Профессиональные навыки баяниста-концертмейстера в работе с народными ансамблями школ искусств

 Баркалов Александр Сергеевич

Методические рекомендации на тему:

«Профессиональные навыки баяниста-концертмейстера

в работе с народными ансамблями школ искусств»

Баркалов Александр Сергеевич,

концертмейстер фольклорного

и хореографического отделения

МБОУ ДО «Детской школы искусств»

№7 г. Курска.

 

 

Содержание

1. Введение

2. Исполнительская деятельность баяниста-концертмейстера.

3.  Навыки, умения и качества баяниста-концертмейстера.

4.   Особенности работы баяниста-концертмейстера с народными вокальными коллективами.

5.   Заключение.

6.   Список литературы.

 

Введение

 

Концертмейстер – музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам вокально-хоровых коллективов разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и концертах».

Если рассматривать деятельность баяниста-концертмейстера, то она очень многопланова. Это не только концертная работа, которая является итогом, но и то, что предшествует этому: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание особенностей возникновения трудностей при исполнении, умение подсказать путь их преодоления.

Деятельность баяниста-концертмейстера – это целое искусство создания ансамбля с исполнителем, в котором музыкальному инструменту (баян) принадлежит очень веская роль, не ограничивающаяся лишь функциями гармонической и ритмической поддержки вокалиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rekomendatsii_konts.docx23.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации на тему:

«Профессиональные навыки баяниста-концертмейстера

в работе с народными ансамблями школ искусств»

Баркалов Александр Сергеевич,

концертмейстер фольклорного

и хореографического отделения

МБОУ ДО «Детской школы искусств»

№7 г. Курска.

Содержание

1. Введение

2. Исполнительская деятельность баяниста-концертмейстера.

3.  Навыки, умения и качества баяниста-концертмейстера.

4.   Особенности работы баяниста-концертмейстера с народными вокальными коллективами.

5.   Заключение.

6.   Список литературы.

Введение

Концертмейстер – музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам вокально-хоровых коллективов разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и концертах».

Если рассматривать деятельность баяниста-концертмейстера, то она очень многопланова. Это не только концертная работа, которая является итогом, но и то, что предшествует этому: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание особенностей возникновения трудностей при исполнении, умение подсказать путь их преодоления.

Деятельность баяниста-концертмейстера – это целое искусство создания ансамбля с исполнителем, в котором музыкальному инструменту (баян) принадлежит очень веская роль, не ограничивающаяся лишь функциями гармонической и ритмической поддержки вокалиста.

Исполнительская деятельность концертмейстера

Концертмейстерское исполнительство является важнейшим видом практической деятельности музыканта. Личность аккомпаниатора выражается в нем наиболее ярко, как человека способного создавать. Можно достаточно полно судить о личных особенностях концертмейстера по его исполнению.

Основной принцип деятельности исполнителя – это принцип интерпретации музыкального произведения. Если говорить о творческой деятельности концертмейстера, то это движение от замысла музыкального произведения к его воплощению. Исполнительские профессиональные качества складываются на основе чисто исполнительских навыков, музыкально-теоретических знаний, умения постигать смысл музыки и воплощать в конкретном звучании.

Исполнительская культура является важным условием профессионализма. Она предполагает отражение эстетического вкуса концертмейстера, широту кругозора, сознательное отношение к музыкальному искусству, готовность к музыкально-просветительской работе. Концертмейстеру постоянно приходится выступать в роли исполнителя по роду своей профессиональной деятельности. Поэтому необходимо не только свободное владение инструментом – баяном, и музыкальной литературой, но и умение донести музыкальный материал до аудитории.

Исполнительская деятельность концертмейстера очень многообразна. Она включает в себя различные формы исполнительской практики: выступление в концертах, участие в конкурсах. Все это говорит о том, насколько широк круг профессиональных знаний, стоящих перед баянистом -концертмейстером.

Навыки, умения и качества баяниста-концертмейстера

Какими же навыками и качествами должен обладать баянист, чтобы стать хорошим концертмейстером?

Конечно же, великолепное владение музыкальным инструментом (баян), как в техническом, так и музыкальном плане. Причем, невозможно баянисту добиться больших успехов в аккомпанементе, если он не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к солисту, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента.

Кроме владения навыками исполнительского мастерства, концертмейстер должен освоить множество дополнительных изменений: навык сорганизовать партитуру, «выстроить вертикаль», обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижерскую сетку и т.д.

Концертмейстер должен обладать хорошим музыкальным слухом, артистизмом, воображением, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении.

Чтобы почувствовать музыку разных стилей, концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар. Хороший концертмейстер всегда проявляет большой интерес к познанию новой музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах.

Для постановки интересных задач в музыкально-творческой деятельности концертмейстеру обычно бывает недостаточно знаний только по своему предмету. Необходимы глубокие познания в дисциплинах музыкально-теоретического цикла (гармонии, анализа, форм, полифонии).

