Методическая разработка «РАБОТА НАД АНСАМБЛЕМ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА В ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА ГАРМОНИ»

Евсюков Сергей Александрович

Настоящая разработка «Работа над ансамблем, как одна из форм развития интереса в обучении игре на гармони» раскрывает специфику ансамблевого исполнительства и посвящена вопросам организации работы над участием в ансамбле струнных инструментов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования

"Фатежская детская школа искусств"

(ОБОУ ДО "Фатежская ДШИ")

307100, Курская область, г. Фатеж, ул. Урицкого, 47, тел.:8(47144)2-15-83, е-mail: dshi-fatezh@yandex.ru

ОГРН 1024600809639 ИНН 4625004060 КПП 462501001

Автор: С. А. Евсюков

Методическая разработка

ТЕМА: «РАБОТА НАД АНСАМБЛЕМ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА В ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА ГАРМОНИ»

Фатеж, 2021

Аннотация

Настоящая разработка «Работа над ансамблем, как одна из форм развития интереса в обучении игре на гармони» раскрывает специфику ансамблевого исполнительства и посвящена вопросам организации работы над участием в ансамбле струнных инструментов. Цель работы – рассмотреть роль и значение работы над ансамблем, как одной из форм развития интереса в обучении игры на гармони. В работе даны обобщающие методические рекомендации педагогам-практикам, направленные на совершенствование учебного процесса.

         Данная методическая разработка создана преподавателем отделения «Народных инструментов» первой квалификационной категории С. А. Евсюковым.

СОДЕРЖАНИЕ

          Аннотация……………………………………………………….…2

           Введение……………………………………………………….…..4

  1. Особенности ансамблевого музицирования……………….…7

                     2. Ансамбль с участием струнных инструментов…………….…9

                     Заключение………………………………………………………..10

                     Список литературы……………………………………………….11

ВВЕДЕНИЕ

В учебные заведения принимают детей с различными музыкальными данными: отличными, хорошими, средними, слабыми. Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием нужно заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке – несомненно.

А.Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных учреждений и чем распространеннее учение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов.

Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами-музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень не многих».

Кто не встречал шести - семилетнего ребенка, который бы не пришел на первый урок музыки с сияющими глазами, с огромным ожиданием, с безграничной любовью к незнакомому миру звуков и желанием извлечь их своими собственными руками.

Золтан Кодай говорил: «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни». Эти слова могут служить стимулом к кропотливой работе всех педагогов. Главная задача педагога состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться играть на любом инструменте. К каждому ребенку нужно найти свой собственный подход. Нормальный, здоровый ребенок обычно любознателен, пытлив, открыт для внешних впечатлений и воздействий, почти все его интересует, привлекает внимание. Этим «рычагом», созданным самой природой, следует постоянно пользоваться в обучении вообще и на музыкальных занятиях в частности. Музыка может изображать окружающий мир, людей, животных, разнообразные явления и картины природы. Педагогу надлежит раскрывать, иллюстрировать выразительно-изобразительные возможности музыки. Выдумка, творческая фантазия и изобретательность педагога - музыканта ничем не ограничены, кроме, естественно, здравого смысла, практической целесообразности и профессиональных действий. В любом случае, если ему удастся вызвать интерес обучающихся – и не только вызвать, но и поддержать его в течение нужного времени, - необходимые предпосылки для успеха будут созданы.

Однообразная, монотонная деятельность приводит детей к быстро наступающему утомлению, и тому состоянию, которое определяется у детей словом «скучно». «Все жанры хороши, кроме скучного», - говорил некогда Вальтер. Слушание музыки, пение в ансамбле или в хоре, музыкальные викторины, игра в ансамбле – это не полный перечень различных видов музыкальной деятельности. Трудно сказать, какой из них более важен, какой менее. Очевидно, важнее всего то, насколько умело и квалифицированно они применяются.

Цель обучения ансамблевого музицирования:

Воспитание эстетически развитой личности, приобретение начального музыкального образования, необходимого для практического участия в сфере досуга и культурного обслуживания населения в инструментальных ансамблях различных составов и жанров.

Основные задачи:

-ознакомление с широким кругом музыкальной литературы, освоение новых жанров;

-развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля;

-повышение требований в отношении музыкально-исполнительских навыков, умение соподчинять все средства выразительности ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной идеи;

-воспитывать чувство ответственности за себя и за коллектив.

            1. ОСОБЕННОСТИ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. Мы знаем, что ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом.

В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.

Одной из важных задач является подбор участников ансамбля гармонистов, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально-психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.

Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. К сожалению, довольно часто приходится наблюдать обратную картину, когда участники ансамбля, не имея достаточной базы, выносят на зачеты и экзамены слишком сложные для них произведения. Обучающийся проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем мусолить одну сложную, так и не добравшись до творческой ее интерпретации. Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями.

Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности обучающихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

В области темпа и ритма индивидуальности исполнителей сказываются очень отчетливо. Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Малейшее нарушение синхронности при совместной игре улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается.

Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

2. АНСАМБЛЬ С УЧАСТИЕМ СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Одним из интереснейших разделов в работе с обучающимися является работа над ансамблем гармонистов, с участием таких инструментов как балалайка,  скрипка.

В таких ансамблях объединяются инструменты с различными динамическими возможностями. В процессе репетиции выясняется, что при нюансе некоторые партии тонут в общем звучании и важные элементы музыкальной ткани пропадают для слушателя. Возникает необходимость в корректировке привычных представлений.

Особое значение приобретают три звучания:

-каждого инструмента в отдельности;

-в ансамбле;

-всего ансамбля.

Если первое не требует пояснений, то второе имеет одну существенную особенность: оно определяется динамическими возможностями слабейшего инструмента. Для исполнителей это звучание слабейшего служит как бы эталоном, по которому они соответственно «подстраивают» силу звучания своих партий. Звук ведущей партии будет более интенсивным, чем звук сопровождения. При прозрачной фактуре он будет иным - нежнее, чем при плотной. Работа над штрихом – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения. Штрихи в ансамбле зависят от штрихов отдельных партий. Лишь при общем звучании может быть определена художественная целесообразность и убедительность решения любого штрихового вопроса. Занимаясь ансамблем с участием струнных инструментов, педагогу надо внимательно отнестись к лигам, которые иногда целесообразно изменить в соответствии с логическим построением фразы, ее динамикой. Лига не исключает возможности и перерыва звучания, паузы, а ее отсутствие – непрерывного звучания. Такие лиги не обусловливают обязательного снятия руки в конце каждой фразы, обычно мысленно объединяют несколько коротких лиг в одну общую.

Однако лиги имеют другое, гораздо более важное значение. Они могут определять строение музыкальной речи, ее «синтаксис», деление на фразы и показывать интонацию мотива.

Такие лиги обычно называют «фразировочными» или «смысловыми».

Живая фраза - это искусство агогики. Естественно «дышащая» пьеса как ощущение целого – это логичная агогика, не разрушающая внутренне единого темпа. Темп, метр и агогика должны быть подчинены друг другу и вытекать одно из другого: метр появляется из сопротивления темпу, агогика – из сопротивления метру, темп – при обуздании метра и агогики.

В заключении хотелось бы отметить, что главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за обучающимся.

Задача педагога – развивать и активизировать творческое начало личности обучающегося.

Список литературы

1.Крюкова В. В. «Музыкальная педагогика»

  1. Пешняк В. Г. «Курс игры на синтезаторе»
  2. Цыпина Г. М. «Психология музыкальной деятельности»