Дополнительная общеразвивающая программа в области раннего эстетического развития Рабочая программа по учебному предмету «Хор».

Веснина Ольга Викторовна

Все основные разделы данной учебной общеразвивающей программы по учебному предмету «Хор» направлены на создание основы для развития умений и навыков учащихся и подготовке к продолжению музыкального образования. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования г. Нижневартовска

«Детская школа искусств № 1»

Рассмотрена на заседании методического совета

МАУДО

г. Нижневартовска

«ДШИ № 1»

Протокол № ____

от «___» ___. 2018  г

Принята

 на педагогическом совете                                                                                                                                                                                    МАУДО

г. Нижневартовска

«ДШИ № 1»

Протокол №_____                                                                                                                                                   от «___» ___. 2018  г 

Утверждаю:                                                              Директор

МАУДО г. Нижневартовска

«ДШИ № 1»                                                          

___________ И.В. Чижевская                                                                     Приказ  №_______  

от «___» ___. 2018  г

Дополнительная общеразвивающая программа в области раннего эстетического развития

Рабочая программа по учебному предмету

«Хор»

Для детей в возрасте 6 лет

Срок реализации программы 1 год

Составитель:

преподаватель

Веснина Ольга Викторовна

Нижневартовск

2018г

Структура программы учебного предмета «Хор»:

I. Пояснительная записка

  • характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • срок реализации учебного предмета;
  • объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • форма проведения учебных занятий;
  • цели и задачи учебного предмета;
  • обоснование структуры программы учебного предмета;
  • описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета «Хор»

  • учебно-тематический план;
  • основные принципы подбора репертуара;
  • примерный репертуарный план;
  • результат освоения программы учебного предмета «Хор».

III. Методическое обеспечение учебного процесса

  • методические рекомендации по основным формам работы
  • содержание учебно-методической работы;

IV. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  • учебно-методическая литература,
  • нотная литература

 I.Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. Оно является наиболее эмоционально -переживаемым рабочим действием и важнейшей основой для развития всех музыкальных способностей.

        В передовых методиках обучения игры на различных музыкальных инструментах пению отводится значительная роль, а такой важный предмет, как сольфеджио, неразрывно связан с пением.  

Актуальность программы –  все основные разделы данной учебной общеразвивающей программы по учебному предмету «Хор» направлены на создание основы для развития умений и навыков учащихся и подготовке к продолжению музыкального образования.

Новизна программы – в тесных межпредметных связей между учебными предметами «Хор» и «Сольфеджио». На хоре происходит закрепление материала, изучаемого на сольфеджио и изучение новых тем, таких, как музыкальные термины, обозначение темпа и т.д.

Назначение программы – обучение детей старшего дошкольного возраста. Программа адаптирована к условиям обучения в  детской школе искусств.       

Направленность программы - художественно-эстетическая. 

  

2. Срок реализации общеразвивающего учебного предмета «Хор» для детей, поступивших в образовательное учреждение в подготовительный класс в возрасте с 6 до 7 лет, составляет 1 год.

3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию общеразвивающего учебного предмета «Хор» для учащихся подготовительного класса. 

Учебные планы в МАУДО г.Нижневартовска «ДШИ №1» предусматривают обучение учащихся по программам общеразвивающего обучения в подготовительном классе 1 год (обучение по договору предоставления дополнительных платных образовательных услуг).

Учебный план по предмету «Хор», подготовительный класс.

Учебный план предусматривает урок по предмету «Хор»

 – 2 часа в неделю.

Продолжительность учебного часа для учащихся подготовительного класса

– 30 минут.

Учебная четверть/ полугодие

Количество учебных недель/часы

Общее количество часов

I полугодие

18 учебных недель по 2 часа

36

II полугодие

20 учебных недель по 2 часа

40

Учебный год:

38 учебных недель

76

Распределение часов и учебных недель по четвертям зависит от ежегодного учебного календарного учебного графика, утверждаемого в МАУДО г.Нижневартовска «ДШИ №1» и может варьироваться при сохранении общего количества часов в год.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая, с наполняемостью группы от 10 до 15 человек.

         Группы формируются в зависимости от набора данной параллели учащихся на общих основаниях и в соответствии с Правилами приёма в МАУДО г.Нижневартовска «ДШИ №1».

 5. Цели и задачи общеразвивающего предмета «Хор». 

Занятия по предмету «Хор» в подготовительном классе должны способствовать формированию основ качественного образования и воспитания юных музыкантов.

