"Формирование творческих способностей ребенка младшего школьного возраста посредством технологии развивающего обучения в фортепианном классе"

Гладких Анастасия Сергеевна

Цель урока: активизация творческого потенциала и психофизических возможностей ребёнка младшего школьного возраста через оптимальный подбор методов, форм и средств развивающего обучения; формирование его творческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12_metodich._razrabotka_uroka.doc608.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

  «Детская школа искусств №12»

Формирование творческих способностей ребёнка младшего школьного возраста посредством технологии развивающего обучения в фортепианном классе

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Разработала: Гладких А.С.,

                                                                   преподаватель по классу

                                              фортепиано

Новосибирск

        «Нет ничего опаснее для развития таланта, чем плохая основа. Изречение «для начала всё сойдёт» - одно из самых вредных заблуждений. Что бы вы подумали об архитекторе, который сказал бы: «Для фундамента хороша и глина, ведь мы поставим на ней дом из камня»?».  (Й. Гофман).

         «Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу». (Б.Асафьев).

 Цель урока: активизация творческого потенциала и психофизических возможностей ребёнка младшего школьного возраста через оптимальный подбор методов, форм и средств развивающего обучения; формирование его творческих способностей.

 

 Методические задачи:

-  создание психолого-педагогических условий для активизации творческой деятельности ребёнка и формирования его творческих способностей;

-  отбор, систематизация и использование в работе методов, приёмов, средств организации музыкальной деятельности ребёнка, способствующих эффективному развитию его индивидуальных особенностей;

-  модифицирование уже имеющегося опыта с целью его усовершенствования и адаптации в связи с возрастными особенностями ребёнка; поиск новых форм и методов работы;

-  реализация принципов развивающего обучения;

-  подготовка природных данных ученика к восприятию музыкального образования;

-  нахождение единства и взаимодействия между обучением и развитием ребёнка.

 

Образовательные и развивающие задачи:

-  пробуждение глубокого интереса ребёнка к музыкальным занятиям;

-  формирование первоначальных пианистических навыков, навыка игры по нотам, приобретение базовых музыкально-теоретических знаний;

-  комплексное развитие музыкальных способностей, способствующее формированию универсальных творческих способностей: фантазии, воображения, самостоятельности, инициативы, мышления.

 

 Воспитательные задачи:

-  духовно-нравственное развитие личности;

-  развитие эмоциональной сферы ребёнка, способности к сопереживанию и сочувствию;

-  формирование навыка организованного поведения на уроке и в повседневной жизни;

-  воспитание волевых качеств, трудолюбия, усидчивости, целеустремлённости;

-  формирование адекватной самооценки;

-  формирование личностно-целостного эстетического отношения к окружающей жизни.

Тип урока: закрепление полученных знаний, умений и навыков на данном этапе развития с целью их вторичного осмысления.

Логика процесса закрепления:

-  усвоение образца комплексного развития знаний, умений и навыков в системе;

-  актуализация опорных знаний умений и навыков и их коррекция;

- подготовка ученика к применению освоенных знаний, умений и навыков в новых усложнённых условиях.

 

Средства обучения:

-  фортепиано;

-  музыкальный центр и аудиоматериалы;

-  репродукции картин-образов;

-  дидактический материал.

 

 Продолжительность урока: 45 минут.

 

 Методы работы.

Методы осуществления учебно-познавательных задач:

-  словесные, наглядные, практические (аспект передачи и восприятия информации);

-  индуктивные и дедуктивные (логический аспект);

-  репродуктивные и проблемные (аспект мышления);

- методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога (аспект управления учением).

Методы развивающего обучения:

-  создание ситуации успеха – один из основных методов эмоционального стимулирования. Метод представляет собой специально созданные цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.

-  метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития;

-  метод стимулирования интереса занимательным содержанием урока;

- метод создания креативного поля является ключевым для создания творческой атмосферы на уроке.

 

 Структура урока:

1.  Вступительное слово.                                                                                                    1мин.

2.  Организация пианистического аппарата:                                                                    8 мин.

