Работа над полифонией в младших классах ДШИ

Мазурова (Яковлева) Ксения Владимировна

Тема урока: Работа над полифонией  в младших классах  ДШИ.

Цель урока: формирование исполнительских навыков на примере полифонической  музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, интонационная выразительность, четкость и соблюдение выбранной  артикуляции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_otkrytogo_uroka.docx30.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Курский музыкальный колледж им. Г.В. Свиридова»

План-конспект

Открытого урока  преподавателя Яковлевой К.В

с обучающейся 2 класса ОДО (музыкальная школа)

Агибаловой Ксенией

Тема: «Работа над полифонией в младших классах ДШИ»

Г.Курск, 2019

Открытый урок : «Работа над полифонией  в младших классах  ДШИ»


Тема урока: Работа над полифонией  в младших классах  ДШИ.

Цель урока: формирование исполнительских навыков на примере полифонической  музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, интонационная выразительность, четкость и соблюдение выбранной  артикуляции.

Задачи урока:

Образовательные:

 -  сформировать понятие «полифония»;

-  изучить особенности имитационной полифонии на примере фугетты.

Развивающие: 

развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения;

 расширение кругозора по теме «полифония».Развитие  полифонического мышления и навыков исполнения имитационной полифонии

Воспитывающие: воспитывать творческое отношение к работе над полифонической музыкой, формировать умение ученика работать самостоятельно. Воспитывать способность к целостному охвату формы .

Тип урока:  Комбинированный.

Вид урока :закрепление полученных  знаний, умений ,навыков, совершенствование исполнительского мастерства.

Форма: индивидуальная.

Методы обучения: практические, наглядные, словесные, метод диалога, анализ.

Оборудование: два фортепиано, ноты, аудиоматериал.

План урока

1.   Организационный момент ( приветствие, контроль правильности посадки за инструментом, объявление темы урока, сообщение целей и задач, введение в тему урока).

 2. Практическая часть урока ( Определение работы над полифонией как важный этап в формировании пианиста, введение понятия имитационной полифонии, анализ темы фугетты , определение ее структуры и формы произведения в целом, работа над пианистическими навыками, артикуляционной точностью исполнения темы , вопрос исполнения украшений, организация работы учащегося по осмыслению и усвоению материала, применение знаний и умений).

  3. Рефлексия и подведение  итогов.. итоговое исполнение фугетты, домашнее задание. .

Ход  урока. Практическая часть.

 Организационный этап.

Приветствие, диалог об успеваемости ученика, сообщение темы урока. Урок проводится с учеником 2 класса фортепианного отделения.

Практическая часть.

Исполнение  Фугетты С. Павлюченко

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична, в широком смысле этого слова. Полифоничность и многоплановость являются типичными особенностями фортепианной фактуры

Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности ясно и  дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий - один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

Воспитание элементов полифонического мышления и навыков исполнения полифонии является одним из важнейших условий развития пианиста.

Полифония бывает :подголосочная, контрастная и имитационная

Уже на самых лёгких пьесах первоклассник начинает постигать музыкальную ткань всех трех видов полифонии. Переход от одноголосных мелодий к двухголосным, являющийся важным этапом в музыкальном развитии ребенка, должен осуществляться постепенно.

 В слуховых восприятиях ребенка появление второго голоса может  ассоциироваться с подпеванием (другим человеком) нижнего голоса (это могут быть мамин и папин голоса или голос ребёнка и голос взрослого). Надо подвести ребёнка к этой мысли.

Начальное развитие имитационного полифонического слышания осуществляется на эпизодах с каноническим изложением и строгих двухголосных канонах . Чем контрастнее ритмика и высотная направленность обоих голосов, чем ярче их мелодические кульминации, тем естественнее и легче прослушиваются учеником голоса в их одновременном изложении.

Для того чтобы сделать ребёнку более доступным понимание полифонии, полезно прибегать к образным аналогиям.

При знакомстве с полифоническим произведением мы с учеником всегда выясняем к какому типу полифонии относится произведение.

В нашем случае Фугетта относится к имитационному виду полифонии.

Имитационная полифония – это вид полифонии, при котором основная тема экспонируется в одном голосе, а в дальнейшем, возможно с изменениями, появляется в других голосах.

А что же такое фугетта? Фугетта – это маленькая фуга. относительно простая по художественно-образному содержанию, композиционным приемам и фактуре.  фуга имеет тему, противосложение, интермедии.

В фуге так же как и в сонатной форме есть экспозиция, разработка и реприза, границы которых определяются количеством раз, которые прошла тема во всех голосах, а так же законами ладо-тональной организации.

