основные подходы к музыкальному оформлению уроков классического танца в младших классах хореографии ДШИ
В статье рассматрива.тся основные аспекты подбора музыкального материала на уроках хореографии в младших классах ДШИ. Подробно рассматриваются вопросы подбора классического музыкального материала в соотвествии с различными этапами работы на уроках хореографии, на основе взаимодействия хореографа и концертмейстера. В помощь молодым специалистам - концертмейстерам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz.oformlenie_urokov_horeografii.docx | 28.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУ «Новодвинская Детская школа искусств»
Методическая работа:
«Основные подходы к музыкальному оформлению уроков классического танца в младших классах хореографии ДШИ»
Подготовила концертмейстер
высшей категории Кокорина Н.В.
2021 год
Содержание:
1.Введение.
2. Роль концертмейстера на уроках классического танца.
3. Музыкальное сопровождение уроков классического танца.
4. Ход урока, экзерсис у станка.
5. Музыкальное оформление раздела Allegro.
6. Заключение.
7. Список литературы.
Введение.
Классический танец является основой хореографии. Он представляет собой исторически сложившуюся, упорядоченную систему движений и позиций рук, корпуса, головы, которая формировалась на протяжении многих веков и у многих народов. Термин «классический танец» появился в конце XIX века в России в результате разделения танцовщиков на «классических» и «характерных». В то же время окончательно закрепилась и французская терминология этого танца, которая используется и в наши дни. Названия многих терминов определяют характер обозначаемых ими движений. Классический танец развивает гибкость, координацию движений, выносливость, учит владеть своим телом. На уроках хореографии дети развиваются не только физически, но и музыкально. Учащиеся приобщаются к лучшим образцам классической и современной музыки, что способствует развитию музыкального слуха и образного мышления. Воспринимать музыку и хореографию в единстве им помогает концертмейстер.
Целью моей работы - показать, по каким критериям производится подбор музыкального сопровождения на уроках классического танца, углубить и систематизировать свои методические и практические знания в данной области, опираясь на личный опыт и наследие крупнейших педагогов хореографов.
Роль концертмейстера на уроках классического танца
История фортепианного сопровождения урока танца довольно коротка, поскольку в XVIII-XIX веках в России и Европе для аккомпанемента балетным экзерсисам и репетициям использовалась скрипка. Хореографы предпочитали именно этот инструмент, т.к. зачастую сами аккомпанировали классу. Скрипка позволяла им вести урок и показывать движения, не прерывая игры. С начала XX века для сопровождения уроков классического танца все чаще стал использоваться рояль.
Одной из самых распространенных профессий среди пианистов является профессия концертмейстера. Концертмейстер (нем.) – мастер концерта, музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии, а также аккомпанирующий им на репетициях и концертах.
Концертмейстерская балетная специализация является специфической разновидностью ансамблевого исполнительства, где «сольная» партия воплощается хореографическими средствами.
Когда концертмейстер со специальным образованием впервые приходит работать в класс хореографии он может испытывать растерянность, поскольку не обладает теми навыками и знаниями, которые необходимы концертмейстеру хореографии. Ему приходится учиться этому методом проб и ошибок с помощью педагога–хореографа и более опытных концертмейстеров хореографии.
Сформулируем основные задачи концертмейстера хореографии на уроках классического танца:
- понимать специфику хореографического аккомпанемента;
- иметь ясное представление обо всех основных движениях классического танца, осознанно и профессионально воспринимать хореографический материал, уметь запоминать достаточно большие его фрагменты;
- владеть большим репертуаром и постоянно расширять его, подбирая новые произведения для занятий; использовать не только балетную музыку, но и другие произведения разных композиторов; при исполнении не балетной музыки уметь приспосабливать ее к хореографическому материалу, учитывая особенности хореографических движений;
- понимать хореографическую терминологию;
- владеть навыками импровизации;
- уметь аккомпанировать с листа и разучивать программу в короткие сроки;
- уметь работать в тандеме с педагогом- хореографом и вести урок в его отсутствие.
Объем профессиональных требований, предъявляемых к концертмейстеру при работе в классе хореографии, велик. Одним из сложных и важных навыков для него является одновременное восприятие музыкального и хореографического материала. Такое умение появляется с опытом, в процессе практики. Неопытный концертмейстер не всегда может запомнить основные движения хореографических комбинаций, поскольку с ними, в отличие от нот, он может ознакомиться только с помощью бокового зрения. Этот навык необходим при репетиционной работе, когда нужно уметь начинать с определенного места.
Музыкальное сопровождение уроков классического танца.
Музыкальное сопровождение играет важную роль в процессе обучения классическому танцу. «Эмоционально яркая, содержательная музыка, звучащая на уроке, служит развитию музыкального слуха учащихся, обострению чувства ритма, а также воспитанию художественного вкуса.» [5, с.21-22]. Она облегчает выполнение движений, способствует выразительности исполнения, воспитывает умение согласовывать характер движения с характером музыки, повышает работоспособность и дисциплинирует учащихся.
