План-конспект открытого урока "Работа над виртуозной пьесой"

Нагайцева Наталья Алексеевна

Работа над виртуозными произведениями требует постоянного внимания от преподавателя и терпения и настойчивости в получении новых знаний и умений от ученика. Данный открытый урок был посвящен работе над мелкой и крупной техникой. Задача осложнялась тем, что на уроке было представлено произведение композитора-романтика Р.Шумана. При работе над пьесой "Дед Мороз" необходимо учитывать особенности стиля композитора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_publikatsiya_8.06.22.docx35.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «РАБОТА НАД ВИРТУОЗНОЙ ПЬЕСОЙ»

Нагайцева Н.А., преподаватель фортепиано

МБОУДО «ДШИ № 1 имени А.Г. Рубинштейна» Города Томска

Класс/срок обучения: учащийся 2-го класса трехгодичного срока обучения по  ДОП «Музыкальное исполнительство. Фортепиано».

Учебный предмет: «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано».

Продолжительность урока: 20 минут.

Тема: «Работа над виртуозной пьесой».

Цель урока: Повышение профессионального уровня учащегося в области художественной фортепианной техники.

Задачи урока

Обучающие:

  1. Закрепление основных знаний, технических умений и навыков пианиста.
  2. Освоение различных видов фортепианной техники.
  3. Понимание зависимости средств выразительности, строения, фактуры произведения от его содержания.
  4. Применение теоретических и практических знаний при изучении произведения.

Развивающие:

  1. Активизация музыкального мышления, умения самостоятельно мыслить, действовать.
  2. Развитие аналитических способностей.
  3. Развитие рефлексии, умения дать верную оценку проделанной работе.
  4. Воспитание художественного вкуса обучающегося, понимания особенностей разных стилей фортепианной музыки.

Воспитательные:

  1. Воспитание внимательного отношения к словам преподавателя, способности воспринимать материал и быстро на него реагировать.
  2. Воспитание дисциплины в занятиях и личной ответственности.
  3. Воспитание умения ценить и воспринимать прекрасное.

Здоровьесберегающие:

  1. Создание комфортной дружеской атмосферы на уроке.
  2. Своевременное мышечных зажимов, развитие самоконтроля обучающегося за своим и физическими ощущениями во время игры.
  3. Правильная организация игрового аппарата, навыки расслабления и активизации групп мышц кистей и предплечья рук.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок закрепления полученных навыков

Структура урока:

  1. Вступительное слово преподавателя (3минуты).
  2. Р. Шуман Дед Мороз (17 минут).

Содержание учебного материала:

  1. Вступительное слово преподавателя. 

Приступая к изучению виртуозной пьесы, учащийся должен иметь за плечами определенный «багаж», набор умений и навыков исполнения различных видов фортепианной техники. Это базовые навыки, которые приобретаются в процессе освоения гамм, инструктивных и концертных этюдов, виртуозных произведений. На этом учебном материале юный пианист не только учится владеть своим игровым аппаратом, но и знакомится с принципами гармонии, формообразования, звукоизвлечения и так далее. Музыкальное мышление ребенка наиболее качественно развивается на классических образцах фортепианной музыки, таких как этюды К. Черни, его современников и последователей, виртуозных произведениях композиторов различных эпох и стилей. Первые этюды исполняются обучающимися медленно или в среднем темпе в динамике mF достаточно плотным, ярким звуком. Энергичная работа пальцев при свободе всего игрового аппарата – основа формирования технических навыков.

          Принципы развития технических навыков следующие: это пластичные и свободные движения, взаимосвязь всех участков игрового аппарата от лопатки, плеча до кисти при активной ведущей роли пальцев, целесообразность и экономичность движений, наличие постоянного слухового контроля. При работе над виртуозным произведением нужно обязательно поддерживать ощущение веса на пальцах. В начале изучения при исполнении в медленном темпе пьеса или этюд играется плотным звуком для достижения динамической ровности звучания. В завершающей стадии, когда произведение звучит быстро, необходимо убирать вес с пальцев для экономии сил, выделяя лишь основные звуки.

          Музыкальное мышление играет ключевую роль в достижении более высокого уровня обучения, качественного освоения музыкального материала. Работа по развитию самостоятельности обучающегося в изучении произведения, приобретению умений анализа и синтеза должно вестись непрерывно. На всех этапах работы важна творческая воля юного исполнителя, его желание достичь высот, стать настоящим музыкантом.

Сегодня на уроке в качестве примера работы над мелкой и крупной техникой, освоения умения играть в соответствии со стилем композитора мы поработаем над пьесой Р. Шумана «Дед Мороз».

Ход урока: 

  1. Организационный момент и введение в урок.

Преподаватель сообщает учащемуся тему и цель урока, проверяет наличие нот, настраивает ученика на результативную работу над различными видами фортепианной техники.

  1. Основная часть урока.

     

  1. Работа над 1 частью пьесы Р. Шумана «Дед Мороз».

Творчество Р. Шумана отражает глубоко индивидуальный и своеобразный стиль композитора-романтика. В отличие от инструктивных этюдов, сонат и пьес, на которых учились начинающие музыканты первой половины XIX-го столетия, Р. Шуман создал для детей цикл высокохудожественных программных произведений «Альбом для юношества», в котором передал внутренний мир переживаний ребенка, его психологические особенности, видение мира. В альбоме Шуман сохранил свой фортепианный стиль, отличающийся полетом фантазии, блеском игры, воображения. В цикле присутствует свойственная Шуману театральность, контрастность образов, быстрая смена настроений. Композитор рисует портреты своих героев с помощью ярких мелодических штрихов, по которым сразу становится понятен характер пьесы.