 В диалоге с ученицей обсудить биографическую информацию о композиторе. С. Павлюченко Фугетта относится к русской полифонии. В профессиональной русской музыке  эти самобытные формы развивались  в 18 в. и первой половине 19 в. Характерные черты русской полифонии заключаются в том, что музыка строится зачастую  на ладовом принципе( системе функциональных отношений звуковысотной классификации тонов),с характерными речевыми интонациями. А так же в тональном плане преобладает плагальность, ладовая переменность, неквадратные стуктуры периодов.  

Здесь  же следует познакомить ученика с понятием комплементарной ритмики характерной для полифонии в целом , которое  ярко сформировалось еще в эпоху Барокко. Комплементарная ритмика – это  равноправие  и взаимодействие голосов на всех уровнях, сознает единое движение и единую линию развития за счет того, что голоса дополняют друг друга. Так, например, если в теме идет линия, то  противосложение написано более крупными длительностями

Переходя к работе над произведением хотелось бы отметить, что в первую очередь необходимо проанализировать структуру  и форму произведения, еще Шуман говорил, что если тебе не ясна форма, то тебе не ясно содержание.

В основу Фугетты заложена 5-ти тактовая тема, состоящая из двух разных по характеру  и артикуляции, компонентов. Один из них имеет кантабильную, певучую основу,  а другой более четкую, определенную артикуляцию. Тема строится по барочному принципу «ядро-развертывание». Первые два такта составляют ядро темы, остальные три такта развертывание. Тема сначала экспонируется  в правой руке в тональности  A-moll, далее по классической структуре проходит во втором голосе в тональности доминанты, но с русской окраской и традицией, потому что композитор выбирает натуральную доминанту (отсутвует соль диез) . Противосложение удержанное , имеет  интонационно вопросительный характер. Интермедия небольшая,основанная на интонациях темы и противосложения, отличается тем, что как раз  в ней ярко проявляется переменная ладовость, начинается в ми миноре, а заканчивается в ми мажоре. Разработки в данной фугетте нет, мы уже говорили о том, что произведение будет оносительно простым по композиционным приемам, в репризе тема возвращается в левой руке в тонике.

Сразу же стоит обратить внимание ученика на каденции, определить главную каденцию, в них сосредоточены  кульминации разного уровня, которые  составляют основу формы произведения, а так же являются узлом гармонической сложности. И всегда помнить, что  целостность музыкальной формы зависит от :1. иерархии кульминаций; 2.логики  гармонического развития, как выстраивание динамического плана; 3. единства или соотношение темпов.

После анализа  темы и формы переходим к работе над пианистическими навыками в данном произведение. Стоит уделить особое внимание работе над интонацией и артикуляцией , потому что это создает образ  темы. По своему характеру тема  имеет черты менуэта, но отличается своей неквадратностью(отличительная черта русской полифонии). В ядре выбираем кантабильную, выразительную как человеческий голос, манеру игры, в развертывании -  упругое стаккато близкое по своему характеру к нон легато, сочетающееся с певучестью. Так  же проблемой будет продолжение темы через паузу. Обращаем внимание ученика на то, что это продолжение темы,  и здесь особенно важна работа слуха и слухового контроля. Сразу скажем о том, что тема всегда вступает ясно, показывая все проведения темы в разных голосах. Уделить внимание вопросу метра и размера. Это связано с тем, что метр указывает нам как мыслить тему, в данном случае мыслить тему необходимо минимум четвертями, выстраивать длинную, тягучую линию.

После прохождения темы в правой руке, тема переходит в левую руку, важно сохранить первоначально выбранную артикуляцию и придерживаться ее во всех проведениях. Следующая сложность которая встречается нам, это появление противосложения со своим свом воспросо-ответным характером.

Для уяснения вопросо-ответных соотношений И. Браудо предлагает следующий педагогический прием: педагог и ученик располагаются за двумя инструментами, первый двутакт исполняется педагогом, ученик отвечает на этот двутакт-вопрос исполнением второго двутакта-ответа. Затем роли меняются. При этом исполнителю, задающему вопросы, можно играть свою мелодию чуть ярче, а отвечающему - чуть тише, затем попробовать сыграть наоборот, прослушать и выбрать лучший вариант.

 Отрабатываем с  учеником этот приём работы над произведением, вырабатывая таким образом, осмысленное прочтение музыки, эмоциональное  отношение к ней.

