Мастер-класс "Креативность - как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога"

Бондаренко Ольга Викторовна

                                                                                                                            Мастер-класс «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога»

 

Бондаренко О.В., педагог дополнительного образования

 высшей квалификационной категории

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          МКУДО ДЮЦ Среднеахтубинского района

 

Цель: осознание и осмысление участниками тренинга барьеров в проявлении творческого мышления и креативности, снижающие профессиональные и личностные достижения, развитие творческого потенциала педагогов.

Задачи:

  • Продемонстрировать основные барьеры в проявлении креативности мышления.
  • Тренировка интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации, выделять оригинальное в обыденном.
  • Демонстрация участниками мастер-класса личностных возможностей использования креативного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_kreativnost.doc87.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога»

Бондаренко О.В., педагог дополнительного образования

 высшей квалификационной категории

                                          МКУДО ДЮЦ Среднеахтубинского района

Цель: осознание и осмысление участниками тренинга барьеров в проявлении творческого мышления и креативности, снижающие профессиональные и личностные достижения, развитие творческого потенциала педагогов.

Задачи:

  • Продемонстрировать основные барьеры в проявлении креативности мышления.
  • Тренировка интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации, выделять оригинальное в обыденном.
  • Демонстрация участниками мастер-класса личностных возможностей использования креативного мышления.

(слайд № 1)  Тема: «Развитие творческого потенциала педагогов»

    Проведение инновационных процессов в образовании немыслимо без максимального использования творческих возможностей. Как достичь предела совершенствования и нужно ли уметь работать на пределе? Или не стоит пытаться «прыгнуть выше головы»?

(слайд № 2) Писатель Виктор Пекелис в статье «Твои возможности, человек» говорит о том, что недогрузка мозга не только не замедляет его развитие, но и приучает к ограниченности мышления, к отказу от творческих решений. В то же время, призывая работать на пределе, ученые, тем не менее, предупреждают о трудной задаче — определить свою личную границу возможностей.

  (слайд № 3)   Большие и сложные проблемы социального прогресса нашего общества ставят современного человека перед необходимостью овладения навыками глубокого эффективного и дивергентного мышления. Сегодня высоко ценятся люди, обладающие творческим мышлением, креативными способностями.

(слайд № 4) Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

(слайд № 5) Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

(слайд № 6) По мнению Э. Фромма, креативность - это способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

(слайд № 7) На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

(слайд № 8) Общим для всех определений является то, что креативность определяется как способность к творчеству.

(слайд № 9)  Критерии креативности:

  • беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость -способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое;
  • удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

Достичь высокого уровня креативного мышления возможно при его развитии с раннего возраста, при этом огромная роль возлагается на воспитателя, способствующего формированию творческого потенциала личности. В системе образования до сих пор преобладает мнение, что для повышения эффективности обучения и воспитания главными являются профессиональное мастерство, правильное построение технологий. Несомненно, это необходимое условие, но не следует забывать о том, что все усилия педагога достигнут цели только тогда, когда воспитанники примут его как личность, обладающую ярко выраженной индивидуальностью. Креативность самого педагога помогает адекватно воспринять ребенка, найти к каждому индивидуальный подход, поддержать развитие творческого потенциала дошкольника. Именно педагог создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или разрушать его уверенность, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности.

   (слайд № 10)  Известно, что профессия педагога потенциально является творческой. Поскольку он находится в постоянном живом общении, ему ежедневно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, которые требуют творческого и нестандартного решения. Тем не менее, как показывает опыт, далеко не все педагоги достаточно полно реализуют творческий потенциал своей профессии.

    (слайд № 11)  С. Д Смирнов выделяет две группы факторов, препятствующих развитию креативности: ситуативные и личностные. Ситуативные: лимит времени; состояние стресса, повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная цензура. Личностные: конформизм; неуверенность в себе; слишком сильная уверенность; эмоциональная подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; избегание рискованного поведения; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокая тревожность, как личностная черта; сильные механизмы личностной защиты и ряд других факторов.