Одна их таких пьес – «Дед Мороз». Название этого произведения не совсем соответствует содержанию музыки. Композитор назвал эту миниатюру «Knecht Ruprecht», то есть слуга Рупрехт. Рупрехт – это герой из немецкой мифологии, сопровождающий Св. Николая в его посещении детей на рождество. Намерения слуги Рупрехта таковы: найти и наказать непослушных и ленивых детей. Его образ рисуется так: злой солдат в шубе наизнанку, обвешанный цепями и колокольчиками, с розгой в руке. Провинившихся детей он сажал в мешок и уносил в лес. Образ, переданный Шуманом, достаточно зловещий, но все-таки за внешней угрозой мы чувствуем улыбку любящего отца. Ведь композитор писал эти пьесы для своих детей.

Исполнение обучающимся 1-й части пьесы.

Восходящие фразы первой части рисуют топанье  и приближение страшного героя. Они начинаются в нижнем регистре, исполняются двумя руками в октаву и доходят до среднего и верхнего регистров. Интересны акценты, проставленные композитором над звуками в первых тактах – это вертикальные значки в виде перевернутой буквы V. В музыке 18-19 в.в. они означали не только выделение звука, но и его агогические изменения. Если исполнять пьесы в соответствии с этими указаниями, образ Рупрехта меняется: опорные звуки как бы немного затягиваются, становятся тяжелыми, а акценты – не резкими.

Работа над штрихами и звукоизвлечением 1-8 тактов 1-й части.

После акцентированного первого звука мелодии следует второй, который не нужно играть отрывисто. Задача этих 8-и тактов: при исполнении акцентов сохранить слитность, единство восходящей мелодической линии. Завершающие аккорды, отмеченные динамикой F, исполняются активно, цепко, «от плеча», с выделением верхнего звука. 9-16 такты включают в себя отклонения в Dm и Ed. Нисходящее движение предполагает небольшое dim.¸аккорды в конце предложений звучат не очень громко.Такая динамика создает контраст перед заключительными предложениями 1-й части, тактами 17-24, звучащими FF, Напряжение усиливают резкие, мощные аккорды, приводящие в dm (21-22 такт).

Работа над произведением начинает в медленном темпе, собранными пальцами при свободе всего игрового аппарата. Исполнение 16-х нот: по принципу «быстрое взятие – быстрое снятие». Отчетливость, но в то же время и певучесть звука. Наличие крупной техники требует игры  аккордов «от лопатки», «от плеча», с опорой в инструмент. Для качественного исполнения требуется физическая выносливость и техническая подготовка пианиста. В 9-16 тактах есть скачки, которые необходимо отдельно отрабатывать. Техника переноса и попадания на двойные ноты в правой руке и звуки в большой октаве в левой: быстро поднести пальцы к нужным клавишам, затем их «взять».

Работа над двойными нотами (терциями): необходимо в медленном темпе исполнять, выделяя верхние звуки и соблюдая легато. Для этого при соединении терций снимать один голос и оставлять другой. Затем учить 9-16 такты с выполнением динамики (небольшие diminuendo).

Завершающие предложения (17-24 такты) должны прозвучать наиболее ярко на FF. При работе над динамикой всей части можно сравнить звучание 1, 2 и 3 раздела: F, mF и FF для наилучшего звукоизвлечения. При игре FF звук не должен быть резким и грубым, певучесть сохраняется.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия учащегося. Получение домашнего задания.

         Цель, поставленная перед преподавателем и обучающимся, была успешно выполнена.

         Рефлексия учащегося: изучаемый материал был переосмыслен и исполнен на более высоком техническом и художественном уровне, исправлены ошибки и недочеты. Обучающийся продемонстрировал наличие музыкального мышления и умения самостоятельной работы за инструментом.

        Домашнее задание: работая дома, вспоминать задачи, поставленные на уроке, и в соответствии с ними планировать занятия, стремиться достичь результата.

Гаммы играть ежедневно, развивая беглость и овладевая различными видами техники.

Пьеса Р. Шумана «Дед Мороз»: работа над крупной техникой, ровностью 16-х, художественным образом, динамикой с использованием методов и приемов, показанных на открытом уроке.

Принципы обучения, реализуемые в рамках урока:

- принцип прогнозирования и планирования урока;

- принцип доступности изучаемого материала;

- принцип развития творческой инициативы учащегося;

- принцип учёта возрастных и психологических особенностей учащегося;

- принцип формирования умений и навыков;

- принцип формирования интереса к предмету;

- принцип обучения музыкальной грамотности.

Методы и приёмы, используемые преподавателем на уроке:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, анализ художественных

     впечатлений)

Реализуемые педагогические технологии:

  • развивающего обучения;
  • личностно-ориентированного обучения;
  • педагогики сотрудничества.

Дидактический материал

Нотная литература:

Р. Шуман «Альбом для юношества» ор. 68

Методическая литература: 

  1. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М.-Л.,1969.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
  3. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М., 1993
  4. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Киев,1977.
  5. Тимакин Е. «Воспитание пианиста» -  М., 198
  6. Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» - М.: 1991

Ожидаемый результат:

Успешное техническое развитие обучающегося, возрастание трудолюбия, организованности, ответственности, формирование музыкального мышления, усиление интереса к фортепианному искусству.