Направляем внимание ученика на разные артикуляции и противоположную динамику в обоих голосах. При этом, противосложение дополняет интонации темы. Следует быть особо внимательным к выходу  из длинных нот, слышать с какой динамикой закончился звук, для правильного выхода в следующий звук без акцента.  Для понимания звуковой  целостности темы и противосложения  следует проучить их отдельно, а уже потом соединять.  Помнить о протяженности звука, слышать длинные ноты на трех уровнях : 1.на крещендо 2. На диминуендо 3.на том же уровне. Одним из вариантов проучивания голосов может быть совместное исполнение с педагогом, используя разную динамику, практикуя слышание на всех трех уровнях, а потом  меняясь ролями. В дальнейшем ставим ученику эту задачу для самостоятельного выполнения, с целью развития внешнего слуха и самоконтроля, формируя умения слышать несколько голосов одновременно с разными интонациями, артикуляциями и динамикой..

 Так же важно слышать тембральную окраску каждого голоса. Все это связано с образностью, характером звучания ,ладо-гармоническим развитием и формированием целостности формы, а так же с задачей  заставить ученика услышать диалог. Вообще роль гармонии важна в полифонии, поэтому проучиваем не только по  горизонтали, но и по вертикали, собирая гармонию и вслушиваясь в нее.

Интермедия построена на диалоговом соотношении голосов. Здесь сохраняются задачи поставленные ранее. Яркий пример того,  как темы меняются местами поочередно, и как важен слуховой контроль для дифференцированного исполнения.

 Говоря об украшениях в полифонии стоит отметить, что украшения расшифровываются либо в долю, либо за счет предыдущей. В Фугетте у нас используется трель в двух последних коденциях. Помним о том, что трель организованна ровными длительностями и имеет четкую ритмическую организацию. При расшифровке украшение играется в два раза короче, чем самая короткая длительность в тексте, т.е в нашем случае трель будет исполняться тридцатьвторыми. Обычно трель играется с верхнего вспомогательного тона, но в нашем случае она попадает под исключение из правил, потому что в голосе до этого присутствует звук, являющийся для нас верхним вспомогательным. Украшение стоит рассматривать как часть голоса, поэтому не нельзя проскальзывать мимо него, необходимо пропеть и прослушать на инструменте. Трель создает дополнительное напряжение , которое приводит нас к репризному проведению темы на форте. Важно проучить стык последнего такта интермедии и начала темы, чтобы трель прозвучала равномерно, прослушать выход из длинных нот с пунктиром на cresc, в чем нам поможет обращение к слуху  и понимание того, что cresc. для  нашего инструмента понятие иллюзорное, и как мы сами услышим звук, так же его поймет слушатель.

Все это приводит нас в кульминационному проведению темы в тонике. Здесь сохраняются принципы работы над темой и слегка измененным противосложением. В самом последнем такте появляется трехголосие.. Два голоса в одной руке требуют особенного внимания, потому что это всегда сложно для работы слуха. Важно выстроить голоса так, чтобы слышны были длинные крайние ноты, а на фоне играл средний голос.

Только постоянный слуховой контроль, внимание ученика к поставленным задачам могут помочь в достижении цели: научиться понимать, слышать и полюбить полифоническую музыку. Из многих задач, встающих на пути изучения полифонии, основной остается работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью голосов. В чем эта самостоятельность?

-- В различном характере звучания голосов.

-- В несовпадении штрихов.

-- В разной, почти нигде не совпадающей интонации

-- В несовпадении кульминаций.

-- В разной ритмике.

-- В несовпадении динамического развития.

Способы работы над полифоническим произведением:
1.    Отдельно каждой рукой, по голосам
2.    Один голос играет учитель, другой – ученик.
3.    Один голос петь, а другой одновременно играть.
4.    Петь на два голоса. Один поет учитель,  другой – ученик.
5.    Сосредоточить внимание на одном голосе.
6.    Знать наизусть каждый голос.
7.    Играть один голос на f, другой на p
8.    Игра голосов «вслух»  и «про себя».
9.    Игра с разных мест «вразброс».

10.  Играть в разных регистрах и на разных инструментах.

Рефлексия и  подведение итогов, задание на дом.

1. Ученику необходимо отработать выразительность интонаций каждого голоса.

2. Научиться контролировать одновременное звучание двух голосов, чтобы каждый голос сохранил свой образ.

3.Слушать динамическое развитие и кульминации в каждом голосе.

4. Слышать украшение как часть мелодии

Перед педагогом музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить любить полифоническую музыку, понимать её, с удовольствием работать над ней.

Список использованной методической литературы

  1. Г. Нейгауз “Об искусстве фортепианной игры”.
  2. Б. Милич “Воспитание ученика-пианиста в 3-4 классах ДМШ”.
  3. А. Артоболевская “Первая встреча с музыкой”.
  4. Н. Любомудрова “Методика обучения игре на фортепиано”.
  5. Н. Калинина “Клавирная музыка Баха в фортепианном классе”.
  6. А. Алексеев “Методика обучения игре на фортепиано”.
  7. С.С. Скребков Теория имитационной полифонии