      Цель - развитие музыкально-творческих способностей учащегося на

основе приобретённых им знаний, умений и навыков в области

хорового исполнительства, а также выявление наиболее одарённых

детей в области хорового исполнительства и подготовки их к

дальнейшему поступлению в образовательные учреждения,

реализующие образовательные программы среднего

профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:

  1. Формирование начального комплекса знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.
  2. Формирование основ культуры слуха, активного слухового внимания, накопление музыкальных впечатлений и создание основы для воспитания художественного вкуса.
  3. Формирование и развитие образно-чувственного интеллекта. Осуществление воспитательного воздействия через репертуар.
  4. Формирование начальных исполнительских навыков вокально-хоровой музыки.
  5. Развитие эмоционального восприятия музыки, осмысления музыкальных впечатлений и навыка выразительного исполнения музыкального произведения.
  6. Развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
  7. Приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений.
  8. Развитие интереса к музыке и музыкальному творчеству;
  9. Осуществление дифференцированного подхода к обучению учащихся.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета.

Обоснованием структуры программы являются требования (ФГТ), отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа предусматривает использование видеозаписи промежуточной и итоговой аттестации учащихся, а также внеклассных мероприятий (праздники, концерты и др.) с целью постоянного анализа уровня подготовки каждого ученика для повышения качества образования и уровня подготовки учащихся.

Эта работа систематизировала многолетний педагогический опыт и современные требования по учебному предмету «Хор». При составлении программы учтены рекомендации Проекта программы по учебному предмету «Хор» (ИРОСКИ , г.Москва, 2012г.)

7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Реализация общеразвивающей программы учебного предмета «Хор» для учащихся подготовительного класса обеспечивается материально-технической базой МБОУДОД «ДМШ№1», соответствующей санитарным и противопожарным нормам, а также нормам охраны труда.

Библиотечный фонд имеет печатные издания основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио», а также издания музыкальных произведений и специальные хрестоматийные издания.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Хор», оснащены:

- 1 фортепиано (электронное пианино);

-учебной мебелью (стулья, стеллажи, шкафы);

- компьютер или видеомагнитофон, колонки;

- наглядными пособиями.

Учебные аудитории имеют соответствующую звукоизоляцию и освещение.

Оснащение занятий

В подготовительном классе используется наглядный материал:

  • плакат – строение гортани и артикуляционных органов;
  • плакат – строение органов дыхания
  • плакат – музыкальные термины.

Программа предусматривает использование звукозаписывающей аппаратуры для прослушивания необходимых музыкальных произведений, а также для видеозаписи промежуточной, итоговой аттестации учащихся, внеклассных мероприятий (праздники, концерты и др.).

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Хор».

Учебно-тематический план по учебному предмету «Хор»

Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала в течение всего времени обучения.

Подготовительный класс

Срок обучения 1 год

  • Правила поведения на занятиях.
  • Правила гигиены голоса.
  • Дыхательная гимнастика и артикуляционный массаж.
  • Певческая позиция.
  • Вокал: фонопедические упражнения по В.В.Емельянову (Комплекс начинающий).
  • Дирижирование: внимание, дыхание, вступление, снятие.
  • Динамика: f, p, крещендо, диминуэндо.
  • Звуковедение: легато, стаккато.
  • Устройство голосового аппарата:
  • регистры – «штро-бас», грудной, фальцетный, свистковый;
  • дыхательный аппарат, типы дыхания;
  • атака звука;
  • резонаторы;
  • артикуляционный аппарат, дикция;
  • зевок.
  • Музыкальный словарь:
  • унисон;
  • цепное дыхание;
  • темп;
  • метр, ритм;
  • мажор, минор.
  • Развитие слуха:
  • высота звука (высокий, низкий, средний, выше, ниже);
  • направление движения мелодии (вверх, вниз, на одном звуке);
  • характер мелодического движения (плавно, скачками, смешанно);
  • понятия – внутренний и внешний слух;
  • пение без сопровождения;
  • пение по цепочке;
  • канон – речевой, певческий.
  • Слушание и анализ:
  • солисты (дети);
  • детские хоры;
  • художественное чтение, сказки.
  • Конкурсы:
  • чтецов;
  • художников;
  • дирижеров;
  • солистов.

Основные принципы подбора репертуара:

 художественная ценность произведения;

 необходимость расширения музыкально-художественного

кругозора учащихся;

 решение учебных задач;

 классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании

с произведениями современных композиторов и народными песнями

различных жанров);

 создание художественного образа произведения, выявление

идейно-эмоционального смысла;

 доступность: а) по содержанию; б) по голосовым возможностям;

в) по техническим навыкам.

