Пение. Вокал. В чем разница?

Жукова Мария Александровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О вокале16.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пение. Вокал. В чем разница?

Принципиально – никакой. Речь пойдёт именно о вокальном или певческом голосе. Внимание! Не о бытовом, речевом или даже сценическом, а о певческом. О голосе, который способен специальным (не естественным) образом звучать.

Что я имею в виду под специальным звучанием: протягивать и держать гласные звуки, петь слова (гласные и согласные звуки), фразы (несколько слов), воспроизводить мелодию (интонировать).

Почему же такое звучание голоса нельзя назвать естественным? Ведь мы не раз слышали, что петь нужно легко и удобно, «пой, как говоришь», «пение в речевой позиции». О нет, друзья, не путайте понятия. Пение в речевой позиции – это вокальная техника, основанная на певческом дыхании и «специальном» звукоизвлечении. А не суровая попытка спеть так, как вы говорите. Раз и навсегда запомните: человек по-разному использует свой организм при извлечении вокального звука и речевого.

Для воспроизведения певческого голоса есть техника, строящаяся на вокальном дыхании, хотя многие специалисты говорят, что дыхание не нужно ставить отдельно, но и это необходимо понимать правильно. Здесь я не буду говорить о методиках и индивидуальных подходах. Лично я считаю, что пение – это специально выработанное дыхание.

Сложно? А где голос? А голос никуда не делся. Голос – это ваши связки. Они как издавали звук, так и будут его издавать. Неважно, поёте вы или говорите. Тогда почему же вокальный голос так сильно отличается от речевого голоса?

Дело в вокальном дыхании и резонаторах. Резонаторы, как я говорю своим ученикам, – это природные микрофоны, встроенные в тело человека. Это элементарная анатомия. В теле человека (вокалиста) два резонатора: головной и грудной. А ещё есть микст, который их соединяет. Более подробно вы можете прочитать о них, например, вот здесь: https://muzykantam.net/penie/rezonatory-golosa.php 

То есть петь сможет любой человек? Теоретически – да. Если будет заниматься и развивать свой голосовой аппарат. А сможет ли человек самостоятельно запеть с нуля? Что-то споёт.

Но всё же есть много подводных камней при самостоятельном освоении вокального мастерства. Например, один из камней. Хотя нет – это уже булыжник. Неадекватное восприятие собственного голоса. Нужно научиться понимать, как звучит ваш голос снаружи, а не внутри тела, а на это могут уйти годы. Проще, если вас будут направлять и подсказывать. Так вы сэкономите время, и на освоение основ у вас уже уйдут не десятилетия, а годы. Звучит оптимистично, не так ли?

Вообще всё индивидуально, нужно это понимать. И сложнее всего ответить человеку на вопрос: а когда я запою? Например, люди, которые занимаются голосом профессионально, посвящают этому всю жизнь и учатся всю жизнь, а кому-то достаточно разучить и спеть любимую песню – с этой задачей можно управиться и за несколько месяцев.

И я ещё беру во внимание то, что человеку, который хочет петь, нужен не только голос (связки), специально выработанное дыхание, умение пользоваться резонаторами, но и три вида слуха: мелодический слух (умение слышать и воспроизводить мелодию песни), ритмический слух (умение слышать и воспроизводить ритм мелодии) и бонусом гармонический слух (умение встроить свой голос в фонограмму или петь под живое сопровождение).

Страшно? Не стоит бояться. Дорогу осилит идущий. Я даже готова помочь человеку, который заявляет: «У меня нет ни голоса, ни слуха». Поверьте, это не самое страшное. В таком случае я спрашиваю: «А есть ли у тебя непреодолимое, неистовое, неудержимое желание научиться петь?». Если человек, не задумываясь, отвечает «Да!», то полдела уже сделано!