Программа Сольфеджио (5 лет) ОВЗ

Ольга Александровна Харитонова

Программа Сольфеджио  (5 лет) ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solfedzhio_5_let_ovz.doc296.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

 АДМИНИСТРАЦИЯ  МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

                                            г.ПОКАЧИ

        Муниципальное автономное учреждение дополнительного    

                образования    «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

                                                                                              Утверждаю

                                                                                  Директор МАУДО «ДШИ»

                                                                             __________________ О.В. Кнаус

                                                                              «______» ___________2020 года

                                             

                                              ПРОГРАММА

                                       СОЛЬФЕДЖИО

Адаптированная программа по индивидуальному обучению

для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

                      

                                                   (на 5 лет)

                                         

     

                                                 Покачи – 2020г

Разработчик:     Харитонова Ольга Александровна, преподаватель  теоретического отдела МАУДО «ДШИ» г. Покачи.

                                                                                                                     

   

               

        СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I.    Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

       -   Сведения о затратах учебного времени;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  • Структура программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  1. Содержание учебного предмета

       -   Учебно-тематический план

       -  - Годовые требования.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.      Формы и методы контроля, система оценок

          - Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

        - Критерии оценки;

 V.        Методическое обеспечение учебного процесса

 VI.    Список рекомендуемой учебной и методической литературы

       -Учебная литература;

      - Методическая литература.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

     Актуальность. Современное развитие отечественного образования отражает общие тенденции социокультурной ситуации в стране. Одна из этих тенденций – признание самоценности личности человека, его свободы, способностей к саморазвитию и творческой деятельности. Одним из принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.    

    Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни.

  Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско- взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора при определении своего жизненного и профессионального пути. Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ «ОБ образовании в Российской Федерации».

    В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Возникает необходимость в комплексном развитии мышления, речи, моторики ребёнка. Опыт показывает, что этому в значительной мере способствуют комплексные музыкальные занятия, во время которых происходит преодоление психологического и речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, а в конечном итоге – лучшая адаптация к условиям внешней среды.

      Данная адаптированная дополнительная общеразвивающая программа предназначена для индивидуальных  занятий с детьми с диагнозом: умственное отставание средней степени на фоне болезни Дауна и задержкой психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера. Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков - разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно.

     Программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов  с учетом особенностей психофизического развития  обучающихся, в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей. Занятия проводятся индивидуально. Освоение адаптированной дополнительной общеразвивающей программы рассчитано на 5 лет.  Аудиторные индивидуальные занятия, комбинированного типа, проводятся в форме урока  продолжительностью 40 минут. Для достижения поставленной цели и реализации задач  используются следующие методы обучения:

  • словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ структуры музыкального произведения);
  • наглядные (показ иллюстраций и видеоматериалов, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение);
  • практические (вокальные упражнения, тренировочные ритмические упражнения).

                              Цель и задачи программы

- формирование гармоничной, социально-адаптированной личности ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида.

- абилитация (формирование способности к чему—либо) и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства (музыки), оптимизация процесса их социализации и развитие творческих способностей через изучение комплекса предметов художественно-эстетической направленности.

Задачи:

- освоение музыкальной грамоты, развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и артистизма;

- ознакомление  с теоретическими основами музыкального искусства;

- расширение  музыкального кругозора, формирование музыкального вкуса, пробуждение любви к музыке;

- создание условий для гармоничного развития обучающихся (целостного процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности и творческой самореализации);

- способствование последовательному освоению принятых в обществе социальных норм, формированию практических действий, необходимых для устойчивого поведения;

- адаптация детей к культурному пространству и жизни в обществе;

- приобщение обучающихся к культурным ценностям;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- развитие коммуникативных навыков посредством участия в творческой деятельности;

- развитие практических навыков творческой деятельности.

      На уроках сольфеджио учащиеся получают представление о форме музыкальных произведений, имеют возможность связать теоретически материал уроков сольфеджио с практикой, развить творческие способности, расширить свой музыкальный кругозор.

                                        Содержание программы

      Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам  учебного времени.