Обычно на уроках классического танца для музыкального сопровождения используется балетная, симфоническая, танцевальная, оперная и фортепианная музыка. Концертмейстер подбирает ее самостоятельно или с помощью педагога - хореографа. Музыкальное сопровождение должно быть с ясно прослушиваемой фразировкой и квадратным построением (16, 32 такта), а также соответствовать характеру исполняемых движений. В противном случае учащиеся не будут воспринимать музыку и танец, как единое целое.
В младших классах музыкальное оформление должно быть ритмически простым, ясным и доходчивым, соответствующим элементарным движениям и детскому возрасту учащихся. В последующих классах, оно становится богаче и ритмически разнообразнее, поскольку танцевальные комбинации и движения с каждым годом усложняются.
Музыкальные обозначения динамики (crescendo, diminuendo и др.), характера исполнения (dolce - нежно, espressivo - выразительно, con brio – с огнем, и др.), темпа (adagio – медленно, alla marcia - маршеобразно, accelerando – ускоряя, rallentando – замедляя и др.) применимы и для танца. Тоже самое можно сказать и о приемах музыкального исполнения: например, legato (связно) соответствует плавным и связным движениям в танце, а staccato (отрывисто) – четким, резким и отрывистым.
Очень часто педагоги классического балета просят подчёркивать музыкой определённые движения на самые разные доли такта, используя акценты; соблюдать музыкальную характеристику упражнений (plié, battement tendu, adagio и др.).
Учащиеся должны выполнять упражнения в темпе, заданном педагогом -хореографом, задача пианиста - поддерживать темп.
В обучении классическому балету мелодия, наряду с метром и темпом, играет важную роль. Соответствие мелодической линии структуре балетной комбинации вызывает у учащихся артикуляционно-исполнительскую манеру выполнения упражнений, таким образом, будущие танцоры направляются по творческому пути. В этом заключается общая задача педагога и концертмейстера.
Художественно содержательная, эстетически привлекательная музыка, исполняемая на занятиях с учётом специфических требований предмета, помогает учащимся в освоении как технических, так и художественно- выразительных средств хореографического искусства. Урок классического танца состоит из трех частей: экзерсиса у палки (станка), экзерсиса на середине зала и Allegro (прыжки). Он начинается с простых движений и постепенно переходит к более трудным.
Ход урока, экзерсис у станка.
В начале каждого урока и по его завершению делается поклон. Он является приветствием педагогу и концертмейстеру, а также настраивает учащихся на занятие ( я использую музыкальный пример – А.Рамирес «Странники» - музыка из телепередачи «В мире животных»).
Каждое упражнение предваряет preparations (препарасьон «приготовление») – подготовительное движение. Обязательно использовать вступление перед выполнением каждого упражнения. Вступление можно взять из окончания музыкального сопровождения (2 или 4 такта с конца, в зависимости от размера) или сочинить самому. Для завершения упражнения обычно берутся два последних аккорда произведения, либо доминанта и тоника той тональности, в котором оно написано.
Рассмотрим, по каким признакам происходит отбор музыкальных фрагментов для некоторых основных упражнений классического экзерсиса у станка.
Plie (плие) – означает сгибание, а как упражнение в уроке классического танца – приседание. Как элемент plie входит практически во все движения классического танца. Характер движения слитный, непрерывный. Темп медленный (moderato или adagio). Музыкальный размер – 2/4, 3/4, 4/4, реже – 6/8. Музыкальное сопровождение должно быть плавным, певучим (например, П.Чайковский «Баркарола»).
Battement tendu ( батман тандю) – (фр. - натянутые движения) означает отведение работающей ноги в каком – либо направлении и приведение ее к опорной ноге. Темп умеренный. Исполняется в размере 2/4. Характер музыкального сопровождения – четкий, бодрый. Можно использовать произведения в жанре марша, гавота, контрданса, или польки ( например П.Чайковский «Полька» из «Детского альбома»).
Rond de jambe par terre (ронд дэ жамбрэ партерр)– представляет собой круговые движения ногой по полу. Характер движения плавный и непрерывный. Музыкальное сопровождение должно быть в медленном и спокойном темпе в размере 3/4, реже 2/4, 4/4 (например, С.Рахманинов «Вальс» ор10 №2).
Battement tendu jete (батман тандю жатэ) – натянутые движения с броском ноги на 25˚-45˚. Бросковому характеру этого движения в музыке соответствует прием исполнения staccato. Музыкальное сопровождение должно быть резким, энергичным и иметь четкий ритмический рисунок (например, Л.Минкус отрывок (Аllegretto) из №40 «Сон Дон-Кихота» из II д. балета «Жизель»). Музыкальный размер – 2/4. На начальном этапе исполняется в том же темпе, что и battment tendu, затем темп ускоряется.
Battement fondu ( батман –фондю) – плавный, «тающий» батман. Движение представляет собой сгибание и медленное вытягивание ноги при одновременном demi lié на опорной ноге и открывания работающей ноги в любом направлении при одновременном выпрямлении опорной ноги из demi plié. Темп медленный (adagio, andante, largo). Музыкальный размер – 2/4 или 4/4. Характер музыки певучий, плавный (пример К.Сен-Санс «Лебедь», или любое произведение в темпе adagio).
