"Дифференцированный подход к проведению выпускных экзаменов по сольфеджио"

Воронкова Елена Николаевна

В материале даны примеры из практики по подготовки учащихся со слабыми способностями к выпускному экзамену по сольфедижо.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Методическая разработка

«Дифференцированный подход

к проведению выпускных экзаменов по сольфеджио для учащихся

семилетнего курса обучения»

Воронкова Е.Н.,

преподаватель теоретических

дисциплин

Воркута, 2019

Содержание:

1.  Вступление

2.  Дифференцированный подход к экзаменационным требованиям  

3. Анализ заданий устного ответа:

        пение гаммы

        пение   интервалов и аккордов в ладу

        пение интервалов и аккордов вне лада

        пение с листа

        исполнение песни и романса с собственным аккомпанементом

        слуховой анализ

        теоретический опрос

4. Мелодический диктант

5.  Дополнительные  рекомендации:

        а) создание благоприятной обстановки на уроках

        б) работа с родителями

        в) формы контроля

6. Заключение

7. Дидактический материал

8. Используемая литература

Вступление

 Согласно программным требованиям освоения общеобразовательных общеразвиющих программам в области музыкального образования, выпускники детских музыкальных школ сдают экзамен по сольфеджио. В программе по предмету сольфеджио четко определены экзаменационные требования  для разных курсов обучения. Выпускник семилетнего курса обучения должен показать на экзамене высокий уровень вокально-интонационных навыков и знание теоретического материала.  Некоторые преподаватели теоретических дисциплин считают эти требования слишком сложными для учеников со слабыми способностями. При подготовке к экзамену таких учащихся возникают различные трудности и проблемы.     Моя работа будет полезна преподавателям сольфеджио   старших классов  ДМШ и  ДШИ. Суть моей методики подготовки к выпускным экзаменам в индивидуальном подходе к учащимся и составлении  дифференцированных экзаменационных требований для  детей с разными способностями. Так же в ней используется опора на четкое разделение работы в ладовой и абсолютной системе, что существенно облегчает усвоение теоретического материала и проработку вокально-интонационных навыков и является инновационным подходом в решении поставленных задач.

Цель предлагаемого материала - это оказание методической помощи в подготовке к экзаменам, как молодым преподавателям, так и педагогам со стажем. Используя мою работу в качестве алгоритма своих практических занятий, любой преподаватель может легко разработать  собственные планы подготовки к выпускным экзаменам по сольфеджио, как для семилетнего курса обучения, так и для других реализуемых программ предпрофессиональной подготовки детей.

Дифференцированный подход к экзаменационным требованиям

      Всем известно, что в музыкальных школах обучаются дети с разными способностями. Одни учащиеся легко осваивают программу и без проблем сдают выпускные экзамены. Другие - испытывают определенные трудности в усвоении материала

     Вопрос о том, как помочь каждому ученику успешно сдать выпускные экзамены по сольфеджио, неоднократно обсуждался в нашей школе. И дифференцированный подход в обучении стал «спасительным кругом». Этот метод позволил разработать аттестационные материалы трех уровней сложности. Суть их в том, что педагог, учитывая индивидуальные способности ученика, может немного изменить некоторые задания, что-то убрать или заменить.  В результате    

   Я хочу поделиться опытом    дифференцированного подхода  в  подготовке к выпускному экзамену   учеников со слабыми    способностями.

Самое первое, что нужно сделать – это четко определить уровень экзаменационных требований с учетом индивидуальных способностей учеников.  

Каждый экзаменационный билет   для устного экзамена на семилетнем курсе обучения имеет следующую структуру:

2) пение гамм;

3) пение в ладу аккорды и интервалы с разрешением;

4) пение вне лада аккорды и интервалы;

5) пение мелодии с листа;

6) слуховой анализ;

7) исполнение   романс (песню) с собственным аккомпанементом;

8) пение двухголосных мелодий

9) теоретический опрос.

