"Применение современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения игре на фортепиано"

Фалатюк Екатерина Владимировна

В связи с социокультурными изменениями, происходящими в России, очевидна необходимость анализа и систематизации инновационных теорий и методик, нацеленных на оптимизацию учебного процесса в системе музыкального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_sovr_ikt_v_protsesse_obucheniya_igre_na_f-no.docx30.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Детская хоровая школа "Апрель"

имени Владимира Ионовича Михайлусова 

города Димитровграда Ульяновской области"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

                   

преподавателя  МБУДО "Детская хоровая школа "Апрель"


Фалатюк Е.В.

по специальности «Инструментальное исполнительство (Фортепиано)»

«Применение современных

информационно-коммуникационных технологий

в процессе обучения игре на фортепиано»

Димитровград

2022г.

«Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке,

тот ключик, при помощи которого они могут вступить в волшебный

сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни»

 Золтан Кодай

Введение

       В связи с социокультурными изменениями, происходящими в России, очевидна необходимость анализа и систематизации инновационных теорий и методик, нацеленных на оптимизацию учебного процесса в системе музыкального образования.

       Педагогические инновации, внедряемые в практику обучения игре на фортепиано, будут способствовать совершенствованию музыкального образования при условии их нацеленности на субъектное развитие личности обучающегося, на более полную реализацию его творческого потенциала.

       В настоящее время в области музыкального обучения существует две тенденции:

- первая заключается в строгом следовании традиционным установкам;

- вторая связана с разработкой новых методик и технологий образовательного процесса – педагогическими инновациями.

       

Основная часть

       В настоящее время существует множество цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР), которые могут использоваться в практике работы современного педагога, как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий.  Включение ИКТ-компонента в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся – его мотивы, цели, его психологические особенности. Таким образом, применение ИКТ-компонента в учебном процессе позволяет увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычным занятием организовать познавательную деятельность.

Какие же преимущества использования компьютерной технологии?

- интегрирование с ИКТ помогает педагогу повысить мотивацию обучающихся за счет ориентации на исследовательскую активность и удовлетворение потребности современных детей;

- широкие возможности получения различной информации через сеть Интернет;

- побуждение педагога к поиску новых форм и методов обучения, профессионального роста и дальнейшее освоение ЭОР, ЦОР, ИКТ.

       Цели использования информационных технологий на уроке:

- помочь педагогу интересно преподнести материал;

- расширить кругозор обучающихся;

- сделать урок современным (в контексте использования технических средств);

- применить как источник дополнительного учебного материала (обучающего, справочного, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.д.);

- укрепить благоприятные взаимоотношения между педагогом и обучающимся;

- повысить профессиональную подготовку исполнителей.

       Основные направления использования ЭОР, ЦОР, ИКТ на уроках:

- Самостоятельная поисковая, творческая работа обучающихся.

- Демонстрационный материал (упражнения, таблицы, понятия).

- Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).

       Важное значение информационно-образовательных ресурсов (интернет-технологий) обусловлено рядом возможностей, предоставляемых обучаемому.

       Например:

 - получение информации о теме и содержании урока;

 - получение дополнительной информации из разных ресурсов интернета;

 - самообразование;

 - самопроверка;

 - развитие музыкальных способностей и творческих навыков.

       Технологии мультимедиа имеют большой педагогический потенциал. Благодаря применению компьютерных программ стало возможным появление уроков-экскурсий, уроков-концертов, игровых уроков и т.д. В своей педагогической практике подбор учебных программ осуществляю с учетом возрастных интересов детей, их подготовленности к восприятию предлагаемого материала и уровня освоения ими компьютера. В домашней работе дети обращаются к ресурсам интернета для получения более полной информации.  Полученный материал оформляется в виде докладов, рефератов, презентаций. Данная форма работы делает обучение более интересным, а полученные знания более глубокими.

       Перечень и краткое описание компьютерных программ, ЦОР и ЭОР, используемых мною на уроке фортепиано:     

- программа Microsoft Office Word применяется для создания рефератов, конспектов, учебных пособий и т.д.;

- программа Microsoft Power Point предлагает пользователю большие возможности для создания великолепных презентаций;

- мультимедийная программа «Шедевры музыки». Обзорные материалы охватывают период от эпохи барокко до современной музыки (разные направления в музыке, биографические сведения о композиторах, истории создания известных произведений, словарь различных терминов и музыкальных инструментов).

