Методическая разработка: «Диагностика эффективности образовательных и социально-культурных условий музыкального воспитания детей в учреждениях дополнительного образования».

Чекоданова Анастасия Михайловна

Методическая разработка. Методом анкетирования выявлены показатели эффективности образовательных и социально-культурных условий музыкального воспитания детей в учреждениях дополнительного образования.

С приложениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrab_diagnostika.docx39.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

«Диагностика эффективности образовательных и социально-культурных условий музыкального воспитания детей в учреждениях дополнительного образования».

Диагностика эффективности образовательных и социально-культурных условий музыкального воспитания детей в учреждениях дополнительного образования предполагает комплекс различных методов:

  • анализ психолого-педагогической литературы, методических разработок по данному вопросу;
  • наблюдения, анализ творческой, исполнительской деятельности учащихся, беседы, интервью, опросы.

Мы воспользовались методом анкетирования. Среди группы учащихся класса флейты ДДЮТ Московского района г.Санкт-Петербурга анкетирование было проведено два раза: в начале и в конце учебного года. Проведенная работа позволяет сделать вывод о том, что формирование нравственного чувства у школьников, нравственных ценностей и норм, реализуется во многом в отношении к явлениям музыкального искусства как значимым составляющим человеческой культуры. Знания, которые ребенок получает в ходе музыкального образования, взаимодействуют с его склонностью к ценностно-смысловой рефлексии и способствуют переходу ценностей социальной духовной культуры в индивидуальную ценностную систему. «Личностно-ориентированное обучение музыке способствует тому, чтобы содержание музыкального произведения было прочувствовано, осмыслено и понято, а затем в сочетании с жизненным опытом ребенка включено в его собственное отношение к миру, другим людям и самому себе»[1].

В качестве критериев для определения эффективности музыкально-эстетического воспитания мы взяли следующие:

  1. осознанный интерес к музыке;
  2. уровень показателей музыкального воспитания (высокий, средний и низкий, подробнее см. главу 1.2);
  3. отношение к собственной музыкальной деятельности;
  4. практическое приобщение к музыкальному искусству: (посещение мероприятий, прослушивание и просмотр передач и др.)

В начале учебного года среди всех поступивших детей первого года обучения был проведен анонимный анкетированный опрос, который показал, что в основном дети обладают средним и низким уровнем музыкального воспитания (20% - высокий уровень сформированности эстетического воспитания, 40% - средний уровень сформированности, 40% - низкий уровень).

Затем, по прошествии времени, активных аудиторных занятий  и посещении мероприятий, в конце третьей четверти было проведено повторное анкетирование, и показатели стали выше (75% - высокий уровень сформированности эстетического воспитания, 25% - средний уровень сформированности эстетического воспитания).

Вывод: проведенные нами в течение учебного года внеаудиторные мероприятия способствовали тому, что показатели общего уровня культуры обучающихся выросли, возрос интерес детей к культуре и искусству. Оказавшись вовлечены в активные формы музыкального творчества, сценической деятельности, учащиеся вынесли интерес к искусству на первый план системы ценностных координат, что и подтверждается результатами анкетирования.  


Приложения

Приложение 1.

АНКЕТА для опроса

на тему формирования эстетического восприятия

у детей младшего и среднего школьного возраста

Дорогой друг!

1. Что привело тебя в наш Дворец творчества?

а) Интерес к конкретному инструменту, на котором я сейчас играю.

б) Стремление развиваться, узнавать новое.

в) Занятия для меня выбрали родители.

г) Затрудняюсь ответить.

2. Как ты считаешь, занятия во Дворце помогают тебе:

а) Узнать больше о музыке.

б) Осуществить творческий замысел.

в) Завоевать авторитет среди друзей.

г) Раскрыть свой талант в учебе, спорте, художественном творчестве.

3. Занимаешься ли ты еще каким-либо видом художественного творчества?

а) Да. б) Нет.

4. Как повлияли уроки музыки и пения в общеобразовательной школе на формирование твоих интересов?

а) Появилось желание научиться играть на конкретном инструменте.

б) Привили любовь и интерес к музыке.

в) Не повлияли.

г) Затрудняюсь ответить.

5.  Какую музыку ты предпочитаешь?

а) Классическую.

б) Популярную, эстрадную.

в) Звуки природы.

г) Не люблю слушать музыку.

д) Свой вариант ответа.

6. Как ты считаешь, где лучше проводить свободное время?

а) В творческом коллективе.

б) В спортивном комплексе.

в) В компании друзей.

г) Свой вариант ответа.

7.  Оцени свою работу на уроке:

а) Учусь в полную силу.

б) Учусь по возможности.

в) Учусь, поскольку заставляют родители.

г) Учусь, потому что интересно.

8.  Что на уроках тебе нравится больше всего?

а)  Слушать объяснения, рассказы учителя.

б) Рассуждать и анализировать  произведения самому.

в) Слушать, как играют другие ребята или учитель.

г) Исполнять произведения самому.

д) Принимать участие в концертах или конкурсах.


Приложение 2.

Сравнительные показатели анкетирования

обучающихся ГБУДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга

на тему формирования эстетического восприятия

у детей младшего и среднего школьного возраста


[1] Гульянц С. М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник ЮУрГГПУ. 2009. №2.