2022 г. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. Применение методов музыкотерапии в развитии вокально — хоровых навыков в младших коллективах в ДШИ

Савельева Марина Геннадьевна

Предметная область данной работы затрагивает внедрение в структуру хоровых занятий некоторых методов музыкотерапии, а также необычных, нестандартных приемов игропрактики, которые успешно можно реализовать через технологию определенных упражнений.

 Здесь находят свое отражение система работы хора, различные формы общения с детьми, разнообразие содержания уроков при относительно устойчивой их структуре. Технология работы над вокальным звуком и словом, методы активизации слуха, рационального и ассоциативного мышления детей, вопросы развития слухового воображения, обогащение тембровой, колористической и эмоционально – психологической палитры — все эти и многие другие вопросы можно решить с помощью методов музыкотерапии.

Значимость данной темы в том, что используя близкий и понятный детям музыкально — дидактический материал, опираясь на традиционные методические основы, мы сохраняем преемственность поколений, по – новому используя этот творческий материал, не меняя доступность и комфортность образовательной среды в условиях динамичного и стремительно меняющегося жизненного пространства.

 

Ценность материала практической части в том, что все методические положения, высказанные в нем, подкрепляются выполнением интерактивных упражнений под сопровождение мировой классической музыки. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени Г. Струве»

г. Железногорск  Курская область

Методическое пособие.

 Применение методов музыкотерапии

в развитии вокально — хоровых навыков в младших коллективах в ДШИ

Выполнила: преподаватель

высшей квалификационной категории

вокально - хоровых дисциплин

Савельева Марина Геннадьевна

Рецензент:

Заслуженный работник культуры РФ

Председатель ПЦК

отделения «Хоровое дирижирование»

ВМК им. Ростроповичей

Тамара Олеговна Жданова

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………3

I. Основная часть

    1. Теоретическое обоснование…………………………………………………6

          1.2. Методы музыкотерапии………………………………………………..8

           

    2.  Практическая часть………………………………………………………….

          2.1 Музыкотерапия и игропрактика……………………………….

        II. Фрагмент хорового урока…………………………………………

Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………………

Пояснительная записка.

Вопрос мотивации красной нитью проходит у каждого педагога через всю  педагогическую деятельность. На каждом уроке мы сталкиваемся с пассивностью учащихся, с их медлительностью, а порой и с усталостью, которую влечет за собой учеба в общеобразовательной школе и большая перегрузка развивающими дополнительными кружками, либо дети увлечены гаджетами и телевидением. Чтобы вовлечь детей в обучающий процесс, сосредоточить их внимание на музыкально — эстетическом развитии, приобщить к культуре исполнения хоровых произведений классического направления, не растерять истоки, певческие традиции русской культуры, необходимо постоянно быть в поиске новых, интересных интерактивных методов, которые повышают мотивацию не только обучающихся, но и педагога.

Современный уровень жизни диктует все новые условия и по неволе приходится вносить свои коррективы и правила в повседневный урок. Наряду с устоявшимися методиками по организации вокально - хоровой работы с детьми, основа которых прочно вошла в специфику преподавания хормейстера, появляются новые, интересные. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что это прошлое наследие перестало стимулировать развитие и интерес детей, а значит пришло время поиска приемственности прошлого опыта с новыми способами, формами и приемами.

Тем не менее, главным инструментом воспитания детей, средством их социальной адаптации в процессе усвоения духовного опыта поколений является хоровое пение. Именно через хоровое пение формируется у ребенка душевная гармония, вносящая порядок в ритм его жизни, быта, взаимоотношения с людьми.

Предметная область данной работы затрагивает внедрение в структуру хоровых занятий некоторых методов музыкотерапии, а также необычных, нестандартных приемов игропрактики, которые успешно можно реализовать через технологию определенных упражнений.

Данная тема рассматривает также один из видов здоровьесберегающей образовательной технологии - дыхательную гимнастику. Эта технология входит в систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех участников образования — как учащихся, так и педагогов.

Значимость данной темы в том, что используя близкий и понятный детям  музыкально — дидактический материал, опираясь на традиционные методические основы, мы сохраняем преемственность поколений, по – новому используя этот творческий материал, не меняя доступность и комфортность образовательной среды в условиях динамичного и стремительно меняющегося жизненного пространства.

Ценность материала практической части в том, что все методические положения, высказанные в нем, подкрепляются выполнением интерактивных упражнений под сопровождение мировой классической музыки. Здесь находят свое отражение система работы хора, различные формы общения с детьми,  разнообразие содержания уроков при относительно устойчивой их структуре. Технология работы над вокальным звуком и словом, методы активизации слуха, рационального и ассоциативного мышления детей, вопросы развития слухового воображения, обогащение тембровой, колористической и эмоционально – психологической палитры — все эти и многие другие вопросы можно решить с помощью методов музыкотерапии. Использование комплексного подхода методов и приемов ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей младшего школьного возраста путём стимулирования их активности, сознательности и осознанности действий.

Изучение данной темы - это поиск наиболее рациональных приемов и действенных методов музыкального воспитания и обучения детей, адаптация их к условиям современной интерпретации народного творчества, опираясь на  предшествующий исторический опыт.

Цель работы: раскрыть сущность технологии музыкотерапии и показать способы применения методов музыкотерапии в вокально — хоровой работе.

В процессе достижения этой цели решаются следующие задачи: 

1. Познакомить преподавателей, занимающихся обучением пению детей дошкольного и младшего школьного возраста, с практическими упражнениями;

2. Рассказать о технологии исполнения упражнений;

3. Пояснить, как на простых упражнениях, в абстрактном и конкретном (текстовом) вариантах упражнений учащиеся приобретают конкретные вокально — хоровые навыки;

4. Рекомендовать упражнения для развития вокально — хоровых навыков как наиболее эффективные в этом направлении.