- программа «Учимся понимать музыку». Практический курс помогает научиться понимать и различать музыкальные жанры, стили, направления, особенности инструментальной, симфонической и вокальной музыки.

- компьютерный диск «Музыкальный класс» обучающего характера прекрасно подходит для учащихся младших классов.  Разделы «История музыкальных инструментов» и «Электронное пианино» дают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, видах. Учащиеся могут исполнить произведения на любом из предложенных 10 инструментов (виртуальное исполнение);

- энциклопедия на CD «Классическая музыка» содержит 1100 статей и более 200 изображений, 21 видео- и 170 аудио фрагментов, 11 тематических экскурсий. Энциклопедия включает четыре главы: «Статьи», «Экскурсии», «Хронология», «Викторина». Эта энциклоредия рассказывает об истории и сегодняшнем дне «серьезной» музыки, обо всем, что составляет понятие музыкальной классики;

- серия учебных программ «Играем с музыкой» сочетает в себе развивающие игры, викторины, сказочные приключения и музыкальную энциклопедию. Игровые задания объединены общим сюжетом:

  • Играем с музыкой В. Моцарта: Волшебная флейта;
  • Играем с музыкой П. Чайковского: Щелкунчик;
  • Играем с музыкой А. Вивальди: Алиса и Времена года.

- сайт http://www.muz-urok.ru/muz_igra.htm детям о музыке в режиме онлайн:

  • «Музыкальный оркестр». В этой игре нужно определить какие инструменты звучат. Внимательно слушать и выбирать нужную группу. Отличная игра для развития музыкального слуха и знакомства с музыкальными инструментами.
  • «Учебная клавиатура». Игра дает возможность прослушать произведения одновременно с показом нот на клавиатуре. Прекрасно поможет в знакомстве с клавиатурой и нот на нотном стане. Поможет соотнести ноту на клавиатуре и нотном стане.
  • «Клавиатура и нотный стан». Знакомство с музыкальными инструментами оркестра.  Как звучат, к какой группе инструментов относятся. Интересная и увлекательная игра.
  • «Нотный стан и ноты». Эта музыкальная игра научит внимательности и хорошему ориентированию на клавиатуре.

- нотные редакторы Финале, Сибелиус, MuseScore предлагают создавать нотные материалы;

- нотные библиотеки:

  • Nephelemusik.ru – форум, где делятся нотами для фортепиано;
  • Notes.tarakanov.net – нотный архив Бориса Тараканова;
  • Notly.ru – большая и разнообразная коллекция нот – от классики до современной музыки;
  • Notomania.ru – ресурс с нотами песен, классической музыки, джаза, блюза.

Из опыта работы

       В музыкальных произведениях, в частности в фортепианной литературе, сконцентрирован и находит свое выражение духовный опыт человечества в своем наивысшем проявлении – как эстетический феномен. Воспроизведение этих образцов эстетической культуры в собственном опыте оказывает тончайшее влияние на мироощущение самого исполнителя.

      Фортепианное исполнительство – это активное музицирование, создающее оптимальные условия для накопления опыта эстетических состояний.

      Необходимо стремиться так организовать процесс обучения, чтобы любая область деятельности на фортепиано являлась органичной частью той громадной духовной работы, которая необходима для проникновения в художественный образ, чтобы ни одно звено в этой цепи не выпадало из эстетической плоскости.

       Основной формой обучения в классе фортепиано, где ученик прежде всего учится играть на инструменте, является урок в виде индивидуального занятия.

       Содержание урока является основой воспитательной работы, а исходной точкой педагогического процесса в классе фортепиано является работа над музыкальным произведением и, конечно, что чрезвычайно важно – выбор репертуара. Умело составленный репертуар – важнейший фактор воспитания музыканта. Ознакомление с музыкой разных времен и стилей, соответствие отобранных для работы в классе произведений поставленным педагогическим целям и задачам, интерес учащихся к этим произведениям – все это положительно сказывается на результатах общемузыкального и технического развития ученика.

       Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключить на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач.

