Роль патриотического воспитания в становлении личности ребенка в детском творческом коллективе

Рудакова Юлия Владимировна

Патриотическое и гражданское воспитание детей и подростков всё чаще определяется как одно из приоритетных направлений в современной молодёжной политике. Нам, педагогам,  важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА – человека, необходимого обществу, востребованного в нём, способного к решительным действиям на созидание во благо. Основой содержания патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств – любовь к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

 

И что как не песни о Великой Отечественной войне, таящие в себе тайны великой беды, горечи утраты и чаяния русского народа, может нам в этом помочь? В этих песнях сочетались боевой порыв, мужественная воля, задушевность, солдатский юмор, душевное здоровье, жизненная сила и беззаветная любовь к Родине

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО Дворец Детского (Юношеского) Творчества

Московского района Санкт-Петербурга

Музыкальный отдел

Роль патриотического воспитания в становлении личности

ребенка в детском творческом коллективе

Статья

Авторы – составители:

Юлия Владимировна Рудакова –

методист, педагог доп. образования

Зарубина Ксения Петровна –

педагог доп. образования

Синцова Дарья Викторовна

концертмейстер музыкального отдела

Санкт-Петербург


“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” Константин Дмитриевич Ушинский.

В наше непростое время современное общественное развитие России остро ставит задачу духовного возрождения страны. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения.

Патриотическое и гражданское воспитание детей и подростков всё чаще определяется как одно из приоритетных направлений в современной молодёжной политике. Нам, педагогам,  важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА – человека, необходимого обществу, востребованного в нём, способного к решительным действиям на созидание во благо.

Решение множества проблем в жизни страны и в жизни каждого ребенка в частности, во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.

События нашего времени подтверждают, что нестабильность в экономике, социальное разделение в обществе, девальвация духовных ценностей, начиная с начала 90-х годов, оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». В «Словаре живого великорусского языка» В. Даля написано: патриот – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для её блага, для её процветания. Термин «патриотизм» происходит от греческого «патрис», что в переводе означает «земля отцов; место рода; родина».

Основой содержания патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств – любовь к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Сейчас, особенно в год празднования 77-летия Победы, наблюдается рост значимости патриотического воспитания. Однако патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

В нашем детском творческом коллективе эстрадного вокального ансамбля «Овация» Дворца детского и юношеского творчества Московского района Санкт-Петербурга сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Музыка – зеркало эпохи. Она отражение современности. Военные песни всегда вызывали у нас большой интерес. Актуальны они и сегодня, когда со Дня победы в ВОВ прошло уже 77 лет. И что как не песни о Великой Отечественной войне, таящие в себе тайны великой беды, горечи утраты и чаяния русского народа, может нам в этом помочь? В этих песнях сочетались боевой порыв, мужественная воля, задушевность, солдатский юмор, душевное здоровье, жизненная сила и беззаветная любовь к Родине. Эти щемящие душу песни пели на фронте и в тылу, пели все и везде, где ждали и бились за свободу. Песни служат нам достоверным напоминанием о тех временах! Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории. Каждый год на протяжении многих лет таким примером служат Уроки Мужества к годовщине полного снятия блокады Ленинграда, ежегодный концерт, посвященный Победе советского народа в Великой Отечественной войне «Солдатский альбом».

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны – каждую весну, когда дети выступают с концертами в доме ветеранов, участвуют в акции «Цветок Победы». Во время этих встреч происходит взаимообмен: ветераны ощущают свою важность, чувствуют заботу, внимание и заинтересованность со стороны молодежи, а подрастающее поколение имеет возможность собственными глазами увидеть живые странички истории, проникнутся жизнью и подвигом людей во время Великой Отечественной войны.

Гражданско-патриотическое воспитание невозможно без участия семьи, без формирования уважения к семейным ценностям. Этой задаче был подчинен целый цикл мероприятий. Казалось бы, что можно нового придумать в таком известном и избитом направлении педагогической деятельности как патриотическое воспитание? Можно и нужно. И для этого не обязательно ждать новой звезды на небе. Зажечь юных звёздочек на земле – наша задача, суметь преподнести простую идею необходимой обществу, наполнить её смыслом, повести за собой, в том числе и силами ученического самоуправления. Таким проектом стал конкурс внутри коллектива «Зажги свою звезду», когда ребята самостоятельно готовят песни о Родине, о войне, песни военного времени. Это всего лишь один пример, объединивший десятки наших детей, а также их родителей, что играет очень важную роль в становлении личности ребенка, как преданного своей Отчизне гражданина. А сколько их может быть ещё, стоит лишь хорошо подумать, что можно сделать вместе, чтобы мы не забыли прошлое, а они гордились подвигами и своими добрыми делами.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам.

Сегодня отмечается подъём роли патриотизма, он призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Мероприятия гражданско-патриотической направленности во всех уголках страны обретают государственную значимость. Подводя итог, хочется сказать, что педагоги должны использовать это время, сделать его более интересным, насыщенным, содержательным. Благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть прекрасная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.