Исходя из этого, определяем  новизну и актуальность работы:  рассмотреть музыкотерапию – как вспомагательный, активный метод коррекции природных данных: голоса, слуха, ритма, чувства музыкальной формы и др. в процессе развития вокально — хоровых навыков.

Целевая аудитория: учащиеся младшего школьного возраста — младший хор (1 — 3 класс)

Методы обучения:

1. наглядный (слуховой и зрительный);

2. словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

3. проблемно – поисковый;

4. объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным.

Методические приёмы:

1. Введение творческих заданий на основе личного опыта учащихся, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

2. Введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности, правилах орфоэпии, дикции и артикуляции;

3. Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения (слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного и воспроизведения лучшего варианта);

4. Вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала (моделирование сюжетной ситуации движениями руки).

Музыкальное обучение ведется по дополнительной предпрофессиональной программе «Хоровое пение». Методическая разработка хорового урока демонстрирует систематическую тесную связь педагога и учеников, на фоне формирования общей музыкальной культуры ребенка.

Методическая разработка относится к новым формам, методам, средствам обучения и воспитания детей  

I. Основная часть.

1.1 Теоретическое обоснование темы.

Музыкотерапия – это процесс целенаправленного воздействия на психофизическую природу человека эмоционально-образной звуковой средой с целью включения механизмов саморегуляции.

Всё большее количество специалистов склоняются к тому, что музыкотерапия — универсальная воспитательная система, самостоятельное направление в музыкальной психологии и музыкальной педагогике. Музыкотерапия представляет собой один из видов здоровьесберегающих технологий.

Применение в вокально — хоровой работе методов музыкотерапии позволяет подойти к обучению и воспитанию детей с разных сторон: музыкально — образовательной (укрепление дыхательной системы, развитие координации слуха и голоса, расширение диапазна), психологической (снятие зажатостей, страхов, комплексов от чрезмерной застенчивости до агрессивной вспыльчивости), физиологической (развитие и раскрепощение опорно — двигательного аппарата), психической (снятие нервных перегрузок, улучшение нервно - психического состояния), оздоровительной (организует осанку, повышает общую сопротивляемость организма простудным заболеваниям, активизирует его тонус). Эти и другие проблемы мешают ребенку раскрепостить свою личность и обрести творческую свободу. В связи с этим, терапия музыкой преследует общую и основную цель в любой сфере  — улучшение физического и психического состояния, совершенствование личностного роста и развитие в сложных условиях современной жизни.

Не обязательно музыкальному руководителю иметь медицинское образование и, наоборот, специалисту медицинской сферы не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы понимать, как сильно влияет вибрация музыкальных звуков на оздоровление и профилактику здоровья в особенности детского организма.  Музыкотерапия, ее активный вид музыкальной деятельности - одна из интереснейших методологических техник в работе с детьми в музыкальной педагогике.

Как работает музыкотерапия в условиях образовательного процесса? Для работы с детьми в рамках музыкального образования музыкотерапию мы определяем как помощь для оптимизации творческих сил, поиск их предельных возможностей, эмоциональное раскрепощение, восстановление душевного равновесия, воспитание артистичности и выразительности исполнения произведений.

Чтобы вовлечь детей в обучающий процесс на хоровых занятиях, сосредоточить их внимание на музыкально — эстетическое развитие, приобщить к культуре исполнения хоровых произведений классического направления, не растерять истоки, певческие традиции русской культуры, было решено использовать различные интерактивные упражнения, которые повышают мотивацию не только обучающихся, но и педагога. Комплекс специально подобранных интерактивных упражнений беспрепятственно способствует организации вводной части урока, выступает как подготовительный этап к дальнейшей вокально - хоровой работе, а также помогает довести некоторые хоровые навыки до автоматизма. Ребята добровольно быстро включаются в процесс, азартно берутся за каждое новенькое «дельце», а это первый шаг на пути к успеху. Уникальную систему — музыкотерапию возможно успешно реализовать на хоровых занятиях.

Использование классической музыки при выполнении интерактивных упражнений в одночасье активизируют мозговые участки, которые отвечают за речь и эмоции ребенка, его физическое, социальное и умственное развитие. Тот, кто хоть единожды внимательно слушал классику, наверняка ощущал это невероятное чувство, когда внутри тебя происходит что-то необъяснимое, ликует душа, перехватывает дух… Для растущего организма эти ощущения необходимы, как воздух и вода. В процессе такого вида деятельности целесообразно применение   музыкального материала на основе зарубежной классической музыки, так как она имеет строгую структурную упорядоченность и метроритмическую ровность.

 Музыка вызывает определенное воздействие на детский голос и растущий организм в целом. В этой связи деятельность, связанная с восприятием включенных в нее музыкальных произведений разных стилистических эпох, мировых шедевров русской и зарубежной классической музыки становится наиболее эффективной, воздействует не только на процесс обучения, но и на развитие кругозора и духовного начала маленьких хористов, а также является средством снятия зажатости юного исполнителя. Это дает мощный импульс всем остальным действующим системам ребенка -  дыхательной, двигательной и центрально — нервной системе.

Музыкотерапия имеет еще одно положительное свойство — это один из видов здоровьесберегающей технологии, системный подход которой ведет к  разработке образовательной стратегии по охране детского голоса.

1.2 Методы музыкотерапии.

