Программа «Сольфеджио» на отделении ранне-эстетического развития

Веснина Ольга Викторовна

 

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Хоровое пение», «Сольное пение». Учебная программа по учебному предмету «СОЛЬФЕДЖИО» для подготовительного класса ДМШ, ДШИ. 

Программа предназначена для детей 6 - 9 летнего возраста и расчитана на реализацию за 1 год.

Специфика данной учебной программы заключается в том, что большое внимание с первых дней обучения уделяется изучению музыкальной грамоты на доступном и интересном для учащихся музыкальном материале.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАУДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств №1»

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Хоровое пение», «Сольное пение».

Учебная программа по учебному предмету «СОЛЬФЕДЖИО» для подготовительного класса ДМШ, ДШИ

Составитель: Веснина Ольга Викторовна

преподаватель хоровых и

теоретических дисциплин

МАУДО г.Нижневартовска «ДШИ №1»

2018г

Структура программы учебного предмета «Сольфеджио»:

I. Пояснительная записка

- характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

 - срок реализации учебного предмета;

- объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

 - форма проведения учебных занятий;

- цели и задачи учебного предмета;

 - обоснование структуры программы учебного предмета;

- описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета «Сольфеджио»

 - учебно-тематический план;

- содержание учебного предмета и формы работы на уроках сольфеджио.

III. Требования к уровню подготовки учащихся 

- контрольные требования на разных этапах обучения.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 - аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- критерии оценки.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 - методические рекомендации по основным формам работы;

- рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.

VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

- учебная литература,

 - учебно-методическая литература,

- интернет ресурсы.

 I.Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

В системе музыкального образования и воспитания учащихся в подготовительном классе основную роль играют предметы теоретического цикла. Особое значение в учебном процессе подготовительного класса имеет учебный предмет «Сольфеджио» – важная составляющая начального музыкального образования.

         На уроках сольфеджио происходит постоянное общение ребёнка с музыкой разных стилей и жанров, при этом активно и динамично идёт развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память), а также знакомство и освоение основ музыкальной грамоты, организация музыкального мышления, выявление творческих возможностей учащихся.

Все основные разделы данной учебной общеразвивающей программы по учебному предмету «Сольфеджио» направлены на создание основы для развития умений и навыков учащихся и подготовке к продолжению музыкального образования.

         Специфика данной учебной программы заключается в том, что большое внимание с первых дней обучения уделяется изучению музыкальной грамоты на доступном и интересном для учащихся музыкальном материале, позволяя детям исполнять не только песенки и попевки в форме фразы, предложения или периода, но и несложные музыкальные произведения в полном объёме, что способствует формированию элементарных навыков анализа музыкальных произведений. Данная программа предполагает возможность использования разных методик, что может позволить преподавателю решать многие профессиональные проблемы (формирование интонации, укрепление метроритма, творческое мышление и др.).

2. Срок реализации общеразвивающего учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в образовательное учреждение в подготовительный класс в возрасте с шести до девяти лет, составляет 1 год.

3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию общеразвивающего учебного предмета «Сольфеджио» для учащихся подготовительного класса. 

Учебные планы в МАУДО г.Нижневартовска «ДШИ №1» предусматривают обучение учащихся по программам общеразвивающего обучения в подготовительном классе 1 год (обучение по договору предоставления дополнительных платных образовательных услуг).

Учебный план по сольфеджио

Подготовительный класс

Учебный план предусматривает урок по предмету «Сольфеджио»

 – 1 час в неделю.

Продолжительность учебного часа для учащихся подготовительного класса

– 30 минут.

Учебная четверть/ полугодие

Количество учебных недель/часы

Общее количество часов

I четверть

10 учебных недель по 1 часу

10

II четверть

9 учебных недель по 1 часу

9

I полугодие

19 учебных недель по 1 часу

19

III четверть

11 учебных недель по 1 часу

11

IV четверть

8 учебных недель по 1 часу

8

II полугодие

19 учебных недель по 1 часу

19

Учебный год:

38 учебных недель

38

Распределение часов и учебных недель по четвертям зависит от ежегодного учебного календарного учебного графика, утверждаемого в МАУДО г.Нижневартовска «ДШИ №1» и может варьироваться при сохранении общего количества часов в год.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая, с наполняемостью группы от 10 до 15 человек.

 Группы формируются в зависимости от набора данной параллели учащихся на общих основаниях и в соответствии с Правилами приёма в МАУДО г.Нижневартовска «ДШИ №1».

 5. Цели и задачи общеразвивающего предмета «Сольфеджио». 

Занятия по предмету «Сольфеджио» в подготовительном классе должны способствовать формированию основ качественного образования и воспитания юных музыкантов.

Цели:

1.Воспитание основ развитой личности, формирование художественного вкуса, общекультурного и музыкального кругозора, основ музыкальной грамотности.

2. Выявление, активизация и развитие творческих способностей и интеллектуального потенциала учащихся для продолжения дальнейшего обучения по предпрофессиональным и общеразвивающим программам.

Задачи:

1.Формирование начального комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления. 2.Формирование основ культуры слуха, активного слухового внимания, накопление музыкальных впечатлений и создание основы для воспитания художественного вкуса.

