История фортепиано в звукозаписи, и его возможности в дистанционном обучении

Мазурова (Яковлева) Ксения Владимировна

Анотация: в данной статье автор обобщает историю звукописи, её роль в фортепианном исполнительстве, развитие технологий электронных клавишных инструментов. Автор в своих разработках доказывает, что звукозапись расширяет возможности классического исполнительства, и показывает актуальность электронных инструментов в образовательном процессе.

Ключевые слова: звукозапись, фортепианное исполнительство, технологии, электронные инструменты, дистанционное обучение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_fortepiano_v_zvukozapisi.docx27.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

История фортепиано в звукозаписи, и его возможности в дистанционном обучении

Анотация: в данной статье автор обобщает историю звукописи, её роль в фортепианном исполнительстве, развитие технологий электронных клавишных инструментов. Автор в своих разработках доказывает, что звукозапись расширяет возможности классического исполнительства, и показывает актуальность электронных инструментов в образовательном процессе.

Ключевые слова: звукозапись, фортепианное исполнительство, технологии, электронные инструменты, дистанционное обучение.

Abstract: in this article, the author summarizes the history of sound writing, its role in piano performance, and the development of technologies for electronic keyboard instruments. The author in his developments proves that sound recording expands the possibilities of classical performance, and shows the relevance of electronic instruments in the educational process.

Key words: sound recording, piano performance, technology, electronic instruments, distance learning.

В условиях современного обучения, как никогда встал вопрос цифровизации и владения педагогом новыми формами музыкального образования. В обиходе музыкантов-пианистов мы все чаще видим электронные музыкальные инструменты, которые получают большое распространение не только в домашнем музицировании и обучении, но и на больших концертных площадках, в классических и эстрадных программах. Большое количество концертов, фестивалей и конкурсов сейчас проводится в режиме on-line на различных интернет площадках, все мы имеем возможность послушать известных музыкантов, не выходя из дома. Но не каждый задается вопросом, как появились эти возможности современного человека, какой путь прошла звукозапись, как к ней относились великие музыканты, как появились электронные инструменты.

Звукозапись изменила музыку и общество в такой степени, какую мы себе даже не представляем. Музыкальный критик Артемий Троицкий пишет, когда музыка в конце XIX века смогла отслоиться от непосредственного процесса музицирования и вышла из театральных, концертных залов в эфирные просторы, это дало фантастический импульс к её развитию. Возникло глобальное поле музыкальной информации. Сразу в тоже время появились споры о плюсах и минусах звукозаписи, которые продолжаются до сих пор. Звукозапись в фортепианном исполнительстве занимает важное место, конечно, её можно рассматривать как средство тиражирования музыки, но ведь это дало возможность донести художественное и воспитательное зерно даже не одного поколения музыкантов до современного общества, сейчас звукозапись может восприниматься как самодостаточный вид искусства. Эти вопросы мы попытаемся рассмотреть на конкретных примерах из истории исполнительства и музыки в целом. Безусловно, в защиту звукозаписи может выступить тот факт, что мы можем услышать исполнителей предыдущих эпох, сохранить в веках многие образцовые исполнения, не говоря уже об использовании звукозаписи как «объективного зеркала», позволяющего музыканту услышать себя со стороны. Последнее уже получило широкое распространение, как один из методов самостоятельной работы обучающегося в форме видеозаписи, а так же как средство объективной оценки на on-line конкурсах и при дистанционном обучении. Такой выдающийся пианист, как С. В. Рахманинов очень ценил «зеркальное» свойство звукозаписи, говоря о нем, как о возможности совершенствовать свою игру до уровня, удовлетворяющего его как артиста. Но с самого начала многие музыканты стали замечать и другую сторону этого изобретения. Например, Г. М. Коган в статье «Свет и тени грамзаписи» отмечал, что только концерт является оптимальной формой существования исполнительского искусства. Воплощенная концертом коммуникативная ситуация не может быть изменена без ущерба восприятию. Звукозапись нарушает непосредственность музыкального общения, неизбежно превращает музыку в слабое отражение, отдалённого напоминание о подлинных ценностях музыкального исполнительства. Артист, выступающий перед публикой в концертном зале, всегда представляет своих слушателей, их возраст, вкусы, предпочтения, подбирает соответствующий репертуар. Известный исследователь социологии музыки Ю. Капустин пишет: «Если в концертном зале интерпретация — это в какой-то мере результат обоюдных усилий исполнителя и публики, результат их диалога, то в студии радио, телевидения, грамзаписи процесс исполнения превращается в монолог». Действительно, во время концерта исполнитель ощущает реакцию зрителей, их настроение, восприятие, отношение к себе и к исполняемой музыке. И это накладывает отпечаток на интерпретацию, возникает чувство сотворчества. В студии звукозаписи все несколько иначе, пианист остаётся один на один с микрофоном или же компьютером в современном мире. При этом нельзя отрицать, что звукозапись является ценным подспорьем в развитии талантливых музыкантов, формируя у них представления об идеале, к которому нужно стремиться. Сейчас мы с легкостью можем ориентироваться на музыкантов разных эпох, прослушав в сети интернет большое количество вариантов исполнений одного и того же произведения, почерпнув для себя особенно интересные художественные детали, и применив их в обучении.