2010 г. в России профессор Клюев утвердил статус музыкотерапии как терапевтический и воспитательно - педагогический метод. С тех пор музыкотерапия активно применяется в детских садах и школах как метод психологической коррекции детей, являясь частью педагогического процесса. На хоровых занятиях в ДШИ применение методов музыкотерапии является вспомогательным средством в обучении вокально — хоровым навыкам, внося разнообразие в педагогическую практику и повышая интерес детей к учебе.

Цель применения методов музыкотерапии: раскрыть творческий потенциал учащихся, достижение автоматизма определенных знаний, умений и навыков в вокально — хоровой работе с помощью классической музыки.

Задачи:

1. Разработать комплекс интерактивных упражнений, выявить новые формы работы, обнародовать нестандартные педагогические приемы, подобрать музыкально — дидактический материал.

2. Активизировать двигательную, мыслительную, певческую деятельность учащихся (координацию слуха и голоса, движения рук и тела) в соответствии с заданным музыкальным сопровождением с помощью методов музыкотерапии.

3. Воспитать навыки  коллективного и индивидуального осознания певческой деятельности.

Однако, основная задача педагога - не сделать всех детей певцами или актерами, а организовать пространство для реализации их предельных творческих возможностей, возбудить у них активность, направленную на воспитание духовного обогащения. В вокально — хоровой работе целесообразно использовать следующие методы музыкотерапии:

- психогимнастика — курс специальных упражнений, направленных на коррекцию двигательной, поведенческой, познавательной, эмоционально — личностной сфер, а также преодоление чрезмерной утомляемости, вспыльчивости, барьеры в общении. Этот метод активно применяется в качестве психомышечной тренировки, пластической импровизации или речевого и метроритмического тренажа, с помощью которых происходит развитие пластичности, гибкости и координации движений, воспитание эмоций высших чувств.

В вокально — хоровой работе с помощью метода психогимнастики особое внимание уделяется формированию правильной певческой осанки, снятию физических зажатостей - расслабление мышц лица, рук и ног, позвоночника.

- сказкотерапия - содержание определенной темы близкое пониманию ребенка, построенное на фантазии и мышлении, отображающие его потребности и интересы. Этот метод сопровождается восприятием импровизированных звуков природы, что еще больше погружает ребенка в мир образов и представлений, незаметно вводит их в процесс обучения, музыкального развития и воспитания духовного начала.

В вокально — хоровой работе сказкотерапия может сопровождать комплекс упражнений на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации, разработанной кандидатом педагогических наук Виктором Вадимовичем Емельяновым. На основе этих упражнений происходит обучение «цепному» дыханию, координации слуха и голоса, определению звуковысотного соотношения мелодии к точному интонационному воспроизведению звуков, развитие звуковысотной тесситуры. Это особенно важно в работе с детьми - «гудошниками» над коррекцией интонации.

- вокалотерапия — научно обоснованная методика, разработанная Владимиром Бехтеревым — основоположником рефлексологии. Этот метод музыкотерапии, использующий принципы пения и специальную систему вокальных упражнений, направлен на резонансную акустическую стимуляцию   деятельности жизненно важных органов собственным голосом. Ребенок самостоятельно, естественным образом (а не настойчивым натаскиванием) учится управлять своим голосом, развивает эмоциональную сферу. Это идеальный способ лечения у детей нарушений речи (помогает строить плавную и непрерывную речь), при котором происходит развитие активного внимания, слухового восприятия,  восстанавливаются дикционные особенности, укрепляются дыхательные мышцы.  Во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь, влияющая на кровообращение, осуществляя профилактику бронхиальных заболеваний органов дыхания. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия внутреннего напряжения (уравновешивает центральную нервную систему), гармонизации личности, установления контакта между участниками группы и педагогом, объединение в группу.

В вокально — хоровой работе при выполнении вокальных упражнений определенной технической сложности вокалотерапия  помогает автоматизировать певческие умения через эмоциональную и тембровую окраску голоса путем повторения и доведения их до совершенства: дыхание, звукообразование, интонационный, унисонный, дикционный ансамбль, гармонический строй.

- ритмотерапия — система особых ритмических упражнений с использованием дидактического материала, которая помогает направить активную музыкальную деятельность на развитие пространственного мышления, импровизацию. Использование музыки выступает в качестве основного и ведущего фактора воздействия на коррекцию ритмического слуха, синхронность телесных движений.

В вокально — хоровой работе необходимо исполнять ритмический рисунок в такт музыки, что способствует лучшему развитию метрической ровности, чувству пульсации в музыки, научению детей взаимодействию в ансамбле через ритмические композиции.

Введение в работу целого комплекса методов музыкотерапии, различных творческих (теоретических, практических) заданий в виде музыкально - игровой деятельности наиболее эффективно в период, когда и наглядно — действенное, и особенно наглядно — образное мышление младшего школьника тесно связано  с речью:  пассивная речь в своем развитии опережает активную, то есть ребенок понимает на много больше, чем может сам произнести. В этот возрастной период такая деятельность наилучшим образом способствует осознанию ребенком хода и результата действия, помогает поиску путей  решения поставленных перед ним задач, а значит и глубокое раскрытие музыкальных задатков и способностей, а в следствии этого и активное развитие отдельных вокальных навыков и умений.

