Конспект открытого урока на тему: «Некоторые аспекты работы над независимостью рук на начальном этапе обучения игре на гитаре»

План-конспект урока  «Некоторые аспекты работы над независимостью рук на начальном этапе обучения игре на гитаре»

Очень важным условием для сохранения здоровья ребенка на уроке является соблюдение здоровьесберегающих технологий (чередования различных видов учебной деятельности, гигиенических мер, правильной освещенности, соблюдение температурного и воздушного режима). Поэтому я провела веселую физкультминутку, а также ученик сделал упражнения для глаз (снятие утомления).

Далее, на основном этапе работы, перед обучающимся ставились практические задачи: следить за координацией рук, активно, но без лишних движений артикулировать пальцами, освобождать кисти рук и "прислушиваться" к движениям в суставах, активно брать правой рукой интервалы, синхронизировать работу обеих рук. Иван старался справляться с задачами, работал осознанно и результативно. Играли упражнения для развития силы и ловкости пальцев Э.Пухоля. С учащимся проведена беседа о необходимости умения отслеживать свои ощущения, уметь расслабляться и быть в игровом тонусе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no1_plan-konspekt_uroka_dlya_publikatsii.doc436 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                        Конспект открытого урока на тему:

«Некоторые аспекты работы над независимостью рук

на начальном этапе обучения игре на гитаре»

 

                                                                                                            Разработала: Фламенбаум О.А.,

                                                                                                            преподаватель высшей категории

                                                                                                            филиала ГПОУ «СОКИ» в г.Балашове

     

  г. Балашов, 2022г.

Тема урока

«Некоторые аспекты работы над независимостью рук на начальном этапе обучения игре на гитаре»

Тип урока – комбинированный.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Технологии урока.

Здоровьесберегающая технология:

физкультминутка, упражнения, формирующие правильную посадку и постановку, чередование различных видов учебной деятельности, психологический комфорт (доброжелательный стиль общения преподавателя с учеником).

Технология проблемного обучения:

эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.

Технология формирования мотивации:

технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

Технология личностно-ориентированного обучения:

признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

Цель урока.

Формирование навыков в освобождении игрового аппарата на начальном этапе обучения игре на гитаре.

Задачи.

Образовательные:

формирование правильной постановки рук, правильного звукоизвлечения.

Развивающие:

развитие координации движений, развитие игровых навыков, умения контролировать напряжение и расслабление мышц, отработать у ученика умение анализировать состояние своего аппарата, развитие образного мышления.

Воспитательные:

воспитание интереса к инструменту, воспитание усидчивости, трудолюбия, собранности, контроля за своими действиями, сознательного отношения к игре.

Планируемые образовательные результаты.

Формирование дисциплины пальцев. Осознание важности проигрывания упражнений для достижения свободы правой и левой руки.

Основные термины, понятия.

Звукоизвлечение, умение анализировать состояние своего аппарата, контроль за напряжением и расслаблением мышц. Мышечная память.

        Применяемые методы соответствуют задачам, поставленным на уроке. слуховой контроль, дисциплину пальцев, усиливают коммуникативность, развивают внимание, воображение и фантазию.

Оборудование.

Музыкальные инструменты, подставки под ногу, пюпитр, нотная литература, стулья.

План урока.

Общее время урока – 40 минут.

Время

                                          Ход и содержание

Действия педагога

Действия обучающегося

14.00-14.05

Организационный момент.

Приветствие.

Объявление темы урока, вступление.

Слушает, делает записи

в тетрадях новых понятий.

14.05-14.15

Основная часть.

Проверка домашнего задания.

Повторение гамм до мажор и ре мажор в подвижном темпе, с использованием динамических оттенков и различных ритмических рисунков (использование

длительностей - четвертных и восьмых). Игра пьесы наизусть.

Ученик демонстрирует посадку,

играет пьесу, которую надо было

выучить наизусть, гаммы и

упражнения.

14.15-14.18

Физкультминутка, упражнения для корпуса и рук под музыку, используя мультимедийные технологии

Обучающийся выполняет упражнения под музыку, проговаривает слова

14.18-14.38

Новая тема. Теория и практика.