А ведь раньше и концертное исполнение, и домашнее музицирование были средствами знакомства с музыкальной литературой, исполнители проводили просветительские концерты, гастролируя по разным странам с целью популяризации и духовного воспитания общества. Теперь, благодаря звукозаписи, такая необходимость отпала. Возник даже вопрос о возможности существования в будущем традиционного исполнительства. Так, например, Г. Гульд прекратил концертную деятельность и посвятил себя только звукозаписи. Он пришёл к убеждению, что дальнейший технический прогресс сделает бессмысленным существование концертных залов. Но на самом деле вопрос концертного исполнения и звукозаписи зависит на практике от конкретного музыканта и от его психологического, творческого типа. Кто-то может замечательно выступать на эстраде, но совершенно сковывается перед микрофоном в студии, а для кого-то, как, например, для Г. Гульда, звукозапись является возможностью донести своё искусство, увековечить себя, избежав лишних стрессов. Этот вопрос исполнительства будет открыт до тех порт пока существует человек и его потребность в обществе.

Сегодня музыка окружает нас не только в концертных залах, куда мы направляемся для получения духовного удовольствия и воспитания: она доносится из радио, телевизора, телефона, компьютера, звучит в транспорте, в кафе и т. д. С одной стороны, в этом есть огромные преимущества, связанные с небывалым расширением аудитории, но из-за развития средств массовой информации, музыка стала «слишком доступной», уже наблюдается обратный процесс — процесс «обесценивания» музыкального искусства. Изменяется качество восприятия музыки при резком количественном увеличении общения с ней слушателей. Теряется неповторимость в исполнительском и композиторском искусстве. «Цифровая революция» полностью изменила музыкальное пространство. Любой может выложить свою запись в Интернет, её может услышать кто угодно и где угодно. Эта революция, по мнению Артемия Троицкого, «максимально сократила дистанцию между теми, кто музыку сочиняет/записывает, и теми, кто её слушает, а также предоставила свободу выбора как талантам (по части сценариев продвижения своих работ), так и поклонникам (по части способов употребления музыки — покупка, скачивание, ясность, надёжность. Спонтанность, импровизационность, эмоциональность сейчас оказываются устаревшими рудиментами романтического пианизма XIX века, сохранившаяся сейчас лишь в джазовом исполнительстве. Но при этом роль звукозаписи в образовательном процессе очень ценна в качестве некоего идеала, образца, к которому нужно стремиться, и как важнейшее средство самоконтроля. Пианист, воспитанный в традициях пианизма XIX века, после окончания консерватории или другого академического музыкального учреждения оказывается не подготовленным к встрече с этим меняющимся миром. Ему приходится быстро перестраиваться и приспосабливаться к новым условиям существования, к жесточайшей конкуренции, к новым средствам распространения музыки, к новому восприятию музыки публикой. Исполнительские образовательные программы остаются прежними, а жизнь предлагает всё новые изменения. Так, развитие техники привело к возникновению такого феномена, как «Disklavier» - гибрида акустического фортепиано с последними достижениями цифровых технологий. Этот инструмент способен с точностью воспроизводить исполнение пианистов, вплоть до того, как они касаются клавиш. Изучая вопрос электронного инструментоведения, стоит отметить его основные вехи, и понять, как же мы пришли к современному цифровому фортепиано.