-  гимнастика,

-  упражнения на инструменте,

-  работа над звукорядом гаммы,

3.  Формирование навыка игры с листа:                                                                           10 мин.

-  освоение ритмической записи,

-  освоение нотной записи,

-  освоение аппликатурной записи.

4.  Накопление и развитие музыкально-слуховых представлений (ритмических,      15 мин.  мелодических, образных); приобретение базовых теоретических знаний:

-  подбор по слуху,

-  транспонирование по слуху,

-  ритмические аккомпанементы,

-  теория музыки,

-  слушание музыки.

5.  Закрепление знаний, умений и навыков в исполнении муз. произведений.            10 мин.

6.  Домашнее задание. Итог урока.                                                                                      1 мин.

 

 

Используемая технология: технология развивающего обучения.

Основные педагогические принципы технологии развивающего обучения:

-  правильно организованное обучение с учётом индивидуальных особенностей ребёнка ведёт за собой развитие (тесная связь обучения и развития);

- комплексный подход в решении проблемы художественно-эстетического, интеллектуального и психофизического развития детей, их нравственного воспитания и образования;

-  воспитание активности и самостоятельности должно охватить все формы и методы обучения с целью постепенного «самоустранения педагога»;

-  увеличение меры теоретической ёмкости занятий, обогащение сознания ребёнка развёрнутыми системами представлений и понятий;

-  расширение репертуарных рамок, обращение к возможно большему количеству музыкальных произведений, большему кругу художественно-стилевых явлений;

-  ускорение темпов прохождения учебного материала отказ от длительных сроков работы над музыкальным произведением.

Особенности реализации принципов развивающего обучения в работе с детьми младшего школьного возраста:

 1. Младшие школьные годы являются возрастом огромных возможностей. Музыкальная     деятельность удовлетворяет основную потребность маленького ребёнка – потребность в познании и создаёт условия для самопроявления и саморазвития. В первые годы обучения пианиста создаётся творческий фундамент, на базе которого формируется отношение к музыке как к искусству и закладываются основы  для  будущего общемузыкального и профессионального развития.

  1.  Главным результатом начального этапа обучения должны стать: навык

постоянного слухового контроля; контроль свободы движения корпуса и рук; навык грамотного прочтения нотного текста; навык подбора по слуху, транспонирования и аккомпанемента; игра в ансамбле; знание наиболее употребительных музыкальных терминов; умение свободно и осознанно исполнить пьесы в концертной обстановке.

3. На начальном этапе обучения особенно важно использование основных

педагогических принципов развивающего обучения.

4.Обучение является развивающим в том случае, если направлено на активизацию мыслительной деятельности ребёнка и формирования у него потребности в самостоятельной музыкальной деятельности.

5.Процесс развития музыкальной деятельности ребёнка осуществляется в трёх направлениях – интеллектуальном, эмоциональном и исполнительском. В центре теории развивающего обучения – развитие «музыкального ума» (Н.Г.Рубинштейн), а на основе решения этой задачи идёт эмоциональное постижение образного мира музыкальных произведений и овладение комплексом пианистических умений и навыков.

Содержание урока с методическими пояснениями.

  1. Вступительное слово.

       Музыка – это волшебная страна, в которой живут и трудятся музыкальные звуки. Мне кажется, что ты уже успела полюбить эту страну и стала понимать музыкальные звуки. Сегодня к нам на урок пришли гости, им очень захотелось посмотреть, чему ты научилась за такой короткий срок, как ты умеешь общаться с музыкальными звуками.

2.Организация пианистического аппарата.

 

         Организация пианистического аппарата в начальный период обучения  требует большого внимания со стороны педагога, ведь пианистические навыки – это главное средство передачи образного строя музыкального произведения. Именно с этой целью должны формироваться двигательные навыки школьника. Маленький ребёнок должен знать строение руки, осознанно относиться к различным пианистическим движениям, понимать целесообразность их применения. Уже на первом этапе обучения ребёнок должен освоить четыре способа движения: пальцами, кистью, локтем, уметь применять тот или иной способ движения для воплощения нужного звучания. Состояние рук ребёнка нужно постоянно контролировать, не допускать их напряжения. Зачастую напряжение рук может происходить от психологического зажима как следствие дискомфорта, когда ребёнок на уроке испытывает неудобства по разным причинам. Необходимо вывести его из этого состояния при помощи гимнастики, которая помогает снять мышечное напряжение.