Примерный репертуарный план

Народные песни

1. Английская народная песня«Про котят», обр. А. Моффита

2. Венгерская народная песня«Плясовая», русск. текст Н. Найдёновой

3. Лядов А.«Детские песни», сл. народные

4. Немецкая народная песня«Весна», обр. В. Каратыгина

5. Русская народная песня«В тёмном лесе», обр. В. Кикты

6. Русская народная песня«Ходила младешенька», обр. Н. Римского-Корсакова

7. Русская народная песня«Речка», обр. П. Чайковского

Произведения композиторов-классиков

1. Аренский А., сл. Л. Модзалевского «Расскажи, мотылёк»

2. Барток Б. «Лиса»

3. Бах И., русск. текст Е. Нестеренко «Жизнь моя полна тобою»

4. Гайдн Й.,русск. текст П. Синявского «Мы дружим с музыкой»

5. Глинка М., сл. В. Забеллы «Ты, соловушка, умолкни»

6. Григ Э., русск. текст С. Гинзберг «Лесная песнь»

7. Ипполитов-Иванов М. «Коза и детки»

8. Калинников В. «Детские песни»

9. Кюи Ц., сл. В. Жуковского «Мыльные пузырики»; «Цирк кота Морданки»

10. Моцарт В., сл. Кр. Овербека «Тоска по весне»

11. Потоловский Н., сл. К. Бальмонта «Колыбельная», «Золотая рыбка»; сл.

И. Белоусова «Берёзы»

12. Тома А., русск. текст Л. Модзалевского «Вечерняя песнь»

13. Чесноков П., сл. Б. Маркова «Спи, сестрица…»

14. Шуман Р., русск. текст Я. Родионова «Небывалая страна».

Произведения современных композиторов

1. Кикта В., сл. В. Татаринова «Синеглазка»

2. Компанеец З., сл. В. Семернина «Первые ноты»

3. Красев М., сл. Н. Френкель «Весёлая дудочка»

4. Парцхаладзе М., сл. М. Пляцковского «Лягушонок»

5. Паулс Р., сл. И. Ласманиса «Сонная песенка»

6. Подгайц Е. Хоровой цикл «Семь английских песенок»

7. Семенов В., сл. Л. Дымовой «Если снег идёт»

8. Струве Г., сл. Н. Соловьёвой «Моя Россия»

9. Филиппенко А., сл. Т. Волгиной «Берёзонька»

10. Хиндемит П. Детская опера – игра «Мы строим город»: №1

Результатом освоения программы учебного предмета являются

следующие знания, умения, навыки:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
  • хоровому исполнительству;
  • знание профессиональной терминологии согласно программе;
  • умение передавать авторский замысел музыкального
  • произведения с помощью органичного сочетания слова и музыки;
  • наличие практических навыков исполнения партий в составе
  • хорового коллектива;
  • знание устройства и принципов работы голосового аппарата согласно программе;
  • обладание диапазоном в рамках принятой классификации;
  • умение грамотно произносить текст в исполняемых
  • произведениях;

III. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации по основным формам работы: 

Программа учебного предмета «Хор» основана на следующих педагогических принципах:

  • соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития учащихся;
  • комплексность решения задач обучения и воспитания;
  • постоянство требований и систематическое повторение действий;
  • гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого ученика;
  • художественная ценность исполняемых произведений;
  • создание художественного образа произведения, выявление идейного и эмоционального смысла;
  • доступность используемого музыкального материала:
  • а) по содержанию, б) по голосовым возможностям, в) по техническим навыкам;
  • разнообразие: а) по стилю, б) по содержанию, в) темпу, нюансировке, г) по сложности и т. д.

При реализации данной программы необходимо учитывать

психофизические, физиологические и эмоциональные особенности

детей в различных возрастных группах.

В 6-7 лет происходит становление характерных качеств певческого

голоса, в это время начинают закладываться все основные навыки

голосообразования, которые получают своё развитие в дальнейшем. В этот период детям свойственна малая подвижность гортани, так как

нервные разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведёт к

созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций.

Индивидуальный подход обязателен и в выборе репертуара с учётом интересов, возможностей и особенностей группы и каждого учащегося.

         Использование игровых форм, выступления в концертах, открытых уроках, конкурсах и других школьных мероприятиях должны поддерживать интерес к занятиям по учебному предмету «Хор», а также мотивировать желание учащихся развивать свои возможности.