Концертмейстеру необходим ряд положительных, психологических качеств. Прежде всего – это особенное внимание. Специфика его в том, что оно многоплановое: его нужно распределить не только между двумя собственными руками, но и относить к исполнителям, т.е. главным действующим лицам. Требуется огромная затрата физических и душевных сил для того, чтобы следить за тем, что и как делают пальцы, как двигается мех. А в этот момент слуховое внимание занято звуковым балансом, которое представляет основу основ ансамблевого музицирования.

Быстрота и активность реакции, воля и самообладание – все это качества, которые очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера.

Особенности работы баяниста-концертмейстера с вокальными и хоровыми народными коллективами

Одним из важнейших качеств работы концертмейстера является способность читать с листа, это органическая составная часть общего музыкально-исполнительского потенциала. Музыкальный текст нужно освоить быстро, охватывая его комплексно. Необходимо научиться зрительно охватывать музыкальный текст, уметь понять, как строится произведение, какова его структура, художественная идея и, соответственно, темп, характер.

Так, при первом знакомстве с текстом концертмейстер может опустить ряд украшений, можно брать не полные аккорды и не играть октавные удвоения, но недопустимы ритмические ошибки и гармонические пропуски необходимых басовых нот. По мере развития навыков чтения с листа, фактурные упрощения сводятся к минимуму.

Навык чтения с листа может быть развит в процессе регулярных тренировок, это довольно сложная форма чтения вообще. Здесь задействовано зрение, активно работает слух, контролирующий логику музыкального развития.

Р. Шуман в «Советах молодым музыкантам» пишет: «Если перед тобой разложат сочинение, чтобы играть его с листа, пробеги его глазами в полном объеме». «Внутреннее слышание» - необходимый элемент для лучшего осмысления разучиваемого произведения.

Существует ряд специфических черт в работе концертмейстера с вокальными и хоровыми народными коллективами. В распоряжении ансамбля - мелодия и поэтический текст, в ведении концертмейстера – гармонический план. В поле зрения баяниста находится нотная строка с записью вокальной мелодии и поэтического текста и партия аккомпанемента. При работе с вокалистами необходима координация мелодии с остальной фактурой.

Чтобы чувствовать себя уверенно, необходим автоматизм, а для этого перед началом работы с коллективом нужно детально проработать музыкальный текст, справиться с техническими трудностями, научиться играть без зрительного контакта с клавиатурой. Одной из главных задач исполнителя является донесение до слушателя смысла поэтического текста произведения.

«По-видимому, не один инструментальный аккомпанемент не играет столь важной драматургической роли, как аккомпанемент вокальных произведений…» - пишет Е.М. Шендерович в книге «В концертмейстерском классе», которая до сих пор является лучшей книгой каждого концертмейстера.

Аккомпанемент – это равноправная партия, которая усиливает глубину содержания, так называемый поэтический образ.

Немаловажное значение имеют соответствие темпа и его отклонения в процессе исполнения произведения, цезуры, соответствующие дыханию вокалистов. Очень важный момент для совместных репетиций – это психологический климат. Любовь к музыке, совместное обсуждение с коллективом ошибок, увлеченность своей профессией, умение наладить контакт с обучающимися приносит свои положительные результаты.

В многогранной и разнообразной деятельности баяниста-концертмейстера работа с народным хоровым коллективом представляется, пожалуй, особенно сложной. За мою более чем двадцатилетнюю практику работы с детскими хорами, вокалистами и ансамблями наработан ряд необходимых качеств:

 Прежде всего, чувствовать общий темп исполнителей, потому как иногда дикционный ансамбль певцов не всегда идеально точен. Важно не аккомпанировать кому-то в отдельности, а играть под заданный темп руководителем коллектива;

 Работа над качеством звука;

 Развитость интуиции, угадывание начала и конца звука;

 Иногда необходимо брать инициативу в свои руки и вести за собой коллектив.

Очень важный момент при работе баяниста-концертмейстера с народным хором – это звукоизвлечение, которое должно иметь вокальную природу. Удобство при игре на баяне, как нельзя лучше подходит для выполнения данной инструментальной задачи. Здесь будет все зависеть от профессионального меховедения баяниста-концертмейстера. Дело в том, что природа звука вокального диаметрально противоположна баянному. Звук, воспроизводимый голосом, способен развиваться, в то время как баянный, возникающий в результате удара подушечек пальцев по кнопкам баяна, угасает. Чтобы не было расхождений, концертмейстер должен «пропевать» на баяне мелодию, а для этого нужно стараться не делать резких движений мехом, играть обязательно по фразам, опираясь на текст исполняемого произведения все время, приближаясь к звучанию голоса, пению.

Хор является уникальным природным музыкальным инструментом, он способен воспроизводить разные оттенки звука, от нежного «пианиссимо» до мощного «фортиссимо». Помня о голосовой, певческой природе звука, опытный концертмейстер всегда стремится обогатить своей игрой целостную картину воплощения художественного образа.

