Почему кларнет — транспонирующий инструмент?

Чубинян Владимир Гивиевич
В данной статье освещается вопрос КЛАРНЕТА, как транспонирующего инструмента, почему он транспонирующий и как это сложилось исторически.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл menya_chasto_sprashivayut_pochemu_klarnet_v_stroe.docx14.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Меня часто спрашивают почему кларнет в строе «В» и почему его нотация (запись) не соответствует звучанию. Данный вопрос, как я мог заметить, интересует отнюдь не только обывателя, но, порой, и опытного музыканта. В этой статье мы, наконец, разберёмся откуда взялась вся эта путаница с «транспортом» , зачем она нужна и можно ли от неё отказаться. Пришло время расставить все точки над “Ё”

            Транспонирующим инструментом называют инструмент, в котором реальная высота звучания ( натуральный строй инструмента)  не совпадает с нотацией настроенного пианино или симфонического оркестра, отличается от неё на определённый интервал вверх или вниз.

Строем инструмента считается наиболее удобный для исполнителя звукоряд тональности “С-dur”. Например гамма до мажор на кларнете in B будет в общем строе звучать как  си бемоль мажор. По этому строй кларнета си бемоль ( В). Гамма  до мажор на кларнете  in A будет в общем строе звучать как ля мажор , а строй кларнета называться  “ЛЯ” (А). Гамма до мажор на кларнете  in Es будет звучать как ми бемоль. Соответственно строй такого кларнета называют  “ми бемоль” (Es).

Немного истории:

          Первое упоминание кларнета датированы 1710 годом. Немецкий мастер Иоганн Христофор Деннер усовершенствовал предшественника кларнета -- старинный французский духовой инструмент Шалюмо. В течение следующих 80 лет модель кларнета усовершенствовалась разными мастерами и к 1790 году был создан классический кларнет с шестью клапанами. Далее кларнет набирал популярность. Его конструкция улучшалась параллельно в Германии и во Франции ( отсюда две системы – Германская и Французская ). Мастера, исполнители и композиторы в поисках идеального тембра нового инструмента, совместно создавали кларнеты разных размеров ( при этом не меняя аппликатуру, систему кларнета ). Так были созданы кларнеты разных строёв --  C,D,Es,A,B.. ,но удачнее других по тембру оказались кларнеты B,A,Es. Использование других кларнетов применяется значительно реже. Например кларнет in C  строй которого полностью совпадает с основным ( общим) строем использовался наравне с кларнетами in A  и in B XVIII –XIX веке, но из-за достаточно невыразительного тембра уступил своё место кларнету in B на котором сейчас и принято исполнять его партии. Ныне используется ( редко) как учебный инструмент. В настоящее время наиболее употребляемый строй кларнета это “B”  и  “A”. Поначалу первые транспонирующие инструменты были примитивны, они позволяли музицировать только в натуральном звукоряде конкретного инструмента. Поскольку C-Dur  является простейшей по нотации тональностью, возникла практика нотировать в C-Dur  партии, отвечающие натуральному строю инструмента.

             В современных партитурах практика транспонирующей записи продолжает применяться ( что не облегчает их прочтение). В XXв в партитурах предпринемались попытки писать партии транспонирующих инструментов в соответствии с их действительным звучанием ( для удобства чтения партитуры дирижёром ), однако такая практика не прижилась.

          Так зачем же нужен этот неудобный “транспорт” , который всех сбивает с толку!?  Ответ кроется в исполнительской практике!

Допустим, мы взяли кларнет in B  и решили мыслить на нём как in C. Тогда прежняя нота  “соль” (открытая) теперь будет “фа”. Запомним это. Теперь возьмём кларнет in A ( обыкновенная практика использования 2х кларнетов разного строя в симфоническом оркестре, кроме того, существуют произведения где композитором задумано  исполнение на кларнетах различного строя) и на нём сыграем открытую ноту. Но звучит не “фа” , как на “В” кларнете, а “ми”. На кларнете  “Es” открытая нота звучит, как “си бемоль”. И всё это теперь нужно запомнить! Фактически каждый иной строй кларнета теперь – новая аппликатура и будет воспринематься исполнителем, как другой инструмент. Придётся отдельно осваивать кларнет in B,C,A,As,Es,F.., между тем, как сейчас у всех транспонирующих кларнетов единая аппликатура. Она позволяет кларнетисту быть универсальным – играть на любом из них.