков, поступенное движение от движения по трезвучию;

Слайд 9

Соблюдении определенных условий: находить устойчивый звук (тонику); уметь спеть нотами или сыграть на фортепиано после одного прослушивания короткие мелодические обороты. Подготовительные упражнения к записи мелодического диктанта. Подготовительные упражнения ( донотная запись). Формы диктанта, которые рассматриваются как подготовительные упражнения. Упражнения на запись диктанта.

Слайд 10

Цель первой группы упражнений – развитие способности слухового запоминания мелодии. Формы работы: заучивание мелодий наизусть; подбор знакомых мелодий; прослушивание мелодий и слежение их по нотному тексту; узнавание из нескольких написанных мелодий ту, которую сыграл преподаватель; игра «Эхо»; приучение петь мелодию не от звука к звуку, а целыми фразами или предложениями; аналитический диктант; фиксация звуков горизонтальными черточками; изображение длительностей звуков вертикальными черточками.

Слайд 11

Вторая группа – диктанты-упражнения Устный диктант - развивает быстроту реакции, концентрацию внимания, способность быстро схватывать и запоминать небольшие фрагменты. Метроритмический диктант - успешно развивает и закрепляет «ритмическую составляющую» музыкального слуха обучающихся. Показательный диктант. Эскизный диктант. Диктант с вариациями. Фотодиктант . Запись выученных наизусть мелодий.

Слайд 12

Третья группа упражнений - формирует и развивает навык «быстрой записи» звуков. Упражнения на развитие навыка быстрой записи нот: запись нот в первой октаве под диктовку преподавателя в «реальном времени» с постепенным увеличением темпа; запись нот группами возрастающей численности под диктовку преподавателя по памяти (каждая группа звуков быстро произносится преподавателем и отделяется тактовой чертой в записи обучающегося); запись в «реальном времени» гаммообразных последовательностей, играемых преподавателем на фортепиано от указанного звука в постепенно возрастающем темпе; то же самое, но с чередованием соседних звуков и звуков через один; то же самое, но со свободным чередованием звуков лада.

Слайд 13

Основные правила записи диктанта ноты нужно писать очень аккуратно, но не «жирно», чтобы можно было легко исправить возможные ошибки; необходимо пропускать нотный стан между строками с записанными нотами ; во время игры нельзя стирать написанные ранее ноты, можно только ставить пометки (или правильные варианты нот) на свободном соседнем нотном стане; все исправления по проставленным пометкам должны делаться только после окончания проигрывания диктанта; если во время проигрывания обучающийся сбился или ошибся, необходимо оставить какое-то свободное место и стараться продолжать запись упражнения с произвольного места.

Слайд 14

Организация процесса записи диктанта Первое прослушивание – обучающиеся получают общее впечатление от мелодии и стараются удержать музыкальный образ в своем сознании. Перерыв – 15 секунд. Второе прослушивание - обучающиеся должны запомнить яркие моменты и приступить к анализу: выяснить размер, сильную долю, ступень, с которой начинается и заканчивается мелодия, начальную интонацию, характер интервальных ходов, повторы, секвенции, ритмические особенности, диапазон, приблизительный ритмический рисунок. Перерыв – 20 секунд.

Слайд 15

Третье и последующие прослушивания - начинается запись. Перерыв 2-3 минуты, далее 3-4 минуты, перед контрольным прослушиванием 4-5 минут. Контрольное прослушивание - обучающиеся проверяют уже записанный диктант, вносят необходимые изменения и уточнения. Проверка диктанта –индивидуальные и коллективные формы: пение всем классом; коллективный разбор номера учителем перед всем классом; индивидуальная проверка преподавателем тетради обучающихся; пение каждым обучающимся своей записи по тетради и самостоятельная проверка и исправление ошибок;

Слайд 16

сравнение обучающимся записи с оригинальным текстом дома; проигрывание диктанта на фортепиано. Полезны: подбор и запись знакомых песен; « самодиктанты »; запись в законченной форме диктанта, прослушанного несколько раз и закрепленного в памяти . Методы написания музыкального диктанта. Запись вслед за проигрыванием. Запись диктанта по памяти. Комбинированный.

Слайд 17

Заключение. Музыкальный диктант является высшей и основной формой развития музыкального слуха, поскольку он включает в себя наиболее сложный комплекс развивающих средств, всесторонне воздействующих на личность обучаемого. Конечный результат - воспитание навыков непосредственного перевода музыкальных образов в четкие слуховые представления и закрепление их в виде нотной записи. Но самое важное - научить детей слушать музыку и переживать ее, творить и открывать новое. Все формы работы на уроке должны быть увлекательными, приносить удовлетворение, потому что главная цель преподавателя - воспитание любви и интереса к музыке, формирование эстетического вкуса обучающихся.

Слайд 18

Список используемой литературы: Барабошкина А.В. Методика преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. Л.: Музгиз , 1963; Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе, М.: Музыка, 1966; Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учебное пособие. М.: Музыка, 1986. Долматов Н. Музыкальный диктант. М.: Музыка, 1972. Домогацкая И.Е. Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет. М.: Классика XXI век, 2004. Кондратьева И. Одноголосный диктант: Практические рекомендации. СПб.:Композитор , 2006. Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М.: Музыка,1981.

Слайд 19

Лежнева О.Ю. Практическая работа на уроках сольфеджио. Диктант и слуховой анализ. – М. Владос , 2003. Методическое пособие по музыкальному диктанту. Общ. Ред. Л. Фокиной – М.: Музыка, 1975. Музыкальные диктанты для ДМШ. Сост. Ж. Металлиди , А Перцовская – М.: Музыка, 1980. Москалькова И., Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. М.: Музыка, 1998. Музыкальные занимательные диктанты. Сост. Калинина Г.Ф. – Москва, 2005. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. Л.: Музыка,1970. А. Л. Островский, С. A. Павлюченко , В. П.Шокин . М.-Л. Музыкальный диктант, 1941.

Слайд 20

Музыкальный слух. Теория и методика развития и совершенствования /С.Е.Оськина; Д.Г. Парнес . М.: АСТ, 2005. Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 1 класса музыкальной школы/ Металлиди Ж., Перцовская А. СПб.: Композитор, 1998. Систематический курс музыкального диктанта /Алексеев Б. и Блюм Дм. М.:Музыка , 1969. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио. М.: Музыка, 1999. Фокина Л. Методика преподавания музыкального диктанта. М.: Музыка,1969. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. М.: Музыка, 1965. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. – М.: Музыка, 1996. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. – Челябинск, ТОО «Версия», 1998.