     При планировании содержания занятий, необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное комплексное музыкальное развитие возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы из всех разделов.

     Обучение детей, имеющих ограниченные возможностями здоровья, в музыкальной школе способствует развитию интереса к процессу познания, социально-значимых качеств личности и служит мощным коррекционно-развивающим и социально - реабилитационным средством.

Основным критерием эффективности образования, как социального процесса, в данном случае является степень подготовки ребенка (приобретение им способности) к жизни в условиях современной цивилизации.

    Программа направлена на создание условий для:

- развития творческого, образного мышления;

- выработки осознанного поведения в различных социально-бытовых ситуациях;

- приобретения коммуникативных навыков, необходимых для полноценного развития детей с различными нарушениями.

    Оценка результатов освоения обучающимся программы включает в себя

I) результаты художественно-творческой деятельности, приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях в области музыкального творчества:

- знание терминологии в области музыкального искусства;

- умение создавать художественный образ;

- умение различать музыкальные произведения (виды, формы);

- умение выполнять различные движения под музыку;

- умение использовать полученные теоретические знания в художественно- творческой деятельности;

2) особенности общения, приобретение социальных и коммуникативных знаний, умений и навыков:

- навыки невербального поведения (владение мимикой, жестикуляцией, взглядом «глаза в глаза»);

- навыки построения и развития отношений со сверстниками;

- навыки осознания чувств других;

- умение устанавливать контакт и поддерживать его;

- знание правил и норм общения;

3) поведенческие особенности, приобретение навыков социального поведения:

- навыки произвольного поведения (самоконтроль);

- навыки поведения в социально-бытовых ситуациях;

- знание норм и правил поведения в обществе, умение их соблюдать.

 Срок освоения учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте 11-12 лет до  16-17 лет, составляет 5 лет по 1часу в неделю.

Объем учебного времени,  предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольфеджио» на 5 лет

                                                                                                                 Таблица 1

Год обучения

1 кл

2 кл

3 кл

 4 кл

5 кл

Итого

часов

Форма занятий

Аудиторная (в часах)

36

36

36

36

36

180

Внеаудиторная (самостоятельная, в часах)

36

36

36

36

36

180

                             

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
    учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером или заданием);
  • поисково-творческие   (творческие   задания,   участие   детей   в   обсуждении, беседах);

-        игровые (разнообразные формы игрового моделирования).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета, оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

          Дидактический материал         подбирается педагогом на основе существующих методических пособий и учебников, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.

II.        СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

         Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство).

                                 Первый класс

№№

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

Звук, звукоряд, слоговые названия звуков,   нотная грамота, муз. ключи                                                                

Урок

4

2

2

2

Длительности, ритм, простые ритмические последовательности

Урок

4

2

2

3

Метр, такт, размер, тактирование, размер 2/4

Урок

4

2

2

4

Тон и полутон. Знаки альтерации, энгармонизм звуков

Урок

4

2

2

5

Затакт. Звукоряд. Гамма. Лады. Тональность.

Урок

4

2

2

6

Строение мажорного лада. До-мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени, тяготения и разрешения

Урок

4

2

2

7

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

8

Главные ступени лада, вводные ступени

Урок

4

2

2

9

Паузы. Аккорд. Трезвучие. Басовый ключ 

Урок

2

1

1

10

Соль-мажор, Транспонирование.

Урок

4

2

2

11

Ре мажор.

Урок

2

1

1

12

Размер 3/4.

Урок

2

1

1

13

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

14

Основные элементы строения мелодии, период

Урок

2

1

1

15

Подготовительные упражнения к музыкальному диктанту

Урок

4

2

2

16

Дирижирование на 3/4 Половинная нота с точкой. Затакт.

Урок

2

1

1

17

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

18

Тональность Фа мажор. Главные ступени лада. Шестнадцатые длительности.

Урок

2

1

1

19

Простые диктанты (в размерах 2/4 и 3/4)

Урок

4

2

2

20

Тональность Си-бемоль мажор.

Урок

2

1

1

21

Интервалы (простые, вне тональности).

