Роль семьи в воспитании юного музыканта.

Скрябина Анна Андреевна

Доклад создан на материалах печатных изданий и публикаций из интернета. Раскрывает проблемы в общении с родителями и обучающимися, возникающие в образовательном процессе на индивидуальных уроках в детских школах искусств.  Доклад будет полезен, как план-действие в общениие с родителями и учениками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_vospitanii_muzykanta.docx62.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ

АДМИНИСТРАЦИИ РАМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1 г.Раменское    

140105, МО, г.Раменское, ул.Чугунова д.1, тел/факс 8/496/475-84-21

e-mail: rammuzik1@yandex.ru

ДОКЛАД

«Роль семьи в воспитании  юного музыканта».

Взаимодействие с родителями обучающихся в детской школе

искусств.

г.о. Раменское

2022г.

Содержание:

I.Введение

Цель и задачи взаимодействия с родителями

II.Основная часть

  • Воспитание юного музыканта

  • Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу

  • Главное в обучении игре на инструменте

  • Взаимодействие с родителями обучающихся ДШИ

  • Формы и методы работы ДШИ с семьей

  • Мотивация к обучению 

  • Проблемы и пути их решения

III.Заключение

  1. Введение

Музыкальное воспитание характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка, воздействуя на интеллект, эмоциональную сферу, творческие способности. Детство - наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей. Развитие музыкального вкуса в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Взаимодействие преподавателя с родителями занимает важное место в воспитании и успешном обучении юного музыканта в ДШИ.

Семья для ребёнка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире. Семья - это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми.

 Часто, отдав ребенка в музыкальную школу, убедившись в содержательности программ и достаточно высоком уровне профессионализма педагогов, работающих с детьми, многие родители считают на этом свою функцию выполненной: ведь ребёнок пристроен «в хорошие руки», его свободное время заполнено полезным творческим делом. Остаётся только ждать результатов обучения.

Однако нам хорошо известно, что далеко не каждый ребёнок способен добиться успешных результатов.  И дело здесь не только в профессионализме и умении педагога. Значительную роль играет установка самого ребёнка на регулярные занятия музыкой. И вот здесь решающим образом могут помочь родители. Именно от них в значительной мере зависит то, какую роль в его жизни сыграет музыка.

Задача педагога – наладить взаимодействие с родителями обучающихся, оказать помощь семье и одновременно усилить её ответственность за воспитание и обучение юного музыканта.

Деятельность педагога и родителей в интересах ребенка будет плодотворной только в том случае, если они станут союзниками и партнерами.

          К сожалению, это происходит не всегда, так как связи между семьей и педагогом не так прочны, как хотелось бы. И если родители, а также бабушки и дедушки самых маленьких учеников ещё участвуют в образовательном процессе, регулярно посещая занятия у педагога и основные мероприятия, то в более старших классах, многие родители самоустраняются от решения вопросов музыкального развития ребенка, перестают интересоваться его успехами, контролировать выполнение домашнего задания по музыке.

Только тесное сотрудничество с родителями может способствовать формированию гармонично развитой, нравственной, творческой, способной к самосовершенствованию и самореализации личности.

Какова же цель взаимодействия с родителями - повышение качества музыкального образования через создание единого воспитательно-образовательного пространства «школа искусств - семья».  

Отсюда вытекают задачи:

  1. Вовлечь родителей в совместную деятельность с преподавателем по воспитанию юного музыканта;
  2. Консультировать родителей по организации учебного процесса и домашних занятий;
  3. Сформировать активную позицию родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и школы искусств;
  4. Укреплять и расширять рамки взаимодействия семьи и ДШИ в деле воспитания юных музыкантов.

  1. Основная часть

Воспитание юного музыканта

Первой ступенью в воспитании юного музыканта является музыкальная школа (в нашем случае школа искусств). Как правило, ребенка туда приводят родители. Что же служит их побудительным мотивом к этому?

  • Родители видят, что ребенок тянется к музыке (хорошо поёт, хочет играть на музыкальных инструментах)?
  • Их внимание на это обратили воспитатели в детском саду?
  • Они мечтали, чтобы их ребёнок учился в музыкальной школе?
  • Может быть, они сами в своё время учились в музыкальной школе?  Или, наоборот, было желание, но не было возможности в их детстве это осуществить?

В любом случае они привели чадо к нам – это для них важно!

А почему сюда пришёл ребёнок?

Два мотива – сам изъявил желание или потому, что предложили родители. А ребенку всё интересно... В любом случае, какой бы ни был мотив родителей и ребенка, задача – сохранить их оба!