         Это общие названия заданий. Уровень сложности может быть различным.       Педагог может составить билеты разной сложности. Простой билет – это обязательное условие успеха для слабоодаренных детей! Надо составить билеты двух (или трех) уровней сложности и при организации экзамена на столе будет три «кучки». И при выборе билета слабым учащимся предлагать билеты «синего цвета». (3 уровня, 3 цвета)

Сразу хочу пресечь в корне любую мысль о том, чтобы давать билеты ученикам заранее. Надежда на то, что можно выучить дома билет и сдать хорошо экзамен очень сомнительна! Любой дополнительный вопрос   и ученик тут же «сядет в лужу». Надо  надеяться только  на полученные  знания. Задача педагога донести ученикам эти знания так, что бы они  легко ориентировались в изучаемом материале. Поэтому по каждому пункту билета нужно четко определить уровень этих знаний, исходя из индивидуальных особенностей детей.

 Теперь  поговорим подробно про каждый вопрос.

     Анализ заданий устного ответа

Пение гамм. Гамма – это «лицо» ученика, его «визитная карточка». Это первое задание, подготовленное самостоятельно  на экзамене. Я  вполне согласна с Гущиной Я.В., которая пишет, что гамму можно любить, а можно ненавидеть. Сделайте так, чтобы дети полюбили это задание. Работайте над пением гамм и обязательно спрашивайте индивидуально, задавайте петь и играть гамму каждый урок. Некоторые считают это задание простым и думают, что уж гамму-то дети всегда споют! Но очень часто от волнения ребенок даже не может правильно назвать ноты. Дайте на экзамене удобную и простую гамму До минор, Ля мажор и.т.п.

            Оценка ставится не за то, что спел, а  КАК спел. Учите детей правильно готовить исполнение гаммы, сидя за партой. Каждый ученик должен знать свой диапазон и уметь самостоятельно решить в какой октаве он будет петь. Уверенное пение гаммы создает благоприятное впечатление об ученике.

                                                                                                                                           

          Пение в тональности - требует серьезной подготовки.  Главным условием успешной сдачи экзамена я считаю детальную проработку всех интервалов и аккордов в ладу с разрешением. Это «база» - основа теоретического материала нужного для экзамена.  Вот минимум аккордов и интервалов, положенных по программе: б2, м7, ув4, ум5, ув2,ум7, ум5/3, Д7 с обращениями, вводные септаккорды.      

 Наша задача – научиться все это чисто петь. Но что бы чисто петь надо знать, ЧТО петь.   Всё это должно быть  пройдено еще в 6 классе. И в начале года мы это вспоминаем.   Обобщая свой опыт работы, я могу с уверенностью заявить, что успех работы со слабыми учениками полностью зависит от освоения этого материала. Как научить детей все это строить? У каждого педагога есть своя методика и трудно дать какие-либо общие рекомендации. Я в начале прорабатываю интервалы, потом Д7 с обращениями, потом вводные. Обязательно строить на доске. Обязательно играть и петь. Главное –  что бы кроме этого задания никакой теории не было. Иначе в головах детей будет «каша». Я знаю, что мне многие возразят, потому что я предлагаю игнорировать другой материал, нужный для экзамена. Но это лишь временная мера и она очень скоро принесет свои плоды. Уже к концу первой четверти все, даже самые слабые ученики, будут ориентироваться в этом материале. Проблема чистого интонирования – это «головная боль» любого теоретика. Почему дети плохо поют? Потому что они не поют дома. Все силы тратятся на построение. Ученики считают: если построил - значит домашнюю работу сделал, а   петь необязательно. Пока этот стереотип сидит у ребенка в голове – он никогда не будет  дома петь. И проблема решится только тогда, когда построение не будет вызывать ни малейших затруднений. Этого можно добиться ярким объяснением материала и банальной тренировкой. Никакая зубрежка правил не поможет. Задайте построить и сыграть дома 5-6 пар тритонов в разных тональностях – и дети запомнят, как они стоятся. В классе работайте над пением. Слабые ученики иногда  испытывают затруднение в интонировании первой ноты. Учите детей грамотно искать ее при помощи устойчивых звуков. Это очень важный момент! Обязательно спрашивайте петь индивидуально, чаще у доски. Усвоили  одни интервалы - добавили другие и.т.д. В итоге я всю первую четверть занимаюсь только пением в ладу и гаммами. На последнем уроке делаю устный зачет по этому материалу. Этот зачет сразу показывает результат работы и выявляет слабые моменты.    В дальнейшем работа в ладу       станет самым простым и понятным заданием. Постепенно теория отходит на второй план, и домашнее задание будет начинаться со слова «спеть». Вот тогда дети и начнут петь дома, потому что оценку получат именно за пение.