 3.Создание основ базового комплекса знаний музыкальной грамоты, анализа музыкальных жанров.

4.Формирование начальных навыков грамотной нотной записи и самостоятельной работы с музыкальным материалом.

5.Осуществление дифференцированного подхода к обучению учащихся.

6.Организация внимания и осознанного восприятия, самостоятельности, дисциплины и ответственности в работе.

7.Развитие творческого и образного мышления, а также фантазии каждого ученика.

8. Развитие эмоционального восприятия музыки, осмысления музыкальных впечатлений и навыка выразительного исполнения музыкального роизведения.

9.Формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета.

Обоснованием структуры программы являются требования (ФГТ), отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- содержание курса;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями изложен основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Требования к контрольным мероприятиям и аттестации разрабатываются преподавателем, работающим с учащимися по учебному предмету «Сольфеджио» ежегодно для каждого класса с учётом уровня возможностей и подготовки учащихся и включают как традиционные, так и инновационные формы работы.

Программа предусматривает использование видеозаписи промежуточной и итоговой аттестации учащихся, а также внеклассных мероприятий (праздники, концерты и др.) с целью постоянного анализа уровня подготовки каждого ученика для повышения качества образования и уровня подготовки учащихся.

Данная учебная общеразвивающая программа составлена на основе:

- «Сольфеджио. Ритмика». Программа для подготовительных групп ДМШ, ДШИ Москва, 1988г.

- «Сольфеджио» Программа, составитель Манаева О.К., г. Екатеринбург, 2000г.

- «Сольфеджио», Программа, составитель Калужская Т., Министерство культуры РФ, Москва, 1984г.

- «Сольфеджио», Программа, составитель Куцанов В.А., г. Екатеринбург, 1993г.

- «Музицирование» Программа для ДМШ, ДШИ , составители Черемисина О.Г., Сергеева О.В.,г.К.-Ур., 2003 г.

Эта работа систематизировала многолетний педагогический опыт и современные требования по учебному предмету «Сольфеджио». При составлении программы учтены рекомендации Проекта программы по учебному предмету «Сольфеджио» (ИРОСКИ , г.Москва, 2012г.)

7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Реализация общеразвивающей программы учебного предмета «Сольфеджио» для учащихся подготовительного класса обеспечивается материально-технической базой МБОУДОД «ДМШ№1», соответствующей санитарным и противопожарным нормам, а также нормам охраны труда.

Библиотечный фонд имеет печатные издания основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио», а также издания музыкальных произведений и специальные хрестоматийные издания.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольфеджио», оснащены:

- 1 фортепиано (электронное пианино);

- звукотехническим оборудованием (музыкальный центр);

- компьютером (ноутбук);

-учебной мебелью (доска, учебные парты, столы, стулья, стеллажи, шкафы);

- наглядными пособиями.

Учебные аудитории имеют соответствующую звукоизоляцию и освещение.

Оснащение занятий

В подготовительном классе используется наглядный материал:

карточки с элементарными понятиями музыкальной грамоты;

карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени;

карточки с длительностями нот и ритмическими группами;

плакат – болгарская «столбица»;

плакат – «музыкальная лесенка»;

плакат – фортепианная клавиатура.

Программа предусматривает использование звукозаписывающей аппаратуры для прослушивания необходимых музыкальных произведений, а также для видеозаписи промежуточной, итоговой аттестации учащихся, внеклассных мероприятий (праздники, концерты и др.).

Дидактический материал подбирается педагогом, занимающимся с учащимися на основе существующих методических пособий, учебников для сольфеджирования, а также при необходимости разрабатывается самостоятельно с учётом уровня подготовки и возможностей учащихся и включает как традиционные, так и инновационные формы работы.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Сольфеджио».

I. Учебно-тематический план по учебному предмету «Сольфеджио»

Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала в течение всего времени обучения.

Преподаватель планирует порядок изучения тем исходя из возможностей и особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций, качества усвоения материала и формирования навыков. Индивидуальный подход к планированию ежегодно отражается в составляемых преподавателем и утверждаемых «Календарнотематических планах» (КТП) для учащихся подготовительного класса. В соответствии с ежегодным календарным графиком, утверждаемым МАУДО г.Нижневартовска «ДШИ №1», программа предусматривает возможность изменения количества учебных недель по четвертям и изменения в порядке прохождения тем.

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, метроритма, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, слуховые, интонационные, ритмические, творческие упражнения) и в соответствии с изучаемой в данный момент темой.

Подготовительный класс

Срок обучения 1 год

№ №

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максималь ная учебная нагрузка

Самосто ятельная работа

Аудитор ные занятия

Нотная грамота. Нотная запись.

Урок

11

4

7

Звук. Свойства звуков.

Урок

2

2

Длительности. Ритм.

Урок

15

5

10

Размер, такт.

Урок

6

2

4

Размер 2/4

Урок

6

2

4

Лад. Мажор и минор.

Урок

4

1

3

Тон, полутон. Знаки альтерации диез и бемоль.