Обучение игре на инструменте – процесс длительный. Программа рассчитана на много лет напряженной, творческой деятельности, и только при постоянной поддержке родителей, единстве и согласованности действий взрослых может быть достигнута цель не только музыкального, но и духовного, нравственного, культурного развития ребенка, создано единое воспитательное и образовательное пространство не только для ученика, но и культурного просвещения его родителей. Уже на начальном этапе очень важно сформировать не только у детей, но и у их родителей установку на успех ребёнка, которая может стать существенным фактором в развитии детского интереса к музыке.

С первых же дней пребывания ребёнка в музыкальной школе надо постараться поддерживать общую атмосферу успешного сотрудничества школы, детей и родителей, постепенно формируя ориентацию на возможность достижения ребёнком положительного результата в учёбе.

Юного музыканта важно убедить в том, что он непременно научится хорошо играть на инструменте в классе по специальности, а посещая другие занятия в музыкальной школе, узнает много нового и интересного.

Значимость активного участия родителей в воспитании юного музыканта сложно переоценить, поскольку основы в воспитании ребёнка закладывает, в первую очередь, семья.

          Чаще всего, родители больше всего озабочены вопросом – пригодится ли их ребёнку музыка, если в будущем он изберёт другую профессию. И вот здесь очень важна работа с родителями. Преподаватель должен подчёркивать не элитность

музыкального образования, а его полезность для полноценного развития ребёнка и дальнейшего его продвижения по жизни.

Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу

В своей практике, объясняя важность и пользу занятий в музыкальной школе, я довольно часто ссылаюсь на выдержки из статьи (проректора Российской академии музыки им. Гнесиных, профессора, доктора искусствоведения, доктора психологических наук) Д.К. Кирнарской «Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу». Вот 10 причин кратко из статьи:

     1. Играть – это следовать традиции.

Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину:

заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке.

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности.

Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить!

4. Музыка и язык – близнецы-братья.

Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.

5. Музыка структурна и иерархична:крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки.

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны.

Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде».

Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.

   10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху.

Почему? См. пункты 1-9.

Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:

Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;

Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,

Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

Главное в обучении игре на инструменте

Актуальной проблемой практической деятельности музыкальных школ становится обучение неоднородного по уровню способностей, мотивации, эмоциональному и интеллектуальному развитию, социальному статусу контингента.

Итак, ребенок пришел к нам в школу, выбрав себе инструмент. Он тот самый единственный и неповторимый «талант» для родителей, обладающий далеко не эталонными качествами. И как же быть? Безусловно учить!

Давайте вспомним, какие качества необходимы ребенку, чтобы успешно заниматься музыкой. Тут и хороший слух, и ловкость, и сильная нервная система, способная выдержать стресс концертного выступления, тут и стабильная нервная система, необходимая для чуткого восприятия музыки, тут и строение игрового аппарата, и быстрая реакция…

Но, не это главное – главное желание и терпение, которого потребуется вагон и маленькая тележка, как ученику, так и его родителям.

Основа обучения игре на инструменте - индивидуальный урок. Процесс овладения инструментом очень непростой, поэтому наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы заинтересовать ребёнка музыкальными занятиями, и тогда необходимый для этого труд станет потребностью.

Добиться этого у начинающего заниматься музыкой сложнее, чем в других отраслях искусств, например, в рисовании, танцах, где ребёнку легче проявить творческое начало и где он раньше видит конкретные результаты своей работы.

И здесь помощь родителей неоценима. Первое время они обязательно присутствуют на уроках и вместе со своим ребёнком постигают азы музыкальной грамоты, чтобы при выполнении домашних заданий суметь помочь и быть полезными.

Специфика обучения игре на музыкальном инструменте требует систематических домашних занятий. Они необходимы для формирования музыкального образа и воспитания исполнительских средств его воплощения, что требует систематической тренировки. И поэтому, при первой же встрече, а также на первом же родительском собрании настоятельно рекомендую родителям создать благоприятную обстановку для этих занятий. О чем беседуем с родителями? Обо всем, что касается дела – о покупке инструмента и уходе за ним, о рациональной организации режима дня, о доброжелательной атмосфере в семье, о умении вовремя поддержать, похвалить за успехи, помочь в преодолении трудностей и т.д. Беседуя об этом с папами и мамами своих учеников, прошу их почаще хвалить сына или дочку, интересоваться их достижениями и жить интересами и увлечениями своих детей. Ведь ребёнку так важно понять, что его самым близким людям интересно то, что интересно ему.