Урок

2

1

1

22

Размер 4/4, Целая нота. Пауза целая.

Урок

2

1

1

23

Интервалы (повторение)

Урок

4

2

2

24

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

25

Повторение пройденного материала

Урок

2

1

1

ИТОГО:

72

36

36

                                                    Второй класс

№№

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

Тональности: До, Соль, Ре, Фа, Си-бемоль – мажор (повторение знаков, уст. и неуст. ст., вводные звуки, Т35

Урок

4

2

2

2

Параллельные тональности. Тональность ля минор. Одноименные тональности.

Урок

4

2

2

3

Минор 3-х видов

Урок

4

2

2

4

Ритмические длительности- шестнадцатые 

    Урок

2

1

1

5

Интервалы (повторение)

2

1

1

6

Понятие обращения интервалов

Урок

4

2

2

7

Аккорды. Трезвучие.

Урок

4

2

2

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

8

Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая

Урок

2

1

1

9

Главные трезвучия лада. Подбор аккомпанемента.

Урок

4

2

2

10

Понятие - «Предложение».Фраза, мотив 

Урок

2

1

1

11

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

12

Консонансы и диссонансы

Урок

2

1

1

13

Определение интервалов в тональностях

Урок

4

2

2

14

Тональность ре минор- 3 вида 

Урок

2

1

1

15

Интервалы: прима, секунда 

Урок

2

1

1

16

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

17

Тональность ми минор- 3 вида 

Урок

2

1

1

18

Затакт: две восьмые в размере 2/4. Повторение.

Урок

2

1

1

19

Секвенция.

Урок

2

1

1

20

4 вида трезвучия

Урок

4

2

2

22

Обращение трезвучия

Урок

6

3

3

23

Повторение пройденного . Сольфеджирование

Слуховой анализ.

Урок

6

3

3

25

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

ИТОГО:

72

36

36

                               

     

                                          Третий класс

№№

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимал

ьная учебная нагрузка

Аудитор

ные занятия

Самостоятельная работа

1

Повторение материала 2 класса: тональность соль минор- 3 вида, интервалы- прима, секунда. 

Урок

4

2

2

2

Повторение материала 2 класса: шестнадцатые,

Урок

2

1

1

3

Тональности с тремя знаками при ключе.

Урок

2

1

1

4

Интервалы- терция 

Урок

4

2

2

5

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

6

Повторение материала 1 четверти 

Урок

2

1

1

7

Параллельные тональности, тональность си минор- 3 вида 

Урок

2

1

1

8

Интервалы- кварта 

Урок

4

2

2

9

Ритмические длительности: восьмая-две шестнадцатые 

    Урок

2

1

1

10

Интервалы-квинта 

   Урок    

4

2

2

11

Повторение материала 1-го полугодия. Сольфеджирование. Диктант

   Урок  

2

1

1

12

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

13

Работа над ошибками. Итоги

   Урок  

2

1

1

11

Повторение материала 2 четверти 

Урок

2

1

1

12

Тональность Ля мажор 

Урок

2

1

1

13

Размер 4/4 

Урок

2

1

1

14

Тональность фа диез минор- 3 вида 

Урок

2

1

1

15

Повторение: интервалы- кварта, квинта 

Урок

2

1

1

16

Тональность Ми бемоль мажор 

Урок

2

1

1

17

До минор 3-х видов

Урок

2

1

1

18

Интервалы- терция, секста 

Урок

2

1

1

19

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

20

Секстаккорд

Урок

2

1

1

21

Квартсекстаккорд

Урок

2

1

1

22

Повторение пройденного . Слуховой анализ.

Урок

2

1

1

23

Текущий контроль

Контрольный урок

2

         1

1

24

Творческие задания

Урок

2

1

1

ИТОГО:

72

36

36

                         

                                      Четвертый  класс

№№

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

Повт Повторение материала 3 класса: мажорные  

          тональности до 3-х  диезов.

Урок

4

2

2

2

Повт  Повторение материала 3 класса: минорные

 тональности до 3-х  диезов.