Детский голос - самый хрупкий инструмент, который нуждается в бережном отношении, охране и его защите. Он особенно уязвим, потому что подвержен опасным вирусным атакам различной этиологии. К нарушению механизма голосообразования может привести патологический процесс, возникший в самом голосовом аппарате или в других органах или системах. Так, например, если увеличены миндалины, то нарушается четкость артикуляции, изменяется тембр голоса. Аденоидные разрастания придают голосу носовой оттенок и даже гнусавость.  Музыкотерапия имеет мощный оздоровительный эффект по силе эмоционально-художественного и лечебного воздействия и параллельно решает сложнейшую задачу коррекции природных данных человека. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). Обладая собственной вибрацией, находит в нашем организме накопление энергии, подавляя в нем потогенную среду. Знание индивидуального здоровья обучающихся поможет избежать побочных явлений и добиться наибольшего эффекта.

II. Практическая часть.

 2.1 Музыкотерапия и игропрактика.

Все мы прекрасно знаем Льва Семеновича Выготского, одного из основоположников отечественной психологии. Его мнение о том, что игра является отправной точкой психического развития ребенка, находит свое подтверждение на каждом возрастном этапе детского развития. Поэтому, применяя различные формы игровой деятельности, мы незаметно вводим детей на следующую ступень развития – обучение, обучение через игру.

На протяжении нескольких лет наше внимание сосредоточено на том факте, что современных детей младшего школьного возраста на хоровых занятиях в музыкальной школе не устраивает роль пассивных слушателей и тем более не устраивает быть просто  подражателями действиям преподавателя. С каждым последующим занятием они ждут необычных форм знакомства с новым музыкальным материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, индивидуальность, характер мышления, тяга к самостоятельности.

Тот, кто работает с младшим хоровым коллективом (1-3 классы), может с уверенностью сказать, что в этом возрасте хористы уже имеют определенный навык унисонного пения, чувствуют необходимость в цепном дыхании, понимают музыкально – интонационный строй в партиях и хоровой ансамбль в хоре. Однако, имеют маленький опыт хорового пения и пока небольшой запас теоретических знаний. Тем интереснее становятся особые музыкально - игровые формы работы,  при которых развитие вокально – хоровых навыков проходило бы интенсивней и важно с большим вниманием планировать каждое отдельное занятие, стремясь сделать его  разнообразным, максимально насыщенным и эмоциональным. Поэтому возникает необходимость в проведении нестандартных форм уроков: урок — путешествие, урок — дискуссия, урок — состязание, урок — музыкальная  викторина, урок — защита.

Какие музыкально — игровые формы работы над развитием вокально — хоровых навыков можно использовать? Рассмотрим на примере структуры урока.

1. Особый интерес у детей на хоровых занятиях вызывает использование манипуляции рук. Влияние подобных мануальных действий на человека было известно со времен Древней Греции, оно активно влияет на функции нервной деятельности, развитие речи, всей двигательной системы человека в целом.

Примером такого рода игровых форм является использование психогимнастики в качестве музыкальной зарядки. Назовем ее «На лесной опушке», проводимое под музыкальное сопровождение Э. Грига «Утро» - это обычная зарядка, которая проходит в самом начале хорового занятия и помогает организовать детей на рабочий лад. Упражнения могут быть абсолютно разными, главное - движения должны быть подчинены метрическому такту музыки.  Детям нравится начинать подобным образом хоровое занятие, потому что эти упражнения заряжают творческой энергией, поднимают настроение, помогают включить внимание, воображение, восстанавливают дыхание, способствуют преодолению двигательного автоматизма. Одновременно с этим мы формируем правильную певческую осанку.

 2. Следующей игровой формой в работе над развитием вокально — хоровых навыков является артикуляционная гимнастика. Сами того не замечая, дети решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса (правильная артикуляция гласных звуков). Навык артикуляции в распевании включает: выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение. Эти упражнения проводятся в начале хорового занятия в качестве подготовительного этапа к дальнейшему пению и под музыкальное сопровождение Й. С. Баха «Шутка». В конце комплекса имеет место быть профилактический массаж болевых точек челюстно — височных суставов. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением.

3. Следующем методом как игровой формой можно научить ребенка осознанно управлять своим голосом, тем самым закрепляя найденный новый «свой» голос и улучшая свои коммуникативные качества, добавляя себе уверенности, обаяния. «Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ)» — это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно - профилактической и развивающей направленности. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Упражнения развивают голосовые мышцы, участвуют в звукообразовании, формируют координацию слуха и голоса, а также развивают детский певческий диапазон. Их можно условно назвать «Рисование голосом»: имитация звуков живого и нежимого окружающего мира, звуков издаваемых живыми и неживыми предметами – машина, самолет, скрип двери, шелест листьев, дуновение ветра. Включение в работу музыкального фона звуков природы  «Африканский лес» помогает ребенку более детально представить образы.

4. Развитие ритмической полифонии в хоре напрямую связано с развитием внутреннего слуха. Ритмические последовательности формируют знания о длительностях нот и нотных группировках. Музыкальное сопровождение произведения В. А. Моцарта «Маленькая ночная серенада» помогает достигнуть темпового и ритмического ансамбля в группе, координируют движения тела под музыку. Ритм, который диктует музыка головному мозгу развивает память, внимание, чувство ритма, самоконтроль, реакцию, умение переключаться  и речь ребенка.