 Интонирование в ладу интервалов и аккордов с разрешением получается у всех учеников. Кстати не все слабые дети плохо поют. Часто они просто испытывают проблемы с теорией. Свободное владение теоретическим материалом дает возможность полноценной работе над интонацией. Я  часто наблюдала, как некоторые дети «раскрывались» и начинали чисто интонировать.

   Очень хорошо включить в экзаменационный билет  пение небольшой аккордовой цепочки. Например - спеть в Ля мажоре: Т6-Д4\3-Т5\3-S6\4-S6\4(г) – Т5\3.    В идеале выпускник должен  определить ее на слух. Но мы ее просто споем. А когда дело дойдет до определения на слух все вспомнят, что цепочка уже была. А еще в цепочке есть обращения трезвучий и их можно будет больше не включать в билет. Для успешного ответа достаточно проработать несколько   таких аккордовых построений в разных тональностях.

   

Следующее задание включает в себя пение интервалов и аккордов от звука с разрешением в разные тональности.   Это трудное задание и мы постараемся свести его к минимуму. Лучше всего получается спеть от звука с разрешением б2 и м7 (на5ступени) и   Д7 с обращениями. Вот и включайте их в билеты!  А как же разрешение тритонов  в 4 тональности? А никак! Не вижу никакого смысла тратить на  них массу времени и сил. Тритоны  в билете были? Да!  Вряд ли кто-то обратит внимание на то, что их нет в этом задании. Тоже самое можно сказать про вводные септаккорды, ув2и ум7.Только не забудьте  спеть их в ладу. Лучше взять минимальное количество материала и проработать его как следует. Экзаменационная комиссия смотрит не на то что ученик поет, а на то КАК поет. Но обычно после усиленной проработки в тональности пение от ноты дается довольно легко. Проблема больше теоретического плана.    

          Построение   обращений трезвучий и   интервалов от звуков является непреодолимой преградой для некоторых учеников. Если это так, то надо  так же свести это задание до минимума  и использовать несложные задания.  Например - спеть от ноты «до» минорный квартсекстаккорд вверх, а от ноты «ля» ч5 вниз.

Хочу  особо отметить, что целесообразность четкого разделения работы в ладу и  работы  в абсолютной системе (т. е. от звука) подчеркивают и другие преподаватели, например Горелова Е. С.(«Изучение закономерностей ладовой и абсолютной системы в младших классах на уроках сольфеджио»). Поэтому в слабых группах не надо смешивать проработку этих заданий на одном уроке .Надо объяснять материал так, что бы дети всегда четко понимали, где они работают – в ладу или вне лада. Многие проблемы в усвоении теоретического материала возникают именно из-за непонимания  разницы положения аккорда или интервала в ладовой или относительной системе.

д). Все знают учебник «Чтение с листа» Г. Фридкина, и я регулярно занимаюсь этим заданием с младших классов. Но, как правило, слабые дети поют с листа плохо. Поэтому это задание я считаю самым трудным. Слабого ученика        сложно  научить петь с листа примеры нужные по программе. Единственный выход-это снизить уровень до минимально возможного. Вот здесь и проявляется индивидуальный подход к детям. Пусть слабый ученик поет простую мелодию. Ничего плохого в этом нет. Не стесняйтесь что-то подсказать, подыграть на инструменте. Особое внимание надо обратить на правильное воспроизведение ритмического рисунка. Работайте над сольмизацией, учите детей просто читать ноты.  Прочитайте методическую разработку Плавинской А.В. «Чтение с листа как основа развивающего обучения» и пояснительную записку к учебнику Г.Фридкина «Чтение с листа» В этих работах подчеркивается первостепенная важность постоянной тренировки навыка чтения с листа.  Занимайтесь этим каждый урок.