Гимнастика:

(звучит музыка П.И.Чайковского «Танец маленьких лебедей», «Подснежник»)

- «Плещемся в воде».

Встряхивание кистей рук.

- «Бабочка».

Кисти рук падают навстречу друг другу, затем раскрываются.

- «Веер».

Кисти рук гибкими движениями направляют воздух в лицо.

- «Гладим котёнка».

Гладим котёнка с головы до кончика хвоста.

- «Заводная игрушка».

Локти развести в стороны, «приклеить». Предплечье висит свободно от локтевого сустава и двигается в разные стороны, затем вверх-вниз.

- «Солнце встало – сосулька упала».

Руки от плеча медленно движутся вверх, затем свободно падают вниз.

- «Солнце и Луна».

Одновременно двумя руками в разные стороны рисуем два больших круга.

- «Волны».

Руки от плеча плавно движутся вверх, затем вниз.

- «Птица».

Локти движутся вверх-вниз, предплечье движется за локтями.

- «Лебедь».

Вытянуть шею. Голова движется в одну сторону – в другую, вперёд – назад.

- «Сломанная игрушка – новая игрушка».

Согнуть колени и одновременно собрать «в кучку» голову, руки, плечи, затем встать – распрямить плечи, вытянуть шею.

  Музыкальным фоном для гимнастики являются специально подобранные классические музыкальные произведения, которые периодически меняются. Такое музыкальное оформление способствует накоплению музыкальных впечатлений, расширяет музыкальный кругозор, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу, концентрирует внимание, активизирует воображение, развивает слуховое восприятие.

Упражнения на инструменте.

 

        Фундаментом фортепианной техники является: правильная посадка, естественные и свободные движения рук, хороший контакт кончиков пальцев с клавиатурой, формирование свода кисти, различные приёмы звукоизвлечения.  В связи с этим игра упражнений призвана оказать положительное влияние на техническое развитие ребёнка. Дети не всегда проявляют к упражнениям должный интерес. Эту работу следует сделать наиболее привлекательной для ребёнка. Полезно придумать к ним название, слова, что придаёт исполнению интонационную выразительность. А использование различных динамических оттенков, штрихов, темпов позволяет наряду с чисто техническими навыками овладеть и основными выразительными средствами музыкального исполнения. При исполнении упражнений важно добиваться слухового контроля, целесообразности и ловкости движений, координации всех частей руки, естественной смены напряжения и освобождения мышц.

Работа над звукорядом гаммы До мажор с использованием декламации:

-  двумя руками вмести параллельно вверх четвертными («большие» руки от плеча).

   «Руки дружно поднимаем, также дружно опускаем».

-  двумя руками вместе в противоположном движении восьмыми («маленькие» руки от запястья).

    «Все куда-то разбежались, заскучали и примчались».

-  двумя руками вместе параллельно вниз четвертными.

   «Раз-два, раз-два, очень ровная игра».

- «осторожный заяц»

   2 и 1 пальцами на легато, 1-й встаёт на место 2-го.

    «Скачет по лесной лужайке маленький пушистый зайка.

     Ах, какой же он трусишка, испугался серой мышки!».

- «смелый зайка».

   2 и 1 пальцами на легато, 1-й встаёт на следующую клавишу.

     «Зайчик смелый прибегает, даже с мышкой он играет».

3. Формирование навыка игры с листа.

        В основе музыкально-исполнительской деятельности лежат психические процессы. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что путь к развитию творческих способностей – это овладение навыками. Другими словами, развивая в процессе фортепианного обучения пианистические навыки, музыкальный слух, ритмическое чувство, навык игры по нотам, музыкальный кругозор…, мы развиваем в ребёнке фантазию, воображение, мышление, артистичность, инициативу, самостоятельность, то есть универсальные творческие способности, важные для любой сферы деятельности.