5. Один из видов здоровьесберегающей образовательной технологии - дыхательная гимнастика. Эта технология заслуживает особого внимания.  Предлагаемая дыхательная гимнастика основывается на выполнении дыхательных упражнений лечебной гимнастики, методика которой была разработана педагогом - вокалистом и оперной певицей Александрой Николаевной Стрельниковой. Применение ее позволяет обеспечить ребенку возможность восстановления детского голоса после длительной болезни и сохранения здоровья голосовых связок за период обучения в Музыкальной школе. В стрельниковской дыхательной гимнастике так называемые динамические дыхательные упражнения сопровождаются движениями рук, туловища и ног. Эти движения всегда соответствуют определенным фазам дыхания (вдохи часто делаются при движениях, сжимающих грудную клетку), и вскоре они сами по себе становятся тем условным раздражителем, который и вызывает соответствующие изменения в характере дыхания. В вокально — хоровой работе по формированию основ певческого дыхания дыхательная гимнастика дает глубокие знания о правилах вдоха и выдоха, о фиксации его перед началом пения, учит экономному сдержанному распределению взятого воздуха на  всю музыкальную фразу, а также помогает в укреплении певческих дыхательных мышц. Введение дополнительных приемов музыкальной терапии может стать еще более эффективным методом в работе с детскими голосами. Мы выполняем кратковременные дыхательные упражнения под музыкальное сопровождение А. Вивальди «Палладио», соблюдая метроритмическую структуру произведения и подстраиваясь к его темпу.

6. Распевание завершает вводную подготовительную часть хорового урока. Венгерский композитор и педагог Золтан Кодай 30 лет назад предложил учить музыке через песни и действия, пока дети заняты игрой: «Если сильная основа не заложена в ранние годы, дети не могут раскрыть свой потенциал, - считал Золтан Кодай, - когда фундамент заложен, можно осваивать нотную грамоту». Игры, двигательные песенки, ходьба, хлопки, хороводы — неотъемлемая часть подхода к музыкальному обучению З. Кодая. В хоре дирижер обязан поставить и решить через соответствующий репертуар самую существенную задачу в учебно – воспитательном процессе: формирование и развитие вокально — хоровых навыков. В каждом возрасте  эти задачи свои. Так, например, в подготовительной группе 6-ти лет такой задачей будет создать игровую атмосферу, где игровые песни должны стать основой репертуара этой группы.  В младшей группе 1 класс основными методами являются методы укрепления и развития навыков певческого дыхания, овладения двумя видами звуковедения: legato и staccato и чистого унисона. В старшей группе 2-4 класс – это значительное развитие навыка двухголосного пения с элементами трехголосья и пения без сопровождения, а также расширение знаний о процессе певческого дыхания и наиболее выразительными исполнительскими приемами. Потребуется много терпения, чтобы развить в детях навык слышания вперед, предслышания.

Развитие эмоциональной открытости и работа со звуком (его силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием, интервалами не только приближают к качественному и техническому исполнению песен, но и помогают решению многих психологических и физиологических проблем — способствуют гармонизации личности ребенка.  И не забываем о том, что фантазируем мы не безгранично, а в рамках художественной правды музыкального произведения.

2.2 Фрагмент урока.

Цель урока: развитие вокально — хоровых навыков с помощью методов музыкотерапии, с использованием музыкального материала с опорой на музыкальное сопровождение мировых классических произведений.

 Задачи:

1) образовательные: дать учащимся общее представление о различных способах пения, применяющихся на уроке; закрепить с учащимися понятия о соблюдении правил пения; сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

2) развивающие: формирование хорового строя: интонационный, унисонный, ритмический, дикционный, динамический ансамбль; формирование вокальных навыков: дыхание, артикуляция, звукообразование, фразировка, выразительность.

3) воспитательные: воспитать навык музыкальной восприимчивости - умение слышать и слушать, анализировать, сопоставлять эмоциональную отзывчивость на музыку с содержанием дидактического материала, желание участвовать в самостоятельной деятельности, сознательное отношение к урокам.

Формы обучения: Применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой и индивидуальный опрос.

Структура урока.

  1.  Музыкальная зарядка «На лесной опушке»
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Интонационно-фонетические упражнения.
  4. Ритмическая полифония.
  5. Дыхательная гимнастика.
  6. Распевание.
  7. Работа с произведениями  

Ход урока.

1. Музыкальная зарядка «На лесной опушке»

 Музыкальное сопровождение - Э. Григ «Утро»

Метод психогимнастики: психомышечная тренировка с фиксацией внимания на напряжение и расслабление мышц лица, рук и ног, позвоночника.

Цель: формирование правильной певческой осанки, снятие физических и психологических зажатостей.

Задачи: снятие стрессового состояния (перевозбуждение); формирование позитивного  эмоционального состояния.

Методические рекомендации: упражнения выполнять в такт музыке и количество повторов должно соответствовать одной музыкальной фразе.

Описание упражнения:

1. Бросаем (!) голову вниз и назад (несколько раз), затем вправо и влево с последующим расслаблением мышц шеи: бросили - расслабили, бросили — расслабили (эмоции: ощущение усталости от дневных забот). Количество наклонов должно соответствовать одной музыкальной фразе!

2. Круговые вращения головы по часовой стрелке, затем в противоположную сторону—раскрепощение шейных мышц. Количество вращений должно соответствовать одной музыкальной фразе (до 4-х вращений в каждую сторону)

3. Поочередное движение одним и другим плечом вперед, затем поочередно назад — раскрепощение плечевых мышц. Количество вращений должно соответствовать одной музыкальной фразе!

4. Оба плеча вперед, затем круговые движения назад - раскрепощение мышц воротниковой зоны. Количество вращений должно соответствовать одной музыкальной фразе!

5. Сцепили кисти рук за спиной и оттягиваем их назад — потянули мышцы спины и рук, напрягли - расслабили - раскрепощение мышц позвоночника . Количество повторов должно соответствовать одной музыкальной фразе!

6. Поочередно тянем одну руку вверх, другую: как будто руки — ветви березки и они тянутся к солнышку, затем обе «веточки» тянем вверх и резко бросить обе руки вниз, покачивая расслабленными руками постепенно поднимаем торс в исходное положение. Выпрямились.

