«Начальный этап обучения игры на гармони»

Евсюков Сергей Александрович

План –конспект открытого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalnyy_etap_obucheniya_igry_na_garmoni.docx51.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Тема «Начальный этап обучения игры на гармони»

План –конспект открытого урока Евсюкова С.А.

преподавателя ОБОУ ДО «Фатежская ДШИ»

Цель урока: Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте.

Задачи урока:

1.Обучающая: обобщить и углубить знания учащегося.

2.Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре на инструменте, технических навыков исполнительства, творческих способностей.

3.Воспитывающая: привитие интереса и любви к музыкальному искусству

4.Здоровьесберегающая: правильная посадка, положение рук. Постановка инструмента.

Форма урока: индивидуальная

Технические средства: Гармонь для ученика, гармонь для преподавателя, пульт, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, дневник ученика.

Учащийся: Аленченков Матвей, возраст 8 лет, 1 класс.

Репертуарный план урока:

1. Гамма до мажор разной аппликатурой.

2. Пьесы двумя руками вместе: «Как под горкой под горой» рнп, «Василёк» рнп.

Структура урока:

С первых уроков ученик приучается играть, не глядя на клавиатуру. Перед началом исполнения ему необходимо установить пальцы на клавиши: до- третий палец, ре- второй и ми-четвертый, первый палец за грифом - это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти.

Положение левой руки: левая рука располагается на краю крышки левого полукорпуса инструмента, кисть находится над клавиатурой, подушечки пальцев располагаются на корпусе за вспомогательным рядом, такое положение приучает левую руку к правильной постановке, способствует работе нужных мышц.

 Освоение основ меховедения, извлечение длинных звуков, выполняется по слуху, без нот, по показу педагога. Педагог обращает внимание на ровность меховедения, качество звукоизвлечения, недопустимость прогиба пальцев, ощущение трех точек опоры, а также наличие точки упора инструмента во внутреннюю часть бедра правой ноги при ведении меха в сжим.

  Выработка чувства, осязательных ощущений. Умение находить нужные клавиши и соизмерять мышечные усилия с упругостью клавиш, не допуская чрезмерного давления и прогиба суставов, сохранять контроль над правильным положением левой руки.

Ход урока:

  1. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.
  2. Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух, штрихом легато и стаккато, разной аппликатурой:2-3:3-4,1-2-3-4.
  3. Проигрывание выученных ранее пьес правой рукой, указывая на недостатки и достоинства: УНП «Веселые гуси», М. Красев «Елочка», «Наконец настали стужи».
  4. Проведение физкультминутки. «Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в тоже время произносятся слова: «Шалтай-болтай».
  5. Проигрывание ранее выученных пьес обеими руками вместе: «Русская частушка», Д.Кабалевский «Маленькая полька», М.Магиденко «Петушок».
  6. Проведение физкультминутки. «Солдатик и медвежонок». Упражнение выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого, толстенького медвежонка.
  7. Работа над пьесой Е.Дербенко «Песенка-чудесенка». Работа над новыми длительностями –шестнадцатыми, новой ритмической фигурой.

Анализ урока:

Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты:

- четкость и ясность поставленных задач;

-разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей обучающегося;

- активизация слухового контроля;

- развитие мышления;

-подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.

-самоанализ учащимся исполняемых произведений.

Домашнее задание. Играть гамму до-мажор правой рукой, следить за ровным соотношением длительностей. «Песенка-чудесенка» играть отдельными руками, следить за правильной аппликатурой и ведением меха. Повторять пройденные пьессы.

Отметка. 5 (отлично)

Список используемой литературы:

1. Е. Дербенко «Школа игры на гармони».

2. Бажилин Р.Н. «Самоучитель игры на двухрядной хроматической гармонике».

3. Мирек А. Справочник к схеме гармоник.

4. Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспортирование (баян, аккордеон).

5. Шахов Г. Основы аппликатуры (баян и аккордеон).

Экспертиза.

Преподавателем был представлен точный и развернутый план урока, в котором отражены цели, задачи, приемы, методы и технологии с обучающимся по указанной теме.

Результат урока показал, что задачи, поставленные на уроке, были выполнены и всесторонне раскрыты:

-четкость и ясность поставленных задач;

-разнообразный музыкальный материал, способствует развитию творческих способностей ребенка;

- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации);

-развитие мышления;

-самоанализ ученика в исполняемых пьесах;

-подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.

Урок был построен по принципу поэтапности и постепенности усложнения задач, где чередуются словесные и практические виды деятельности, включающие музыкальное исполнительство и работу с дидактическим материалом. Педагог ставил цели и конкретные задачи, организующие деятельность ребёнка на каждом этапе урока.

Структура урока включает все необходимые элементы:

-  при проверке домашнего задания ученика возникли проблемы с аппликатурой и ритмом. Преподаватель обозначил ошибки и организовал деятельность ученика по их исправлению.

В ходе работы педагог использовал приёмы показа, устного объяснения.

В первой части урока была проведена работа над техническими навыками, которые затем применялись для решения исполнительских задач, во второй части закрепляли эти навыки для дальнейшего использования их в самостоятельной домашней работе.

Преподаватель высшей

квалификационной категории

ОБПОУ "Курский музыкальный колледж имени

Г.В.Свиридова" Шилов Д. А.

 

        Шилов Д. А.