Урок

2

1

1

3

Повторение: интервалы: секунды, терции, кварты, квинты, сексты.

Урок

4

2

2

4

Ритмическая группа: четверть с точкой и восьмая 

Урок

2

1

1

5

   Тр    Триоль. Главные трезвучия лада (T – S – D)

       

Урок

4

2

2

6

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

7

Ми мажор

Урок

2

1

1

8

До диез минор 3-х видов

Урок

2

1

1

9

Повторение: обращение интервалов 

Урок

4

2

2

10

Повторение: обращение трезвучия

    Урок

4

2

2

11

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

12

Работа над ошибками. Итоги 1-го полугодия

    Урок

2

1

1

11

Повторение материала 1 полугодия

Урок

2

1

1

12

Тритоны. Ув4; Ум5 с разрешением в маж. 

Урок

4

2

2

13

Ув4; Ум5 с разрешением в миноре

Урок

2

1

1

14

Тональность  Ля бемоль - мажор

Урок

2

1

1

15

 Тональность Фа – минор 3 – х видов

Урок

2

1

1

16

Ритмические длительности: восьмая- две шестнадцатые в размере ¾ 

Урок

2

1

1

17

Ритмическая группа: четверть с точкой и восьмая 

Урок

2

1

1

18

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

19

Интервал - октава

Урок

2

1

1

20

Обр    Обращение трезвучий главных ступеней

Урок

2

1

1

21

Кадансовый оборот (T-S-D-T)

Урок

2

1

1

22

Интервалы - септима

Урок

2

1

1

23

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

ИТОГО:

72

36

36

1

                                       

                                           Пятый класс

№№

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

Тональности с четырьмя знаками при ключе.

Урок

4

2

2

2

Внутритактовая синкопа.

Урок

2

1

1

3

Характерные интервалы ( ув.2 и ум.7 в Г. мин.).

Урок

4

2

2

4

Доминантсептаккорд  - построение  и разрешение. Слуховой анализ

Урок

4

2

2

5

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

6

Работа над ошибками

Урок

2

1

1

7

Повторение: Тритоны с разрешением в мажор и минор.  Слуховой анализ

Урок

4

2

2

8

Повторение: Характерные интервалы ( ув.2 и ум.7 в Г. мин.).

Урок

4

2

2

9

Модуляция. Отклонение. Сопоставление.

    Урок

2

1

1

10

Родственные тональности.

   Урок    

2

1

1

11

Хроматическая гамма.

Урок

2

1

1

12

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

13

Творческие задания

Урок

2

1

1

               14

Повторение пройденного: Простые интервалы.

Урок

2

1

1

15

Повторение пройденного:  построение от звука: трезвучия  и его обращения

Урок

4

2

2

16

Повторение пройденного:  построение главных трезвучий  и их обращения

Урок

4

2

2

17

Повторение пройденного:  Тритоны. Характерные интервалы.

Урок

4

2

2

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

18

 Д7 с обращением и разрешением в тональности мажора и минора

Урок

4

2

2

19

Д7 с обращением и разрешением от звука

Урок

4

2

2

20

Слуховой анализ.

Урок

4

2

2

21

Ритмические и мелодические диктанты

Урок

4

2

2

22

Кварто – квинтовый круг тональностей

Урок

2

1

1

23

Итоговая аттестация

Контрольный урок

2

1

1

ИТОГО:

72

36

36

                                   

                                          2. Годовые требования

                                         Первый класс

Звук, музыкальный звук, свойства музыкального звука, слоговые названия звуков, звукоряд, октавы.

Ноты, нотный стан, расположение нот на нотном стане.

Музыкальные ключи, ключ СОЛЬ и ключ ФА (ключ ДО – на усмотрение преподавателя), запись звуков на нотном стане в ключах, добавочные линейки.

         Длительности, длительности с точкой, залигованные длительности, ритм, наиболее распространенные виды простого ритмического сочетания длительностей, ритм «четверть с точкой и восьмая» («медленный» пунктир).

Метр, метрические доли, такт, тактовая черта, структура такта, размер, простые размеры (2/4 и 3/4), сложный размер (4/4), затакт.