    Среди музыкально-технических навыков, приобретаемых учеником в процессе игры на фортепиано, важное значение имеет навык чтения с листа. Этот навык необходим каждому обучающемуся  музыке, кем бы он впоследствии ни был. Формирование этого навыка относится уже к задачам музыкального образования, его освоение расширяет круг профессиональных знаний ученика.

   Нотная запись – это условные обозначения, из которых слагаются музыкальные линии, облечённые в определённую форму мелодического, метроритмического, гармонического рисунка. Кроме того, имеется целый ряд добавочных обозначений: штрихи, динамические оттенки, знаки альтерации, аппликатура. Чтобы суметь сразу охватить такое количество обозначений, необходим достаточный запас последовательно и прочно выработанных знаний, умений и навыков: хорошо развитый слух, чувство ритма, исполнительские навыки, умение группировать различные длительности, аппликатурные навыки, базовые

                     

 

                         -  Что за знак записан тут? Для чего он, как зовут?

                         -  Звать меня Бемоль, друзья, понижаю ноту я.

                         -  А, скажи, на сколько?

                         -  На пол тона только.

                         -  Ну а это что за знак? Чем усердно занят так?

                         -  Я – Диез, Бемоля брат. Сообщить вам очень рад

                            Про свою работу: повышаю ноту.

                        -  А, скажи, на сколько?

                        -  На пол тона только.

                       -  Вот – Бекар, знак не простой:  музыкальный постовой!

                       -  За порядком наблюдает, Бемоли и Диезы отменяет.

-  песенки про Диез, Бемоль, Бекар. ( Л.М.Абелян. Забавное сольфеджио. М.: «Советский композитор». 1985).

Слушание музыки

является  самостоятельным видом музыкальной деятельности, которая активизирует слуховое внимание, музыкальный слух, внутренний мир ребёнка, его мысли и чувства. Слушая музыку, маленький ребёнок слышит не только то, что в ней содержится, но и то, что создаёт его собственное воображение. Развитие творческого слышания музыки предполагает использование следующих методических приёмов:

-  использование поэтического слова, картин-образов и картин-настроений;

-  перед прослушиванием краткий рассказ о содержании музыки;

-  сопоставление двух разнохарактерных произведений;

-  объединение ряда произведений рассказом;

-  «узнай и назови произведение»;

-  использование музыкально-ритмических и сюжетно-образных движений под музыку;

-  «оркестровка», ритмический аккомпанемент к музыке.

Д.Кабалевский «Клоуны». Анализ музыки:

-  музыка быстрая или медленная.

-  весёлая или грустная,

-  в каком регистре,

-  плавная или подрыгивающая,

-  что хочется делать под эту музыку,

-  какой у неё характер ( игривый, лёгкий, озорной),

-  подобрать к характеру музыки картину-образ.

5. Закрепление приобретённых на данном этапе знаний, умений и навыков в исполнении музыкальных пьес, песенок, популярных мелодий.

       В каждой пьесе ребёнок должен почувствовать её красоту, своеобразие, понять образ. Игра маленького ребёнка должна быть содержательной, ребёнок должен научиться передавать характер музыки, используя накопленный на данном этапе опыт, научиться отличать красивую звучность. С детских лет нужно приучать ребёнка слушать своё исполнение, правильно его оценивать. Об этом нужно говорить в форме диалога.

Не нужно бояться давать детям большое количество музыкального материала, необходимо идти за возникающим у них интересом, позволять пробовать в музыке всё, что привлекает их внимание, что они слышат у других учеников. Интенсивное развивающее воздействие большого объёма музыкального материала состоит в том, что он:

-  обеспечивает приток богатой и разнообразной информации, служит пополнению багажа знаний учащихся, «раздвижению их профессиональных горизонтов;

-  способствует качественному улучшению процессов музыкального мышления, особого эмоционального подъёма при знакомстве с новой музыкой;

-  создаёт основу для работы интуиции, требуя максимального внимания не к отработке деталей, а к целостному охвату и воплощению звукового опыта;

-  стимулирует развитие личностных интересов, используя принцип свободного, не регламентированного задачами учебного процесса выбора;

-  обогащает и разнообразит пианистические навыки, расширяя возможности исполнительского общения с разными стилями и соответствующей её техникой исполнения;

-  способствует пианистическому росту, поощряя попытки преодоления опережающих исполнительских трудностей.