Педагог показывает новые упражнения, которые направлены на освобождение игрового аппарата и самостоятельность пальцев. Объясняет, как над ними работать.

Задает наводящие вопросы.

Обучающийся выполняет упражнения, которые показывает преподаватель.

Применение полученных новых знаний на материале упражнений. Анализ ребенком собственной игры (удачные и неудачные моменты).

14.38-14.40

Заключение.

Закрепление освоенных навыков

Педагог благодарит за работу 

Рефлексия: Какие упражнения больше всего понравились? Что бы ты еще хотел сыграть?

Педагог задаёт задание на дом, выставляет оценку

Диалог

Ход урока

I Этап работы. Организационный.  

Преподаватель:

Добрый день, уважаемые преподаватели.

Тема моего открытого урока: «Некоторые аспекты работы над независимостью рук на начальном этапе обучения игре на гитаре».  

Сегодня я проведу открытый урок с учеником 2 класса Шацким Иваном.

В работе педагога тема независимости рук и свободы исполнительского аппарата - это один из самых сложных моментов в обучении.

   

Способы звукоизвлечения для правой и левой рук, при игре на гитаре, очень различны. Поэтому нам необходимо на начальных этапах обучения уделять данным аспектам особое внимание. Постоянная работа над этими моментами требует большого опыта, знаний, терпения и внимания от педагога, так как у каждого ребёнка своя приспособляемость к инструменту и свои физиологические и психологические особенности, которые нужно учитывать. И заниматься этими вопросами надо уже с первого класса. 

Примечание (активизация внимания и постановка цели).

На первых уроках преподаватель должен обратить внимание на посадку, так как она непривычна для ребёнка. Объясняя ребёнку, как он должен сидеть и держать инструмент, можно предложить сесть ему на стул, как бы «оседлав коня», при этом локти опираются на спинку стула, обратив внимание на свободу тела и опору. И только потом дать ему инструмент и постараться вернуть эти же ощущения и свободу. Спину нужно держать прямо, но без напряжения, левая нога стоит на подставке, а правая под углом 90 градусов к полу. Стараться так же свободно сидеть и с инструментом. Сейчас Ваня покажет, как это делать (ученик демонстрирует).

Затем обычно используются упражнения для корпуса и рук без инструмента:

Ветер дует – качаемся и делаем наклон вперед с руками,

Упражнение «вентилятор» - крутим по очереди кисть правой и левой руки.

8-ка – рисуем руками.

И с инструментом:

Упражнение «лесенка» - поднимаемся и спускаемся по струнам как по лесенке с 1-й струны до 6-й и обратно вверх и вниз. Важное условие! Сначала ставим на струну один палец, затем другой, как будто шагаем по ступенькам. Когда уверенно освоим это движение, можно делать по одному шагу на ступеньку (на струну). Небольшую сложность здесь представляет движение пальцев вниз по струне. Необходимо внимательно следить за чередованием. Это упражнение помогает ученику следить за правильной постановкой, развивает координацию пальцев, помогает контролировать напряжение и расслабление мышц.

Ученик демонстрирует упражнения.

Сейчас Иван покажет различными вариантами аппликатуры упражнение на открытых струнах pimi, pmam, piai для развития самостоятельности каждого пальца.

Ученик играет.

Преподаватель: 

Сегодня мы сможем продемонстрировать только часть работы, которая проводится в классе гитары на начальном этапе для развития независимости рук и освобождении игрового аппарата на начальном этапе обучения на материале упражнений. Целью этих упражнений является доведение выполнения до степени, гарантирующей устойчивые результаты.

Но сначала – проверка домашнего задания.

II Этап работы. Основная часть.  

Преподаватель:

Ваня, сыграй, пожалуйста, гаммы и упражнения, которые мы играем (на начальном этапе мы активно используем прием арпеджио).

Ученик играет гамму: до мажор разными динамическими оттенками и ритмическими рисунками, пьесу наизусть.