2. Артикуляционная гимнастика.

 Музыкальное сопровождение - Й. С. Бах «Шутка»

Метод психогимнастики: психомышечная тренировка с фиксацией внимания на активность и подвижность артикуляционного аппарата.

Цель: развитие мимической и артикуляционной моторики

Задачи: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развивать выразительную дикцию.

Методические рекомендации: в процессе выполнения артикуляционных упражнений необходимо следить за точностью выполнения детьми движений, темпом выполнения, упражнения энергично выполнять в такт музыке,  количество повторов произвольное. Следим за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении.

Описание упражнения:

1. Слегка покусать зубами кончик языка.

2. Покусывать (пошинковать) всю поверхность языка от его корня до кончика.

3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом (как конфетку).

4. Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.

5. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.

6. Цокать языком, меняя положение рта так, чтобы менялась и звуковысотность. Игровая ситуация: разные по величине лошадки по-разному цокают: большие - медленно и низко (нижнюю челюсть опускать вертикально), маленькие пони – быстро и высоко (губы растянуть в улыбке). Затем чередовать положение рта. Выстроить звуковысотный унисон и темповой ансамбль.

7. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине.

8. Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение. Чередовать в быстром темпе (обиделись — обрадовались).

9. Профилактический массаж болевых точек челюстно — височных суставов: 1. Подушечками указательного и среднего пальцев обеих рук массировать болевые точки лица: височную область, крылья носа, лимфоузлы под нижней челюстью, гортань. 2. Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо.

3. Интонационно-фонетические упражнения

на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации.

(по системе Виктора Вадимовича Емельянова)

 Музыкальное сопровождение - «Звуки природы — Африканский лес»

Метод сказкотерапии: содержание определенной темы — сказочного сюжета близкое пониманию ребенка, построено на фантазии и мышлении, отображающие потребности и интересы детей.

Цель: определение звуковысотное соотношение звучания мелодии к точному интонационному воспроизведению звуков разной звуковысотной тесситуры развитие голосовых мышц, участвующих в звукообразовании.

Задачи: развивать координацию слуха и голоса, детского певческого диапозона, укрепление дыхания.

Методические рекомендации: В абстрактном варианте основным элементом упражнения является скользящие восходящие и нисходящие интонации с резким переходом из грудного в фальцетный режим и обратно. Можно организовать игру вопросами (восходящими и нисходящими) и ответами героев сказки: имитация звуков живого и неживого окружающего мира, звуков, издаваемых живыми и неживыми предметами — машина, самолет, скрип двери, шелест листьев, вой ветра. Контролировать пальцами расстояние между зубами через расслабленные мышцы щек — учим открывать рот.

Сказочный сюжет: Давным-давно, когда еще не было даже наших пра-пра-пра…бабушек и дедушек, жили на свете первобытные древние люди. Они не умели ни читать, ни писать, ни….разговаривать. Вечером, собираясь вместе у костра, у них появлялось желание узнать друг у друга, как прошел день. А видели они много интересного, загадочного, слышали невообразимое количество разнообразнейших звуков. Им нужно было объяснить, что слышали они шум ветра, его завывания , шелест травы, «разговоры» деревьев, щебетанье птиц, рычание зверей… И стали люди подражать звукам природы.

Описание упражнений.

  1. «Вопросы – ответы»: восходящая интонация глиссандо, фонация гласного «у»: «У?» - вопрос, нисходящая интонация глиссандо «у!»- ответ. И так далее: «О? - о!»; « А? - а!»; « Э? - э!»; « Ы? - ы!»
  2. «Ветер, шелест листьев»: на одном дыхании непрерывное восходяще - нисходящее глиссандо гласного «у» с преодолением регистрового порога и добавлением слога: «У-шу-жу!»; «У-су-зу»; «У-фу-ву»; «У-ку-гу» и т. д.
  3. «Динозаврик»: рисуем рукой части тела, начиная с головы, по направлению сверху вниз, используем нисходящую интонацию гласных У-О-А-Э-Ы-xxx (xxx – stroh bass – скрип, язык на нижней губе), как бы нечеловеческим голосом.
  4. «Канючим»: а) хххА, хххАО, хххАОУ, хххАОУ (xxx – stroh bass – скрип, язык на нижней губе) — фонация гласных должна напоминать занудливое;

б)хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ

продолжение...Со временем люди научились говорить: сначала слогами,  потом словосочетаниями, и, наконец, целыми предложениями.

  1. «Буквоежка»: бесшумно открыть вертикально рот[A], затем активно одновременно всем произнести согласную букву «б» - повторять по 4 раза каждую букву: [A]-б-[A]-б-[A]-б-[A]-б и так далее в алфавитной последовательности

6. «Массаж связок»: а) греть руки дыханием -h (шепение гортани);

б) чередовать шипение гортани с гласным «А», упражнение начинать бесшумного открывания рта:[А]-h-[A]-А-[A]-h-[A]-А!

7. «Страшный зверь»: губной вибрант – имитация звука «Р» вибрацией губ, схожая со звуком работающего мотора, рычания хищного зверя или озноба, пение с вибрацией губ интервальных сочетаний широкого расположения - октавы.

4. Развитие ритмической полифонии в младшем хоре.

Музыкальное сопровождение — В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

Метод ритмотерапии: система особых ритмических упражнений с использованием дидактического материала, которая помогает направить активную музыкальную деятельность на развитие пространственного мышления, импровизацию.

Цель: использование ритмических упражнений в качестве основного и ведущего фактора воздействия на коррекцию  ритмического слуха.