Тон и полутон, диатонические и хроматические тон и полутон.

Знаки альтерации, ключевые знаки, случайные знаки, энгармонизм звуков.

Лад, строение мажорного и минорного лада, ступени лада. Тоника.

Устойчивые и неустойчивые ступени, тяготения и разрешения. Т3/5.

Ладогармонические функции, главные ступени (тоника, доминанта и субдоминанта).

Вводные ступени (нижний вводный тон и верхний вводный тон), ступени без ярко выраженной функциональности (медианта и субмедианта).

Тональность, гаммы, определение ключевых знаков в тональностях.

Транспонирование.

Понятие музыкальной формы, мотив, фраза, предложение, каденция, период.

Интервалы, гармонические и мелодические интервалы, восходящие и нисходящие.

Ступеневая величина интервалов, количественная сторона интервала, названия интервалов;

Тоновая величина интервала, качественная сторона интервала, уменьшенные, увеличенные, дважды уменьшенные и дважды увеличенные интервалы, энгармонизм интервалов.

«Медленный» пунктирный ритм (четверть с точкой и восьмая).           

                                      Второй класс

Тональности до 2-х знаков.

Параллельные тональности. Минор3-х видов. Переменный лад.

Четыре вида трезвучий (мажорное, минорное, уменьшенное и увеличенное).

Трезвучия главных ступеней.

Буквенная система обозначения звуков, знаков альтерации и тональностей.

         Простые и составные интервалы, обращение интервалов.

Диссонансы и консонансы.

Интервалы в тональностях, устойчивые и неустойчивые интервалы, разрешение неустойчивых интервалов, разрешение диссонансов.

Трезвучия в ладу, главные трезвучия (тоническое, субдоминантовое и доминантовое трезвучия).

Обращения трезвучий, секстаккорд и квартсекстаккорд, обозначение обращений трезвучий. Обращение главных трезвучий в ладу.

Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий с обращениями.

Автентические и плагальные вспомогательные обороты на основе главных трезвучий и их обращений.

        Проходящие обороты на основе главных трезвучий и их обращений.

Полный гармонический оборот (T – S – D – T).

Плагальные дополнения в периоде.

 Секвенции (диатонические).

Тритоны, тритоны в тональностях, построение и разрешение.

Триоль.

Аккорды, трезвучия, септаккорды, нонаккорды (общие понятия), названия звуков в аккордах, обозначение аккордов.

Септаккорды, обозначение и образование названий видов.

Доминантовый септаккорд, неполный D7, построение и разрешение, обозначение.

                                       Третий класс

Тональности с четырьмя знаками при ключе.

Синкопы, их роль в ритмике джазовой музыки, простейшие виды синкоп.

Интервалы в гармонических ладах.

Характерные интервалы, разрешение характерных интервалов.

Определение тональностей для характерных интервалов.

Интервальные последовательности с характерными интервалами.

Уменьшенные трезвучия в натуральных гармонических ладах.

Увеличенные трезвучия в гармонических ладах.

Пунктирный ритм, размер 6/8.

Обращения доминантового септаккорда, обозначение, построение и разрешение.

Вспомогательные и проходящие обороты на основе разрешения доминантового септаккорда и его обращений.

Гармонические последовательности с использованием обращений доминантового септаккорда.

Тональности с пятью знаками при  ключе.

Квинтовый круг тональностей.

Энгармонизм тональностей.

Гармоническая фигурация, ее варианты, фактурные формы аккомпанемента. Гармоническая фигурация, простейшие виды гармонической фигурации.

Общие понятия о мелодической фигурации, проходящие и вспомогательные звуки, вспомогательные звуки, взятые скачком.

Буквенно-цифровая система обозначения аккордов.

Хроматизм, хроматическая гамма.

Родственные тональности, отклонения.

Модуляции (общие понятия).

          III.        ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Итогом освоения в полном объеме программы «Сольфеджио» является комплексное развитие музыкальных способностей, приобретение учащимися художественного вкуса, знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной творческой деятельности. По окончании освоения программы «Сольфеджио» ученик должен иметь следующие знания, умения, навыки:

сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у учащегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, а именно:

первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

знание музыкальной грамоты, основы элементарной теории,  гармонии и музыкальной формы, стилей;

умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.);

а также:

умение анализировать форму, гармонию, интонационные особенности и другие элементы музыкального языка;

 умение интонировать, пропевать основные элементы музыкального языка в рамках изученной музыкальной теории;

определять на слух интервалы и аккорды отдельно и в последовательностях, а также гармонию несложных музыкальных классических, джазовых и эстрадных композиций;

умение записывать на слух одноголосные и двухголосные музыкальные диктанты средней трудности, мелодии академических произведений и эстрадно-джазового репертуара;

умение импровизировать на заданный лад, ритм, несложную гармонию;

умение играть на фортепиано аккордовые последовательности, несложный аккомпанемент к мелодиям по схеме или «цифровке»;

умение играть на фортепиано аккордовые последовательности, несложный аккомпанемент к мелодиям по схеме или «цифровке»;

умение сочинять по моделям несложные мелодии, гармонические последовательности, дополнительные голоса, вариации по заданному параметру.

В течение дополнительного года обучения (9, 6 классы) учащийся должен:

– углубить и систематизировать теоретический материал, изученный ранее;

– усовершенствовать навыки сольфеджирования, слухового анализа, записи музыкального диктанта.   

      IV.        ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

               Аттестация: цели, виды, форма, содержание аттестации  

                                              учащихся

Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.

Формы контроля: текущий,  итоговый.

Текущий контроль осуществляется регулярно в течение учебного года преподавателем на уроках. Цель текущего контроля – поддержание учебной дисциплины, в том числе, в организации самостоятельных занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы развития ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце каждой четверти

Виды  и содержание контроля:

– устный опрос, включающий основные формы работы – сольфеджирование одноголосных и двухголосных примеров, чтение с листа, слуховой анализ интервалов и аккордов вне тональности и в виде последовательности в тональности, интонационные упражнения, а также проверка основных теоретических знаний;

– самостоятельные письменные задания – запись музыкального диктанта, слуховой анализ, выполнение теоретического задания;

                                               

                                                          Критерии оценки

Объем приобретенных знаний, уровень умений и навыков должен соответствовать программным требованиям.

Задания должны выполняться полностью и в рамках отведенного на них времени. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания. В отдельных случаях возможно увеличение количества времени для выполнения задания.

Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5-балльная система оценок.

Итоговые требования

Примерные требования на контрольном  уроке в 5 классе

Письменно:

– выполнить задание на определение или построение звукорядов, интервалов и аккордов от звука или в тональности в соответствии с изученным теоретическим материалом;

– записать самостоятельно музыкальный диктант, соответствующий требованиям настоящей программы.

Устно:

– пение пройденных гамм;

– пение пройденных интервалов от звука вверх и вниз;

– пение пройденных аккордов от звука вверх и вниз;

– пение пройденных аккордов в тональности;

– определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов;

– чтение одноголосного примера с листа;

– пение одноголосного примера, заранее выученного наизусть.

  1. V.         МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

                  Методические рекомендации педагогическим работникам

Умения и навыки, сформированные на занятиях по учебному предмету «Сольфеджио», являются необходимыми не только для гармоничного музыкального развития учащегося, но и для максимально эффективного овладения учениками другими учебными предметами (специальность и чтение с листа, ансамбль, основы импровизации и сочинения, музыкальная литература и др.). В свою очередь, теоретические и практические знания, умения и навыки, полученные на уроках предметной области «музыкальное исполнительство», дополняют и расширяют содержание предмета «Сольфеджио», способствуют интенсивному развитию музыкально-слуховых способностей и музыкального мышления.

Значительную роль в организации успешного образовательного процесса играет оснащение занятий по предмету «Сольфеджио».

В младших классах на уроках активно используется наглядные пособия – карточки с базовыми элементами музыкальной грамоты, столбица, игровой дидактический материал. В старших классах – плакаты с информацией, схемы, таблицы соответственно основным теоретическим разделам.

Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников диктантов, сборников для сольфеджирования, джазовых стандартов, современных мультимедийных пособий или иного мелодического материла, а также может разрабатываться педагогом самостоятельно.

 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы  

                                                          учащихся

Самостоятельная работа ученика над выполнением домашних заданий – одно из важнейших условий успешных занятий сольфеджио. Значительная эффективность занятий сольфеджио возможна только при достаточно частой, а лучше – ежедневной работе над развитием необходимых навыков. С другой стороны, не следует и перегружать домашнее задание трудоемкими, а зачастую и дублирующими друг друга упражнениями. Необходимо найти правильное соотношение между объемом домашней работы и ее эффективностью. Важно с самого начала занятий с учеником объяснить ему и его родителям не только цель самостоятельной домашней работы и важность ее выполнения, но и наиболее эффективный порядок выполнения заданий. Можно порекомендовать учащимся заниматься часто (по возможности – каждый день), но не много – 30-40 минут, и пояснить, что «авральный» метод выполнения домашнего задания совершенно неприемлем и не приносит реальной пользы.

Домашнее задание должно содержать в себе по возможности все виды работы, но объем упражнений в каждой категории варьируется в зависимости от целесообразности и эффективности данного вида работы в самостоятельной форме. Основу самостоятельной домашней работы должны составлять упражнения, развивающие «исполнительские» навыки, – игра на фортепиано и вокально-интонационные упражнения.

        В «устной» части задания  очень полезно часть упражнений задавать для выполнения наизусть. Это касается, прежде всего, вокально-интонационных упражнений. Разучивание мелодий наизусть способствует, при правильном к ним отношении, развитию «слуховой» памяти. Поэтому эту форму самостоятельных упражнений желательно регулярно практиковать с самого начала занятий сольфеджио, сделав нормой разучивание одной мелодии каждую неделю, чередуя (или объединяя) разучивание наизусть с транспонированием одной из мелодий в несколько разных тональностей.

        Письменные задания являются основным методом повторения и закрепления теоретического материала, а поэтому также должны быть представлены в домашнем задании, но лишь только в той степени, которая необходима для достижения поставленной задачи. Чрезмерное «злоупотребление» письменными заданиями занимает много времени, но не очень эффективно способствует развитию навыков, так как письменные упражнения в принципе не «провоцируют» ученика на быстрое принятие решения.

Самостоятельная работа над всеми слуховыми упражнениями  довольно затруднительна в «домашних» условиях, тем не менее, они в обязательном порядке также должны быть представлены в структуре домашнего задания. В частности, можно самостоятельно записать по слуху нотами мелодию или басовый голос или «распознать» всю фактуру несложной инструментальной или вокальной композиции. Современная звуковая техника и компьютерные технологии, в том числе, мультимедийные пособия, в значительной мере облегчают подобную работу. В настоящее время издано достаточно пособий (диктантов и других слуховых упражнений) на компакт-дисках.

        Можно предложить следующие принципы работы: работу над письменными заданиями целесообразней начинать как можно раньше, пока еще «свежо» в памяти объяснение преподавателя. Транспонирование мелодии или разучивание ее наизусть, напротив, желательно оставить на последние дни перед следующим уроком с преподавателем. Творческие задания, работу над прочими «исполнительскими» упражнениями, а также упражнения на развитие навыка слухового анализа можно выполнять на протяжении всего промежутка между уроками, равномерно распределив их по дням недели.

Подобное построение домашнего задания и плана его выполнения обеспечит, с одной стороны, достаточный объем самостоятельной работы ученика, а с другой – равномерное распределение нагрузки. Преподавателю необходимо очень внимательно следить за тем, насколько эффективно ученик занимается дома и своевременно варьировать объем и содержание домашнего задания, направляя самостоятельную работу ученика в наиболее эффективное русло. В конечном счете, именно самостоятельная работа ученика является тем самым фундаментом, на основе которого формируются все необходимые музыкальные навыки.