Преподаватель:

Очень хорошо, а теперь сыграй, пожалуйста, гамму ре мажор и проследи за ровностью звучания, обрати внимание на точное чередование пальцев i-m в нисходящем движении, направь слух на динамическое прослушивание.

Ученик играет.

Преподаватель:

Хорошо, спасибо, Ваня, ты справился замечательно!

Примечание (создание ситуации успеха - проверяем правильность аппликатуры, правильность нотного текста, хвалим ученика за выполненное домашнее задание).

Преподаватель:

Молодец, все верно, а сейчас давай немного отдохнем.

Преподаватель проводит физминутку. Обучающийся делает упражнения под музыку. А также делает упражнения для глаз - подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз, закрыть их, открыть.

Преподаватель:

Сейчас ты хорошо продемонстрировал свои умения, но как ты думаешь, можно ли играть намного быстрее и свободней?

Примечание (активизация умственной деятельности: рассуждение, размышление)

Ученик: 

Да, думаю можно. А как это сделать?

Преподаватель: 

Чтобы пальцы стали более сильными и самостоятельными, конечно же, существуют специальные упражнения.  Примечание (озвучивание проблемы, анализ, решение). 

Когда наши пальцы работают медленно, в состоянии полной расслабленности, то же самое они способны повторить и очень быстро, при условии, что мы достаточно долго и совершенно правильно тренировали это движение на инструменте.

Эта способность мышц и нашей нервной системы запоминать и повторять ранее сделанные движения является основой обучения на гитаре или любом другом инструменте называется мышечная память.

«Мышечная память – великая вещь, но она может работать как на вас, так и против вас, потому что, если вы сначала сделаете правильное движение, затем – неправильное, а затем – то правильное, то неправильное, вы собьёте пальцы с толку. Именно это, занимаясь, делает множество людей и поэтому они добиваются скромных или неудовлетворительных результатов и большого неудовольствия», - Jamie Andreas «Основы правильных занятий на гитаре».

Э.Пухоль    

                                                      УПРАЖНЕНИЕ № 11

сначала ученик играет левую руку, а педагог играет правую руку, упражнение помогает формировать правильную постановку, следить за расслаблением левой руки, затем ученик пробует сыграть сам правой и левой рукой.

Эти упражнения играем уверенным щипком, не нарушая метроритма. Каждый палец активно прикасается к струне, расслабляясь после щипка.

Внимательно нужно отслеживать момент расслабления каждого пальца. Примечание (развитие слуховых и зрительных ощущений).

А сейчас выполним упражнение «Постукивание пальцем»* и  переходим к упр.15

Так же упражнение мы сыграем средним и указательными пальцами (вариант под нотами).  Главное в этом упражнении – следить за качеством звука, чтобы он был глубокий, внятный, красивый.

Давай мы вспомним еще один закон исполнителя – самоконтроль и самооценка собственных действий. После выполнения задания ты уже сам можешь сказать, что удалось, а что нет.

«Во время занятий вы должны понимать умом, каких действий вы хотите от пальцев, ещё до того, как сделаете это. Вы должны чётко представлять себе это настолько, чтобы быть в состоянии высказать вслух свои пожелания. Вы должны слышать, что вы хотите. Вы должны физически чувствовать, что вы хотите. И вы должны быть способны проследить за тем, что пальцы выполняют именно то, что у вас в голове», - Jamie Andreas «Основы правильных занятий на гитаре».

Ученик играет, потом анализирует свое исполнение, что удалось, что нет. 

Примечание (анализ собственных действий, навык устранения ошибок.)

III Этап работы. Заключение.  

Закрепление полученных знаний, выводы.

Для закрепления полученных навыков, играется вновь пьеса из д/з.

Ученик старается следить за правильной постановкой рук

Преподаватель: Ты многое узнал о методах работы над развитием самостоятельности и независимости пальцев правой и левой руки. Давай подытожим сегодняшний урок.                                      

Как нужно отрабатывать эти навыки?

Примечание. Блиц-опрос. Закрепление материала урока

 

Ответ обучающегося.

Преподаватель: Ты прекрасно потрудился!

Примечание (Поощрение. Создание ситуации успеха).