Впервые об электронном инструменте заговорили во Франции в 1759 году, Жан Деляборд предложил модель электрического клавесина, в 1867 году появился электромеханическое фортепиано Хипса (Швейцария), в 1876 «музыкальный телеграф» Элиша Грея (США), в 1897 двухсоттонный «теллармониум» Тадеуша Кэхилла - первый полноценный синтезатор, уникальный полифонический многооктавный инструмент с рояльной клавиатурой, который так и не получил коммерческого распространения. В начале 20 века появилось электроакустическое фортепиано, а в конце 20 века цифровой сэмплированный рояль, ставший в лучших решениях программистов копией известного традиционного фортепиано. Уникальная технология сэмплирования звука в 1998 году подтолкнула инженеров к созданию виртуальных инструментов на основе мультисемплирования, появились библиотеки сэмплов, звуки роялей различного происхождения скачивались в компьютер из этой библиотеки, увеличивая тем самым возможности звукозаписывающих компаний. Сейчас эта возможность семплирования позволяет пользоваться нам как цифровым фортепиано, в котором воссозданы звуки настоящих акустических инструментов, так и миди - клавиатурами совмещенными с компьютером, предстающими перед нам как инструмент с разнообразными возможностями от синтезирования звука, до использования аналоговых семплов.
В условиях дистанционного обучения такая особенность технического прогресса позволяет создать в домашних условиях студию при наличии всего лишь цифрового фортепиано и ноутбука. Работа пианиста-концертмейстера подразумевает взаимодействие с исполнителями - солистами, которые не могу продолжать образовательную и концертную деятельность в полной мере, если не имеют возможности репетиций своей партии с концертмейстером. Вынужденные социальные рамки требуют индивидуальных решений и изменений привычного процесса работы, происходит адаптация учебного процесса при максимальном сохранении качества обучения. С одной стороны мы видим, что в современном эстрадном исполнительстве широко используются фонограммы, а с другой стороны стоит музыкант - академист, который сильно ограничен в этой сфере, потому как академическое искусство трудно адаптируется в современные звукозаписывающие технологии, да и звукозаписывающим студиям коммерчески не выгодно работать со штучным товаром, который не будет охватывать многомиллионную аудиторию. При этом академическое направление тоже уже давно требует изменений, зачастую, приходя на конкурсные площадки с музыкантом-солистом, организаторы не учитывают того факта, что исполнителю будет нужен концертмейстер, и соответственно на площадке не отказывается фортепиано. Многие концертные площадки не имеют стационарного инструмента и уже требуют от исполнителя перехода к использованию фонограмм для мобильности организации творческого процесса. Сейчас, в период пандемии большую популярность приобрели on-line конкурсы, фестивали, концерты, и мной все больше овладевала мысль пойти в своей работе чуть дальше, чем просто академическое исполнение. Работая с солистами из разных музыкальных направлений, я ощутила острую нехватку в своем академическом арсенале базовых знаний навыков музыкальной звукорежиссуры. Мне кажется в современном музыкальном образовании, учитывая диктующие временем условия, академическое искусство следует подготовить к таким требованиям времени и давать начальные навыки в образовательных учреждениях. Сейчас для записи музыкальных аранжировок существует большое количество программ, такие как Ableton, Cubase, FL-studio, и т.д., все они по большому счету выполняют одинаковые задачи, вопрос только в индивидуальном удобстве. Здесь важным скорее становится использование встраиваемых VST - плагинов и библиотек, которые отображают реальное звучание инструментов, подходящее по тембру вокалистам, народникам и т.д., с возможность изменения акустики для более реального звучания. Так все мои задумки и желание наладить учебный процесс привели к проекту «Классических минусовок», который продолжается и сейчас для помощи вокалистам, инструменталистам. Учащиеся активно используют фонограммы для занятий дома для более качественной подготовки, а так же на конкурсных и концертных площадках.

В современном мире академическое искусство должно адаптироваться под требования людей, ведь основная задача искусства доносить до общества высокодуховные ценности, воспитывать интеллект и художественный вкус, заинтересовывать и давать человеку ощущение острой потребности в себе, а оставаясь в техническом оснащении на уровне 20 века это будет весьма трудно.

Литература :


А. Троицкий статья « О поп- музыке»
К. Цатурян « Новейшие модификации фортепиано»
Г. Май « Студия звукозаписи в школе»
В. Беньямин «Произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости»
Г. М. Коган «Свет и тени граммзаписи»