VI.        СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная литература

  1. Агажанов А. Курс сольфеджио. Выпуск 3, Двухголосие. М., «Музыка», 1985
  2. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 -2 класс. М., «Кифара», 2006
  3. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. М., «Музыка» 1993
  4. Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс. М., «Музыка», 2007
  5. Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс. М., «Музыка», 1991
  6. Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М., «Музыка», 2010
  7. Зебряк Т. Сочиняем на уроках сольфеджио. М., «Музыка», 1998
  8. Золина Е. Домашние задания по сольфеджио 1-7 классы. М., Престо, 2007
  9. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Интервалы. Аккорды. 6-8 классы. М., «Классика XXI», 2004
  10. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Музыкальный синтаксис. Метроритм. 6-8 классы. М., «Классика XXI», 2004
  11. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Диатоника. Лад. Хроматика. Модуляция. 6-8 классы. М., «Классика XXI», 2004
  12. Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1-7 классы. М., 2000-2005
  13. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М., Музыка, 1971
  14. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2.  Двухголосие. М., Музыка, 1970
  15. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс. М., «Музыка», 2005
  16. Качалина Н. Сольфеджио. Выпуск 1. Одноголосие. М., «Музыка» 2005
  17. Кирюшин В. Интонационно-слуховые упражнения для развития звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти. М., 1992
  18. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. М., 2007
  19. Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1-7  классов детской музыкальной школы. СПб: «Композитор», 2008
  20. Никитина Н. Сольфеджио (1-7 классы). М., Престо, 2009
  21. Никитина И. 200 примеров для чтения с листа на уроках сольфеджио. М., «Престо», 2002
  22. Способин И. Сольфеджио. Часть I. М., Музыка, 1991
  23. Чугунов Ю. Учитесь подбирать на слух. 10 уроков по гармонизации джазовых и эстрадных мелодий. М., «Молодая гвардия», 2002
  24. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 1982
  25. Шахназарова Н. Одноголосное сольфеджио. М., 2003

Учебно-методическая литература

  1. Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. М., «Музыка», 1991
  2. Базарнова В. 100 диктантов по сольфеджио. М., 1993
  3. Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы. ДМШ.  М., Музыка, 1979
  4. Копелевич Б. Музыкальные диктанты. Эстрада и джаз. М., Музыка, 1990
  5. Музыкальные диктанты для детской музыкальной школы (сост. Ж. Металлиди, А. Перцовская). СПб, «Музыка», 1995
  6. Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М., «Композитор», 1993
  7. Лопатина И. Сборник диктантов. Одноголосие и двухголосие. М., «Музыка», 1985
  8. Русяева И. Одноголосные диктанты. М., Музыка, 1999
  9. Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио. М., Музыка, 1993

Методическая литература

  1. Давыдова Е. Сольфеджио. 3 класс. ДМШ Методическое пособие. М., Музыка, 1976
  1. Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. ДМШ Методическое пособие. М., Музыка, 2005
  1. Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. ДМШ Методическое пособие. М., Музыка, 1981
  2. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс ДМШ. Учебно-методическое пособие. М., Музыка, 1988

                   СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ  

                                                 ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. Методическое пособие. М., «Советский композитор», 1991

2. Баренбойм Л. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Л.,

«Музыка», 1970

3. Бырченко Т. С песенкой по лесенке. М., «Советский композитор», 1984

4. Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М., «Советский композитор», 1991

5. Взорова Т., Баранова Г. Первые шаги маленького пианиста. М., «Музыка», 1987

6. Дубянская Е. Нашим детям. Игры, пляски, музыкально-двигательные упражнения.        Л., «Музыка», 1985

7. Жигалко Е., Казанская Е. Музыка, фантазия, игра. Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки. С-П., «Композитор», 1998

8. Жилин В. Речевые упражнения. Челябинская область, село Варна, 1996

9. Николаева А. Школа игры на фортепиано. М., «Музыка», 1976

10.Металлиди Ж., Перцовская А., Сольфеджио. С-П., «Композитор», 1999

11. Сафарова И. Игры для организации пианистических движений. Ек-г, 1994

12. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. М., «Музыка» 1987

13. Франио Г. Ритмика в детской музыкальной школе. М., «Пресс-соло» 1997