Специфика концертмейстерской деятельности в условиях дистанционного обучения

Созинова Елена Геннадьевна

Проблемы концертмейстерской деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Концертмейстерское искусство является неотъемлемой частью музыкального исполнительства и образования. В деятельности концертмейстера объединяются творческие (исполнительские), педагогические и психологические функции, и в образовательном процессе, концертных или конкурсных ситуациях их трудно отделить друг от друга.

Но что же происходит с этим, казалось бы, нерушимым триединым комплексом, обусловленным непосредственным живым общением с солистом или коллективом, при переходе занятий в формат дистанционного обучения?

В 2020 году в жизнь всех людей без исключения вмешалась новая коронавирусная инфекция (СОVID-19), а вместе с ней пандемия и режим повышенной готовности и изоляции на территории всей страны. Это принесло необратимые изменения в разные сферы деятельности. В педагогическую практику уже достаточно давно начали внедряться компьютерные технологии, а необходимость работы в условиях пандемии только ускорили и усовершенствовали этот процесс. Онлайн-обучение в периоды карантина стало единственной формой и в музыкальном образовании (в музыкальных школах и других учреждениях дополнительного образования). Обучающимся, педагогам и концертмейстерам пришлось приспосабливаться к изменившимся требованиям жизни и обратиться к поиску решений проблем дистанционного обучения.

Необходимо отметить существенную разницу в техническом оснащении всех участников удаленного обучения по сравнению с обычным учебным процессом. Для работы в дистанционном режиме необходимо иметь смартфон или компьютер с высокоскоростным доступом в интернет, дополнительную фурнитуру (наушники и микрофон, если понадобится), и, что самое важное, для концертмейстера просто необходим инструмент, причем если акустический, то желательно хорошо настроенный, либо электронное фортепиано или синтезатор.

Также в процессе удалённых занятий требуется установка программ и приложений, таких как MicrosoftTeams,Zoom, а также мессенджеров, которые уже давно и прочно вошли в жизнь педагогов, обучающихся и их родителей в виде чатов, так как в них очень удобно информировать о заданиях и делать другие важные объявления. По музыкальным занятиям в мессенджерах также можно обмениваться аудио и видеозаписями.

Форма работы концертмейстера в дистанционном режиме — это, в основном, создание аудиозаписи аккомпанемента. Причем количество вариантов такой записи действительно крайне значительно: для разных этапов разучивания произведения, для разных инструменталистов или вокалистов, для хора или ансамбля, для разных возрастных категорий обучающихся – начинающих или уже хорошо владеющих необходимыми для самостоятельной работы навыками.

Обычно, первый период изучения произведения, когда он проходит в классе, достаточно длительный — это разбор, многократные повторения фрагментов, работа над ритмической точностью, ансамблем, над формой произведения. Педагог совместно с концертмейстером подсказывает обучающемуся приёмы преодоления технических трудностей, обсуждает характер музыки. Постепенно произведение выучивается и исполняется публично. При записи партии сопровождения необходимо учитывать все эти этапы. Фонограмм нужно будет сделать несколько. Каждая запись обсуждается с педагогом, и зависит от уровня усвоения ребёнком произведения.

В дальнейшем, к сожалению, технически практически невозможно исполнить что-либо вместе с солистом и, тем более, с коллективом в режиме онлайн.

«Это интересный вопрос, потому что при современных общедоступных и бесплатных услугах голосового чата в интернете задержка в 100 мс. приемлема для большинства пользователей, и в значительной степени она находится вне нашего контроля. Однако этого достаточно, чтобы задержать четвертную ноту на 1/4 такта при 120 ударах в минуту. К счастью, онлайн - геймеры преследуют ту же цель, - голосовые чаты с низкой задержкой для общения, зависящего от времени. Если рассмотреть такой случай: представим концерт, на котором музыкант поет для аудитории через микрофон и усиливается динамиками. Между музыкантом и аудиторией нет заметной задержки в звучании. Самое большее, задержка составляет 1 мс., так как данные передаются по кабелю со скоростью света. (Не обращая внимания на звук из динамиков, возвращающийся к певцу). Теоретически, если мы соединим двух музыкантов с двумя микрофонами и динамиками, чтобы слышать друг друга, то можно достигнуть минимальной задержки от 1 мс. до 10 мс. в зависимости от расстояния. Теперь, чтобы сделать это через Интернет, мы ограничены серверами данных наших интернет-провайдеров и их оборудованием. Возможно, что мы смогли бы достичь задержки где-то от 10 до 50 мс., используя пониженное качество звука и бесплатные облегченные сервисы голосового чата, такие как Ventrilo или Обертон. В конечном счете, независимо от того, насколько дорогой или продвинутой является услуга, пока мы ограничены интернет-провайдером и его методами передачи данных» (ответ на вопрос о совместных удаленных репетициях музыкантов на сайте www.quora.com).

