Распевки для ладово-интонционной работы в хоре

Карташова Ольга Александровна

В работе представлены некоторые распевки в стиле "Барбаршоп гармонии",которые помогают развитию гармонического строя в хоре мальчиков.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гармонические распевки в работе над гармоническим строем в хоре

Гармония в переводе с греческого, означает «связь, стройность, слаженность». В музыке это наиважнейшее выразительное средство,  оно основано на объединении звуков в созвучия и их взаимосвязь между собой.
Гармонический слух представляет собой способность  певцов воспринимать множество звуков как единое целое.
В практике хорового исполнительства обязательно нужно умение пользоваться гармоническим слухом и  развивать его.
Пение многоголосия является важными формами работы в развитии гармонического слуха. А непосредственное воспитание чувство строя в работе над многоголосьем, является главной задачей. Основой чувства строя является услышать общее звучание аккордов, красоту многоголосия, умение слышать мелодическую линию каждого голоса, умение подстраиваться, найти своё место в ансамбле.   Однако, разучивание каждой   мелодическим партии по отдельности, а затем их соединение в единый ансамбль, имеет свои трудности и нюансы. В данном случае, в помощь хормейстеру можно привести некоторые гармонические распевки.
Хочется привести пример распевок в стиле барбершоп.
Барбершоп — это жанр вокальной популярной музыки, возникший в начале 1900-х годов в США. Это преимущественно мужская территория, хотя женские коллективы тоже существуют. Они исполняют произведения а капелла. Музыкальная фактура устроена таким образом: лидирующий голос поёт основную мелодию, это партия 2 дисканта или 2 тенора. 1 дискант или Тенор 1  обеспечивает гармоническую «надстройку», бас исполняет низкие звуки, являющиеся фундаментом, и, наконец, баритон дополняет аккорд. 

Упражнение на  разработку вертикального чувства тональности
Упражнение преследует 2 цели. Оно дает певцам возможность  почувствовать тональность и каждый интервал.

Освоив гамму и узкие интервалы, певцы могут переходить к работе более широкими  интервалами. В этом упражнении певцы должны, четко слушать основной тон. Настраивайте певцов на то, что на практике ориентироваться нужно на мелодию. Не допускайте скольжения между нот. Придумывайте свои собственные упражнения на разработку правильного интонирования

Когда певцы привыкнут слышать интервалы, можно переходить к работе над аккордами. Попробуйте это упражнение на любую гласную. Следите за тем, чтобы все восходящие интервалы исполнялись верно. Баритон- лидер и Дискант должны слушать себя и педальную ноту Баса.

Другой вариант упражнения.

Цель - почувствовать каждый интервал и связь  с основным тоном До. Здесь все слушают партию 2 дискантов или Лидера и строят от неё.

 

Можно разрабатывать разные комбинации октав и квинт.

Эти упражнения могут значительно помочь в работе над гармоническим слухом в хоре. Также в работе можно применять упражнения из методики  Г. Струве «Хоровое сольфеджио».

Пение гамм в терцию.

Пение хроматической гаммы на два голоса с перекрещиванием голосов

Все эти упражнения очень эффективны и хорошо помогают в работе. Уделяя  таким  распевкам внимание на занятиях, времени на выстраивание  аккордов и интервалов в разучиваемых произведениях уходит гораздо меньше, так как дети уже сами слышат гармонию  и понимают, как можно чисто интонировать, не «переезжая» на другую партию, как пропеть тот или иной  отрывок произведения в терцию, в секунду. Вокально-хоровые упражнения по мере роста мастерства хорового коллектива, помогают  прогрессировать художественно-исполнительским задачам.

Это  никогда не должно выпадать из орбиты внимания дирижера. В течение всего процесса занятий руководитель в той или иной форме должен работать над сохранением и повышением мастерства исполнительского коллектива.