"Особенности работы пианиста-концертмейстера с хоровым коллективом.". Сумбатянц О.Т., Долгова Т.Ф., Чурилова Е.В., Александров А.А., Старыгина А.В.

Специфика работы концертмейстера такова, что без нее немыслимо творчество музыкантов-инструменталистов и хоровых коллективов. На каждом этапе работы − от выбора программы до концертного выступления на сцене - концертмейстерская поддержка является необходимостью. Однако будет ошибочным предполагать, что работа концертмейстера сводится к обычному аккомпанированию.

Первое основное требование к любому концертмейстеру - он должен хорошо владеть собственно исполнительскими навыками, уметь качественно играть необходимый музыкальный материал в том объеме, который требуется в учебной и концертной работе. Но исполнительские умения концертмейстера далеко не ограничиваются грамотной стабильной игрой по нотам.

Концертмейстер хора должен уметь отредактировать для себя неудобный, громоздкий клавир, сформировать фактурный аккомпанемент из гармонической схемы. Такая работа с фактурой требует от концертмейстера не только пианистических умений, но и музыкально-теоретических знаний, воображения, творческой предприимчивости, широкого кругозора. Профессия «концертмейстер» предполагает владение общими музыкальными навыками и умениями, способностью интонационного мышления, развитым гармоническим слухом, чувством ритма, чувством формы, способностью охватывать произведение в целом, понимание стилевых и жанровых особенностей произведения, присущих определённому композитору или определённому этапу в музыкальном искусстве.

Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку разных стилей. Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах.

Работая с учащимися, концертмейстер непосредственно участвует в учебно-педагогическом и воспитательном процессах, максимально способствует достижению поставленных перед учащимися педагогических, творческих и исполнительских задач. «Концертмейстер-это "ствол творческого древа", от него зависит, насколько здоровыми и зелёными вырастут листья и зацветут красивейшие цветы...»

Деятельности концертмейстера состоит из множества аспектов, как профессиональных, так творческих и психологических. Концертмейстер должен обладать пианистическим мастерством, обладать музыкальной интуицией, артистизмом. В своей деятельности концертмейстер сталкивается с различными специфическими особенностями музыкального искусства. И в каждой сфере есть своя специфика: работая со струнными или духовыми инструментами, концертмейстер должен обладать умением игры в ансамбле; в танцевальном классе - навыком импровизации, владением обширным репертуаром, знанием хореографии и специфики танца; в классе вокала - иметь представление о вокальной природе голоса, уметь читать с листа, транспонировать и многое другое. В чем же особенность работы пианиста-концертмейстера в ученическом хоровом коллективе? Работа в хоровом классе ставит перед концертмейстером огромное количество задач. Ученический хор состоит из множества хористов, порой коллектив может состоять из полусотни участников, которые требовательно и внимательно будут присматриваться и прислушиваться как к руководителю хора, так и к концертмейстеру. Это накладывает некую психологическую и эмоциональную нагрузку, требует умения раскрепоститься психологически и, в тоже время, быть предельно собранным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon readme.txt665 байтов
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >