Открытый урок "Работа над вокальным дыханием и правильным звукоизвлечением в младших классах сольного пения, как необходимое условие формирования певческих навыков"

Рудько Ольга Олеговна

Данный открытый урок посвящён работе над правильным дыханием во время пения, а также тому, как правильно объяснить и показать ребёнку верный путь в пении, чтобы голос всегда звучал красиво и не натужно, независимо от регистров и нюансов в вокальном произведении.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по сольному пению                                    преподавателя отделения «Музыкальный фольклор» Рудько О.О.  ОБОУ ДО «Фатежская ДШИ»                                                                             Тема: « Работа над вокальным дыханием и правильным звукоизвлечением в младших классах сольного пения, как необходимое условие формирования певческих навыков»

Обучающаяся отделения «Музыкальный фольклор» Макарова Наталья 2 класс.

Данный открытый урок посвящён работе над правильным дыханием во время пения, а также тому, как правильно объяснить и показать ребёнку верный путь в пении, чтобы голос всегда звучал красиво и не натужно, независимо от регистров и нюансов в вокальном произведении.

Цель урока - добиться осмысленного правильного дыхания, которое в последствие будет поставлено на автоматизм, а также осознания ребёнком того, куда направлять звук при пении, чтобы он всегда звучал красиво и без особых физических затрат.

Задачи урока:

- Научить правильно дышать с помощью простых дыхательных упражнений, отработка этого механизма через специальные дыхательные упражнения;

- добиться чистого интонирования во всех регистрах в распевании и произведениях;

- добиться качественного исполнения выбранных произведений, в характере, с осмыслением художественного текста и образа;

- развивать, укреплять и оздоравливать весь дыхательный аппарат;

- развивать подвижность мягкого неба, экономию выдоха, опору дыхания;

- воспитывать музыкальный вкус, самостоятельность суждений, личностную активность.

Часто педагоги во время занятий забывают о важности правильного дыхания, а ведь оно - основа долгого и безвредного для певца использования его голосового аппарата. Хочется процитировать фразу одного известного итальянского музыкального педагога Ф. Ламперти. Он говорил так: «Учиться больше умом, а не голосом, так как, утомив его, никакими средствами не приведешь опять в хорошее состояние «Хорошая голова – залог успешной работы, она так же важна, как и хороший голос. Фундаментом, основой в пении является дыхание. Считается, что хорошее пение – это «мастерство выдоха», но, чтобы «мастерски выдыхать», надо научиться «вдыхать»».

 Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха, который проходит постепенно, струей через связки – горло, как смычок по струнам, заставит наш голосовой аппарат звучать. Конечно, это очень упрощенная схема, но главная идея здесь показать важность дыхания в процессе звукообразования.

В вокальном исполнении дыхание должно быть активным, целенаправленным, максимально собранным в упругий «пучок».

Дыхание условно можно разделить на три типа:

Ключичное – очень поверхностное

Грудное

Грудобрюшное (диафрагмальное)

Очень важно объяснить ребёнку, что «дышать полной грудью» - это миф, потому что самое правильное, полезное и естественное дыхание, которым, кстати, дышат все новорождённые и маленькие дети - не грудное, а грудобрюшное (диафрагмальное), которое производится движением живота (диафрагмой), а также небольшое (т.е., при нём не нужно сильно «надуваться»). Также важно объяснить ребёнку, что дыхание- это прежде всего расслабление, чтобы он не зажимался при взятии воздуха от старания (как часто бывает), объяснить, что при правильном дыхании возникает ощущение, будто берёшь воздух желудком, а не лёгкими, и весь воздух идёт как будто бы сразу при вдохе в животик по ощущениям.