Задачи: направить активную музыкальную деятельность на развитие пространственного мышления, импровизацию, развивать метрическую ровность, чувство пульсации в музыки.

Методические рекомендации: подобрать несложную ритмическую последовательность, состоящую из четвертных и восьмых длительностей (см. технологию выполнения упражнения в разделе Игропрактика № 4).  Необходимо научить детей взаимодействию в ансамбле в каждой отдельно взятой хоровой партии. В хоре на начальном этапе овладения двухголосья учить межвзаимодействию между партиями, развивать внутренний слух,  координировать синхронность движений. При включении музыкального произведения точно исполнять ритмический рисунок в такт музыки.

Продолжение сказочного сюжета. Все люди делились на небольшие группы и каждая группа занималась своим делом: одни только охотились, другие собирали съедобные плоды, третьи готовили еду… Люди боялись всего, что их окружало, потому что большие и страшные звери в те далекие времена бегали свободно и жили, где хотели. Поэтому, люди все делали вместе, сообща. Отпугивали животных с помощью устрашающих ритмов.

Технология выполнения упражнения: Преподаватель дает полную детальную инструкцию несложной простой ритмической последовательности, которую нужно синхронно отработать сначала одной хоровой партией (S), затем — другой (A). После того, как ритмическая цепочка будет изучена, дается полная двухголосная «партитура», которая состоит из разных ритмических последовательностей (в каждой хоровой партии своя цепочка) — происходит наложение ритмов. Цель — достигнуть метроритмической ровности, скоординировать движения, слышать свою группу. Усложняется упражнение с момента включения музыкального сопровождения произведения В. А. Моцарта «Маленькая ночная серенада» - исполнять ритмическую структуру произведения.

 

5. Проводится дыхательная гимнастика.

(По системе А. Стрельниковой)

Музыкальное сопровождение   - А. Вивальди «Палладио»

Цель: укрепление дыхательных мышц во время вдоха и выдоха.

Задачи: формировать понятие опёртости дыхательных певческих мышц во время пения; закреплять с учащимися понятия о правилах певческого вдоха и выдоха.

Методические рекомендации: Все упражнения стрельниковской дыхательной гимнастики выполняются в ритме армейского шага: как маршируют солдаты видели все. Тренировать нужно только вдох. И он должен быть резким, громким и коротким, как хлопок в ладоши. Наилучшим и естественным образом певческий вдох и выдох организует эмоция тревоги: думаем: «Гарью пахнет!», «Тревога!». Следить за одновременным совпадением вдоха с движениями рук, плечи не должны подниматься

Описание упражнений.

1. Упражнение “Ладошки” (разминочное)

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

Image1250Image1251

2. Упражнение “Погончики”

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаютсяImage1252Image1253

3. Упражнение “Насос”

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.

Image1254Image1255

4. Упражнение “Обними плечи”

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.

5.Упражнение“Большой маятник” (“Насос” + “Обними плечи”)

Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами- движениями.

Image1258

6. Упражнение “Китайский болванчик”

Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идѐт к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идѐт к левому плечу - тоже вдох. Словно мысленно кому-то говорите: “Ай! Как не стыдно!”. Плечи при этом не дѐргаются, голова посередине не останавливается.

7. Упражнение «Счет»: произвести вдох и при активном задержании мышц на опоре выполнять счет до 10, 15 в естественном разговорном регистре.

8. Упражнение «Шар»: на длительном выдохе производим медленное экономное выдыхание  согласного  звука «С» (чем медленнее тянется буква «С», тем лучше прививаем навык сдержанного выдоха), при этом мы выдох не только чувствуем, но и слышим. Чередуем с коротким выталкиванием буквы «С» маленькими порциями - staccato, пропуская его сквозь зубы, поддерживая активность мышц.

6. Распевание.

Метод вокалотерапии: Развитие певческих навыков, активного внимания, слухового восприятия, направленная на улучшение ритмического, дикционного, темпового, унисонного ансамбля. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия внутреннего напряжения (уравновешивает центральную нервную систему), гармонизации личности, установления контакта между участниками группы и педагогом, объединение в группу. Исполнение вокальных упражнений исключительно на слоги

Цель: незаметный переход от дыхательной гимнастики в звуковое пространство, щадящий голосовой режим, мягкая атака звука.

Задачи: сфокусировать внимание на подачу воздуха в нижне — реберно — диафрагмальное место дыхательных мышц, сосредоточить внимание на цепное дыхание и мягкость подачи звука, разогреть  и восстановить эластичность голосовых связок и мимических мышц лица.

Методические рекомендации: При распевании вокальных упражнений дети могут помогать себе руками, тактировать или использовать элементы дирижирования: руки свободно опускаются сверху вниз; кисти рук описывают круг и т. д. — функции всех органов должны быть скоордированы и взаимосвязанны между собой. Движения рук раскрепощают мыщцы лица, тела, устраняют зажимы шейных мышц при пении. Чем непринужденнее движения рук, тем свободнее открывается рот. Следим, чтобы вдох был активным, плечевой и грудной отделы неподвижны, но мышечная свобода сохранена. Учим формировать фонетическую атаку, тембральную окраску, каркас слова, необходимый для четкой артикуляции и дикции, вокально — хоровой ансамбль, а также высокую позицию голоса и ощущение головного резонатора.