Примечательно, что работа в этом направлении, отчасти благодаря и в связи с пандемией, продолжает идти и характеристики передачи данных в интернете улучшаются, что дает надежду на скорые технические обновления и расширение возможностей в этой области.

Именно этот, пока существующий недостаток – невозможность играть с концертмейстером непосредственно «здесь и сейчас», - является самым значительным в дистанционной работе концертмейстера. Ведь при отсутствии непосредственного живого музыкального взаимодействия участников учебного процесса достичь желаемого результата – качественного обучения очень сложно. Но наука и информационные технологии постоянно идут вперед и, вероятно, в очень скором времени возможность непосредственной работы концертмейстера с обучающимся будет достижима. Тем более, что даже сейчас, при дистанционном музыкальном обучении концертмейстер, пусть и не аккомпанирует непосредственно на онлайн-занятии, но присутствует на нем и может дать совет или откорректировать в дальнейшем создаваемые им записи музыкального сопровождения исполняемых произведений в соответствии с продвижением обучающегося в освоении материала.

При необходимости соблюдения безопасного удаленного режима, онлайн-обучение выполняет свою роль: обучающиеся осваивают необходимый материал, образовательный процесс не прерывается. Но, увы, при такой форме занятий обучающиеся лишаются самого главного - творческой атмосферы обучения, общения с педагогом и концертмейстером, в результате чего работа во многом может становиться формальной.

Также, в период дистанционного обучения вся деятельность обучающегося основывается на наработанных навыках, знаниях и умениях, новая информация может восприниматься с трудом и не в полном объеме. При длительном онлайн обучении, и это уже показывает практика двух лет пандемии, уровень обучения, как и интерес детей к занятиям, в целом может снижаться. В той или иной мере теряется взаимопонимание, творческое сопереживание. Частично исправить такую ситуацию могут совместные онлайн-встречи, онлайн-дискуссии, онлайн-музыкальные викторины и онлайн-творческие вечера, в которых будут принимать участие все учащиеся, педагоги и концертмейстеры.

У дистанционного обучения, несомненно, существует целый ряд как недостатков, так и положительных сторон. Из позитивных моментов можно отметить непрерывность учебного процесса, воспитание у обучающихся ответственности, усидчивости и терпения, особенно в самостоятельных занятиях.

Также примечательным моментом дистанционной работы является то, что для концертмейстеров, как и для педагогов, это время можно использовать крайне продуктивно в плане приобретения новых навыков и умений, которые пригодятся в дальнейшей работе. Можно освоить программы аудио-редакторов и начать записывать концертные фонограммы для солистов, театральных постановок и не только, что достаточно востребовано в современном мире, можно научиться монтировать видеоролики, разобраться в нотных редакторах, пройти онлайн-обучение и повысить профессиональный уровень в своей специальности.

Время не стоит на месте, оно неудержимо движется вперёд, претерпевая ежедневные изменения. Мы не можем оставаться в стороне от этих изменений, поэтому наряду с повышением профессионального мастерства, некоторые коллеги успешно открыли для себя прекрасные возможности электронного взаимодействия с обучающимися и их родителями в социальных сетях. Необыкновенная популярность их у детей и подростков позволяет использовать этот интерес в образовательных целях.

Итак, главное преимущество онлайн-обучения – доступность образования для каждого желающего, возможность продолжать обучение вне зависимости от местонахождения. При дистанционном обучении не нужно преодолевать расстояния, стоять в пробках, тратить время на сборы. И, что не маловажно, полученный материал можно использовать неограниченное количество раз.

Таким образом, в дальнейшем, дистанционную форму работы можно использовать параллельно с офлайн-обучением, обогащая и дополняя его, что будет интересно, эффективно и полезно.

В музыкальном искусстве, безусловно, очное обучение и взаимодействие педагога и обучающихся является самым важным, так же, как и живые концерты, выступления, репетиции, но сегодняшнее дистанционное обучение, при необходимости, не остановит учебный процесс, а продолжит развитие ребенка в выбранном творческом направлении без ущерба для усвоения обучающимися основных теоретических и практических знаний, не снизит его желание петь или играть на инструменте. И в этом процессе большую роль играет работа концертмейстера, в том числе и в дистанционном формате.