Взаимодействие педагога с родителями с первых же занятий ребёнка значительно облегчает процесс его адаптации, поскольку способствует формированию благоприятной микросреды, создаёт положительный настрой всей семьи на систематические домашние занятия. Кроме того, эти контакты являются основой индивидуальной работы с учеником для лучшего понимания педагогом особенностей его личности, ведь кто как не родители расскажут вам о своём ребенке лучше – что он любит, чего боится, как на него влиять, чем зацепить его внимание….

Воспитание юного музыканта - непрерывный, целенаправленный педагогический процесс, связанный с установкой на оптимальное взаимодействие педагога с юным музыкантом и его родителями. И с начального этапа обучения преподаватель должен четко осознать свои главные задачи:

- научить ребёнка работать самостоятельно;

- общаться с детьми и взрослыми;

- прогнозировать и оценивать результаты своего труда;

- искать причины затруднений и преодолевать их.

Но, как бы мы не старались, только увлечённость ребенка способствует эффективному усвоению любой учебной программы в дополнительном образовании.

А правильно организованная работа, так сказать, стратегия взаимодействия с родителями и помогает нам добиться увлечённости.

Взаимодействие с родителями обучающихся ДШИ

В. А. Сухомлинский утверждал: «Без знания ребёнка, его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания». Лучше всего о ребёнке могут рассказать его родители. Родители и педагоги – две мощных силы в процессе воспитания юного музыканта, роль которых невозможно преувеличить.

У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Главное в работе преподавателя школы искусств с родителями состоит в том, «чтобы обеспечить единство требований к воспитанию и обучению учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего обучения и направлять воспитательную деятельность семьи».

Безусловно, наше учреждение в системе дополнительного предпрофессионального образования детей имеет свои преимущества: индивидуально-личностный подход к каждому ребенку (обучение в классе специального инструмента ведётся индивидуально), направленность на развитие навыков инструментального обучения, обогащение музыкально-культурного кругозора и начальное профессиональное ориентирование детей. Опора в обучении и воспитании на традиции, сформированные на протяжении многих лет и внедрение современных технологий.

Однако проблемы обучения в школе искусств, безусловно, есть.

К сожалению, многие родители, не понимая специфику обучения музыкальному искусству, относятся к музыкальной школе поверхностно, как к «кружку» или «секции», где ребёнок проводит своё свободное время, но при этом не затрачивает усилий в домашней работе. Наиболее распространёнными проблемами, на мой взгляд, являются:

- чрезмерная занятость родителей добыванием средств к существованию, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;

- недостаточное внимание к образованию своих детей и нежелание участвовать в делах ребенка и ДШИ;

- невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей, зачастую повторяющийся у их детей.

- возросшая нагрузка в общеобразовательных школах, репетиторские занятия, физическое и эстетическое развитие и т.д.

- отчисление детей из числа учащихся ДШИ, особенно часто происходящее на начальном этапе обучения.

К сожалению, практически никто из исследователей не занимается данной проблемой. Однако, можно обозначить пути решения данного вопроса в двух направлениях:

Первое направление: применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, которые способны развивать мотивационную сферу детей, поддерживая интерес к данному виду занятий.

Речь идет о способе организации педагогической деятельности с целью получения результата. Искусство преподавателя, в работе с начинающими музыкантами, включает в себя три обязательных аспекта: педагогику, исполнительство и психологию. Используя педагогические технологии, мы помогаем развить юному музыканту художественное мышление, освоить навыки игры на инструменте.

Использование современных педагогических технологий - необходимое условие работы педагога–профессионала.

Одной из основных используемых технологий можно считать технологию сотрудничества, где обучение и воспитание гармоничной личности невозможно без тандема педагог–ученик, оба субъекта учебного процесса должны действовать вместе, сообща.

Технология сотрудничества находится в тесном взаимодействии с технологией индивидуализации обучения. Главным достоинством индивидуального обучения является возможность адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным возможностям каждого учащегося. 

Индивидуализация обучения позволяет учитывать все особенности развития, воспитания обучающегося, усваивать программу с учетом индивидуальных недостатков в знаниях, умения и навыках, формировать адекватную самооценку ученика. Использование технологии индивидуализации обучения педагогом обеспечивает психологический комфорт учащегося как в классе, так и на сцене, что является основой для успешной творческой деятельности.

Главным достоинством индивидуального обучения является возможность адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным возможностям каждого учащегося.

Сегодня качественный процесс обучения невозможен без внедрения в работу здоровьесберегающих технологий. Целью таких технологий является сохранение здоровья учащихся, формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, противостояние стрессам. Здоровьесберегающие занятия позволяют обеспечить оптимальный темп работы на уроках, лучшее усвоение материала, психологический комфорт. При грамотном подходе к организации учебного процесса с точки зрения учета здоровья учащихся необходимо учитывать следующие моменты:

- соблюдение строгой дозировки учебной нагрузки;

- построение занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

- соблюдение гигиенических требований к аудитории;

- организация активно–двигательных занятий на уроках.