Продолжение сказочного сюжета. Однажды, люди удивились, что их голос может быть музыкальным инструментом. Но по одному петь было им очень скучно, и они стали это делать вместе. Сначала было очень шумно, каждый старался петь громче своего соседа, начинал и заканчивал пение как хотел — не нравилось такое пение им. Вышел один самый смелый и жестами своих рук начал показывать, что петь можно и по — другому: прислушиваясь друг к другу, начинать и заканчивать вместе, петь плавно и спокойно, пение стали сопровождать хороводами. С каждым разом пение древних людей становилось все лучше и лучше. (Так в процессе рассказа дети узнают о жестах дирижера и учатся петь по его руке).

Упражнение № 1. При работе над вокальным упражнением кантиленного характера с содержанием двухголосной фактуры, в котором медленный темп делает каждую музыкальную фразу трудной для детского исполнения, можно использовать игровой прием пения в кругу. Организовав круг на расстоянии вытянутых рук (руки опущены вдоль тела),  исполняем упражнение «как бы издалека». Усложняем, развернувшись в круг спиной. Как результат - дети понимают предел своих физических возможностей в работе над цепным дыханием, обостряются слуховые и физические ощущения силы своего голоса, а также учатся держать интонационный строй в каждой хоровой партии.

Упражнение № 2. При работе над подвижностью голосового аппарата, легкостью голоса в технических упражнениях можно включать модное на сегодняшний день направление - приемы звучащих жестов bodi percussion (боди перкашн), конечно подобранные в соответствии с возрастными особенностями и степенью подготовленности хорового коллектива.  На примере разучивания произведения М. М. Ипполитова - Иванова «Вечер в субботу» в работе у детей находится все тело: половинные длительности топаем ногами, четвертные длительности — хлопаем руками по коленям, паузы — щелчки. Движения рук должны соответствовать ритмослогам и отмерять ровную метрическую долю. Исполнять сольфеджируя или, как вариант, внутренним голосом, оставляя звучать только жесты - удобнее петь стоя.

Практическая польза от этого приема следующая: 1) учит чувствовать метрическую структуру произведения и точность темпового ансамбля; 2) происходит ритмическое воспитание двигательной координации в различных последовательностях движений; 3) обостряется интонационный слух — необходимо соблюдать точность исполнения мелодии;  4) как подготовительный этап к овладению двухголосья.

Заключение.

Музыкотерапия активно используется в коррекционной работе с детьми всех возрастов. Эффект от применения музыкотерапии при систематическом подходе на хоровых занятиях в младших коллективах приводит к:

- значительному оживлению и увлеченности учащихся, повышению их интереса и мотивации к хоровым занятиям, а через них и к хоровому искусству;

- появлению ярких идей, образов, развитию эмоциональной сферы ребенка; формированию художественно - эстетического восприятия окружающего мира, расширению потенциальных личностных возможностей;

- проявлению умения анализировать результаты коллективно выполненной работы, их сближению  между собой;

- развитию творческого начала, быстрому приобретению вокально — хоровых знаний, навыков и умений, улучшению успеваемости, памяти, логического и пространственного мышления, интеллектуальных способностей.

Итог всего учебного процесса — это концерт, это главный его стимул. Именно на концертах дети становятся артистами, художниками: они создают образ, состояние, реализуют коллективный замысел. С каждым концертом приходит опыт, умение вести себя на сцене, в зале. В результате систематической и целенаправленной работы, младший хор проходит путь от активного слухового воображения, предслышания конкретной музыкальной мысли к развитому  артистизму, следствие которого — художественный интеллект. Дети исполняют музыку разных авторов: от старинной музыки до современных композиторов, творивших в разное время. Они «переживают» ее в концертных и конкурсных выступлениях, а это способствует формированию богатого духовного мира ребенка, его художественного вкуса, его интеллектуально — художественных способностей, умению мыслить на постоянно обновляющемся материале концертных программ. Коллективное заинтересованное стремление к совершенству исполнения, раскрытию всех, заложенных композитором в произведении красот и являются той благотворной средой, творческой атмосферой, в которой, с одной стороны, интенсивно развивается музыкальная природа детей, а с другой — обогащается художественная палитра внутреннего мира детей. Усложняется, становится интересней их художественно — интеллектуальное мышление. А это уже плодородная почва для формирования высоких нравственных качеств личности. Традиции отечественного хорового исполнительства являются и поныне нашим национальным достоянием. Передача этих традиций от поколения к поколению определяется  развития певческой культуры в хоровых коллективах.

Список литературы.

  1.  В.В. Емельянов  Развивающие голосовые игры. Методическая разработка 1 уровня обучения многоуровневой обучающей программы «Фонопедический метод развития голоса», Самара, ООО «Портопринт», 2015
  2. Г. - Г. Декарт — Фойгт «Введение в музыкотерапию», издательство ПИТЕР, Москва — Санкт Петербург — Нижний Новгород — Воронеж — Ростов-на-Дону, Екатеринбург — Самара….2003 год
  3. Г. Виноградов, Е. Красовская «Занимательная теория музыки», - Сов. Композитор, 1991 г.
  4. Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой международной научно-практической конференции 5 мая 2008 г., Санкт-Петербург / Сост. и науч. ред. проф. А. С. Клюев. — СПб.: Астерион, 2008. — 168 с.
  5. Музыкотерапия в музыкальном образовании — Терапия искусством в художественном образовании: по итогам 10-ти международных научно-практических конференций (Санкт-Петербург, 2008–2017 гг.) / Cост. и науч. ред. проф. А. С. Клюев. — СПб.: Алетейя, 2018. — 378 с.
  6. Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. СПб., Планета музыки, 2014
  7. Фейгин М. Э., Индивидуальность ученика и искусство педагога / М. Э. Фейгин. — М., 1975.
  8. Халабузарь П. В., Попов В. С., Теория и методика музыкального воспитания: Учеб. Пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб, 2000. — С.6-13.