 е). Определение на слух-это палочка-выручалочка для  плохо поющих детей. У каждого педагога наверняка есть своя методика  этой работы. Я, например, выписываю интервалы на доске, разделяя их на разные группы. Слева -  узкие, справа широкие, слева – те, у которых звуки при разрешении расходятся, справа - сходятся. Можно написать аккорды, пометив значками особенности их звучания. Напишите на доске все, что встретится на экзамене и проведите опрос. Зрительное восприятие обязательно поможет. Играйте на слух то, что ученик хорошо слышит. Обратите внимание на уроках, какие интервалы и аккорды вызывают затруднение. Сыграйте что-то другое. Не советую даже пытаться как-то заранее «подготовить» это задание. Очень большая вероятность того, что ученик, да и вы сами не вспомните сразу, о чем договаривались. При регулярной тренировке даже самые слабые ученики отгадывают на слух хорошо.

Пение песни или романса с собственным аккомпанементом - «козырная карта» для слабого ученика. Я знаю, что  некоторые педагоги считают это задание слишком сложным и не выносят его на экзамен. Но  это домашнее задание и его вполне можно подготовить на «отлично». Самое главное не затягивать с выбором произведений. Эта работа должна быть выполнена к концу сентября. Причем дети уже должны исполнять небольшой фрагмент произведения, а  педагог  решает справится ученик или нет. Лучше сразу сменить романс на более простой или заменить его песней. У нас в школе принято рассчитывать на помощь педагога по специальности. Но все равно приходится тратить время от урока или заниматься дополнительно.  К концу второй четверти романс должен быть почти готов! А к экзамену – выучен на «отлично». Как приятно наблюдать выпускника, поющего с собственным аккомпанементом. Даже струнники вполне могут справиться с несложным произведением. Например, романс «Уж ты, Ваня-Ванечка» А.Варламова или вокализ Ладухина (№202) из учебника Сольфеджио Давыдовой для 4 класса.

Пение двухголосных мелодий тоже является домашним заданием. Для этого этапа выбираются номера из сборника Калмыкова-Фридкина с легко запоминающейся мелодией (например, №166-169). Выучить на фортепиано второй голос несложно. И регулярно учащиеся исполняют их в классе. За год у них в активе номеров 10-12, которыми они уверенно владеют. Они и выполнятся на экзамен.

Теоретический вопрос включается в билет по желанию педагога. В этом задании есть свои плюсы и минусы. Минус-это то, что придется потратить время на вызубривание вопросов. А плюс-это то, что ученику, ответившему на вопрос в билете, обычно не задают дополнительных вопросов по теории. Что лучше - решает педагог. Круг теоретических вопросов может отличаться большой разнообразностью. Учтите, что сольфеджио и теория музыки это разные предметы и можно подобрать не сложный и интересный материал. Рекомендую просмотреть раздел «Теоретические сведения» в действующей программе по сольфеджио и программе         ФГТ; Рабочие тетради по сольфеджио Г.Калининой и Экспериментальную программу «Элементарная теория музыки» Шелковниковой Т.Г.

Мелодический диктант

Экзаменационные требования по сольфеджио включают в себя мелодический диктант. Слабые ученики всегда испытывают затруднения с этим заданием. Обычно я беру простой диктант (приблизительно уровень четвертого класса) и добавляю туда пару хроматизмов или что- то еще, что усложнит этот диктант. Я знаю, что многие педагоги пишут много похожих диктантов или даже тот же самый диктант в другой тональности.  Эта работа, конечно, поможет, но  надо учитывать, что у  слабых учеников, как правило, плохая память и на экзамене они могут не вспомнить то, что писали на уроке неделю назад. Лучше основательно проработать ритмические и мелодические особенности экзаменационного диктанта на других примерах. На экзамен лучше распределить учащихся на 2 группы: сильную и слабую. И вопрос дифференциации решится сам собой.

Дополнительные  рекомендации.

Теперь несколько общих рекомендаций.

Основная задача преподавателя в начале учебного года - это добиться спокойной, рабочей обстановки в группе и регулярного выполнения домашних заданий. Пусть задания вначале будут очень простые, но ребенок должен выполнять их сам.