Также немаловажным является сохранение собственного здоровья. Важно не допускать переутомления на уроках, грамотно организовать рабочее место, помнить, что доброжелательность и улыбка – одни из главных составляющих урока, обеспечивающие психическое и социальное здоровье обучающегося.

Использование технологии формирования социальной и коммуникативной компетенции усиливает положительную мотивацию к обучению, способствуют социальной адаптации и самореализации, развитию навыка вести конструктивный диалог. Результатом формирования коммуникативной компетенции в процессе урока работаем над различными формами речевого общения, над умением грамотно ставить цели, устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Обучение речевому общению важнейшая задача в условиях современной ситуации, когда снижается уровень лично словарного запаса подрастающего поколения.

В работе на уроке вовлекать учащегося в беседу о произведении, его жанровых и стилевых особенностях, работать над устной аннотацией музыкального материала. Добиваюсь от учеников умения не только отвечать на поставленный вопрос, но и самим ставить его; умения представлять учебный материал.

Ни одна из технологий не может являться универсальной, поэтому прежде чем использовать ту или иную технологию стараюсь определиться, что хочу достичь.

Рассмотренные современные образовательные технологии позволяют наилучшим образом осуществлять образовательный процесс, создавать условия для саморазвития и самореализации обучающихся.

Второе направление: взаимодействие преподавателя по специальности с семьей учащегося, основанное на организации учебно-воспитательного и музыкально-образовательного процесса.  

Участие родителей и их поддержка - фактор успеха в обучении и музыкальном развитии ребёнка. Поэтому существует необходимость воспитательной, просветительской, консультативной, коммуникативной деятельности педагога по организации работы с родителями. 

Формы и методы работы ДШИ с семьей.

Для формирования единой мировоззренческой позиции у педагога и родителей надо использовать разнообразные формы и методы в работе.

Приобщаясь к знаниям о музыкальном воспитании детей, родители сегодня могут стать единомышленниками педагога-музыканта в деле приобщения ребенка к музыке.  

Наибольший эффект достигается там, где действие педагога-музыканта совпадает с действием семьи. Успех музыкального развития детей зависит от того, насколько верно родители понимают цели и задачи музыкально-эстетического воспитания детей, а также от того, насколько осознается ими огромная сила эмоционального воздействия музыки на личность ребенка. Педагог в этом случае выступает как наставник, поясняя необходимость, важность музыкального образования, его перспективу в отношении развития образного мышления ребенка, его эстетической культуры, воли, дисциплины и других важных личностных качеств.

При общении с родителями мы определяем формы и методы работы с ними с учётом особенностей семьи. Ведь родители бывают разные. Это:

- сотрудничающие - родители, которые позитивно реагируют на способы работы педагога, помогая ему и участвуя в предлагаемых совместных мероприятиях. Это - актив педагога.

- неуверенные - это родители, которые чувствуют свою ответственность, но больше доверяют педагогу, чем себе, советуются с ним, вовремя и тщательно выполняют поручения, ждут поддержки и помощи. Таким родителям необходимо давать о ребёнке преимущественно позитивную информацию, чаще поддерживать роль родителя в достижениях ребёнка, приглашать на мероприятия, обращаться за помощью и непременно благодарить и хвалить за сделанное;

- излишне импульсивные - родители, которые интересуются занятиями своего ребёнка, тщательно следя за режимом, содержанием занятий, болезненно реагируя на то, что, по их мнению, ребёнку уделяется слишком мало внимания. К своему ребёнку относятся слишком требовательно и строго. С такими родителями нужно предупреждать конфликтные ситуации, не жаловаться на ребёнка, чаще хвалить его, отмечая лишь его успехи и достижения.

- пассивные – родители, которые свою функцию сотрудничества видят только в том, чтобы привести ребёнка в музыкальную школу, редко выходя на общение с педагогом. Таким родителям необходимо посылать приглашения о планируемых мероприятиях, доводить до них сведения об учёбе ребёнка.

Но, какими бы разными не были наши родители, мы педагоги, решаем задачу взаимопонимания взрослых и детей, создания комфортных, благоприятных условий развития ребёнка в семье и школе.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Поэтому свою работу я начинаю с повышения музыкальной культуры не только ребёнка, но и членов его семьи, чтобы создать благоприятную звуковую среду для юного музыканта. Для решения этой непростой задачи в нашей школе регулярно проводятся разнообразные тематические концерты, посвящённые творчеству композиторов, произведениям различных жанров и стилей. На эти мероприятия, в которых принимают участие дети и их преподаватели, приглашаются мамы и папы юных исполнителей.