 

Домашнее задание для тебя пусть будет следующее: применить полученные знания на пьесах! Благодарю за работу!  Домашнее задание. Оценка.

Урок   был   направлен   на   дальнейшее   развитие беглости пальцев и преодоление технических трудностей; для того, чтобы помочь ученику дома работать собранно, внимательно, вспоминая замечания педагога.

Список литературы:

1. А. Иванов-Крамской. Школа игры на шестиструнной гитаре.

2. П. Агафошин. Школа игры на шестиструнной гитаре.

3. А. Николаев. Любителю-гитаристу. Вып. 1.    

*Приподнимите палец примерно на 2,5 см, а потом снова опустите так, чтобы он снова просто коснулся струны, «упав» на неё. Повторите так несколько раз, прикасаясь к струне Лёгким Пальцем, отводя и касаясь снова. Это называется «ПОСТУКИВАНИЕ ПАЛЬЦЕМ». Проделывайте всё каждым пальцем, на каждом занятии по нескольку раз, каждый день. И каждый раз убеждайтесь, что держите незадействованные пальцы максимально расслабленными, в то время как действующий касается струны. Так вы приучите себя к этому ощущению, и со временем станете очень чувствительны к ощущению полного расслабления. - Jamie Andreas «Основы правильных занятий на гитаре».

Самоанализ урока

Самоанализ открытого урока по теме «Некоторые аспекты работы над

независимостью рук на начальном этапе обучения игре на гитаре» 

преподавателя высшей категории Фламенбаум Ольги Анатольевны

с обучающимся второго класса Шацким Иваном.


Обучающийся второго класса, Шацкий Иван (9 лет) имеет хороший музыкальный слух и память. Чувство ритма развито также достаточно хорошо. Эмоционально отзывчив, на все пожелания педагога реагирует сразу. Хорошо воспринимает критику, осознает свои ошибки. Активен на уроках. Доброжелателен и коммуникабелен. Старается сразу качественно разбирать нотный текст, уделяет много времени развитию навыка чтение с листа, подбирает по слуху знакомые произведения. На концертных площадках хорошо справляется с волнением. Есть небольшие проблемы со звукоизвлечением, бывает «недожим» струн. Руки достаточно свободны и организованы в игре на инструменте.

В течение урока были использованы общепедагогические технологии в музыкальном образовании, направленные на развитие личности и творческих способностей учащегося: здоровьесберегающие, проблемного обучения, формирования мотивации, личностно-ориентированного обучения. Данный урок построен в соответствии с ФГТ.

Вопрос о самостоятельности рук очень важен, особенно на начальном этапе обучения игре на гитаре (2 класс), после прохождения темы посадки и постановки. Правильная организовать игровые движения - важная задача, стоящая перед преподавателем на всех этапах обучения. Дисциплина пальцев, важность контроля работы мышц игрового аппарата – являются ключевыми моментами для всего дальнейшего пути юного музыканта и успешности его обучения.

Урок по специальности имеет межпредметную связь с такими предметами как: «Сольфеджио», «Слушание музыки» («Музыкальная литература»), «Хор», «Общее фортепиано». На этих уроках приходиться обращать внимание учеников на одни и те же моменты, ставить схожие задачи, разбирать аналогичные трудности, что играет значительную роль в музыкальном развитии учащихся.

Сформулированная конкретная образовательная цель (Формирование навыков в освобождении игрового аппарата на начальном этапе обучения игре на гитаре) определила требования ко всему образовательному процессу. Были смоделированы соответствующие цели задачи (образовательные, воспитательные и развивающие), а также планируемые результаты.

Содержание урока соответствует цели урока. Структура урока соответствует типу урока, оправдана с позиции драматургии, урок отличается целостностью, эмоциональной атмосферой познания. Деятельность учащегося на уроке продумана и соответствует психологическим особенностям учащихся младших классов.

Основные дидактические принципы наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности, сознательности и активности, связи теории с практикой, согласуются с целью и задачами урока.  

В ходе уроке были использованы различные виды деятельности, каждое из которых логически мотивировано и целесообразно: слушание, исполнение, творческое осмысление в прочтении музыкальной мысли исполняемых произведений и преодоление сложностей.

   

На уроке были поставлены задачи.

Образовательные:

формирование правильной постановки рук, правильного звукоизвлечения.

Развивающие:

развитие координации движений, развитие игровых навыков, умения контролировать напряжение и расслабление мышц, отработать у ученика умение анализировать состояние своего аппарата, развитие образного мышления.

Воспитательные:

воспитание интереса к инструменту, воспитание усидчивости, трудолюбия, собранности, контроля над своими действиями, сознательного отношения к игре.

Содержание урока соответствует поставленной цели и задачам. Структура урока включала в себя: введение в тему, основную часть урока (практическое применение полученных знаний, умений, навыков, а также анализ), где велась практическая работа и заключение. Данная структура урока соответствует психологическим особенностям учащегося, что позволило сохранить и концентрировать его внимание на задачах урока, сохраняя активность до конца урока.

Этапы урока

1. Организационный этап

На этом этапе преподаватель поприветствовал присутствующих, обозначил тему и цель урока. Активизировал внимание ученика, настроил его на работу, повторив упражнения на раскрепощение игрового аппарата без инструмента. А также обосновал выбранную тему её актуальностью. А именно: данная тема имеете огромное значение для дальнейшего развития юного музыканта и раскрытие его возможностей. Именно на этом этапе развития происходит закладывание рациональной постановки исполнительского аппарата, что имеет решающее значение для дальнейшей технической оснащенности ученика.

2. Основной этап

Преподаватель использовал следующие методы обучения:

- словесный,

- практический,

- наглядный.

Правильная организовать игровые движения - важная задача, стоящая перед преподавателем на всех этапах обучения. От правильного обучения рациональной постановке рук, которая продолжается на всём протяжении начального обучения в школе искусств, а может быть и дальше, зависит успех всего обучения. Зажатыми руками и корпусом тела невозможно свободное самовыражение.

Гаммы и упражнения игрались различными ритмическими рисунками, с вариантами динамики и штрихов. Игра гамм (C - dur, a - moll). Уделялось внимание также оптимальному темпу, наиболее подходящему по возрасту и возможностям ученика. Здесь ученик отслеживал состояние мышц игрового аппарата, отвечал на наводящие вопросы, проявлял активность и любознательность.

Несомненно, очень важным условием для сохранения здоровья ребенка на уроке является соблюдение здоровьесберегающих технологий (чередования различных видов учебной деятельности, гигиенических мер, правильной освещенности, соблюдение температурного и воздушного режима). Поэтому я провела веселую физкультминутку, а также ученик сделал упражнения для глаз (снятие утомления).

Далее, на основном этапе работы, перед обучающимся ставились практические задачи: следить за координацией рук, активно, но без лишних движений артикулировать пальцами, освобождать кисти рук и "прислушиваться" к движениям в суставах, активно брать правой рукой интервалы, синхронизировать работу обеих рук. Иван старался справляться с задачами, работал осознанно и результативно. Играли упражнения для развития силы и ловкости пальцев Э.Пухоля. С учащимся проведена беседа о необходимости умения отслеживать свои ощущения, уметь расслабляться и быть в игровом тонусе. Также была проведена работа над звуком, ставились задачи анализировать и контролировать качество звука.

3.Заключительный этап

Рефлексия. Подведение итогов.

Оценивание работы обучающегося. Проанализировав положительные результаты и недочёты урока, преподаватель поставил обучающемуся оценку "отлично". Работа преподавателя и обучающегося оценена положительно. Домашнее задание дано с учётом совершенствования работы над упражнениями, этюдами и программным произведением.

Вывод. На протяжении всего занятия преподавателем поддерживался интерес обучающегося к изучаемой теме. Я считаю, что смогла установить хороший контакт с ребенком и на протяжении всего урока мотивировать его к активному обучению. Ученик 2 класса Шацкий Иван на уроке был внимательным и активным. Прослеживалась взаимосвязь этапов обучения. Задачи урока выполнялись. Я считаю, что урок достиг поставленной цели.