Ребенок должен понять, почему такое дыхание очень важно. Нужно ему объяснять, конечно же, в упрощённой форме, что при неправильном, грудном дыхании, мы берём воздух той частью лёгких (верхней частью, при котором поднимаются ещё и плечи), вокруг которой нет мышц, и при выдохе воздух не получает нужного напора, чтобы пойти сразу в резонаторы. При этом наши голосовые связки и мышцы вокруг них выполняют двойную работу - мало того, что они создают высоту звука, они ещё и сдерживают, и проталкивают воздух (из-за этого сип и частая усталость связок как у маленьких, так и у взрослых певцов). Когда же мы берём воздух правильно, то диафрагма, которая является одной из самых сильных мышц нашего организма, даёт воздуху нужный «посыл», и он сразу идёт в резонаторы - грудной и головной, где ими уже легче управлять, и там звучит, наполняя наше тело звуком. Связки при этом спокойно делают свою работу, создавая звуку нужную нам высоту. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы ребёнок правильно дышал во время пения, ведь очень важно уберечь, сохранить и развить этот хрупкий инструмент.

Также на нашем уроке мы обсудим и покажем, как правильно направлять звук в наши резонаторы – грудной и головной, и чтобы при этом звук везде звучал ровно и красиво.

При этом очень важно, чтобы ребёнок пел «своим» голосом, никого не копируя, иначе звук может «заглубиться» и уйти назад в глотку, что часто происходит, когда дети начинают копировать оперных певцов или своих взрослых преподавателей. Копировать ему нужно будет только правильные ощущения, мышечную память учителя, который в свою очередь должен понять, как стоящим перед ним детям объяснить эти ощущения, правильное дыхание и звукоизвлечение так, чтобы каждый, даже самый непоседливый и невнимательный ребёнок его понял и повторил. Здесь уже вступают в действие ассоциации, интересные образы, а также – произведения, которые учитель подберет ученику, чтобы заинтересовать и не потерять внимание, затронуть участие чувств и сознания ребёнка, которые так важны во время уроков. Всё это будет способствовать тому, что ученик, правильно используя свой голос, не только через музыку приобщится к художественной культуре, но и создаст сам что-то новое в музыке, внесёт свою художественную ценность.

Формы и методы работы

Форма - индивидуальная работа с обучающимся (дыхательные упражнения, распевание, работа с учеником и концертмейстером над исполнением произведений (программы), работа над образом в произведениях, музыкальностью в каждой фразе).

Методы:

рассказ;

объяснение;

показ(показ преподавателем и передача своих ощущений ученику);

диалог;

метод индивидуального подхода к каждому ученику;

метод активного и интерактивного обучения;

метод переосмысления (вокальная педагогика использует множество специальных терминов: грудные (головные) резонаторы, длинная гортань, мягкое округлое небо, звуковая атака. Дети не обладают ассоциативным мышлением, их мышление конкретно. Задача педагога, найти такие термины, чтобы они были понятны детям данной возрастной категории. Для этого педагог использует эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов). Исходя из различия психики каждого ребенка, эти термины подбираются индивидуально);

метод эвристики(прогнозируемый результат).

Ход урока:

Дыхательные упражнения:

Упражнение: «длинный вдох – длинный выдох». (Представляем, что вдыхаем аромат цветка, выдыхаем, как будто аккуратно дуем на одуванчик ровной тонкой струйкой воздуха). Цель упражнения – формирование «вокальной маски» во время вдоха, правильного диафрагмального дыхания, длинного и ровного экономного выдоха.

Упражнение «активный вдох – активный выдох». Цель -активизировать работу диафрагмы.

Упражнение «длинный вдох, выдох на согласную «с» на счет, затем на «ш». Цель – продолжительный экономный выдох.

Спокойный вдох, выдох на чередование согласных «с, ш, ф». Цель – активизировать работу диафрагмы, разогреть и подготовить артикуляционный аппарат к вокализации.

Упражнение «Моторная лодка». Это упражнение поможет научиться распределять и контролировать свой поток воздуха, не набрасываться на первые строчки вокального произведения. Это массаж, который помогает разогреть вокальные мышцы во время распевания. Также очень полезно для дикции, развивает позицию головного регистра, т.е. академический звук. В этом упражнении приходит осознание того, что певцы поют не только горлом, важным является положение языка, неба, гортани, живота, вокальных мышц. При выполнении этого упражнения важно немного затаивать воздух, как будто резко накачиваем пресс. Когда немного затаились, посылаем маленький напор воздуха под верхнюю губу и опять затаиваемся. Немного послали и затаили. Выполняя это упражнение, важно чувствовать повествовательный характер в адрес вашего собеседника, будто бы вы пытаетесь ему что-нибудь сообщить, например «А помнишь?» Следует выполнять это упражнение на выдержку. Если кажется, что воздуха больше нет, нужно представить себе, что поете не конец музыкальной фразы, а ее начало.

Распевание:

Упражнение на разогрев губ и языка.

Упражнение « бри-брэ-бра-бро-бру». Цель упражнения - разогреть голосовые связки, сгладить вокальную позицию, наладить «кантиленную» работу диафрагмы. При этом следить за тем, чтобы ребёнок на всех гласных одинаково открывал рот и правильно расходовал воздух, не отдавая большую его часть на первых звуках.

Скороговорки «Был бык - тупогуб», «Андрей-воробей». Цель – добиваться хорошей дикции в подвижных и быстрых темпах. Пропеваем эти скороговорки с разным настроением.

Упражнение «Радуга». Цель – добиваться ровности звучания, связанного исполнения, выравнивания гласных, а также свободного, не зажатого звука на «ра».

Упражнение на активном, но мягком стаккато. Слоги « ми» и «лё» по дважды повторяющемуся мажорному трезвучию. Упражнение налаживает и активизирует правильную работу диафрагмы, накачивает её, как мышцу, при этом поток воздуха быстро попадает в головные резонаторы, что очень нужно при пении верхних нот. В этом вокальном упражнении нужно следить за тем, чтобы у ребёнка работали нужные части тела, без плечей и груди, а двигался только животик, выталкивая звук.

Работа над произведениями:

Обр. Т.А. Засыпкиной, «Никанориха коров пасла» шуточная, (концертмейстер Каплин М.Ю. )

Интонационные трудности, скачки, хроматизмы, трудности в плане дыхания могут возникнуть в припеве, поэтому целесообразнее начать работу в этом произведении с припева.

Цель - чисто и позиционно ровно интонировать скачки на октавы и другие интервалы, хроматизмы, следить за Legato, чувствовать фразировку. Также важна артистичность исполнения- каждый куплет должен быть «раскрашен» по - разному, как нюансами, так и интонациями, выделением важных слов в исполнении маленького певца. Приветствуется добавление артистических моментов – жестов, которые не будут мешать при пении обучающемуся, а, наоборот, будут вписываться в общее настроение произведения, тем самым способствовать раскрепощению ребёнка как в физическом плане, так и в голосовом. При этом важно следить, чтобы на протяжении всего произведения ребёнок брал дыхание правильно, не судорожно, а практически незаметно и без шума, а также старался экономно расходовать воздух во время пения.

Свадебная Курской области, «Как на горке дубок». В этой песне важно следить за чистотой интонации, выделять важные слова, петь с отношением, эмоционально и выразительно.

В заключении работы над произведением –испонить песню полностью с партией концертмейстера как концертный вариант.

Заключение урока

Подведение итогов:

- анализ урока,

- оценка за урок,

- домашнее задание.

Список литературы

Гонтаренко Н. Б. Сольное пение. - Ростов на Дону: «Феникс», 2007.

Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - М.: «Музыка», 1984.

Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – М.: «Лань», 2004.

Луканин А. Начало двухголосного пения в школе. - М.: «Музыка», 1966.

Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца», С – П.: «Музыка», 1977.

Морозов В. П. Тайны вокальной речи. С – П.: «Музыка», 1967.

Морозов В. П. Детский голос. - М., «Педагогика», 1970.

Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению, М., «Прометей», 1992.