Каковы же формы организационно-педагогической работы с родителями. К данным формам относятся:

  1. Беседа. Одной из важнейших форм взаимодействия педагога с семьёй является беседа, в ходе которой выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребёнка, его интересы и увлечения, мотивация учения и т.д.). Успешность (или неуспешность) такого взаимодействия во многом определяется правильно избранной позицией преподавателя, стилем и тоном его общения.

В своей работе преподавателю необходимо активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, используя различные методы:

- словесный,

- наглядный,

- индивидуально-дифференцированный подход.

Необходимо выявлять потребности родителей в педагогической поддержке, какая помощь и в чём именно им необходима, готова  ли семья к активному взаимодействию с педагогом, школой, учреждением дополнительного образования. Необходимо выбрать такие формы взаимодействия с родителями, чтобы сотрудничество было наиболее эффективным, стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

  1. Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе и вне её, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

  1. Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогического опыта.

Самая распространенная форма работы с родителями – это родительское собрание.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого-педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д.

ПАМЯТКА

по проведению родительских собраний

1.На родительских собраниях никогда не констатируем ошибки и неудачи детей в учебе.
2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Эти простые правила помогают наладить хорошие отношения с родителями и взаимопонимание.

Классные родительские собрания должны проводятся раз в полугодие, при желании -  один раз в четверть. На них анализируем учебные достижения учащихся, их возможности, степени продвижения каждого учащегося в учебной деятельности. Помним, что родительское собрание – это прежде всего возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний, о мере затраченных усилий.  

К родительскому собранию желательно приготовить концерт, показывающий достижения. При этом учитываем возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой искусств.

Организация совместных досуговых мероприятий.

Это открытые уроки, концерты, участие в массовых мероприятиях разных уровней. Всё это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя ещё не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Открытые уроки. Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с предметом, методикой преподавания, требованиями преподавателя. Открытые уроки проводятся в удобное для родителей время. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. Урок завершается анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы. 

Уроки в режиме открытых дверей. Такой аспект семейного сопровождения как присутствие на уроке родителей или членов семьи может иметь 2 точки зрения. С одной стороны, для некоторых детей он необходим, когда учащиеся младшего школьного возраста, просто не могут запомнить и воспроизвести задания педагога, которые были продемонстрированы на уроке в виду малого объема памяти, недостаточной концентрации внимания, сложности восприятия материала и других физиологических факторов. В этом случае родители выступают для ребенка первоочередными помощниками, которые смогут объяснить алгоритм выполнения домашней работы, составленный совместно с педагогом, проконтролировать результативность и эффективность ее выполнения.

С другой стороны, на практике встречаются легковозбудимые, гиперактивные дети, внимание которых может рассеиваться на уроке и быть направлено не на педагога и музыкальный материал, а на реакцию родителя, паясничество, излишнюю капризность, и превращают урок в театральное представление. Поэтому, необходимо учитывать обе стороны данного аспекта и через наблюдения подобрать необходимый вариант присутствия или отсутствия членов семьи на уроке.

Исходя из предыдущего аспекта, можно предложить родителям, не присутствующим на уроке, прийти на открытый урок, на котором будет продемонстрирована часть работы, или часть конечного результата. Такие действия педагога помогут простимулировать ребенка на выполнение определенной, возможно, сложной части работы, напоминая ученику, что данную работу необходимо показать родителям.

Индивидуальные консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для преподавателя.

Индивидуальная консультация как правило, имеет ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и преподавателем. Нужно обязательно дать родителям возможность рассказать все то, с чем они хотели бы познакомить преподавателя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
• особенности здоровья ребенка;
• его увлечения, интересы;
• предпочтения в общении в семье;
• поведенческие реакции;
• особенности характера;
• мотивация учения;
• моральные ценности семьи.
Родители получают реальное представление о делах школы и поведении ребенка, педагог же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Тематические консультации

Тематические консультации как групповые, так и индивидуальные проводятся по мере необходимости.

Работа преподавателя с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию участия в мероприятиях разного уровня.

Примерная тематика тематических консультаций для родителей:
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
4. Наказания детей. Какими им быть?
5. Тревожность детей. К чему она может привести?
6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
7. Грубость и непонимание в семье.
8. Талантливый ребенок в семье.
9. Как рассказать ребёнку о музыке и музыкальных профессиях


Совместная деятельность родителей и учащихся. Это направление в настоящее время приобретает широкую популярность, так как решает следующие важнейшие задачи:

  • расширение воспитывающей среды;
  • увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность ученика;
  • улучшение взаимоотношений преподавателей, родителей и детей.

Естественно, формы этой работы разнообразны: индивидуальные, групповые, коллективные, а содержание должно соответствовать возрасту учащихся, целям и задачам предстоящего дела. Даже не систематические, а единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Анкетирование. Важной формой осуществления контакта педагога с родителями является работа посредством анкетирования. Педагог и родители оказывают друг другу помощь, направленную на воспитание обучающихся в школе искусств. Основная задача в работе с родителями – сделать семью союзником в воспитании обучающихся.

Использование интернет–ресурсов.  В современных условиях добавилось активное использование интернет - ресурсов (видео и аудиозаписи музыкальных произведений как их числа изучаемых учащимся в классе инструментального исполнительства, так и изучаемых на уроках музыкально-теоретического цикла, и, конечно, обширной фонотеки лучших образцов классической и современной музыки). Помимо прослушивания, изучения аудио и видеоматериала, это может быть и совместное посещение различных общеразвивающих сайтов. Ещё я рекомендую создание домашней фонотеки, видеоархива выступлений ребёнка, обязательный сбор нотного архива изучаемых им произведений

На мой взгляд, без такой формы работы с родителями просто нельзя обойтись в XXI веке.

Рекомендации для родителей, в которых можно предложить разные виды педагогической помощи ребёнку силами родителей и семьи.

К примеру, рекомендации, направленные на совершенствование музыкально-педагогического процесса и установления тесного сотрудничества между педагогом, ребенком и его семьей:

  1. Помощь в выполнении домашнего задания. На первоначальном этапе обучения детей в музыкальной школе родителям необходимо разъяснить, что ребенку потребуется их помощь в организации и выполнении домашнего задания. Поскольку музыкально-учебная деятельность становится для ребенка новым видом деятельности, ему могут быть сложны или непонятны некоторые из задач педагога, либо он может забыть то, о чем говорилось на занятии. В этом случае присутствие родителей (бабушек, дедушек) просто необходимо ребенку. Кроме того, нужно разъяснить, что данный этап может продолжаться недолго (в зависимости от усидчивости ребенка, его целеустремленности, развития волевой сферы и других факторов), но на начальном этапе он чрезвычайно важен, и если упустить данный момент, то в дальнейшем обучении могут возникнуть проблемы.

Задача педагога - пояснить систему выполнения домашнего задания. Она заключается в формировании правильных исполнительских движений, которые невозможны без многократной, систематической, каждодневной выработки навыка. Только в этом случае можно говорить об успешном овладении инструментом, на котором ребенок играет. Здесь уместно ввести понятие «требование» со стороны родителей, которое в современной педагогике трактуется достаточно широко: кроме словесного распоряжения, оно включает регламент детской жизни, ее организацию. Родительская любовь предполагает не только заботу о детях и внимание к ним, но также требовательность и критичность, оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка.

  1. Приобщение ребенка к концертной деятельности. С целью достижения результативности музыкального воспитания детей, необходимо разнообразить семейные формы музыкального образования. К этим формам относятся: посещение концертных программ филармонии, Рахманиновского зала, и концертных площадок города. В этих условиях успешнее закрепляются знания, полученные на музыкальных занятиях.

Кроме того, родители ни в коем случае не должны быть безразличны к концертам, проводимым в музыкальной школе, особенно, в которых принимает участие ребёнок. Такие концерты полезны с музыкально-просветительской точки зрения (чаще всего они носят тематический характер), мотивационно–конкурирующей (в таких концертах выступают одноклассники и сверстники ребенка, поэтому родитель может адекватно оценить уровень исполнения своего ребенка и сравнить с другими ребятами, а ребенок будет мотивирован на успех и дальнейшее развитие, видя заинтересованность родителей).

По возможности, семье ребенка необходимо посещать мероприятия, организуемые в классе специального инструмента. Ребенок будет рад видеть заинтересованность семьи по отношению к делу, которым он занимается.

Кроме того, в своей работе можно применяет такие формы, как тематические консультации, научно-методические семинары, музыкально-педагогические практикумы по организации и проведению семейных музыкальных праздников и вечеров, созданию домашней фонотеки, видеотеки по музыке и т.д.

