Методика работы над штрихами и приемами звукоизвлечения на уроках фортепиано с учащимися струнно-смычкового отделения в ДШИ

Рябчинская Светлана Александровна

В статье рассказываю об основных принципах звукоизвлечения на фортепиано и фортепианных штрихах и методах их изучения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

дополнительного образования «Детская школа искусств №7 г. Курска»

Методика работы над штрихами и приемами звукоизвлечения на уроках общего фортепиано с учащимися струнно-смычкового отделения в ДШИ

Автор: преподаватель отделения «Фортепиано» Рябчинская С. А.

                               Курск – 2022

                                      Содержание

  1. Введение. Роль звука
  2. Воспитание звукового мышления учеников
  3. Особенность фортепианного звука и его отличие от звука струнно- смычковых инструментов
  4. Методика работы над штрихами с учениками струнно-смычкового отделения
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы

1. Введение.  Роль звука.

     Музыка – это, прежде всего, искусство звука. Оно не говорит словами и понятиями, а общается только при помощи звука.  «Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком», - А. Б. Гольденвейзер. Именно звуки переносят слушателя в некий мир музыки, рассказывают ему историю, придуманную композтором.

2. Воспитание звукового мышления учеников.

     Воспитание звукового мышления учеников является одной из важнейших и труднейших задач для педагога. Трудности работы связаны с неопределенностью информации о звуковой стороне музыки, содержащейся в нотном тексте. Почти невозможно передать словами характерность и окраску звука.

     Расшифровка нотного текста требует от преподавателя большого объема знаний традиций и стилей музыки и определенного уровня художественной и общей культуры. Необходим также живой слуховой опыт, передающийся от преподавателя к ученику. Эта преемственность осуществляется в процессе обучения.

     Имея в качестве основы исполнения нотный текст, преподаватель должен научить ученика интерпретировать его, научить читать, понимать  все знаки, заложенные в нем.

     Необходимо прививать ученику заботу о красоте звука, умении слышать, представлять нужное звучание, тембр, и уметь воспроизводить его на фортепиано. Ученики струнно-смычкового отделения особенно уделяют этому внимание, играя на своих инструментах, Им близко это понятие- воспроизводить красивый звук.

3. Особенность фортепианного звука и его отличие от звука струнно- смычковых инструментов.

     На первый взгляд, игра на фортепиано для учащихся струнно- смычкового отделения не представляет особой трудности. Ведь клавиатура дает наглядную картину звукоряда. В начале занятий, когда дети играют простые, незамысловатые мелодии, они просто нажимают на нужные клавиши, и  качество звукоизвлечения их не сильно беспокоит. Для овладения выразительным звуком ученик должен пройти длительный путь воспитания художественного слуха в процессе освоения инструмента фортепиано.

     При воспитании исполнительского слуха необходимо учитывать некоторые особенности фортепиано. Прежде всего, это ударность звукоизвлечения. При игре на фортепиано пианист не прикасается к струнам. Между пальцами на клавишах и движением молоточков на струнах располагается сложная система механических приспособлений. После удара молоточка о струну звук возникает достаточно резко, после чего он теряет значительную часть своей силы, а затем колебания струны гаснут постепенно. Причем угасание звука в разных регистрах происходит по-разному. В нижнем регистре он длится дольше, в верхнем регистре затухание происходит быстрее. В этом есть некая неравномерность, представляющая сложность для учащихся.

     Также, по сравнению со звучанием скрипки, тембр фортепиано является более бледным и менее разнообразным. В звуке фортепиано нет той вибрации, которую можно осуществить на скрипке. Тембровые функции отчасти выполняют регистры, педаль и динамика. Однако, естественно, от  различного прикосновения к клавише звук будет разным – более сильным или слабым, более мягким или твердым, более долгим или коротким, острым.

Звук фортепиано имеет достаточно определенное начало, некоторое продолжение, а затем переход в следующий звук. Важно научить ребенка слышать все эти три составляющие. Первая стадия- предслышание и  планирование звука. Вторая стадия- протяженность звука. Важную роль имеет скорость атаки. Она определят силу звука и форму звуковой волны. Чем резче атака, тем острее начало звука и более крутой спад. Чем мягче атака, тем более продолжительной и пологой будет звуковая волна. Третья стадия- завершение звука. Она зависит от воли исполнителя. Он может резко снять звук,  а может продлить его или соединить со следующим.