Рассмотрим выступление хорового коллектива совместно с дирижером. Формирование качества звука лежит, прежде всего, на хоровом дирижере, а «инструмент» певцов (т.е. голосовые связки) очень деликатен. Поэтому, например, в момент рождения звука на «пиано» жесты дирижера бывают почти незаметными. И поскольку «точка» у дирижера бывает почти не видна, концертмейстеру приходится полагаться только на свою интуицию, угадывать, когда должен возникнуть звук.

Концертмейстеру проходится сосредотачивать всю свою чуткость, а именно: концертмейстер, дирижер и хор должны составлять единое целое. Баянисту-концертмейстеру постоянно приходится подражать конкретной партии, которая звучит в данный момент в партитуре. Например, партия баса должна исполняться густым «бархатным» звуком, богатым обертонами, партия сопрано – легким «парящим» звуком, партия меццо-сопрано или альтов – более затемненным, партия тенора - более ярким, звонким. Таким образом, умение «пропеть» мелодию является свидетельством профессионального мастерства. К одному из первых навыков исполнения хоровых партитур относится умение играть хоровые аккорды 4-хголосного гармонического склада с соблюдением ровной силы звучания всех 4-х голосов.

Концертмейстер должен освоить умение играть подобную партитуру так, чтобы каждый аккорд звучал полно и ровно, чтобы звучание всех голосов в аккорде было равномерным по силе звука. Если что и нужно подчеркнуть, выделить в такой партитуре, то не верхний голос, как привык каждый баянист, а мелодию баса, что связано с тембровыми особенностями голосов в хоровом звучании, которые позволяют слышать басовую партию как устойчивую основу хорового аккорда более определенно, чем в баянном звучании.

Одним из немаловажных качеств концертмейстера являются быстрота реакции, мобильность, сиюминутное реагирование. В концертной практике нередки случаи, когда сказывается волнение, и дирижер на выступлении меняет темп, динамику и т.д. Основная задача баяниста-концертмейстера – не растеряться, не замешкаться, а подхватить хоровой коллектив и успешного довести произведение до финала.

Для совместного успешного творчества с хоровым дирижером концертмейстеру очень важно знать основы вокально-хоровых навыков, особенно таких, как певческое звучание, артикуляция и дикция, цепное дыхание, способы звукоизвлечения (легато, стаккато), мягкая атака звука. Концертмейстер должен обладать особым многоплоскостным вниманием: оно распределяется на свои руки и на партнеров (хор и дирижер), которые являются главными действующими лицами. Он обращает внимание на свои мышечные действия, на педаль, а слуховое внимание занято звуковым балансом, звуковедением в вокальной партии.

В процессе регулярных репетиций вырабатывается чувство партнерства, а свободное и гибкое владение фортепианной партией становится поддержкой для исполнителей и дирижера. Концертмейстер, используя свои знания в области хоровой музыки, может помочь хормейстеру в выборе репертуара.

Умение слушать – очень важная деталь профессионального мастерства баяниста. Поскольку работа с хором – это совместное исполнение, необходимо умение увлечься замыслом дирижера, понять его намерения и принять; испытывать во время исполнения не только творческое переживание, но и творческое сопереживание, что отнюдь не одно и то же. Если между партнерами есть непрерывный контакт, взаимопонимание и согласие, то результат будет всегда положительный.

Заключение

Подводя итог, можно обозначить те основные навыки, которые необходимы баянисту-концертмейстеру для его успешной профессиональной деятельности:

 умение читать с листа партию аккомпанемента любой сложности, воплощая смысл заложенных в нотах звуков;

 знание основных дирижерских жестов и приемов;

 знание основ обучения пению, постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки;

 владение навыками игры в ансамбле;

 иметь хорошую реакцию, интуицию и чувство самообладания;

 иметь глубокие познания в таких дисциплинах как гармония, анализ форм, полифонии;

 быть активным союзником и помощником хормейстера, создавать плодотворную творческую атмосферу занятий;

 постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствуя мастерство музыканта-баяниста и концертмейстера, обогащать имеющиеся знания, исполнять накопленный репертуар, учиться у коллег.

Любовь к своей профессии, трудолюбие, требовательное отношение к себе, как к участнику ансамбля и музыканту, все это будет способствовать творческому росту концертмейстера и росту его профессиональных качеств.

Список литературы

1.     А. Люблинский «Теория и практика аккомпанемента» Издательство «Планета музыки»., 1972 г.

2.  Е. М. Шендерович «В концертмейстерском классе: Размышления педагога». – М.: Музыка, 1996.

3.     Н.А. Крючков «Искусство аккомпанемента как предмет обучения». Ленинград : Музгиз, 1961.

4.     Е. Кубанцева «Концертмейстерство и музыкально – творческая деятельность». 2008 г.

5. 1.  Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология. Журнал №1 "Фундаментальные исследования" – 2009 г.

6.  Е. М. Шендерович «В концертмейстерском классе» М., 1996г

/Е.М. Шендерович. – М., 1996