   Очень много мы говорили о «эмоциональном сгорании», которое наступает у  большинства педагогов, проработавших много лет, которое  характеризуется несдержанностью, грубостью, неуверенностью, тревожностью.

(слайд № 12) Именно, творчество — это то, что спасает от эмоционального сгорания. Пусть не панацея, но очень действенный элемент. Каждый из вас переживал состояние вдохновенного увлечения. Чем оно характеризуется?

(слайд № 13)  Это положительные эмоции! Чтобы не допустить попадания в состояние эмоционального напряжения, нужно добавить в свою жизнь элементы творчества, т. е. разрешите себе быть:

  • Открытым всему новому и неожиданному.
  • Гибким. Быстро перестраивайтесь с одной идеи на другую.
  • Смелым. Комбинируйте и соединяйте, казалось бы, несоединимое.
  • Рискованным. Не бойтесь шагнуть за навязанные стереотипы.

     И счастье творческого переживания, а с ним оптимизм, легкость и радость жизни вам обеспечены, даже если бы вам пришлось выполнять самую неблагодарную работу. Ведь даже мытье посуды можно превратить в творческий акт, не говоря уж про возможности человеческого общения.

    Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению Сергея Гиппиуса  (известный режиссер, который написал материалы для проведения тренингов развития креативности) так:

“Трудное сделать привычным, привычное - легким, легкое – красивым. ” Подумайте над собственными рецептами. (слайд №14) 

Итак, переходим к практической деятельности.

(слайд № 15) Я предлагаю вам несколько упражнений. Все упражнения носят творческий характер и позволяют максимально раскрыться, выявит потенциальные возможности, развит наиболее значимые для осуществления творческой деятельности индивидуальные качества; также задания способствуют снятию ряда психологических барьеров.

(слайд № 16) 

1. Разминка.  Назовите свое имя.  Подберите  3 личностных качества на ту же букву, с которой начинается ваше имя, которые относятся к вам. Чем вызвано перечисление именно таких качеств?

(слайд № 17) 

Задание 2.  «Сочини рассказ»

Как говорил К.Д.Ушинский «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни».

Педагогам предлагается сочинить маленький рассказ (всего из 20 слов, чтобы все слова начинались на букву) – «р», «с».

(слайд № 18) 

3. Упражнение «Хвасталки» Цель: формирование внутренней позиции успешности педагога. Задачи: Расширение зоны личной уверенности педагогов.

– Я хочу поговорить о ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдётся сфера, в которой вы успешны. Вспомните, пожалуйста, какое-либо достижение, которое произошло за последнее время, при этом не имеет значение, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1-2 минуты.

– Сейчас вам необходимо сообщить о своих достижениях как можно большему количеству людей. Постарайтесь показать, насколько вас это порадовало. Человек, которому вы скажите об успехе, отвечает: «Я рад за тебя!».

    Вопросы:  легко ли было говорить о своих успехах; узнали ли вы что-то новое о ком-нибудь; легко ли было радоваться вместе с другими?

(слайд № 19) 

4. Упражнение «Перевертыши». Заменяя слова на антонимы (противоположные по значению) расшифровать запись. (Ответы на экране)

(слайд № 20)  - 1. Чужой, злой, глухой кубик.

(слайд № 21)  - 2. Чужой Ваня тихо смеется

(слайд № 22)  - 3. Весна кончилась... намокли палки

(слайд № 23)   -4. Тетя Степанида вечером поздно медленно запрыгивала на шкаф.

(слайд № 24)  - 5. Они у Тимы бегают тройкой.

(слайд № 25)  -6. Красненькие брючки, веревочка на челке.

(слайд № 26)  -7. Лиса! Лиса! Ты меня выплюнешь!

(слайд № 27)  -8. Стоит телка устойчиво

(слайд № 28)  -9. Поздно, поздно, четыре слона, зазвонили на калитку.