       Энциклопедические пособия, справочники использую на уроке и для самостоятельной работы обучающихся. Поскольку главное в работе современного педагога – приучить ребят к самостоятельной работе, вызвать интерес к предмету, то он должен затронуть души детей, привить им любовь к искусству, зародить желание слушать произведения, встречаться с музыкой не только на уроках, но и в повседневной жизни.  В результате кропотливой работы собраны биографические материалы изучаемых фортепианных произведений. Знакомство с биографией композитора и особенностями творческого подчерка позволяют юным пианистам глубже понимать художественный образ музыкального произведения. Просмотр портретов, фотографий, видео- или аудио-фрагментов расширяет знания по теме урока. Зрелищность, яркость, новизна элементов урока, в сочетании с профессиональными приемами делают такой урок необычным, увлекательным.

       В урочной деятельности и в домашней работе слушаем разучиваемые музыкальные произведения в исполнении различных пианистов, как известных, так и начинающих. Дальнейший диалог-обсуждение разных интерпретаций, сравнение со своей игрой бесспорно развивает интеллектуально-творческое мышление обучающегося.

       Большой популярностью пользуются у младших школьников игровые развивающие программы. Можно сначала осваивать их на уроке, а затем они прекрасно могут вписаться в исполнении домашнего задания. Наглядность и игра в этом возрасте помогает ученику развивать интерес к предмету, повышать мотивацию в обучении и самообразовании. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать.

       Использование электронных презентаций повышает степень восприятия представляемой на уроке информации. Мультимедийная презентация «История возникновения фортепиано» способствовала формированию более четкого представления об истории музыкального инструмента, его развитии и внутреннего устройства, становлении композиторских стилей.

       Подбор видеоряда к исполняемым произведениям очень нравится ученикам. Широкое применение получили материалы о природе, временах года (например, весна – Парфенов «Фиалка», дождливая осень – М.Рихтер «Пьеса» и др.). На традиционных отчетных концертах моего класса «Музыкальные встречи в Нотебурге» использование видеоряда к отдельным номерам, несомненно, украшало вечер, создавало атмосферу радости, восторга.

       Цифровые технологии – планшет, видеокамера, телефон, цифровой диктофон – помогают производить аудио-видео запись исполнения произведений обучающимися на уроках или в домашней обстановке. Затем мы вместе слушаем, анализируем и, как правило, ребята сразу слышат недостатки исполнения «со стороны», стараются усердно их исправить.  Для учащихся со средними музыкальными данными лучше записывать разучиваемые пьесы для лучшего запоминания ритма и темпа при выполнении домашней работы.

       Современный урок педагога по фортепиано никогда не ограничивается лишь обучением на инструменте. В поисках необходимого образа музыкального произведения использую красочные сравнения, параллели с другими видами искусств, с миром природы. С внедрением ИКТ получила возможность искать и применять в работе необходимую информацию.

       Вместе с юными пианистами используем ресурсы нотных библиотек и музыкальных антологий в интернете, где можно найти и скачать понравившиеся пьесы, а если нужно, то и в облегченном переложении.

Заключение

       Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс, который включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное, эстетическое развитие обучающихся.

       В наш век компьютерных технологий модернизация образования невозможна без широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса и в первую очередь обучении.

       Применение ИКТ в урочной деятельности создает условия для оптимизации образовательного процесса, видоизменяет и дополняет традиционные формы подачи информации. Хотелось подчеркнуть – это не самоцель. Детская школа искусств не должна отставать от требований времени, поэтому современный педагог должен использовать компьютер в своей работе и стремиться соответствовать званию современного педагога 21 века.

       ИКТ, ЦОР – важнейшая составляющая работы, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеурочной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Горбунова И.Б. Компьютеры в обучении музыке. – М., РГПУ, 2001.
  2. Евдокимова Т. С. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий. - режим доступа: http://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/razvitie-tvorcheskihsposobnostey-uchashchihsya-v-processe.
  3. Захарова Г. Информационные технологии в образовании. М., 2013.
  4. Кадина Г.В. «Мультимедиа технологии – одно из перспективных направлений учебного процесса». – М., «Музыка в школе», №3, 2009.
  5. Крылова Т.М., Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией. - режим доступа: http://www.pavlikovskaya.ru/mttod/konf/konf02.html 
  6. Лифановский Б. Интернет для музыканта. М., 2006.
  7. Меньшикова Н.А. «Мультимедиа реклама музыкального произведения как средство формирования интереса учащихся к классическому искусству». – М., «Музыка в школе», №4, 2012.
  8. Петренко А.И. Мультимедиа. – М., Бином.1994.