     Успешность  воспитания красивого звука у учеников прежде всего зависит от уровня развития чуткого художественного слуха. В отличии от игры на струнно-смычковых инструментах мы не можем изменять высоту, уже нажав клавишу. Но в сфере динамики и тембра мы можем достичь значительных результатов. Поэтому развитие красочного слуха, способного воспринимать и представлять тембры, имеет особое значение при воспитании фортепианного мышления у учеников. Тембрально-динамический, красочный слух является одной из высших творческих музыкальных способностей. Он требует от исполнителей тонкой нюансировки и разнообразного туше.

     Важным в работе над звуком является восприятие учеником динамики. Динамическая шкала имеет множество градаций, от фортиссимо, до пианиссимо. Преподавателю необходимо показать и обучить всем динамическим возможностям фортепиано.

     Слуховые представления ученика должны стать основой для звукоизвлечения. Звуковые образы (высота, тембр, динамика, продолжительность, характер) должны предшествовать исполнению.

  1. Методика работы над штрихами с учениками струнно-смычкового отделения.

     Важную роль в овладении учеником всего богатства фортепианной техники играет работа над штрихами. Самые основные и часто используемые – это штрихи staccato, и  non legato. Без них не обходится ни одно даже самое миниатюрное произведение.

     Начнем со штриха non legato. В переводе с итальянского non legato -раздельно. Необходимо играть звуки отдельно один от другого. И начинают свое обучение учащиеся, как правило, с этого штриха. Он не является очень сложным для них. При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.

     Следующий штрих- legato. Это связное исполнение звуков. Важно обьяснить ученику, что в нотах этот штрих обозначается при помощи лиги. Для учеников струнно-смычкового инструмента этот штрих является знакомым и близким. На скрипке, как ни на каком другом инструменте, идеально соединяются звуки с помощью смычка. На фортепиано необходимо так же плавно соединять звуки один с другим при помощи пальцев. Нужно стремиться к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев. Я на своих уроках советую ученикам представить, что идешь по колено в сугробе и не можешь высоко поднимать ноги (в данном случае пальцы). Штрих legato представляет собой имитацию человеческого голоса, так же, как и при исполнении его на скрипке. В репертуар ученика важно включать исполнение  песен разных народов мира в обработке русских и зарубежных композиторов. Песенное творчество, скорее всего, найдет отклик в душе учащегося. При исполнении таких произведений педагогу необходимо обучать его  приему legato.

     Еще один штрих- staccato. В переводе с итальянского staccato означает отрывисто. Это короткое, отрывистое исполнение звуков. В нотном тексте обозначается точкой над или под нотой. Пальцевое staccato придает произведению тонкость, легкость, грациозность. Ребенку можно объяснить этот штрих с помощью сравнения. Например, попросить его представить, что он прикоснулся пальцем к острой иголке или, например, к горячей сковородке.

     Точность в исполнении штрихов необходимо воспитывать с первых этапов обучения. Ясное слуховое представление штриховой палитры и забота о ее разнообразности должны сопровождать работу над каждым музыкальным произведением.

  5. Заключение.

     Важнейшее значение имеет то, как преподаватель поможет ученику овладеть особенным музыкальным языком. Владение разнообразными видами туше помогает передать яркие звуковые образы музыки. Нужно обучить этим приемам ребенка, ведь с помощью них он будет творить. Необходимо направить ребенка на путь раскрытия своих способностей, помочь выразить через звуки себя и свое видение окружающего мира.

               

                    Список использованной литературы

1. Гольденвейзер Е. В классе А. Б. Гольденвейзера, - М.: Музыка, 1986.

2.  Коган Г. Работа пианиста. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

3. Лиьерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М.: Фигаро-центр, 1996.

 4.  Милич Б. «Фортепиано маленькому пианисту». Методические пояснения.

Издательство «Кифара» Москва 2002

5. Цыпин Г. Обучение игре не фортепиано. – М.: Музыка, 1984.