Не   надо    ругать ребенка за нерадивость, а  с первых же уроков в выпускном классе создать позитивное отношение к предмету. Необходимо постоянно внушать ученикам уверенность в свои силы, обязательно хвалить за  достигнутые результаты.      Нужно любым способом добиться того, что бы ученик поверил в себя!  Педагогу важно   подобрать новый своеобразный стиль общения с выпускниками. К выпускникам надо относиться как к старшим, опытным ученикам, которые  действительно многого достигли. Это повышает у детей самооценку и ответственность. Но нельзя забывать, что это дети, и излишняя строгость или фамильярность может повредить учебному процессу. Нельзя запугивать детей трудными экзаменационными требованиями.

Второе важное условие успеха - это работа с родителями. Регулярное общение   с родителями выпускников – обязательная форма работы для любого педагога. Я думаю, что все преподаватели это знают. В начале учебного года я собираю родителей выпускников и рассказываю про экзамен.

             Встречи с родителями можно проводить на групповом занятии и индивидуально. Можно показать на примере опроса одного из учеников, какие будут задания на устном экзамене. Можно спросить всех, чтобы родители сравнили уровень подготовленности своего ребенка. Лучшая форма работы – это открытый устный контрольный урок, на который приглашаются родители. Устный ответ в присутствии родителей – это серьезное испытание для ребенка. Даже самые ленивые учащиеся всегда ответственно готовятся к такому уроку. А родители наглядно видят, как отвечает их ребенок. Обычно я провожу этот урок в конце первой четверти, и часто ответы выглядят не лучшим образом. После урока я обсуждаю результаты и советую, как можно помочь своим детям.  Мое главное требование-это подпись  дневника после урока сольфеджио. Это совсем несложно, но дает хороший результат. Родители чувствуют ответственность за детей, а дети – контроль со стороны родителей. В родителях надо видеть, прежде всего, помощников, а не объекты для жалоб на детей. Жаловаться на то что ученик, заканчивая школу, не понимает материал по сольфеджио-это значит жаловаться на самих себя.

Еще хочу добавить, что я часто практикую разные зачеты или «допуски к экзамену». Зачет по тональностям, по романсам, по мелодиям наизусть и.т.п. Во втором полугодии мы пишем десять домашних  письменных экзаменационных работ. Можно сделать  зачет по пению с листа, по пению гамм и.т.п. Эта форма работы активизирует детей и приносит хорошие результаты.

Заключение

     В заключение своей работы я хочу еще раз выделить основные моменты в подготовке слабых учеников к выпускным экзаменам по сольфеджио:

1) Самое важное -   определить необходимый минимум   теоретического материала, нужного для экзамена.

2) Создание  благоприятной обстановки на уроках.

3) Обязательная беседа с родителями  

4) Тщательная проработка в ладу всех интервалов и аккордов с разрешением - это главная задача I четверти

5) Романс,   мелодии наизусть - с первых уроков

6) Проведение разных «допусков к экзамену»

Такие темы как «хроматическая гамма», «лады народной музыки», «родственные тональности»  и. т п. просто изучаются в классе, но на экзамен не выносятся. Не надо стремиться «впихнуть» в ученика наибольшее количество теоретических понятий. Он всё равно их не усвоит. Пусть лучше меньше, но зато «качественно».  

На последнем выпускном экзамене члены экзаменационной комиссии не заметили никакой разницы в ответах  моих учеников. Все дети отвечали грамотно, уверенно. И даже те, кто все 7 лет занимались на «3», получили «4» и даже «5». Любите своих учеников и старайтесь увидеть в каждом из них личность. Помогите им - и Ваш труд вернется к Вам огромной радостью за их успехи!

Дидактический материал

Пример экзаменационных билетов по сольфеджио (7кл)

(низкий уровень сложности)

Билет№1

1).  Спеть с листа №126 учебник «Чтение с листа» Г. Фридкин

2). Спеть гамму Ля мажор (натуральный вид) вверх.

В Ля мажоре спеть аккорды: Т6- Д4\3- Т5\3- S6\4 - S6\4(г)- Т5\3

3). В тональности Ля мажор спеть все большие и увеличенные интервалы с разрешением (б. 2 на IVст.;  ув.4 на IVст.  и VIст.; ув.2 на VIст.)

4). От  ноты «до-диез» спеть.   Д 6\5 с разрешением в мажор и минор. От ноты «ре» спеть м.7 и разрешить в минор. От ноты «соль» спеть М 6\4 вверх; от ми бемоль ч.4 вниз.

