«Универсальное звучание инструмента фортепиано»

Данная работа представляет собой конспект лекции  для дистанционного занятия по фортепиано.  В материале лекции говорится о тембровых возможностях звучания на фортепиано, приводятся примеры имитации звучания различных инструментов в фортепианных пьесах, даются ссылки на ЭОР, использование которых помогает раскрыть тему занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universalnoe_zvuchanie_f-no.docx18.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Универсальное  звучании инструмента  фортепиано.

В материале данной лекции речь пойдёт об универсальном звучании инструмента

 фортепиано.

Часто  в тех или иных произведениях приходится сравнивать звучание нашего любимого фортепиано  со звучанием других инструментов. Это необходимо, чтобы придать определённый тембр (окраску) звуку, добавить красочности и выразительности звучанию. Ведь рояль умеет подражать звуку того или иного инструмента, и в игре хороших музыкантов это отлично слышно. Рояль может звучать даже как целый оркестр (часто бывает, что пианист-концертмейстер аккомпанирует певцу арию из оперы, передавая своим звучанием всю фактуру симфонического оркестра).

    Великий пианист и композитор Антон Григорьевич Рубинштейн воскликнул однажды, показывая на рояль: "Вы думаете, что это один инструмент? Нет! Это сто инструментов!"


Предлагаю вам сегодня послушать
 музыкальные произведения,  в которых рояль имитирует звучание  других инструментов. Перечислю эти музыкальные инструменты и дам небольшие подсказки для  узнавания их звучания:

 1.Арфа. Завораживающие звуки арфы не могут оставить равнодушными никого. Глубокое, будто неземное звучание этого щипкового инструмента будоражит воображение и заставляет соглашаться с невероятными легендами её божественного происхождения. При игре на арфе часто используется глиссандо – быстрый перебор струн пальцами.

2.Гитара.  Какие ассоциации возникают, когда слышишь это слово? Страстная испанка танцует зажигательный танец, подыгрывая себе на кастаньетах. Шумные цыгане, поющие свои веселые песни. А может быть тихий летний вечер, берег реки, где под отблески костра звучит задушевная песня. Везде мы слышим пленительный тембр гитары - инструмента, который покорил народы всего мира. 

 3.Охотничий рог. С давних пор охотники во время своей охоты подавали друг другу сигналы при помощи охотничьего рога. Пронзительный звук рожков раздавался на большие расстояния и был знаком каждому, кто в разгар сезона оказывался поблизости от лесов и охотничьих угодий.  Интонации перекличек охотничьих и сигнальных рожков можно услышать в  музыке, изображающей сцены охоты, военных действий, конных поездок или состязаний.


4.Мандолина. Помните фильм про Буратино? Там есть сцена, как вечно печальный Пьеро поёт песню, аккомпанируя себе на красивом старинном инструменте - мандолине. Это струнный щипковый музыкальный инструмент  родом  из Италии. Играют на мандолине преимущественно медиатором, а не пальцами, хотя игра пальцами не исключена. Самая характерная черта звучания мандолины — это её тремоло, т.е. быстрое повторение одного звука. Это связано с тем, что струны мандолины издают короткий звук и быстро затухают. Поэтому, чтобы продлить звучание, вместо протяжной ноты играют тремоло. Триста лет назад мандолина была так же популярна, как сейчас гитара, и неудивительно, что и её нежные переборы попали в одну из старинных сонат.

5.Орган.  Звук органа – это мощная эмоционально воздействующая многоголосная фактура, которая вызывает восторг и воодушевление. Она потрясает, подчиняет воображение. Орган обладает необычайной динамической гибкостью: на нем возможно исполнение и нежнейшего пианиссимо, и оглушительного фортиссимо. Многие из сочинений Иоганна Себастьяна Баха, написанные для органа, пианисты сейчас играют на фортепиано - и если за роялем мастер, то звук рояля оказывается очень близок к тембру органа.

6.Колокола. Колокола могут быть  большими и маленькими. Как изумительно рояль может передавать  колокольные перезвоны - и праздничные звоны "на всю Ивановскую", и маленькие бубенчики...

7.Флейта. Этот удивительно виртуозный инструмент с легким, воздушным, как бы «порхающим» звуком, напоминающим пение птиц, относится к группе деревянных духовых. Чудесная нежная флейта - частая гостья на страницах фортепианных произведений разных композиторов. 

8.Скрипка. Один из приёмов исполнение на скрипке – перебрасывание смычка по всем струнам. Рояль тоже может изобразить этот скрипичный приём.

9.Гармошка.  Инструмент относят к язычковым, клавишным, пневмоническим, потому что звук извлекается посредством работы меха, который находится между разделенными частями корпуса, которые обычно называют левой и правой частью. Русская гармонь бывает двух видов. В первом при растяжении либо сжатии мехов каждая кнопка выдает звук одной и той же высоты. В гармонях второго типа, высота звука при нажатии на кнопку зависит от направления движения мехов. 

10.Волынка. По своей сути, волынка – это многоголосный инструмент, который исполняет мелодию на фоне монотонной гармонии, издаваемой бурдонными трубками. У неё глубокий и пронзительно сильный звук, с гнусавым и жужжащим тембральным окрасом. Гудение старинной волынки прекрасно удаётся передать роялю.


Послушайте пьесы, расположенные в произвольном  порядке (10 музыкальных инструментов и 10 пьес. Попробуйте догадаться, какую роль в каждой из них играет фортепиано: где изображена гитара, а где скрипка или мандолина...

Успехов в отгадывании!


Мендельсон-Лист, "Сон в летнюю ночь" (фрагмент)

 Дьёрдь Циффра

Яков Флиер, фортепиано.

 12. Мужик на гармонике играет.

Шуман. Симфонические этюды, № 3 Vivace

 Ив Нат

Бёрд. Сюита "Битва", 6 - Волынка

 Григорий Соколов

Гранадос. Прелюдия (из 7 пьес на народные испанские песни)

 Алисия де Ларроча

Бах-Бузони. Органная прелюдия и фуга Ре мажор

 Эмиль Гилельс

Прокофьев. Прелюд До мажор, соч. 12

 Этери Анджапаридзе

Рахманинов. Светлый праздник

 Н. Петров, А. Черкасов

Скарлатти. Соната Ля мажор K 211 (фрагмент)

 Скотт Росс

Скарлатти. Соната K 96 ("Охота")

 Глеб Аксельрод