  1. Совместное музицирование. Часто бывает, что в семье ребенка есть родственники, обладающие какими-либо музыкальными навыками (поют, играют на музыкальных инструментах). Очень интересным для семьи становится опыт совместного музицирования. В таком роде музыкальных занятий происходит формирование партнерских, сплоченных отношений, взаимной поддержки, участия. В дальнейшем, такие выступления закрепляют первоочередное значение музыкальных занятий в семье, поскольку основаны на свободном времяпровождении ребенка и старших членов семьи.
  2. Домашние концерты. Важным аспектом музыкально-эстетического воспитания являются семейные праздники и концерты, прослушивание и просмотр аудиозаписей, видеофильмов совместно родителями и детьми в специально празднично оформленной для этого комнате.

Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО, детский психолог Анатолий Залманович Зак предлагает рассматривать домашние концерты как один из стимулирующих аспектов к обучению в музыкальной школе. Данный прием применяется в практике некоторых семей, однако, авторы предлагают несколько расширить основное понимание данного вида деятельности: «Домашние концерты можно организовывать, например, к семейным праздникам, другим праздничным датам. Такие концерты дети любят, с удовольствием к ним готовятся. Причем, не только усиленно повторяя музыкальную программу, но и оформляя пригласительные билеты или самостоятельно приглашая гостей по телефону» Кроме того, автор предлагает несколько советов по подготовке к такому концерту:

а) Первое время не приглашать слишком много гостей, но присутствие кого-то кроме домашних должно быть обязательно. Это повышает ответственность юного музыканта.

б) Во время концерта недопустимо разговаривать, делать замечаний, ходить по комнате. Необходимо попытаться создать атмосферу настоящего концерта.

в) Кроме того, необходимо наградить игру ребенка аплодисментами, несмотря на уровень исполнения, сказать одобряющие слова. Юный музыкант должен почувствовать, что его игра нравится другим, приносит слушателям удовольствие.

г) Очень полезно устраивать совместные концерты с кем-то из взрослых или сверстников. Например, под аккомпанемент ребенка может спеть бабушка. Или дуэт с братом или сестрой, которые обучаются на других инструментах. В некоторых странах, особенно, в Германии, семейные ансамбли — давняя традиция. Детей специально стараются учить игре на разных инструментах, чтобы создавать такие ансамбли.

Мы должны целенаправленно работать с семьёй, хорошо представлять особенности каждой семьи, чтобы тщательно, взвешенно и продуманно выбирать методы и формы работы не только с ребенком, но и добиться взаимопонимания с его родителями.

Мотивация к обучению и пути решения проблем

Сейчас в жизни многих учеников помимо общеобразовательной и музыкальной школ есть еще, спортивные секции, танцы, художественная и хореографическая школы, театральная студии. И в них так поставлен процесс, что основная работа происходит на самих занятиях, все навыки отрабатываются там, а не дома.

При обучении игре на инструменте, воспитании юного музыканта всё иначе. Здесь большую роль играет самостоятельная домашняя работа: выполнение домашнего задания, отработка навыков.

И вот эта самостоятельная работа, когда нет рядом педагога, не кому активно побуждать к деятельности, когда надо самому себя заставить работать – и представляет уязвимое место в процессе обучения в музыкальной школе.  

Поэтому, здесь требуется мотивация со стороны родителей, которая в дальнейшем должна перейти в самомотивацию ученика.

Современная педагогика заостряет особое внимание на проблеме формирования у ребенка желания учиться. Часто бывает так, что в музыкальную школу ребенка приводят родители, то есть особого явного желания учиться у ребенка нет. И сложные систематичные музыкальные занятия становятся для учащегося непреодолимой борьбой с самим собой.

Задача родителей – помочь ребенку преодолеть кризисный момент, поддерживая в нём желание, стремление и веру в свои силы. Таким образом, работа семьи и педагога-музыканта по воспитанию юного музыканта и формированию у него любви к музыкальным занятиям, безусловно, одинаково сложна и интересна.

«Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.

Следует отметить, что приобщение семей к музыкальному искусству способствует их сплоченности. В таких семьях дети становятся более дисциплинированными, великодушными, ответственными за свои успехи, серьезно относятся к своим занятиям и увлечениям. Данные выводы подтверждает известный возрастной психолог Г.С. Абрамова: «Успешность ребенка в учении определяется многими факторами, в том числе и верой родителей в его силы и возможности, родительской реальной помощью и поддержкой, а не очередной нотацией по поводу плохой оценки»

Как сделать так, чтобы в обучении музыке ученик смог проявить свои самые сильные стороны? Мотив – в переводе означает – «движущая сила».

Мотивация – это создание и поддержание у ученика интереса к изучаемому материалу. И преподаватели, и родители заинтересованы в повышении учебной мотивации детей. Мы должны сообща и согласованно действовать в этом направлении. Но, у преподавателей свои профессиональные способы повышения мотивации детей, у родителей – свои.

