Музыкальный слух и его формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста

galaeva julia sergeevna

Методический доклад вкратце рассматривает структуру музыкального слуха как одной из музыкальных способностей. Рассматриваются перцептивный и репродуктивный компоненты музыкального мелодического слуха и особенности его развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_muzyk._sluh_iyun_2022.docx16.65 КБ
Файл doklad_muzyk._sluh_iyun_2022.docx16.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н. К. Крупской»

Методический доклад

«Музыкальный слух и его формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Выполнил: педагог ДО МХС ВИТА

Галаева Ю.С.

Новокузнецк, 2022 г.

Музыкальный слух – одна из главных составляющих в полной системе музыкальных способностей ребенка. Недостаточная развитость этого компонента мешает, а иногда и делает прямо невозможными занятия музыкальной деятельностью как таковой.

        Б. М. Теплов выделял два значения общеупотребительного термина «музыкальный слух». Под «музыкальным слухом» в широком значении этого слова он понимал как собственно звуковысотный слух, так и некоторые другие его виды: тембровый, динамический и др. В узком значении, по Б. М. Теплову, речь идет только о звуковысотном слухе. Поскольку звуковысотные соотношения и их движения являются основными «носителями смысла» в музыкальных произведениях, ведущую роль в восприятии музыки играет именно звуковысотный слух, без которого невозможно никакое осмысленное восприятие музыки.

        Звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии в современном музыковедении принято называть мелодическим. Говорят о двух компонентах этого вида слуха: перцептивном, или эмоциональном, и репродуктивном, или слуховом.

        Перцептивный компонент, по Б. М. Теплову, необходим для полноценного восприятия, узнавания мелодии. Такое узнавание возникает на основе эмоционального восприятия. Репродуктивный компонент отвечает за воспроизведение мелодии, он свидетельствует о наличии более или менее развитых слуховых представлений.

        Основа мелодического слуха – ладовое чувство, представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, их звукоинтонационное тяготение друг к другу. Одним из наиболее простых проявлений ладовой разновидности мелодического слуха является чувство тоники – способность заканчивать на ней мелодию и воспринимать ту, которая завершается неустойчивым звуком как незаконченную.

        Многолетняя музыкально-педагогическая практика подтверждает, что мелодический слух у детей развивается в основном на занятиях пением и игрой на музыкальных инструментах. Именно пение позволяет диагностировать уровень развитости репродуктивного компонента мелодического слуха у ребенка.

        Репродуктивный компонент мелодического слуха формируется у большинства детей в возрасте от 4 до 7 лет. Значительный прогресс в развитии этой способности после четвертого года жизни сменяется позже более плавным течением своего развития.

        Перцептивный компонент диагностируется по следующим признакам: ребенок узнает знакомую ему мелодию; идентифицирует предъявленный ему музыкальный образец с оригиналом; обнаруживает с большей или меньшей точностью чувство тоники; осмысляет звуковысотные интервальные соотношения между ступенями услышанного музыкального лада.

        Этот компонент мелодического слуха интенсивнее всего формируется до пятого года жизни, причем на четвертом году происходит значительный скачок в его развитии. В последующие годы он развивается менее активно. Нужно отметить, что перцептивный компонент в значении способности к различению ладовых функций звуков мелодии формируется только в условиях специально направленных, организованных музыкальных занятий.

        Качественный скачок в развитии перцептивного и репродуктивного компонентов мелодического слуха происходит, согласно проводившимся исследованиям, на четвертом году жизни. Именно в этот возрастной момент возникает собственно звуковысотное слышание. Оно служит базой для формирования и дальнейшего развития так называемого относительного слуха, который, в свою очередь, может послужить основой для прижизненного формирования слуха абсолютного.

        Все эти способности, как показала практика, развиваются прежде всего в занятиях пением. Эти занятия требуют, как оказалось, определенных и совершенно необходимых условий. Поясним, о чем идет речь. Как правило, в детских садах и начальных классах общеобразовательных школ педагоги-хоровики не занимаются разделением и работой с детскими голосами по их высоте. Методические рекомендации в этой деятельности ограничиваются важностью работы над чистотой интонирования, дикцией и общей выразительностью исполнения. А ведь существуют исследования, подкрепленные педагогической практикой (начиная с А. Е. Варламова), которые убедительно доказывают необходимость и возможность раннего приобщения к правильной вокализации.

        Исследователи пришли к выводу, что голоса детей уже в дошкольном периоде делятся, по крайней мере, на три природных типа – высокий, средний и низкий. Каждому из них свойственны характерная тембровая   окраска, а также свои звуковысотные и примарные диапазоны. Работа соответственно этим природным характеристикам приводит соответственно к более удовлетворяющим результатам в музыкально-слуховом, вокальном и общем музыкальном развитии детей.

        Детские голоса при игнорировании их неотъемлемых природных качеств не развиваются полноценно. При форсировании верхней тесситуры детского певческого голоса дело может кончиться профессиональным заболеванием для певческого аппарата ребенка. Дети младшего школьного возраста психологически склонны к подражанию, и, слыша форсированное звучание от взрослого, будут пытаться подражать ему, что крайне нежелательно во всех отношениях. Естественно, данные рекомендации имеют отношение и к инструментальному исполнительству. Маленький исполнитель с первых уроков и весь период дальнейшего обучения должен слышать, отличать певучий, льющийся звук от резкого, жесткого, механистичного.