Урок

6

3

3

Размер 3/4

Урок

6

2

4

Итоговый контроль

Контрольный урок

1

1

ИТОГО:

57

19

38

II. Содержание учебного предмета и формы работы.

Работа по освоению учебного предмета «Сольфеджио» направлена на организацию и развитие музыкального слуха, метроритма, музыкальной памяти, творческого мышления. Формирование умений и навыков чистого интонирования, грамотного чтения нотного текста, слухового анализа, владения теоретическими понятиями является необходимым условием для успешного развития учащихся и последующего овладения обучающимися других учебных дисциплин (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс, слушание музыки, музыкальная литература и др.).

Подготовительный класс

Срок обучения 1 год

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ.

Звук. Звуки музыкальные и немузыкальные.

Свойства звука: длительность, громкость, высота, тембр.

Высокие и низкие звуки.

Знакомство с клавиатурой фортепиано. Октавы.

Регистры: высокий, средний, низкий.

Названия звуков. Нотный стан. Формирование навыков нотного письма.

 Реприза. Вольта. Цезура.

Лад. Мажорный и минорный лад.

Звукоряд, гамма, ступени, устойчивость и неустойчивость. Тон, полутон.

Тональность, тоника, тоническое трезвучие. Цифровое обозначение ступеней.

Мажор и минор (сопоставление одноименных ладов).

Скрипичный ключ.

Знаки альтерации: диез, бемоль.

Тональность До мажор.

Знаки альтерации. Транспонирование.

Метр. Ритм. Темп. Размер 2/4, 3/4, Сильная, слабая доли. Такт, тактовая черта.

 Длительности: четверть, восьмая, половинная, целая.

Паузы: целая, половинная, четвертная, восьмая.

Затакт четверть, восьмая, две восьмые.

Динамика: f , p, mf , mp. Крещендо и диминуэндо.

Мотив, фраза, предложение.

2.ВОКАЛЬНО - ИНТОНАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Правильная посадка. Правильная посадка, дыхание, звукообразование. Четкая дикция и артикуляция, эмоциональное исполнение.

Пение в удобном диапазоне, без напряжения и форсирования звука. Выработка равномерного дыхания, умения распределять его на музыкальную фразу.

Слуховое внимание и осознание чистой интонации.

Формирование умения слушать и слышать себя и друг друга.

Формирование навыка работы внутренним слухом.

Пение попевок и песен с обязательным теоретическим анализом.

Звуковедение legato и non legato в разных темпах.

Знакомство с различными типами мелодического движения: восходящее, нисходящее, повторное на одном звуке, со скачками на устойчивые и неустойчивые ступени лада, опевание.

Пение мелодий с опорой на устойчивые ступени, а также с неустойчивыми ступенями и разрешением.

Пение тетрахордов в восходящем и нисходящем движении.

Упражнения, включающие различные типы мелодического движения с использованием диатонических ступеней.

Пение секвенций на интервалы. Пение интонационных упражнений с аккомпанементом, подчёркивающим гармоническую окраску, тяготение, лад.

Музыкальный материал должен содержать звуковысотные, ладовые, метроритмические трудности с опорой на изучаемый теоретический материал.

Пение песен-упражнений (попевок) из одного, затем 2-3-х звуков (малообъёмные звукоряды ладов, интервал малая терция) с постепенным расширением диапазона и усложнением интонационных оборотов (с ручными знаками, с названиями нот, слогами, словами и т.д.).

 Пение интонационных упражнений без аккомпанемента и поддержки фортепиано с предварительной настройкой.

Пение одноголосное.

На начальном этапе больше групповое и одноголосное пение, постепенно сочетать групповое и индивидуальное, а также вводить элементы многоголосия (каноны, двухголосие).

3.СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ. ПЕНИЕ С ЛИСТА.

Работа на одном звуке. Осознанное освоение интонации малой терции в нисходящем и восходящем движении. Постепенное расширение диапазона Работа с ручными знаками др. вспомогательными средствами для освоения типов мелодического движения.

Восприятие и осознанное воспроизведение звуковысотности в мелодической линии. Восходящее и нисходящее движение, повторность, скачки.

Сочетание относительной и абсолютной сольмизации. Транспонирование.

 Развитие внутренних слуховых впечатлений, навык узнавания мелодии по её строению, ритмическому рисунку, гармонии, отдельным оборотам.

Формирование элементарных ладовых впечатлений.

Пение выученных песен от разных звуков или в пройденных тональностях с тактированием и/или дирижированием.

Сольфеджирование по нотам и на память примеров на пройденные теоретические понятия с метрической пульсацией или её дроблением.

Пение в пройденной тональности и размере.

Чередование пения вслух с пением про себя.

Постоянная тренировка на быстрое запоминание мелодий (фраз, предложений) по нотам внутренним слухом.

Транспонирование мелодий по нотам и на память.

4.МЕТРОРИТМ.

 Движения под музыку.

Повторение ритмического рисунка: простукивание, прохлопывание, проговаривание на слоги.

Исполнение ритмического рисунка по записи: ритмические карточки, нотный текст.

 Слуховое осознание сильной и слабой долей, постоянная тренировка в определении сильной доли и размера в прослушанном музыкальном построении.

