"Роль концертмейстера на уроках хора младших классов". Сумбатянц О.Т., Долгова Т.Ф., Чурилова Е.В., Александров А.А., Старыгина А.В.

Также, как и дирижёру хора, концертмейстеру необходимо умение контролировать исполнения хористами музыкального произведения, подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Для этого очень важно знать основы вокально-хоровых навыков, особенно таких как певческое дыхание, артикуляция и дикция, цепное дыхание, способы звукоизвлечения (легато, стаккатто), мягкая атака звука.

Знание основ дирижёрсой техники, таких как «ауфтакт», «точка», «снятие звука», жестов, изображающих штрихи и оттенки в музыке, дирижёрских сеток даёт возможность концертмейстеру играть «по руке» дирижёра, «дышать» вместе с хором, оставаясь при этом в нужном темпе. Очень важно дослушивать окончания фраз, где хор берёт дыхание, не «наступать» на хор. В проигрышах необходимо стремиться к сильной доле, не затягивая движение в музыке, её темп. Например, в песне С.Плешака «Мишки-попрошайки» в качестве проигрыша между куплетами используется вступление, которое надо мыслить одной большой фразой.

Одна из тонкостей концертмейстерского мастерства – умение видеть боковым зрением руку дирижёра. Это важно, например, в темповых отклонениях в хоровых произведениях, когда пианисту приходится смотреть то в ноты, то на дирижёра, контролируя при этом качество своего ансамбля с хоровым звучанием. Умение играть «по руке» даёт возможность «идти» за дирижёром, ведя за собой весь хор. Если концертмейстер не видит боковым зрением руку дирижёра или интуитивно не чувствует его, то он начинает играть сам по себе, то есть сольно. В этом случае нарушается замысел дирижёра, его трактовка хорового произведения. Ведь даже тогда, когда дирижёр отлично выполняет свою работу, а концертмейстер играет своё – хористы пойдут за музыкой, то есть за концертмейстером, а не за дирижёром. Это касается тех хоровых произведений, где происходит частая смена характера песни или темповые изменения. Например, в песне «Два барана» есть и замедление, и ускорение темпа. Таким образом, хор, дирижёр и концертмейстер – это единый ансамбль, решающий одну художественную задачу.

Хоровое произведение всегда начинается со вступления, которое готовит детей к исполнению песни. Поэтому вступление должно быть сыграно максимально выразительно, сразу в нужном характере и темпе. Перед вступлением хора желательно уйти на diminuendo. Обычно все вступления, проигрыши и заключения играются в

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon readme.txt665 байтов
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >