"Диктант в 1 классе ДМШ. Что это?"

Воронкова Елена Николаевна

Что такое музыкальный диктант в ДМШ. Его место в развитии ладогармонического слуха. И ососбенности использования музыкального диктанта в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktant_v_1_klasse_dmsh.docx31.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Диктант в 1 классе ДМШ. Что это?

План

1.Значение музыкального слуха в музыкальной деятельности

2.Музыкальный диктант, как одна из форм развития музыкального слуха. Понятие, место и значение в курсе сольфеджио

3.Психолого-педагогические условия работы над музыкальным диктантом с учащимися 1 класса

4.Заключение

5.Литература

Для любой музыкальной деятельности большое значение имеет развитый музыкальный слух. Он управляет работой исполнительского аппарата, контролирует качество звучания и способствует созданию художественного образа произведения, ускоряет его заучивание на память, расширяет возможности чтения с листа.

О значении слуха для любой музыкальной деятельности, о важности работы над его развитием высказывались многие великие музыканты. Так, Р.Шуман настоятельно рекомендовал каждому юному музыканту «настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами». А.Е.Варламов подчеркивал особое значение музыкального слуха в воспитании и обучении певцов: «Упражнять слух – значит в то же время упражняться в напевах».

Музыкальный слух – явление сложное. Его развитию в образовательном процессе способствуют все музыкальные дисциплины – специальный инструмент, теоретические предметы, хор, ансамбль, оркестр. Однако особая роль отводится здесь предмету сольфеджио.

Основной задачей этой дисциплины является «организация музыкального слуха учащегося и его развитие, а также обучение активному использованию слуха в творческой, исполнительской практике». Полученные в ходе обучения знания и навыки должны помочь учащимся в их занятиях по специальности и музыкальной литературе, расширить общий музыкальный кругозор, развить художественный вкус.

        Средствами для правильной организации слуха являются: воспитание у учащихся четкой, точно ориентированной в ладовых связях мелодии, гармонического сопровождения, в соотношении голосов полифонической музыки; развитие острого и точного чувства ритма, обучение живому и осмысленному восприятии музыкальной фразы, периода, формы в целом; воспитание и развитие чувства стиля.

Вся учебная работа по сольфеджио должна органически сочетаться с работой над активизацией внутреннего слуха, обеспечить верную направленность музыкального вкуса учащихся и обогатить их память достаточным запасом ценных художественных образцов музыки.

Музыкальный диктант, как одна из форм работы в курсе сольфеджио играет очень большую роль во всестороннем развитии музыкального слуха учащегося. Научиться писать диктанты, приобрести навыки записи услышанного нельзя изолированного от всего комплекса занятий по сольфеджио. Работу над диктантом следует вести в тесно связи с сольфеджированием и определением на слух тех или иных элементов музыки.

Музыкальный диктант воспитывает у учащихся навыки слухового анализа, способствует развитию музыкальных представлений и осознанию отдельных элементов музыки. Диктант помогает развитию внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства лада, метра и ритма.

В настоящее время отечественная музыкальная педагогика накопила богатейший опыт по методике обучения музыкальному диктанту. Он зафиксирован в трудах Е.В.Давыдовой, А.Л.Островского, В.А.Вахромеева, Н.А.Долматова, Д.А. Блюма, Л.М.Масленковой. Изданы замечательные, прекрасно систематизированные сборники диктантов, которыми педагоги сольфеджио успешно пользуются уже несколько десятилетий. Это «Музыкальные диктанты» Г.А.Фридкина, Ж.Л.Металлиди и А.И.Перцовской, Т.Л.Стоклицкой, В.А.Вахромеева, Г.Ф.Калининой и многих других авторов.

При обучении записи музыкального диктанта необходимо использовать различные формы работы в данной области. Укажем на некоторые из них:

1.Обычный диктант

2.Подбор на инструменте знакомых мелодий с последующей их записью.

3.Запись знакомых песен по памяти, без предварительного подбора на инструменте.

4.Запись м мелодии, предварительно выученной с текстом.

5.Устный диктант.

6.Ритмический диктант.

7.Аналитический диктант.

Вся работа по диктанту, как и курса сольфеджио в целом, начинается в 1 классе и строится на последовательном воспитании ладово-функционального слуха. Правильно поставить работу по сольфеджио и музыкальному диктанту в 1 классе можно только после большой предварительной работе по общему музыкальному развитию учащихся, используя сочетание отдельных элементов занятий по сольфеджио и музыкальному диктанту. Так, пение с текстом является неизменным подспорьем в процессе ознакомления, повторения и запоминания мелодии. Прослушивание музыки, особенно связанной с близкой детям тематикой, например, со сказочными образами, вызывает желание запомнить прослушанное, создать живой интерес к записи. Движение под музыку с осознанным выполнением ритмического рисунка, фиксацией метрических акцентов различными способами, дирижированием, способствуют более быстрому осознанию метроритмического развития мелодии для записи.  Очень помогает на начальном этапе зрительный диктант. Преподаватель записывает на доске мелодию, настраивает учащихся и, после анализа ритмического рисунка, ученики поют ее на слог та. Затем ноты на доске стираются, и мелодия надписывается в тетрадь нотами по памяти.

Не секрет, что диктант на начальном этапе обучения музыке большинству детей дается с трудом. Боязнь написать диктант неправильно и получить плохую отметку, может привести сначала к страху этой формы работы на уроке, а затем и к снижению интереса к самому уроку.  Поэтому вопрос: «Как сделать такой вид деятельности на уроке как музыкальной диктант более эффективным, увлекательным и психологически комфортным?» должен стоять перед учителем на каждом уроке, особенно на начальном этапе обучения.

Диктант – это не просто ноты, записанные по слуху. По мнению ведущего теоретика-сольфеджиста Е.В.Давыдовой, диктант, как и слуховой анализ, является «итогом знаний и умений, определяющих уровень музыкально-слухового развития ученика». А у детей в 1 классе еще практически нет ни знаний, ни умений. Так какой же диктант может быть?  Может!

Первоначальная форма освоения музыкального диктанта – это метроритмический диктант. Ему предшествует целый ряд упражнений, связанных с различными формами работы в классе: похлопывание ритмического рисунка музыкального примера, определение знакомых пьес или отдельных фраз из них, по исполнению только ритмического рисунка. Кроме того, с самого начала, необходим с детьми договориться о условных сигналах: восьмая – хлопок в ладоши, четверть – удар по парте, половинная – удар по коленям, четвертная пауза – разводим руки в сторону, восьмая пауза – легкое потряхивание кистями; исполнение ритмических рисунков слого-ритмами. Хорошо использовать для освоения длительностей и ритмических диктантов ударные и шумовые инструменты.

Ритмическим диктантом лучше начинать заниматься со второй четверти. Причем сначала используются карточки, на которых написаны только штили, без нот. Дети карточками выкладывают ритмические рисунки знакомых пьес. Через 3-4 урока можно переходить на следующий этап – запись ритмического рисунка в тетрадь. И только после усвоения всеми детьми этой работы, можно предложить им незнакомую мелодию. Во всех письменных упражнениях очень важно добиться в итоге правильной записи. В дальнейшем вместо отдельных длительностей, на карточках можно написать ритмические группы, из которых дети будут выкладывать большой ритмический музыкальный диктант.

Примерами для метроритмической записи могут служить мелодии с различным сочетанием длительностей. Ритмическая группа четверть-две восьмые усваивается легче, т.к. подчеркивает сильную долю такта. Ритмическая группа две восьмые-четверть несколько более сложная для восприятия, из-за дробления сильной доли. Последней трудностью метроритмического диктанта является сочетания: четверть-две восьмые-две восьмые-четверть в одной мелодии. В данном случае, для более четкого представления о чередовании этих ритмических групп, можно разделить учащихся на 2 группы. Одни отмечают ритм: четверть-две восьмые, другие: две восьмые-четверть при исполнении этих ритмических групп на ударных инструментах.

Занятия диктантом займут непроизводительно много времени, не принесут должных результатов, если они начаты без овладевания необходимыми элементами записи. Поэтому, приступая к простейшему музыкальному диктанту в первом классе, учащиеся должны знать и уметь записывать ноты. Тогда вопрос о том, как писать, должен будет уступить место вопросу что писать, и, следовательно, удастся избежать соединения различных трудностей в одном задании.  Это особенно важно на занятиях с детьми 1 класса: их общее интеллектуальное развития, общие навыки письма (в том числе и нотного), способность к сознательной деятельности еще недостаточно развиты, воспитываются постепенно и не у всех равномерно. Поэтому работу над записью музыки целесообразно начинать во 2 классе, а в первом проводить большую подготовительную работу. А именно:

1.Выработка «нотного почерка» - следует систематически давать упражнения по переписыванию. Здесь хочу пояснить, что целесообразнее начинать учить записывать ноты не целыми длительностями, а четвертями и восьмыми. Во-первых, такое чередование длительностей гораздо чаще встречается в детских песнях. Во-вторых, у детей вырабатывается более аккуратный «нотный почерк», тем более, что лучше писать ноты не шариками, а черточками. Затем эти черточки укрупняем путем штриховки до аккуратного овала или кружочка. Только после того, как дети овладевают нотным письмом, можно начинать заниматься записью музыкального диктанта.

2.С первых уроков знакомства с нотами вводиться слуховой анализ поступненного движения мелодии вверх и вниз. Этот навык можно использовать для мини-диктантов. На первом этапе дается определенная нота (например, соль) и исполняется трихорд вверх, вниз или на месте. Учащиеся слушают и выкладывают на большом нотном стане пуговицами заданную мелодию. Даже ели они не всегда помнят название нот, при сформированных понятиях: «вверх», «вниз», «поступенно», «на одной ноте», «опевание» и т.д., они всегда могут выложить заданную мелодию. Нотный стан с пуговицами можно заменить клавиатурой. От заданной ноты ученик подбирает сыгранный преподавателем трихорд. Когда весь звукоряд освоен переходим к звуковысотной записи.

3.Звуковысотную запись мелодии на начальном этапе целесообразнее не записывать нотами, а выкладывать на большом нотном стане пуговками. Общий навык письма у многих детей еще не развит, а нотное письмо вызывает еще больше трудностей. Объем внимания у первоклассников небольшой, пока они вспоминают как пишется нота, они забывают все остальное. Кроме того, мышление в этом возрасте еще предметное, и манипулировать с пуговками им привычнее, чем думать и записывать. Поэтому заменив карандаш на пуговицы, мы облегчаем работу и ученику, и учителю. Диктант «записывается» скорее, дети получают более четкое представление о направлении мелодического рисунка, они сосредоточены не на написании нот, а на мелодическом рисунке, у них получается быстрее и лучше и, самое главное, они чувствуют себя в этом виде деятельности успешными. После можно переписать мелодию в тетрадь (можно по памяти). Для использования в такой «записи» длительностей, можно брать пуговицы 2-х (если только восьмые и четверти) цветов, или 2-х разных размеров.

4.К устным диктантам в 1 классе относятся, прежде всего, упражнения в пении отдельных интонаций с названием звуков, определенных по слуху. Упражнения эти преподаватель дает детям при ладовой настройке перед диктантом. Материалом для него служат мелодии с большим объемом, чем письменные, и, в основном, это песни, попевки, выученные в классе по слуху.

        Интересная форма работы – устный диктант без предварительного анализа. Такой диктант требует особенной остроты восприятия и реакции, умения сосредоточиться. Мобилизируя слух и память, ориентируясь на полученные слуховые представления, учащейся должен сразу, после 1-2 прослушиваний спеть мелодию с дирижированием. Преимущество такого диктанта в том, что он занимает гораздо меньше времени. Но, конечно, в этом случае диктант должен быть меньше размера, чем устный диктант с детальным разбором.

В конце первого года обучения можно  перейти к нотной записи мелодических диктантов. Мелодический диктант тесно связан с анализом, который учит детей разбираться в слуховых впечатлениях. Прежде всего, необходимо научить детей делить мелодию на фразы, слышать мелодическую и ритмическую повторность, к движению мелодии плавно – по ступням, скачками по устойчивым звукам. Одновременно со слуховым анализом дети приобретают первоначальный навык анализа по нотному тексту.

Каждому диктанту предшествует ладотональная настройка, которую необходимо проводить различными способами. Например, пение и определение на слух отдельных ступеней и интонаций, часть которых может встретиться в предстоящем диктанте, пение устойчивых звуков, гаммы вслух и про себя, гаммы различными длительностями, вводных звуков и тоники. Таким образом, при ладотональной настройке учитываются знания, полученные по музыкальной грамоте. Особенно важно пение устойчивых звуков, т.к. они являются главным слуховым ориентиром на начальной стадии усвоения ладотональности. Звуковысотную запись в 1 классе следует начинать только после усвоения в пении и сольфеджировании простейших интонаций мажора и минора. Проведение мелодического диктанта возможно несколькими способами:

1.Мелодия диктанта выучивается наизусть в процессе прослушивания и коллективного пения. Во время такой работы может возникнуть нечто вроде соревнования между детьми на быстроту запоминания. Запись может 2-3 раза прерываться для повторения мелодии. В отдельных случаях, по просьбе ученика, мелодия может быть сыграна еще раз. Но, в большинстве случаев, если в ответ на просьбу преподаватель предлагает учащемуся спеть мелодию, то оказывается, что надобности в дополнительном проигрывании не было. Общее проигрывание диктанта не должно превышать 5-6 раз.

2.Мелолдия запоминается постепенно и записывается только в перерывах между проигрыванием (по памяти). Так же, как и предыдущей форме работы, диктант проигрывается не более 5-6 раз. Количество проигрываний часто зависит от объема диктанта, от его трудности и уровня данной группы учащихся.

3.Во время проигрывания дети запоминают прослушанное, стараясь осознать все элементы мелодии. Лишь после окончания проигрывания детям разрешается приступить к записи. Этот способ наглядно демонстрирует учащимся, что самым важным в диктанте является умение слушать, запоминать и понимать слышанное.

        Определение размера и длительностей происходит с помощью дирижирования и похлопывания ритмического рисунка мелодии, со счетом слух (если в этом участвует весь класс) и пением мелодии «про себя», с дирижированием во время самой записи. Очень важным требованием при записи диктанта является дирижирование. Предпочтительнее давать для записи мелодии с текстом, т.к. в самих словах содержится ритм, облегчающий запись ритмического рисунка.  При наличии слуховых представлений, необходимых для диктанта, при ежеурочных упражнений в определении на слух элементов мелодического развития, при последовательном нарастании трудностей – диктант становится привычным и любимым делом.

Следует заботиться лишь о том, чтобы создавать наиболее приятные условия при его проведении:

  • так, например, диктант более эффективен, если ему предшествует ладовая настройка, и все дети готовы к записи;
  • диктант лучше проводить в начале или середине урока, а не в конце его, когда дети устали и им уже трудно сосредоточиться;
  • преподавателю не следует подчеркнуто выражать неудовольствие по поводу тех или иных неудач при записи, в таком трудном для малышей деле;
  • детям со слабой памятью преподаватель должен уделять постоянное внимание;
  • сложность диктантов следует ограничить поступенным движением, повторностью звуков, простейшими терцовыми интонациями и движением по устойчивым звукам;
  • начинать диктант необходимо с устойчивого звука;
  • метроритмические трудности диктанта должны соответствовать пройденным темам;
  • мелодии для первоначальной записи ограничены 2-4 тактами;

Основное условие осознанного восприятия диктанта – опора на прочную теоретическую базу. Одновременно с изучением понятий вводится определение соответствующих элементов на слух. Ни одна интонация в диктанте не должна появиться без предварительной работы над ней в вокальных и слуховых упражнениях.

По мнению Е.В.Давыдовой, очень важно воспитать у учащихся способность самоконтроля, выработать умение найти свою ошибку. Она указывает, что «педагог при проверке работы не должен сам пропевать неправильно записанное…, но должен суметь привлечь внимание ученика, заставить его самого спеть неверную запись или попросить подойти к инструменту, сыграть записанную мелодию, найти и исправить ошибку».

Как правило, учащиеся должны писать диктант молча, основываясь на внутреннем слухе. Но тем, у кого он еще слабо развит и музыкальные представления неясны, непрочны, можно разрешить тихо напевать вслух, чтобы приучить к точности интонирования, к более яркому различению звуковысотных отношений.

В конце отведенного для записи времени диктант проверяется. Для проверки используются как индивидуальные, так и коллективные формы:

  • пропевание мелодии диктанта всем классом;
  • коллективный разбор номера учителем и всем классом (называются ноты, аккорды, ритм, штрихи и т.д.);
  • индивидуальная проверка педагогом тетради учащегося;
  • пропевание каждым учащимся своей записи по тетради и самостоятельная проверка и исправление ошибок;
  • сравнение учеником своей записи с оригинальным текстом;
  • проигрывание диктанта на фортепиано
  • взаимопроверка у соседа по парте.

Работа над диктантом в классе не заканчивается. Обязательно необходимо задавать диктант выучить наизусть или записать в другой тональности, или сочинить слова и подобрать аккомпанемент (в 1 классе – 1-2 басовыми звуками). Непременное условие – все учащиеся заканчивают запись диктанта в классе: либо с помощью преподавателя, либо с помощью товарища.

        

При работе над музыкальным диктантом в 1 классе не следует забывать о психологических особенностях данного возраста. Поэтому следует разнообразить игровыми приемами этот вид работу на уроке, используя необычные формы диктанта, например:

  • диктант-загадка – преподаватель называет ноты, а дети их записывают. После этого они мысленно должны спеть и узнать мелодию. Далее они оформляют ее ритмически, тем самым отгадывают загадку.
  • диктант с пропусками - учащимся предлагается партитура диктанта с пропущенными нотами (длительностями). Дети должны услышать, определить и вставить (вписать) правильные ноты.
  • диктант по частям – на предложенной партитуре диктанта отсутствует какая-то часть: начало, конец или середина.
  • диктант с ошибками – учащимся предлагается партитура диктанта. Преподаватель исполняет его, а дети ищут ошибки и исправляют их.
  • диктант-лото – детям раздаются разрезанный на несколько частей диктант. Во время проигрывания, они должны выложить фрагменты в правильном порядке. Если дети правильно выполнили задание, то при переворачивании листочка - фрагменты диктанта складываются в слово «молодец», «умница» и т.д.

Работа над музыкальным диктантом в 1 классе требует очень вдумчивого и внимательного отношения преподавателя. Ведь от того, как дети начнут осознанную запись мелодических примеров, с каким настроением они будут работать над диктантом, во многом зависит и дальнейшее музыкальное развитие их, уверенность в своих возможностях. Каждый согласится с тем, что, если ребенок не уверен в своих силах, это тормозит его развитие, а, следовательно, встреча с новым трудностями предстает перед такими учащимися убеждением, что написать музыкальный диктант – это неразрешимая задача. Отсюда и нежелание писать и, даже уверенность, в своей беспомощности.

Воспитать у учащихся доверие к своему слуху – вот конечный результат работы над музыкальным диктантом.

Литература:

1.Абдуллина Г.В. Систематический курс занятий по сольфеджио: методическое пособие для музыкальных факультетов педагогических ВУЗов\Г.В.Абдуллина. – СПб.: Композитор, 2005.  

2.Алексеев Б.К., Блюм Д.А. Систематический курс музыкального диктанта: учебное пособие/ Б.К.Алексеев, Д.А.Блюм. – Изд. 3-е – М.: Музыка, 1991.

3.Блюм Д.А. Роль диктанта в развитии профессионального музыкального слуха/ Д.А.Блюм// Воспитание музыкального слуха: сборинк статей. Ред.-сост. А.П.Агажанов. – М.: Музыка, 1977.

4.Барабошкина А.В. Сольфеджио для 1 кл. ДМШ, Мет. П    особие, «Музыка», 2002

5.Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе / В.А.Вахромеев. Изд. 3-е, испр. – М.: Музыка, 1978.

6.Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио, - М.: Музыка, 2003.

7.Островский А.А. Методика теории музыки и сольфеджио, - М.: Музыка, 1996.

8.Методичсеко пособие по музыкальному диктанту, общ.ред Л.Фокиной, - М.: Музыка, 1997.