Ритмоформулы в размере 2/4: две четверти, четверть и две восьмые, две восьмые и четверть, четыре восьмые, половинная.

Ритмоформулы в размере 3/4: три четверти, половинная и четверть, четверть и половинная, половинная с точкой.

Паузы половинная, целая, восьмая, четвертная.

Затакт.

Навыки тактирования и дирижирования в размерах 2/4, 3/4.

Исполнение ритмического сопровождения к выученным песням, с аккомпанементом фортепиано или шумовых инструментов на основе изученных ритмических групп.

Исполнение двухголосных и трёхголосных (по возможности учащихся) ритмических партитур на основе изученных ритмических групп с сопровождением фортепиано или шумовых инструментов.

Ритмические упражнения в куплетной форме.

 Закрепление выученных длительностей, пауз, ритмических групп в размерах 2/4, ¾ в ритмических оборотах, в сольфеджировании, в игре на инструменте, в определении на слух с ритмослогами и без них.

Тренировка в записи ритмических упражнений.

Ритмические диктанты, ostinato, аккомпанемент. Основные обозначения темпов.

5.СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ.

Воспитание музыкального восприятия.

Определение на слух жанровой основы произведения (танец, песня, марш).

Определение на слух и осознание характера музыкального произведения.

Определение на слух размера, темпа, лада музыкального построения, ритмических групп.

Умение определять на слух и связывать с характером музыки пройденные элементы музыкального языка: темп, динамику, размер, ритм, лад.

Определение на слух лада (мажор, минор), сопоставления мажора и минора.

Определение на слух структуры мелодии, количества фраз.

Умение определять в строении мелодии повторность, вариантность, неповторность.

Определение на слух ступеней лада, устойчивости, неустойчивости ступеней и отдельных оборотов.

Определение на слух отдельных мелодических оборотов: поступенное движение вверх и вниз, повторность звуков, движение по устойчивым ступеням, пройденным интервалам, скачки.

Определение на слух всех пройденных интервалов и аккордов.

Музыкальные форма: куплетная.

6.МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

Упражнения на развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха.

Устные диктанты: запоминание небольшой фразы и ее воспроизведение (на слоги, с названием нот, по возможности проигрывание на фортепиано).

Подбор по слуху и запись мелодических построений от разных нот.

Запись ритмического рисунка мелодии.

Запись мелодий, предварительно пропетых с названием звуков (2-4 такта).

Запись мелодий в объеме 4 тактов в пройденных тональностях.

Формирование и развитие навыков нотного письма, транспонирования.

Формы воспроизведения диктанта: устный, письменный (в скрипичном ключе).

 7.ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. МУЗИЦИРОВАНИЕ.

Сочинение своих вариантов текста к выученным песенкам-попевкам.

 Досочинение окончаний к мелодии.

Допевание мелодии до устойчивого звука (Tоники).

Сочинение и досочинение ритмических и мелодических фраз и предложений.

 Досочинение или сочинение своих вариантов мелодии на заданный ритм, текст.

Сочинение ритмических и мелодических ostinato к песням.

Сочинение своих вариантов простейшего ритмического аккомпанемента к исполняемым произведениям.

Варьирование мелодии в пройденных жанрах.

Рисунки к песням и музыкальным произведениям.

III. Требования к уровню подготовки учащихся.

Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» для подготовительного класса (общеразвивающий курс) является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков с учётом психофизиологических и музыкальных способностей учащихся:

- подготовленный звуковысотный музыкальный слух и память;

- элементарные навыки метроритма;

- знание основ музыкальных жанров (песня, танец, марш) и их особенностей;

- навыки самостоятельной работы;

- теоретические знания в соответствии с требованиями программы;

- умение сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры;

- умение записывать музыкальные построения;

- умение определять, слышать, анализировать пройденные элементы музыкального языка;

- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись построений и т.п.);

- элеменарные творческие навыки в соответствии с требованиями программы.

В процессе обучения каждый учебный год требования к аттестации обучающихся разрабатываются преподавателем, ведущим предмет в соответствии с содержанием курса с учётом психофизиологических способностей, уровнем музыкального развития и подготовки учащихся. Требования промежуточной и итоговой аттестации рассматриваются на заседании теоретического отдела.

Контрольные требования на разных этапах обучения.

На каждом этапе обучения при освоении там курса ученики, в соответствии с требованиями программы, должны уметь:

- записывать музыкальные построения соответствующего уровня трудности;

- выполнять теоретические и творческие задания;

- сольфеджировать по возможности с точной интонацией выученные мелодии;

- проанализировать и спеть грамотно несложную незнакомую мелодию с листа в размере 2-4 тактов;

- определять на слух и повторить пройденные ритмические группы и ритмоформулы;

- знать расположение нот на клавиатуре фортепиано и исполнять на память выученные мелодии;

- анализировать простейший музыкальный текст, используя полученные теоретические знания;

- исполнять выученные песни с текстом или ритмическими слогами с аккомпанементом педагога на фортепиано;

- знать пройденные музыкальные термины.

Требования к итоговой аттестации учащихся

По итогам обучения проводится итоговая аттестация учащихся в форме контрольного урока с использованием устных форм работы. Уровень сложности требований и заданий итоговой аттестации может быть различным в группах, допускаются задания разного уровня сложности внутри одного класса.