2.Содержание учебно-методической работы.

1. Начальные вокально-хоровые навыки. Осанка певца в хоре, свободное

положение корпуса, мышц шеи, головы и спины. Навыки пения сидя и стоя.

Упражнения на развитие вокально-хоровых навыков, «распевание» хора.

2. Певческое дыхание: приём костно-абдоминального дыхания.

3. Интонационные навыки: работа над унисоном в хоре в произведениях с

сопровождением. Вокально-интонационные упражнения на развитие качественного унисона.

4. Развитие диапазона, преимущественно головного резонирования.

5. Звуковедение: приёмы пения legato. Мягкая атака звука в нюансах mp и mf.

Возможно освоение приёмов nonlegato.

6. Ансамбль: воспитание навыков понимания дирижёрского жеста, навыков

слушания других певцов в хоре в процессе исполнения. Работа над различными видами ансамбля: динамический, агогический, ритмический, интонационный, вокальный и др.

7. Дикция: свободная работа артикуляционного аппарата учащихся, работа

над округлением гласных, одновременное произнесение согласных в процессе пения.

8. Метроритм: выработка ритмической устойчивости при исполнении

произведений с простым ритмом, ощущение ритмической пульсации в

произведениях, определение сильной доли.

9. Исполнительские задачи: развитие выразительности исполнения, анализ

текста произведений, работа над музыкальной фразой. Работа над нюансами в произведениях. Осмысленное артистическое исполнение программы.

Использование различных шумовых и музыкальных инструментов помимо

фортепиано.

10. Формообразование: фраза, предложение, цезура, повторность,

изменяемость. Куплетной форме, как часто встречающейся в репертуаре хорового класса, следует уделять особое внимание. Заложенный в самой её природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приёмов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания, динамического разнообразия. Поэтому необходимо достижение в каждом куплете новых оттенков общего смыслового и эмоционального содержания произведения.

IV. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

Учебно-методическая литература

1. Дирижёрско-хоровое образование. Традиции и современность // Материалы международной научно-практической конференции / Сост. А. Антипин. — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2014.

2. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. — М.: Музыка, 2000.

3. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. — М., 1987.

4. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль: Академия развития, 1997.

5. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. — М.: Academia, 1999.

6. Соколов В. Работа с хором. — 2-е изд. — М.,1983.

7. Струве Г. Школьный хор. — М.,1981.

8. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. —М., 2002.

9. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. — М., 1988.

10. Памяти Н. М. Данилина. — М.: Советский композитор, 1987.

11. Птица К. О музыке и музыкантах. — М.: Мистикос логинов, 1995.

12. Птица К. Очерки по технике дирижирования хором. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2010.

13. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие// Л. Школяр, М. Красильникова, Е. Критская и др. — М., 1998.

14. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. — СПб., 2000.

15. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие. — М., 1990.

16. Чесноков П. Хор и управление им. — М., 1961.

Нотная литература

1. Гречанинов А. Хоры для детей. — М.: Музгиз, 1958.

2. Грибков И. Вместе с хором: Из репертуара Детского хора телевидения и радиоСанкт-Петербурга. Вып. 1-5. — СПб.: Союз художников, 2003-2011.

3. Гродзенская Н. Композиторы-классики — детям: Пение в сопровождении ф-но. — М.: Музыка, 1979.

4. Композиторы-классики — детям. — М.: Музыка, 1963.

5. Куликов Б., Аверина Н. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка хормейстера. Вып. 1-7. — М.: Дека-ВС, 2007-2010.

6. Подгайц Е. Хоровые миниатюры и песни для детей младшего и среднего возраста. Музыка утра. Ч. 1-2. —М.: Владос, 2004.

7. Славкин М. Поёт детский хор «Преображение». — М.: Владос, 2001.

8. Струве Г. Каноны для детского хора. — СПб, 1998.

9. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. — СПб, 1997.

10. Струве Л. Музыкальные ступеньки. Методика развития музыкальных способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. — М., 2001.

11. Тугаринов Ю. Произведения для детского хора. — 2-е изд. — М.: Современная музыка, 2009.

12. Ходош Э. Поёт детский хор. — Ростов-на-Дону, 1998.

13. Хрестоматия русской народной песни для учащихся 1-3 классов. — М.: Музыка, 2004.

Наглядные пособия

  1. плакат – строение гортани и артикуляционных органов;
  2. плакат – строение органов дыхания
  3. плакат – музыкальные термины.