 

Исполнение на уроке:

-  Вальс собачек.

-  У.н.т. Казачок.

-  Прыг-скок.

-  Д.п. Ёлочка.

-  Французская мелодия.

-  Живём мы на горах.

-  Березняк А. Полька «Карабас».

-  Пушистая песенка.

-  Р.н.п. Скок-скок.

-  Р.н.п. Во саду ли.

-  Д.п. Весёлые гуси.

-  Д.п. Кузнечик.

-  Цыганочка.

-  Н.Соколова. Баба-яга.

-  К.Лоншан-Друшкевичова. Маленькие негритята.

-  Б.Чайковский. Урок в мышиной школе.

Музыкальный материал исполняется в ансамбле с педагогом, это создаёт у ребёнка ощущение, что он уже играющий музыкант.

6.  Итог урока. Домашнее задание.

   

 Сегодня на уроке ты показала всем нам, что стала настоящим жителем музыкальной страны. Мы все увидели, что ты подружилась с музыкальными звуками, научилась с ними общаться. Мне с тобой было очень приятно и интересно заниматься.

  Задание к следующему уроку:

-  повторять все формы работы,

-  к ритмическому рисунку придумать слова и сочинить музыкальную фразу,

-  в ритмических аккомпанементах звуки оставить прежние, а ритм изменить,

-  стишок о нотной записи попробовать пропеть.

Литература:

  1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. М.: Советский композитор, 1990. – 103 с.
  2. Абелян. Л.М. Забавное сольфеджио. Учебное пособие. М.: Советский композитор, 1985
  3. Альтерман. С.С. Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет. Тетр. 1,2. – Изд. Композитор, 1999
  4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию.- Л.: Советский композитор,
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество. В детском возрасте. – М.: Просвещение, 1987
  6. Выготский  Л.С. Обучение и развитие в  дошкольном возрасте. – М.: 1956
  7. Гальперин П.Я. К проблеме внимания //  Хрестоматия по психологии. – М.: 1987
  8. Геталова О.А., Визная И.В. В музыку – с радостью. Изд. «Композитор. Санкт- Петербург». 2004
  9. Гофман Й.Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М.: Классика-21.2002. – 192 с.
  10. Доронова Т.Н., Коротанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте //  Воспитание дошкольника – 2000
  11. Жилин В.А.. Занимательные игры для чтения с листа. MPI. 2005
  12. Ляшко Л.Ю. Развивающие технологии в дополнительном образовании. // Дополнительное образование. – 2002. - №2
  13. Левин В.А. Воспитание творчества.- М.: Просвещение, 1987
  14. Ляховитская С.С. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении    фортепианной игре. -  Л.: Музыка. 1979
  15. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству – М.: Педагогика. 1987
  16. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб: Речь. 2006
  17. Начинаю играть на рояле. Учебное пособие Ч.1 Изд. Композитор. С.-Петербург.1997
  18. Савшинский С.И. Пианист и его работа. – М.:Классика-21, 2002. – 244 с.
  19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М: Народное образование. 1998. – 256 с.
  20. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий. 2005. – 144 с.
  21. Симонова Т.Р. Чудесные клавиши. Пособие для начинающего пианиста. Изд. «Композитор.С.-Петербург», 2002
  22. 125 новых пьес для фортепиано. «Лучшее из хорошего». Хрестоматия 1кл ДМШ. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007
  23. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. – М., 1947
  24. ФридманЛ.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -  М., 1991
  25. Цыпин Г.М. развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. – М.: МГПИ. 1975. – 107 с.

26.Юдовина-Гальперина Т.Б. за роялем без слёз или я – детский педагог. – СПб.: «Союз художников», 2002. – 240 с.