Индивидуальный опрос должен охватывать ряд обязательных тем и форм работы, уровень трудности музыкального материала может быть различным в зависимости от уровня подготовки каждого ученика, но, в целом, должен соответствовать требованиям программы.

Примерный объём требований на контрольном уроке:

Пример устного опроса:

- спеть выученную мелодию с тактированием или дирижированием, соответствующую по уровню трудности программным требованиям;

- спеть выученную песню с текстом;

- спеть выученную песню с ритмическим остинато;

- определить на слух пройденные музыкальные жанры, элементы музыкального языка, ритмические группы;

- исполнить на фортепиано выученную мелодию;

 - назвать пройденные теоретические понятия и термины.

Данные задания могут быть вариативны и изменяться в сторону упрощения или усложнения заданий.

IV. Формы и методы контроля, система оценок.

Контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий.

Текущая аттестация проводится на каждом уроке с целью контроля за качеством освоения разделов учебного материала. При выставлении оценок учитываются:

- качество выполнения предложенных заданий,

- инициативность и самостоятельность при выполнении аудиторных и домашних заданий,

- темпы продвижения ученика.

Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения в конце II полугодия учебного года в форме контрольного урока.

Содержание экзаменационных материалов и требования итоговой аттестации учащихся разрабатываются преподавателем, работающим с учащимися по учебному предмету «Сольфеджио» для конкретного класса на основе требований данной программы, с учётом уровня развития и подготовки учащихся, рассматриваются и обсуждаются на методическом заседании теоретического отдела.

Виды и содержание контроля:

- устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающий основные формы работы – сольфеджирование одноголосных примеров, чтение с листа, слуховой анализ, интонационные и ритмические упражнения;

2. Критерии оценок.

Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Сольфеджио» должны позволить:

- определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного программой;

- оценить умения учащегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- оценить обоснованность и уверенность изложения ответа.

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям.

Задания должны выполняться в полном объёме и в рамках отведённого на них времени, что демонстрирует приобретённые учеником умения и навыки.

 Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по уровню сложности материале при однотипности задания.

Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5-балльная система оценок. Для уточнения оценки возможно использование «+» и «-»

 Сольфеджирование, интонационные и ритмические упражнения, слуховой анализ.

Оценка 5 (отлично) – чистое интонирование, хороший темп ответа, правильное тактирование и /или дирижирование, демонстрация уверенного и грамотного владения теоретическими знаниями и практическими навыками.

 Оценка 4 (хорошо) – недочёты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в интонировании, нарушения в темпе ответа, незначительные ошибки в тактировании и/или дирижировании, некотрые ошибки в теоретических знаниях и практических заданиях.

Оценка 3 (удовлетворительно) – ошибки, плохое владение интонацией, неуверенный и замедленный темп ответа, неуверенность в теоретических знаниях и практических заданиях.

Оценка 2 (неудовлетворительно) - грубые ошибки, невладение интонацией, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы:

Занятия по учебному предмету «Сольфеджио» необходимо планировать комплексно, стараясь объединить все направления работы: изучение теории, интонационную и аналитическую работу, метроритм, развитие слуха, памяти, творческое развитие и практические навыки.

Формы и методы работы на уроке сольфеджио всегда тесно взаимосвязаны. Сольфеджирование, слуховой анализ, интонационные, ритмические, слуховые, творческие и игровые, музыкальный диктант - все очень важны и должны применяться в комплексе.

При планировании и подготовке каждого урока педагог должен учитывать уровень развития и качество формирующихся навыков учащихся, постоянно контролировать в классе и дома работу по всем направлениям, помогая каждому ученику индивидуально, в случае возникновения сложностей, с усвоением материала. По возможности стараться на каждом уроке объединять материал и работать над всеми разделами сольфеджио.

Главное: работа в классе сольфеджио требует от педагога профессиональной грамотности, творческой инициативы, постоянного повышения профессионального мастерства, изучения методической и учебной литературы, пытливого изучения опыта своих коллег, любви к музыке, своей работе, ученикам.

Развитие музыкального слуха во всех его проявлениях, укрепление знаний по музыкальной грамоте на основе практической деятельности делает работу на уроке сольфеджио в подготовительном класса базой для полноценного воспитания музыканта, как профессионала, так и любителя.

Синтез разных видов деятельности музыканта и синтез интеллектуального гармоничного развития личности должен быть в основе каждого занятия. При таком творческом подходе к занятиям формулы:

 -«Знаю, слышу, исполняю (пою, играю, сочиняю, импровизирую, пишу, анализирую…)»,

-«Слышу, знаю, исполняю» при системной работе должны привести к желаемому результату.

Основные методические принципы занятий:

«От простого - к сложному»

Последовательное изучение теоретических сведений, на основе содержания курса программы «Сольфеджио», постепенное усложнение музыкального материала в сочетании с доступностью и с учётом возрастных особенностей детей. Нужно стараться, чтобы каждая тема, какой бы сложной она не была, становилась понятной доступной и каждому ученику.