Использованные источники:

  1. Малинковская А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование. – М., 1990.
  2. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.
  3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1961.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н. К. Крупской»

Методический доклад

«Музыкальный слух и его формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Выполнил: педагог ДО МХС ВИТА

Галаева Ю.С.

Новокузнецк, 2022 г.

Музыкальный слух – одна из главных составляющих в полной системе музыкальных способностей ребенка. Недостаточная развитость этого компонента мешает, а иногда и делает прямо невозможными занятия музыкальной деятельностью как таковой.

        Б. М. Теплов выделял два значения общеупотребительного термина «музыкальный слух». Под «музыкальным слухом» в широком значении этого слова он понимал как собственно звуковысотный слух, так и некоторые другие его виды: тембровый, динамический и др. В узком значении, по Б. М. Теплову, речь идет только о звуковысотном слухе. Поскольку звуковысотные соотношения и их движения являются основными «носителями смысла» в музыкальных произведениях, ведущую роль в восприятии музыки играет именно звуковысотный слух, без которого невозможно никакое осмысленное восприятие музыки.

        Звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии в современном музыковедении принято называть мелодическим. Говорят о двух компонентах этого вида слуха: перцептивном, или эмоциональном, и репродуктивном, или слуховом.

        Перцептивный компонент, по Б. М. Теплову, необходим для полноценного восприятия, узнавания мелодии. Такое узнавание возникает на основе эмоционального восприятия. Репродуктивный компонент отвечает за воспроизведение мелодии, он свидетельствует о наличии более или менее развитых слуховых представлений.

        Основа мелодического слуха – ладовое чувство, представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, их звукоинтонационное тяготение друг к другу. Одним из наиболее простых проявлений ладовой разновидности мелодического слуха является чувство тоники – способность заканчивать на ней мелодию и воспринимать ту, которая завершается неустойчивым звуком как незаконченную.

        Многолетняя музыкально-педагогическая практика подтверждает, что мелодический слух у детей развивается в основном на занятиях пением и игрой на музыкальных инструментах. Именно пение позволяет диагностировать уровень развитости репродуктивного компонента мелодического слуха у ребенка.

        Репродуктивный компонент мелодического слуха формируется у большинства детей в возрасте от 4 до 7 лет. Значительный прогресс в развитии этой способности после четвертого года жизни сменяется позже более плавным течением своего развития.

        Перцептивный компонент диагностируется по следующим признакам: ребенок узнает знакомую ему мелодию; идентифицирует предъявленный ему музыкальный образец с оригиналом; обнаруживает с большей или меньшей точностью чувство тоники; осмысляет звуковысотные интервальные соотношения между ступенями услышанного музыкального лада.

        Этот компонент мелодического слуха интенсивнее всего формируется до пятого года жизни, причем на четвертом году происходит значительный скачок в его развитии. В последующие годы он развивается менее активно. Нужно отметить, что перцептивный компонент в значении способности к различению ладовых функций звуков мелодии формируется только в условиях специально направленных, организованных музыкальных занятий.

        Качественный скачок в развитии перцептивного и репродуктивного компонентов мелодического слуха происходит, согласно проводившимся исследованиям, на четвертом году жизни. Именно в этот возрастной момент возникает собственно звуковысотное слышание. Оно служит базой для формирования и дальнейшего развития так называемого относительного слуха, который, в свою очередь, может послужить основой для прижизненного формирования слуха абсолютного.

        Все эти способности, как показала практика, развиваются прежде всего в занятиях пением. Эти занятия требуют, как оказалось, определенных и совершенно необходимых условий. Поясним, о чем идет речь. Как правило, в детских садах и начальных классах общеобразовательных школ педагоги-хоровики не занимаются разделением и работой с детскими голосами по их высоте. Методические рекомендации в этой деятельности ограничиваются важностью работы над чистотой интонирования, дикцией и общей выразительностью исполнения. А ведь существуют исследования, подкрепленные педагогической практикой (начиная с А. Е. Варламова), которые убедительно доказывают необходимость и возможность раннего приобщения к правильной вокализации.

        Исследователи пришли к выводу, что голоса детей уже в дошкольном периоде делятся, по крайней мере, на три природных типа – высокий, средний и низкий. Каждому из них свойственны характерная тембровая   окраска, а также свои звуковысотные и примарные диапазоны. Работа соответственно этим природным характеристикам приводит соответственно к более удовлетворяющим результатам в музыкально-слуховом, вокальном и общем музыкальном развитии детей.

        Детские голоса при игнорировании их неотъемлемых природных качеств не развиваются полноценно. При форсировании верхней тесситуры детского певческого голоса дело может кончиться профессиональным заболеванием для певческого аппарата ребенка. Дети младшего школьного возраста психологически склонны к подражанию, и, слыша форсированное звучание от взрослого, будут пытаться подражать ему, что крайне нежелательно во всех отношениях. Естественно, данные рекомендации имеют отношение и к инструментальному исполнительству. Маленький исполнитель с первых уроков и весь период дальнейшего обучения должен слышать, отличать певучий, льющийся звук от резкого, жесткого, механистичного.

Использованные источники:

  1. Малинковская А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование. – М., 1990.
  2. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.
  3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1961.