Отсутствие или снижение мотивации может быть вызвано разными причинами. Соответственно поступать родителям  в разных случаях надо по-разному:

Проблема

Метод

воздействия

Пути решения

Не может –

и не хочет.

инструктирование

Потому и не хочет, что не может. Здесь надо разобраться, почему не может:

- состояние здоровья,

- психологический аспект,

- запущенность изучаемого материала,

- неумение работать самостоятельно.

Надо постараться найти причину и устранить ее.

Опыт показывает, что в таких случаях выполнение домашнего задания лучше разбить на более мелкие части.

При этом добиваться его полного выполнения под контролем родителей.

Хочет –

но, не может.

наставничество

Чаще всего в этом случае требуется помощь в организации домашней работы, в её планировании. Вместе с ребенком прочитать домашнее задание, обсудить его. Расспросить о прошедшем уроке, над чем там работали? Ведь чаще всего на уроке проводится та работа, которую дома надо повторить.

«Может –

но, не хочет».

мотивация

Здесь уже речь идет об её отсутствии внутренней мотивации ребенка. В этом случае угрозы, уговоры, «подкуп», инструктирование, наставничество малоэффективны. Ребенок считает занятия музыкой бесполезным делом. Так зачем же на него тратить такие усилия?

Значит, задача родителей состоит в том, чтобы зародить

желание заниматься этим делом.  Причем в большей степени «здесь и сейчас», а не в далеком будущем. Это длительная работа, требующая от родителей значительных усилий, но сулящая большое «вознаграждение».

      Родителям надо с уважением относиться к труду юного музыканта. Слушать его игру, интересоваться делами в музыкальной школе. Спрашивать у ребенка не только про оценки, а и «что нового, интересного было сегодня в музыкальной школе, над чем работали на уроке; что хорошо получается, а что не очень». Надо показывать свою заинтересованность делами ребенка. Быть на всех его выступлениях, классных и школьных концертах. Совместно с ребенком обсуждать выступление его и других ребят. Подбадривать его.

      Устраивать домашние концерты. Формировать среду общения – поощрять дружбу с детьми, занимающимися музыкой или любящими музыку.

Помочь в применении своих знаний и умений. Можно посоветоваться с классным руководителем или учителем по музыке в общеобразовательной школе о том, как можно применить умения вашего ребенка в той среде.

      Необходимо рассказать ребенку и перспективы применения его музыкальных знаний в будущем. И это всё помимо той работы, которую уже проводит преподаватель в самой музыкальной школе.

«Может

и хочет».

делегирование полномочий

Это, конечно, самый благоприятный вариант. Ребенку предоставляется достаточная самостоятельность в выполнении домашней работы, однако деликатный контроль со стороны родителей сохраняется.

Совместная деятельность взрослых (педагогов, родителей), основанная на заинтересованности, взаимопонимании, любви к детям, помогает сделать учебный процесс увлекательным, результативным, успешным для каждого ребенка.

Заключение

Общий вывод однозначен: тщательно выстроенная, продуманная работа по взаимодействию с родителями, безусловно, приносит положительный результат.  Преподавателям только нужно не жалеть времени на работу с семьей, на разъяснение той роли, которую оказывает семейная атмосфера на закрепление появившегося интереса к обучению.

Деятельность педагога и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если семья будет выступать не только в роли социального заказчика образовательных услуг, но и в роли участника педагогического процесса. Только при единстве и согласованности действий взрослых может быть достигнута цель духовного, нравственного, культурного развития юного музыканта, создано единое воспитательное и образовательное пространство не только для ученика, но и культурного просвещения его родителей.

Работа семьи и педагога-музыканта по воспитанию ребёнка и формированию у него любви к музыкальным занятиям одинаково сложна и интересна.

«Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Л. Грауман Мой ребенок будет скрипачом. Композитор С-П., 2013
  2. Габбасова А.А. Отсутствие мотивации к обучению – 10 ошибок родителей. Интернет ресурс: Сайт: b17.ru
  3. Кирнарская Д.К. Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу (Текст)//Музыкальная психология и психотерапия, 2009 - №6 – с. 75-78 
  4. Матвеева Л.В. Педагогическое сопровождение ребёнка и семьи в процессе музыкального образования (Текст)// Актуальные проблемы теории и практики музыкального образования: межвуз. сб. науч. тр./ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – с. 63-80 
  5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М, 2001.

Используемые интернет-ресурсы:

  1. WWW.KNIGA.SELUK.RU Бесплатная электронная библиотека - Книги, пособия, учебники, издания, публикации.
  2. Зак А., Мадорский Л. Ваш ребёнок – ученик музыкальной школы (Электронный ресурс). – http: //www.7ya.ru/pub/music/