Взаимосвязь теории и практики

Основой для успешной работы являются хорошие теоретические знания, закреплённые на практике. Уровень объёма основных теоретических знаний планируется преподавателем индивидуально для каждого ученика даже при условии групповых занятий. Необходимо по возможности стараться несколько опережать практикой теорию и осваивать теоретические понятия на уже освоенном музыкальном материале.

Повторение

В основе работы на каждом уроке лежит принцип повторения материала, но на новом качественном уровне с постепенным усложнением задач. Каждая тема вносит новый аспект в смысловую часть урока, опираясь на накопленный музыкантский опыт учащихся. Повторение материала всегда плодотворно сочетается с творческими заданиями и, в целом, со всеми формами работы (сольфеджирование, пение с листа, метроритм, диктант и др.).

Положительная мотивация и индивидуальный подход.

Необходимо учитывать музыкальные способности, уровень развития и психофизиологические возможности каждого ребёнка, его интересы и возраст при планировании занятий и подборе музыкального материала. Цели и задачи уроков должны быть по силам каждому ученику, при этом необходимо применять разнообразие форм и видов работы. Индивидуальный подход обязателен и в выборе репертуара с учётом интересов, возможностей и особенностей группы и каждого учащегося.

 Использование игровых форм, выступления в концертах, открытых уроках, конкурсах и других школьных мероприятиях должны поддерживать интерес к занятиям по учебному предмету «Сольфеджио», а также мотивировать желание учащихся развивать свои возможности.

Сотрудничество и взаимопонимание.

Доброжелательные отношения между педагогом и учениками, искренность, доверие, взаимоуважение помогают в достижении цели. Умение педагога создать атмосферу совместного творчества, доброты и дисциплины, взаимоуважения и взаимопонимания, помочь детям научиться мыслить самостоятельно, находить пути решения задач при этом сохраняя неформальный подход ко всем формам деятельности – это не просто, но необходимо.

Межпредметные связи.

Использование полученных умений и навыков на уроках сольфеджио учащимся помогают в занятиях по другим учебным предметам: ритмике, хоровому классу. Исполнение музыки на уроке «Сольфеджио», а также совместное музицирование в различных формах способствуют формированию навыков сольного и ансамблевого исполнительства.

Теоретические сведения

Для освоения теоретического материала, свободной ориентировки в нотном тексте и развитии слуховых представлений приносит исполнение всех пройденных элементов музыкального языка на фортепиано (интонационные и ритмические упражнения, мелодии детских песенок и попевок и др.). Учащиеся на уроках сольфеджио исполняют, записывают, анализируют музыкальные произведения, поэтому необходимо обязательно знакомить их с основными музыкальными терминами, обозначения темпов, динамических оттенков, характера исполнения.

Вокально-интонационные навыки

Вокально-интонационные упражнения дают возможность закрепить практически теоретические сведения, которые учащиеся получают на уроках сольфеджио.

При работе над интонационными упражнениями педагог должен внимательно следить за качеством пения (чистота интонации, строя, свободное дыхание, умение петь распевно, легато). Как и при сольфеджировании большую роль играет настройка в тональности.

На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами и лишь, затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения вначале выполняются в умеренном темпе по руке педагога.

Для большей наглядности при осознании и восприятии ступеней лада можно использовать элементы существующих систем начального музыкального образования:

- показ ступеней по болгарской столбице,

- использование ручных знаков из венгерской системы относительной сольмизации (релятив),

- числовой показ ступеней пальцами рук,

- пение ступеней по таблицам,

- пение по карточкам с римскими цифрами, обозначающими порядковый номер ступени и т.д.

Музыкальным материалом для вокально-интонационной работы могут служить детские песенки, а также песни и попевки счинённые педагогом.

Сольфеджирование и пение с листа.

Сольфеджирование - это основная форма работы на занятиях учебного предмета «Сольфеджио». При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада.

Работа в этом направлении начинается с первых уроков. Занимаясь сольфеджированием следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения выученных на слух или по нотам мелодий. При этом педагог должен обращать внимание на правильность и чёткость произношения текста, нотных слогов и точность интонирования.

В подготовительном классе большинство учащихся ещё имеют небольшой ограниченный голосовой диапазон и не очень хорошо слушают и слышат себя во время сольфеджирования, поэтому необходимо неустанно работать над расширением диапазона, укреплением интонации, развитием слуховых навыков, оберегая голос. Необходимо использовать удобные для пения тональности, транспонируя произведения в соответствии с голосовым диапазоном учащегося.

На уроках сольфеджио должно преобладать пение без сопровождения (a cappella), однако в подготовительном классе допускается дублирование исполняемых мелодий на фортепиано. Для формирования ладовых и гармонических представлений и ощущений необходимо поддерживать пение учащихся гармоническим сопровождением. Хорошо развивает память учащихся пение песен с текстом и фортепианным сопровождением.

Пение с листа – один из важнейших практических навыков. В подготовительном классе - это пение по нотам незнакомой мелодии.

В процессе работы особое внимание нужно уделить развитию внутреннего слуха (научить учащихся мысленно представить себе написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней).

