Работа с эстрадным вокальным ансамблем младшего школьного возраста в детском учреждении дополнительного образования.
В данной статье я делюсь опытом работы с вокальным эстрадным ансамблем младшего школьного возраста в детском учреждении дополнительного образования.Разбираю основные задачи,необходимые навыки и их развитие,вспомогательные материалы и особенности выбора репертуара.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Работа с эстрадным вокальным ансамблем младшего школьного возраста в детском учреждении дополнительного образования
Вокальный ансамбль как самостоятельный учебный коллектив предполагает систематические занятия (обычно дважды в неделю- в форме мелкогрупповых занятий (от 2 до 11 человек)); наличие концертмейстера, конечно, необходимо. Я, как руководитель вокального ансамбля со стажем более 20 лет, хотела бы поделиться некоторыми особенностями этого вида работы.
Работу с эстрадным вокальным ансамблем младшего школьного возраста условно можно разделить на два важных этапа: подготовительный (1 год обучения) и начальный ( 2-й, 3-й и 4-ый год обучения). Речь сегодня пойдет именно о подготовительном этапе, как наиболее важном и базовом.
Задачами подготовительного этапа считаю:
- освоение вокально-хоровых навыков: дыхания, вокализации, координации слуховых представлений и точности певческой интонации;
- пение в унисон
- знакомство учащихся с музыкальной грамотой, записью нот и длительностей, с музыкальными терминами;
- знакомство с партитурой, пение по партиям.
В вокальный ансамбль я набираю детей с первого года обучения (в зависимости от музыкальных данных ребенка, в основном, его умения интонировать) и сразу ставлю главной задачей ансамбля приобретение навыка диафрагмального дыхания. На первых порах дети учатся вместе брать дыхание (привыкают к дирижерскому жесту), рационально его расходовать (в подготовительных упражнениях обычно на согласную "С" под счет руководителя) и вместе заканчивать (по моей методике, с выдохом оставшегося воздуха).
Вторым важным навыком считаю чувство ритмического ансамбля, без которого вокальному ансамблю очень сложно найти единство интонирования, на начальном этапе - унисона, поэтому без скороговорок - уникального материала на метроритмическое единство, дикционное единообразие, не обойтись. Обычно я с детьми скороговорки не только проговариваю, но и прохлопываю, задавая заранее определенный метроном. На начальном этапе проговариваем вместе, чуть позже только поддерживаю хлопками, а дети проговаривают самостоятельно. Очень важно замечать успешность каждого ребенка, нивелирование в ансамбле ведет к потере мотивации учащихся для дальнейших занятий. Для развития метроритмических способностей есть смысл подключить (после осознания детьми длительностей и пауз) чтение с листа метроритмических последовательностей, конечно, ввести этот раздел занятий в систему, т.е. ежеурочно. Пусть они будут короткими, например, по четыре такта, но польза будет огромная. На основе таких занятий будет формироваться навык чтения с листа, метроритмическое единство ансамбля также важно для дальнейшего развития способностей его участников.
В младших классах вокального ансамбля преподавателю нужно помнить, что для детей в этом возрасте важна игра, поэтому и метроритмические последовательности, и скороговорки можно построить в качестве диалога двух небольших команд, тогда даже достаточно длинная или сложная скороговорка разучивается и приносит результаты гораздо быстрее.
Руководителю нужно не забывать про очень важный попевочный материал (я имею ввиду русские народные потешки, попевки, коротенькие народные песни для детей), который формирует в небольшом диапазоне, как правило, примарном, точную интонацию, так как обычно исполняется без сопровождения, либо с голосом преподавателя. Конечно, эстрадная манера при пении попевок и потешек сохраняется. Даже уже на этом этапе руководителю нужно подготовить для ансамбля «раздаточный» материал- партии на каждого учащегося с написанной на крупных (свободно расположенных на листе) с широкими линейками нотоносцах мелодией народной песни с подписанным текстом в слоговом изложении – таким образом, закладывается навык «слежения» по нотам. Сначала мои участники ансамбля проговаривают весь текст песни ( или потешки), отслеживая пальчиком и двигая им при прочтении. Затем подключаем проговаривание нот. При повторном проговаривании нот стараемся соблюсти ритмическую основу, можно подключить в работу концертмейстера, который играет мелодию музыкальной композиции. Лишь только затем соединяем звуковысотность каждого слога текста. Если руководитель работает с детьми по партиям, то он закладывает успешное будущее ансамбля для осознания очень серьезного музыкального материала в будущем с многоголосием и стилистическим разнообразием.