Grand battement jete (гранд –батман жатэ) – большой энергичный бросок свободной ноги на 90˚. Характер движения волевой, четкий, отрывистый. Музыкальное сопровождение энергичное, целеустремленное с яркой динамикой и пунктирным ритмом. Музыкальный размер – 2/4 или 4/4 (например, Ш. Гуно «Марш солдат» из оперы «Фауст», С.Прокофьев «Марш»)
Экзерсис на середине зала состоит в основном из тех же движений, что и экзерсис у станка, но исполнять его гораздо сложнее, так как нужно сохранять равновесие тела и выворотность ног без помощи палки.
Особое внимание концертмейстера должно быть обращено на качество музыкального оформления уроков хореографии первого года обучения. Необходимо остерегаться сведения музыкального оформления к сухому отбиванию такта-счета. Особенно нежелательно резкое выделение 1-й доли такта любого музыкального размера. Музыкальное оформление должно прививать учащимся эстетические навыки, осознанное отношение к музыкальному произведению - умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Именно на первых уроках хореографии дети впервые знакомятся с музыкой в её связи с движением. Поэтому крайне важно дать учащимся с самого начала правильное представление о принципах и закономерностях этой связи. Для музыкального оформления можно посоветовать циклы детских фортепианных пьес, например: П.Чайковский «Детский альбом», С.Майкапар «Бирюльки», С.Прокофьев «Детский альбом», К.Дебюсси «Детский уголок».
Музыкальное оформление раздела Allegro
Allegro - в переводе с итальянского означает «быстро, весело». В XVII – XVIII веках таким обозначением указывали на настроение музыки (например, «Symphonia allegra» - «Веселая симфония»). Со временем этот термин стал обозначать подвижный темп.
Прыжки являются технически наиболее трудными движениями в классическом танце. Каждый прыжок начинается и заканчивается в demi – plie, с помощью которого осуществляется толчок, взлет и его завершение.
Музыкальное оформление раздела Allegro имеет свои особенности. Характеру прыжков соответствует живой и энергичный характер музыки в размере 2/4, реже - 4/4. Поскольку в большинстве случаев используется размер 2/4, музыкально-жанровая сторона маленьких прыжков весьма ограничена. Наиболее подходящим музыкальным сопровождением для них являются польки, которые имеют соответствующий размер (2/4), подвижный темп и энергичный характер. Можно использовать сочинения таких композиторов как А.Дворжак, Б.Сметана, поскольку полька – один из популярных танцевальных жанров чешской музыки, а также бальные польки И.Штрауса, Л.Делиба, русских композиторов XIX века: П.Чайковского, М.Глинки, А.Лядова, С.Рахманинова, А.Рубинштейна и др. Большое значение в музыкальном оформлении прыжков имеет четкий, «удобно» сыгранный затакт, на который приходится demi plie, предшествующее прыжку. (например С.Рахманинов «Итальянская полька»)
Темп прыжков, который должен соответствовать требованиям программы данного класса, устанавливает педагог – хореограф. Во время разучивания все новые прыжки исполняются в медленном темпе, затем, по мере усвоения движения темп ускоряется.
В конце урока снова исполняется поклон.
Заключение.
Главное и необходимое условие работы концертмейстера в классе хореографии – постоянно повышать свой профессиональный уровень, как пианиста – исполнителя и концертмейстера, учиться у коллег и использовать собственный накопленный опыт, работать в творческом тандеме с педагогом-хореографом, обогащать свои знания, быть в непрерывном поиске нового музыкального материала. В настоящее время большим подспорьем для пианиста являются интернет – ресурсы, которые компенсируют недостаток необходимой методической литературы и нотного материала.
Труд концертмейстера хореографии практически невидим. Наиболее ярко его исполнительское мастерство проявляется на экзамене или концерте, где он остается один на один с учащимися и несет ответственность за качество их подготовки. Также концертмейстер ответственен за воспитание их музыкального вкуса у учащихся, которое во многом зависит от правильного подбора музыкального сопровождения.
«Музыка высоких образцов, звучащая на уроке классического танца, делает его одновременно уроком изучения классической музыки» [7, с.75].
«Знание музыкальной литературы – и балетной, и инструментальной, и вокальной – расширяет диапазон применяемой на уроке, делает музыкальное сопровождение разнообразным, увлекающим, интересным для учащихся» [7, с. 77].
Список литературы
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие. Изд.2 – Л.: Искусство, 1983.
2. Безуглая Г. Концертмейстер балета: Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. Санкт – Петербург, 2005.
3.Блок Л. Классический танец: История и современность. – М.: Искусство, 1987.
4.Ваганова А. Основы классического танца. Изд. 6. – СПб.: Изд-во «Лань», 2000.
5. Зихлинская Л., Мей В. Первые шаги. Примеры уроков для молодых педагогов профессиональных хореографических училищ: практическое пособие по методике преподавания классического танца в младших классах (первый год обучения). К.: ЛОГОС 2003.
6.Катонова С. Музыка в балете. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1961.
7.Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – М.: Искусство, 1976.
8.Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления уроков классического танца. Л.: Музыка, 1968.