5). Слуховой анализ

6). Исполнить романс или песню с аккомпанементом

 

 Билет №2

1). Спеть с листа №175 учебник «Чтение с листа» Г. Фридкин

2). Спеть гамму до минор гармонический вверх и вниз. В до минора спеть аккорды Т5\3- S6\4- Т5\3- ум. ДVII\7 -Т5\3.

3). В тональности до минора спеть все малые и уменьшенные интервалы с разрешением (м7 наVст.; ум5 на VIIст. и на   IIст.;   ум7 на VII ст.)

4). Спеть от ноты «Ля» б2 с разрешением в мажор и минор. Спеть от ноты «ДО» Д7 с разрешением в мажор. Спеть от ноты «Ля» спеть Б5\3  вверх.

5). Определить на слух.

6). Исполнить песню или романс с аккомпанементом.

Пример экзаменационных билетов по сольфеджио (7кл)

(средней сложности)

Билет №1

1).  Нижний голос спеть, а верхний голос сыграть на фортепиано №166 учебник «Сольфеджио» Калмыков и Фридкин II – голосие.

2). Спеть гамму Си мажор гармонический вид вверх и вниз. Спеть в  Си  мажоре золотой ход валторн.

3).  В Си мажоре спеть с разрешением ум5\3 (наVIIcт. и на  IIст.);  м7( на V ст. и VII ст. );  Д2 с разрешением

4). От ноты «Си –бемоль» спеть ув4 с разрешением (в 4 тональности); от ноты «РЕ диез» спеть ум7 с разрешением. От ноты «ДО» спеть МДVII\7 c разрешением.

5). Определить на слух аккордовую цепочку в ладу и отдельные интервалы и аккорды вне лада

6). Исполнить романс с аккомпанементом.

Билет №2

1). Нижний голос спеть, а верхний голос сыграть на фортепиано №200 учебник «Сольфеджио» Калмыков и Фридкин II – голосие.

2).  Спеть с листа №236 учебник «Чтение с листа» Г. Фридкин

3).  Спеть гамму Си бемоль минор мелодический вид

4). В Си бемоль миноре спеть все большие и увеличенные интервалы с разрешением; уменьшенный вводный септаккорд с разрешением   через Д 6\5

5).  От ноты  «СОЛЬ-диез» спеть ум5 с разрешением (в 4 тональности)

От ноты «МИ-бемоль» спеть б6,сделать энгармоническую замену и разрешить в мажор и минор

От ноты «ЛЯ» спеть М 6\4 вниз и определить где этот аккорд будет субдоминантой

6). Определить на слух отдельные интервалы и аккорды  вне лада

7). Исполнить романс с аккомпанементом

Используемая литература:

  1. Учебник «Сольфеджио» Одноголосье. Часть 1. Б.Калмыков и Г.Фридкин   Москва «Музыка» 1971 г.
  2. Учебник «Чтение с листа на уроках сольфеджио» Г.А.Фридкин. М.1982г.
  3. Учебник «Сольфеджио  4 класс» Е. Давыдова  М. «Музыка»2007г.
  4. Методическая разработка «Чтение с листа как основа развивающего обучения» Плавинская А.В. МБОУ ДОД ДМШ №5 г. Мурманск.
  5. Методическая разработка «Еще раз о гамме. От ненависти до любви» Гущина Я.В. Электронный журнал Экстернат Р.Ф.
  6. Методическая разработка «Изучение закономерностей ладовой и абсолютной системы в младших классах на уроках сольфеджио» автор Горелова Е.С. Д.Ш.И. поселок Тюльган Оренбургской области
  7. Методическая разработка Экспериментальная программа «Элементарная теория музыки»  Шелковникова Т.Т., МБОУК ДОД ДШИ №68 Таштопольского муниципального района
  8. Варламов А.Е.  «Избранные романсы и песни» М. «Москва» 1980г.
  9. Калинина Г. «.Рабочие тетради по сольфеджио» 5-7 Кл. М. 2003-2005 г.г.
  10. Программа по сольфеджио «Инструментальное музицирование  7 лет»
  11. Программа по сольфеджио ФГТ.