В дальнейшем, при помощи концертмейстера, дети поют в сопровождении гармоническом (лучше аккордовом в широком расположении без дублирования мелодии) для воспитания гармонического слуха. Этот материал имеет особую ценность для становления навыка многоголосного пения (для музыкального кругозора, да и для национального осознания тоже!), который при пении в унисон закладывается на втором году обучения - сначала на фрагментарной основе (опять же в виде перекличек партии сопрано и будущих альтов), а затем перерастании в более весомое двухголосие.
Выбор песенного репертуара для руководителя также имеет первостепенное значение- это и отработка закладываемых навыков, и воспитание вкуса учащихся, и сценическое воплощение музыкального материала. Что бы я посоветовала начинающим руководителям эстрадных вокальных ансамблей в плане выбора репертуара?
- Не торопиться работать с фонограммным материалом: развитие навыка интонирования происходит гораздо медленнее, навык двухголосия "созревает" тяжело, метроритмический навык также развивается гораздо медленнее), даже если выбранное музыкальное произведение небольшого диапазона, с удобным развитием мелодии и удобным для воспроизведения наработанных навыков темпом. Роль чуткого концертмейстера в существовании ансамбля трудно переоценить - его живое реагирование на дыхание, готовность дикционного аппарата ребенка, возможность "подхватить" (а иногда и подпеть!) какую-либо партию или текст ансамблем на концерте говорит о важном взаимодействии концертмейстера и ансамбля.
Конечно, не у каждого ансамбля есть такая возможность- петь в сопровождении концертмейстера (о причинах отсутствия мы здесь не говорим), тогда важно понимать, что музыкальный фонограммный материал должен быть точно соотнесен с возможностями возраста учащихся, готовностью их дикционного аппарата, пониманием и актуальностью смыслового текста для конкретного возраста учащихся (на первых порах песенный материал должен быть с устойчивым метроритмом, небыстрым темпом, простым, запоминающимся текстом; мелодия в унисон! должна быть без больших скачков, небольшого диапазона - лучше, если небольшое вступление "подводит" к началу первого куплета.
Обычно, я, как руководитель вокального ансамбля младшего школьного возраста, беру в работу композиторский песенный материал, конечно, выискиваю достаточно качественную минусовку. Самые первые фонограммные песни должны быть с "прописанной "мелодией для поддержки в ансамбле навыка интонирования в унисон. Если меня не "устраивает" темп (например, дикционный аппарат участников ансамбля мышечно пока не готов) или тональность фонограммы, то корректирую при помощи специальных компьютерных программ.
Есть такие музыкальные композиции, которые можно петь и с концертмейстером, и в фонограммном аккомпанементе - это самый предпочтительный вариант для формирования вышеперечисленных навыков.
Репертуар руководителю важно выбирать на первом году обучения несложный, лучше куплетной формы ( не более 2-3 куплетов), интересный в сценическом воплощении. Даже такая песня должна быть с небольшими сольными "вкраплениями" каждого участника ансамбля - обычно по строчке какого- либо куплета, это и дополнительно мотивирует, да и, честно говоря, дисциплинирует каждого ребенка.
Очень важна для детей возможность петь на сцене в костюмах, соответствующих характеру музыкальной композиции, костюм всегда помогает ребенку войти в образ, удержать и закрепить те навыки, которые закладываются в процессе обучения.
Выступления на сцене для участников вокального ансамбля очень важны и необходимы, но конкурсные выступления на первом году существования ансамбля я бы не устраивала- детям нужно научиться слышать друг друга, работать с микрофоном, удерживая заложенные руководителем навыки и слушая аккомпанемент - уже эта «многозадачность» процесса для детской психики непроста.
Ансамблевая работа всегда интересна, хотя и непроста: руководителю приходится учитывать не только музыкальные способности детей, но и «научить» работать единым творческим организмом, очень бережно и доброжелательно относиться друг к другу.
