Статья "Постановка исполнительского аппарата флейтиста"

Чекоданова Анастасия Михайловна

Главные принципы постановки рук, корпуса при обучении игре на флейте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_ispolnitelskogo_apparata_statya.docx16.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Постановка исполнительского аппарата (флейта).

Каждый духовой инструмент имеет свои специфические особенности, касающиеся рациональной постановки, способов звукоизвлечения, работы дыхания и техники пальцев. Все это накладывает отпечаток на работу педагога в классе и направление занятий ученика. В целом, никакая общая методика игры на духовых инструментах, хотя она и правомерна в своем существовании, не может заменить конкретного руководства по обучению на том или ином инструменте.

Главный принцип правильного положения рук во время игры основан на балансе. Чтобы тело ученика не зажималось, руки, локти, плечи и губы оставались свободными, нужно помнить об опорных точках инструмента. Устойчивого положения инструмента и независимости движений всех пальцев возможно достигнуть при такой постановке, когда флейта удерживается тремя взаимодействующими силами – опорными точками: 1) нижней челюстью, упирающейся в головку флейты; 2) основанием первой фаланги указательного пальца левой руки; и 3) большим пальцем правой руки, упирающимся в инструмент и в то же время поддерживающим его.

Правильное положение пальцев и постановка кисти позволит рационально распределить силу левой руки для поддержки флейты. Указательный палец должен выглядеть как английская буква «S», прислонен к телу флейты и подставлен под инструмент. Большой палец левой руки свободно выпрямлен, остальные пальцы левой руки закруглены, и находятся в непосредственной близости от клапанов.

Следующей опорной точкой является большой палец правой руки. Он должен находиться в прямом состоянии приблизительно под указательным пальцем, при этом ставить его следует немного позади трубки флейты. Функция большого пальца - поддерживать флейту снизу. Остальные пальцы правой руки должны быть слегка закруглены и находиться близко к клапанам. При постановке рук - главная задача педагога следить, чтобы ученик не давил пальцами на клапаны и не зажимал руки. Найти хорошее и удобное положение рук на начальных этапах занятий на флейте задача не из легких. Только тогда, когда положение корпуса, головы, шеи и рук находятся в балансе, флейта не будет соскальзывать с подбородка, и пальцы будут оставаться свободными.

Также инструмент надо держать в горизонтальном положении, не опуская конца флейты вниз и не поднимая его вверх.

Первый этап обучения начинающего требует от педагога большого внимания. Необходимо следить и за правильностью положения инструмента, и за дыханием, и за точностью интонации, и за всеми исполнительскими движениями. Малейший недосмотр педагога может привести к усвоению учащимся неправильных навыков, борьба с которыми всегда представляет значительные трудности.

Следует отметить наиболее распространенные недостатки, встречающиеся у начинающих флейтистов:

  1. Неправильное положение лабиума флейты на губах исполнителя: начинающий исполнитель прижимает значительную часть нижней губы лабиумом, вместо того чтобы держать головку флейты под нижней губой.
  2. Отыскивание отверстия в головке флейты языком. Такая привычка и некрасива, и бесполезна.
  3. Флейтисты, привыкшие играть с опущенным вниз концом флейты, усваивают постановку, при которой флейта расположена не параллельно губам, а под углом к ним, иногда очень значительным. Эта привычка не способствует чистоте звука, утомляет шею вследствие продолжительного неестественного положения головы, наклоненной вправо.
  4. Высоко поднятые во время игры и оттопыренные свободные пальцы также следует считать существенным недостатком, ограничивающим технику и портящим внешний вид играющего.
  5. У некоторых флейтистов при выдохе часть воздуха выходит через нос. В этом случае происходит не только бесполезная потеря воздуха, который мог бы быть использован для динамических целей, но и звук утрачивает компактность, теряя также тембровые качества.

Звукоизвлечение на флейте осуществляется посредством подачи воздуха на острый край лабиального отверстия, в результате чего происходит возбуждение воздушного столба в канале трубки. Образование хроматического звукоряда осуществляется путем поочередного открывания ( или закрывания) звуковых отверстий от си малой октавы до до второй октавы. Звуки в диапазоне от ре второй октавы додо-диез третьей октавы извлекаются способом активного передувания, а звуки верхнего регистра –на основе применения сложных комбинаций аппликатуры.