(слайд № 29)  - 10. Папа пачкал дверь.

(слайд № 30)  -11. Что звонит на окно к ней?

(слайд № 31) 

5. Упражнение «Расшифруй слова»

Представьте, что простые слова – аббревиатуры. Вам необходимо расшифровать слова: САД, ВОДА, ЗЕМЛЯ.

(слайд № 32) 

6. Упражнение «Начало и конец»

Педагоги  должны за определённое время придумать рассказ по первой и последней его строчке. Без серединки два предложения выглядят несвязанными друг с другом. Например:

  • Снег пошёл хлопьями       ...      Дождь лил как из ведра.
  • Наступила осень               .....      Вот как весело мы катались на санках!

(слайды № 33 - 34) 

 7. Упражнение «Найди слово». Среди множества букв предлагается найти слово, которое соответствует тематике нашего занятия.

(слайд № 35) 

 8. Упражнение «Дорисуй». По команде все берут листы и рисуют 15 секунд, затем передают лист соседу слева и т.д. (влияние стереотипов на развитие сюжета, обнаружение критериев нестандартности: совмещение несовместимого, изменение ракурсов, масштаба и т.д.) 10 минут

(слайд № 36) 

9.  Скажите, какие ассоциации у вас возникают со словом «ТВОРЧЕСТВО» (можно использовать и сущ., глаголы, фразы)

 (слайд № 37)  А сейчас я хочу вас познакомить с одним приемом, который может вам пригодится в работе с детьми.

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.

      В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Для составления синквейна требуется умение находить в материале наиболее существенные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества.

     Синквейн (пятистрочная стихотворная форма) возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. С  1997 года стал использоваться и в России, в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

     Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.

(слайд № 38)  Правила составления синквейна:

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

     Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

(слайд №  39)  Например, синквейн на тему Дружба

-дружба
-верная, крепкая
-уважать, доверять, помогать
-бескорыстная, позитивная связь между людьми
-межличностные отношения

(слайд №  40) 

А теперь попытайтесь сами составить синквейн на тему мышление и творчество.

    Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли; подготавливает к краткому пересказу учит формулировать идею (ключевую фразу).

    Подводя итог нашего занятия, скажите, что предстоит предпринять, чтобы стать креативным человеком? Знаете, какое различие делал Гилфорд (американский психолог) между креативными людьми и всеми остальными?

(слайд №  41) 

Креативные - ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные - ищут единственно правильный ответ из всех возможных.

  Пожалуй, на этом можно остановиться, потому что перечисление факторов, влияющих на креативность, займет немало места: тут и наблюдательность, и умение идти на риск, и отсутствие стереотипов, и склонность к самообучению, и способность к игре, и умение сопереживать, и эмоциональная вовлеченность в работу. Все мы интуитивно прекрасно понимаем, что такое креативность. Остается только не задушить ее в себе.

Рефлексия (Завершение)

    Спасибо вам большое, что пришли на это практическое занятие, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится, над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении.

(слайд №  42)                  Психологический анализ дня, жизни

Саморазвитие личности связано с механизмом рефлексии (самоанализа). Предлагаю вашему вниманию одну из методик.

Используя пальцы руки, проводим рефлексию прожитого дня (названые пункта анализа совпадает с первой буквой в названии пальца руки).

  1. Мизинец — Мыслительная деятельность - Что нового узнали?
  2. Безымянный — близость цели  - Что сегодня сделали для достижения цели?
  3. Средний - состояние духа -  Преобладающее настроение, мысли.
  4. Указательный - услуга (польза, помощь) -  Кому оказали помощь, услугу, порадовали?
  5. Большой -  Что я сделала для своего здоровья, для поддержания физического тела?

Тот день, в который человек не сделал никакого полезного дела или ничему не научился, чтобы знать больше, чем он знал вчера, называется потерянным днем. (В. Осеева «Потерянный день»).

(слайд №  43) 

Талантом можешь ты не быть, но творческим ты быть обязан!