Перед началом пения вместе с учащимися исполняемый пример необходимо проанализировать, затем прочитать ноты, называя звуки, прохлопать ритм и прочитать ноты в ритме.

При пении с листа очень важна предварительная настройка в данной тональности, которая в подготовительном классе выполняется вместе с педагогом. Важным и полезным приёмом в работе является транспонирование выученных мелодий в другие тональности (или от другого звука).

Воспитание чувства метроритма

Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде работы (сольфеджирование, слуховой анализ и др.), но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливая и запоминая метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также выполнять специальные ритмические упражнения.

При подборе первоначальных ритмических упражнений в подготовительном классе следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей младшего возраста связано с двигательной реакцией (ходьба, бег под музыку, хлопки). Именно с этими движениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительностях (четверть – «шаг», восьмые – «бег»).

Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений:

- исполнение ритмического рисунка выученных или знакомых песен, или мелодий разными способами (простукивание, прохлопывание, на ударных музыкальных инструментах);

- ритмическое «Эхо»;

 - чтение с листа ритмического рисунка, записанного на доске или ритмических карточках;

- чтение ритма в мелодии по нотной записи;

- проговаривание на память ритмического рисунка слогами с тактированием или без него;

- ритмическое остинато;

- ритмический аккомпанемент к песням;

- ритмические двух - и трёхголосные упражнения;

- ритмические каноны с тестом, без текста;

- чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных инструментах;

- ритмические диктанты (запись ритмического рисунка, исполняемого хлопками, карандашом, на ударном инструменте и т.д.).

Слуховой анализ. Воспитание музыкального восприятия.

Слуховой анализ в курсе учебного предмета «Сольфеджио» в подготовительном классе, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха учащегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача – научить учащегося правильно слушать музыку.

Музыкальное восприятие создаёт необходимую слуховую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работой, диктантом).

Систематическая работа по анализу на слух даёт возможность учащемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Наконец, анализ на слух связывает сольфеджио с музыкальной практикой учащихся, помогает им в работе и исполнении произведений на инструменте.

Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно в двух направлениях:

а) целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков;

б) анализ отдельных элементов музыкального языка.

Целостный анализ

В подготовительном классе навыки целостного анализа только начинают формироваться, поэтому главное – «не перегрузить» учащихся, а добиться интереса в совместном исследовании музыки. При прослушивании одноголосной мелодии они должны не только эмоционально воспринять ее, но и проанализировать структуру мелодии, принцип, логику её построения и развития (направление мелодической линии, повторность, секвентность и т.д.), узнать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты и дать всему словесное объяснение. Слуховой анализ лада, темпа, метроритма, формы и других особенностей музыкального языка произведения рекомендуется проводить совместно педагогу и учащимся.

Желательно максимально использовать произведения, доступные пониманию учащихся. Одним из обязательных условий для успешной работы по слуховому анализу является яркое, эмоциональное и грамотное исполнение произведений педагогом. Возможно также прослушивание произведений в записи.

Музыкальный диктант

Музыкальный диктант развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.

Важно для учащегося уметь разбираться в строении формы мелодии (членение мелодии на фразы и предложения), а также иметь четкое представление о метроритмической структуре мелодии: её размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка.

В подготовительном классе закладывается основа для формирования навыка записи музыкального диктанта. Поэтому педагогу следует с осторожностью и очень последовательно продумывать формы работы. Форма устного диктанта помогает осознанному восприятию учащимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память и готовит их к осознанному запоминанию мелодии.

Учащиеся подготовительного класса должны сначала уверенно овладеть навыками нотного письма, закрепить навыки осознанного соотнесения услышанного и записанного, а затем только с помощью педагога и обязательным предварительным анализом приступать к самостоятельной записи мелодий и ритма. Рекомендуется первоначально определять лад и тональность данной мелодии, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, определить сильную долю, метр и размер, и затем уже приступают к записи.

Для развития внутреннего слуха можно предложить учащимся самодиктант, т.е. запись знакомой или выученной мелодии по памяти. Полезно записывать мелодии, ранее прочитанные с листа. Это помогает запомнить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучания с его нотным изображением.

Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и разбор ошибок. Формы проверок могут быть различные, но в подготовительном классе большую эффективность даёт совместная проверка педагога и ученика. Разумно совмещать запись диктанта и освоение новой мелодии, т.к. музыкальным материалом для диктанта могут служить мелодии известных детских песен, а также, в некоторых случаях, мелодии, сочинённые педагогом.

Воспитание творческих навыков

Творчество ребёнка связано с самостоятельными действиями, он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить. Всё это очень важно для развития каждого ребёнка, независимо от его природных способностей.

Одним из обязательных условий творческой работы, особенно на начальном этапе, является роль эмоционального начала. Вместе с тем все упражнения необходимо тесно связывать с основными разделами курса. Цель этих упражнений – не только развивать у учащихся творческие навыки, но и помогать им в приобретении основных навыков - пении с листа, записи диктанта, определении на слух. Творческие упражнения закрепляют теоретические знания учащихся.

Развитие творческих навыков начинается с подготовительного класса. Это может быть: 

допевание фразы;

импровизация мелодии на данный ритмический рисунок и т.п.;

варьирование небольших попевок;

мелодизация данного или собственного текста, а также ритмическая, а затем и мелодическая импровизация на простейших музыкальных инструментах (барабаны, бубны, металлофоны и т.д.), сочинение стихотворных текстов к мелодии и т.д.

Рекомендуемые программой упражнения не являются обязательными и исчерпывающими. Каждый педагог в зависимости от желания, собственной творческой одарённости и музыкального вкуса может разнообразить эту работу, внести в неё новые элементы.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся:

Подготовка учащихся к самостоятельной работе начинается уже с первых уроков. Умение самостоятельно выполнить каждый вид работы на уроке, при том, что работа идёт в группе совместно, даёт ребёнку почувствовать свои возможности и энергию желания работать самостоятельно.

Домашние задания должны быть доступны и понятны каждому ученику, именно тогда у него не возникает негативных ощущений от выполнения домашней работы.

Задача педагога: грамотно продумать домашнее задание, чтобы закрепить полученные знания и навыки и подготовить материал для следующего занятия.

При правильной постановке задания, а также формулировке мотивации к самостоятельной работе, это желание сохраняется на протяжении всего периода обучения.

Должное время необходимо уделить интонационным упражнениям и сольфеджированию. Ученик должен иметь возможность проверить чистоту своей интонации и научиться это делать самостоятельно на фортепиано (компьютере или на другом инструменте).

Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями и способствуют формированию качественных умений и навыков.

Самостоятельная работа дома и в классе опирается на задание, которое должно содержать новый, изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного, а также может включать разные формы работы (в зависимости от направления работы и творческой задачи преподавателя):

- выполнение письменного задания;

- сольфеджирование мелодий (по нотам или на память);

- разучивание мелодий (нотами или с текстом);

- интонационные упражнения;

- игру на фортепиано (по возможности учащихся);

 - ритмические упражнения;

- творческие задания.

 

Объём задания должен быть посильным для ученика. Необходимо объяснять учащимся, что домашние занятия должны быть регулярными от урока к уроку, по возможности - ежедневными и ответственными. Задания должны выполняться в полном объёме. Начинать подготовку к следующему уроку лучше с той части задания, которая предусматривает проработку новых теоретических сведений, с упражнений на развитие музыкальной памяти (заучивание наизусть, транспонирование), или с тех форм работы, которые вызывают у ученика наибольшие трудности.

На уроках нужно при формировании соответствующих навыков показывать ученикам, как работать над каждым видом задания.

Учить, как нужно отрабатывать интонацию при исполнении упражнений и музыкальных произведений. Ученикам надо объяснить, как можно самостоятельно работать над развитием музыкального слуха и памяти с помощью подбора по слуху мелодий или небольших фрагментов музыкальных произведений.

Примером самостоятельной работы учащихся всегда служит урок сольфеджио и личность преподавателя.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

Учебно-методическая литература

1. Куцанов В.А. «Ступеньки в музыку», учебное пособие ч.I,II, г.Ек.,1993г.

 2. Котляревская-Крафт М., Москалькова И., Батхан Л. «Сольфеджио», ред. Л.Маслёнковой. Учебное пособие для подготовительных отделений ДМШ. М.-С.-Пб, «Музыка», 1995г. Разработка уроков с приложением домашних заданий.

3.Шатковский Г.И. «Развитие музыкального слуха», М. «Амрита-Русь», 2012

4. Черемисина О.Г., Сергеева О.В. «Музицирование. Интегрированный курс» Программа для ДМШ и ДШИ, г. Каменск-Уральский,2003г.

Учебная литература

1. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 -2 класс. «Кифара», 2006

2.Баева Н., Зебряк Т. «Сольфеджио для 1-2 классов Детских музыкальных школ», М., «Музыка», 1994г.

3.Барабошкина А. «Сольфеджио. 1 класс», М., «Музыка», 1984г.

 4.Барабошкина А., Боголюбова Н. «Музыкальная грамота» ред. А.Островского, ч.I, Л., «Музыка», 1972г.

5. Барабошкина А., Боголюбова Н. «Музыкальная грамота» ред. А.Островского, ч.II, Л., «Музыка», 1978г.

6.Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём», учебное пособие по сольфеджио для учащихся 1 класса, С-Пб, «Композитор», 1991г.

7. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М. Музыка, 1971

 8. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие. М. Музыка, 1970

9. Калмыков Б., Фридкин Г., Чтение с листа на уроках сольфеджио, М., « Музыка», 1969г.

10. Перунова Н. «Музыкальная азбука», Л.,»С.к.», 1970г.

11.Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 1982

Наглядные пособия

1.Карточки с длительностями нот.

2. Карточки с ритмическими группами (1-2 такта в размерах 2/4, 3/43/8, 6/8).

3.Схема – лесенка с цифровым обозначением ступеней. 3.Карточки с обозначениями теоретических понятий в соответствии с требованиями программы.

4. Карточки с нотами в скрипичном ключе.

Интернет ресурсы:

http://dmsh1ku.muzkult.ru/img/upload/2112/documents/2._Programma_po_uchebnomu_predmetu_SOLFEDZHIO.pdf